Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

С развитием киноиндустрии персонажи, воплощаемые на экране, претерпели множество изменений. Они становились глубже, реалистичнее, и, что самое главное, живее. Сегодня, смотря хорошее кино, зачастую ты веришь в происходящее, и тебе не нужно убеждать себя в том, что это не дешёвая постановка. Во многом на наше восприятие влияет в первую очередь актёрская игра, а также сюжет и всё, что окружает того или иного персонажа – так называемый лор. Чем выше качество этих составляющих, тем интереснее и убедительнее получается персонаж. На самом деле, убедительные психопаты в кино – это тонкая грань, по которой невероятно трудно ходить; только лучшие из лучших смогут балансировать между тем, чтобы изобразить персонажа унылым тоскливым сопляком, не выдающим ни единой эмоции, и настоящим психопатом – холодным, рациональным, но при этом эмоционально шатким человеком, который может потерять над собой контроль в любой момент.

Зачастую многие люди ошибочно используют слово "психопат" в качестве синонима к "психу", подразумевая под этим словом истерика, которого легко вывести из себя, или человека, который способен на жестокость и прочие безумные поступки. Но это в корне неверно. Бельгийский профессор психиатрии Сэмюэль Лейстедт, который за свою карьеру опрашивал и диагностировал множество психопатов, говорит, что они не испытывают сочувствия к другим: "Они хладнокровные, – говорит психиатр. – Им неведомы эмоции".

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

Представляю вашему вниманию подборку самых интересных, на мой взгляд, психически нестабильных персонажей в киноискусстве. Начнём мы с одного интересного исследования, найденного мной на просторах интернета, а затем изучим не менее ярких личностей, туда не вошедших в силу даты публикации статьи, и поговорим о фильмах, в которых они появились.

Сам Лейстедт и его коллега Пол Линковски за три года просмотрели 400 фильмов, чтобы отыскать в них наиболее реалистичные портреты психопатов. Лейстедт говорит, что ему даже пришлось пересмотреть некоторые фильмы дважды. И все во имя науки!

Сначала психиатры отбросили явно нереалистичные фильмы с призраками или сверхспособностями. После отсева у исследователей образовалась внушительная фильмотека из 400 лент, снятых с 1915 по 2010 год, из которых психиатры выделили 126 психопатических персонажей: 105 мужчин и 21 женщину. В просмотре и оценке диагнозов также участвовала команда из 10 судебных психиатров и кинокритиков. Так что выборку можно считать вполне репрезентативной.

Диагнозы персонажей в исследовании Лейстедта и Линковски основаны на классификации, которую описали судебный психолог Хуго Эрве и психиатр Бенджамин Карпман.

Для начала предлагаю сравнить Первичную психопатию по сравнению со вторичной: первичные психопаты с рождения испытывают недостаток в эмпатии, что может указывать на генетическую основу расстройства. Для них характерна бессердечность и отсутствие чувства вины, поэтому первичную часто называют психопатией «успешных». Первичная психопатия больше свойственна представителям бизнеса, глав организаций, политиков и в целом тех, чья работа предполагает доступ к власти. У вторичных психопатов синдром вызван окружающей средой, возможно, жестоким обращением в детстве. У них, как правило, больше страхов и тревожности, характерно отсутствие контроля над своими действиями и рисковое поведение. Именно такие психопаты, как правило, попадают в тюрьму. Существуют разные вариации психопатов:

· Классический/идиопатический: низкий уровень страха или тревоги; полное отсутствие сочувствия или раскаяния; внешнее спокойствие, но способность к крайней жестокости.

· Манипулятивный: использует жертв с помощью очарования, обольщения и обмана; наиболее распространённые преступления связаны с мошенничеством и злоупотреблением доверия; чрезвычайно искусно носит «маску».

· Псевдопсихопат: имеет некоторые характеристики психопатии, но в первую очередь страдает от других расстройств, таких как психоз; склонен к вспышкам гнева.

· Мачо: запугивает угрозами, применяет насилие; импульсивен, часто теряет терпение; его относительно легко идентифицировать; чаще всего оказывается в тюрьме за преступления, связанные с наркотиками или с нападениями.

Лейстедт в соавторстве с Полом Линковски написал статью под названием «Психопатия и кино: факт или вымысел?», которую опубликовали в «Журнале судебных наук». В целом, с течением времени портреты психопатов в кино стали реалистичнее, подытожили они свои исследования. Вместо хихикающих убийц с подёргивающимися лицами, по крайней мере, некоторые из современных персонажей изображены с большей глубиной, что даёт «убедительное представление о сложности человеческой психики».

Антон Чигур – самый реалистичный психопат в истории кино.

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

«Старикам тут не место» является одним из моих самых любимых фильмов. За его создание отвечали Братья Коэны – одни из самых известных и успешных режиссёров современности. Их самые известные работы такие как «Большой Лебовски» и «Фарго» уже считаются классикой; помимо этого Коэны имеют большое количество самых престижных наград, среди которых как четыре «Оскара», так и «Золотой глобус» и премия BAFTA. Каждая из работ братьев имеет свой неповторимый стиль и оставляет яркие впечатления после просмотра.

Фильм «Старикам тут не место» считается уникальным в своём роде, и помимо высоких похвал критиков снискала всенародную любовь и занимает пятое место в списке лучших фильмов 21 столетия, разделяя позицию с «Зодиаком» Финчера.

По сравнению со своими предыдущими фильмами, Коэны старались держаться близко к литературной основе, сохранив не только дух, но и букву романа — большинство диалогов и монологов в фильме, в частности, финальная речь шерифа Белла, повторяют слово в слово книжные диалоги и монологи. Тем не менее, девушка-подросток, убежавшая из дома, которая появляется во второй половине книги, в сценарий включена не была. Также туда не попали некоторые элементы предыстории, о которых в романе говорит шериф Белл.

Для начала стоит отметить отличную операторскую работу от Роджера Дикинса (Побег из Шоушенка, 1917, Бегущий по лезвию 2049) и великолепный актёрский состав. Абсолютно все актёры вписываются в свои роли и выглядят гармонично в кадре. Особенностью фильма также является и то, что в нём отсутствует какой-либо музыкальный ряд. В картинах данного жанра всегда во время каких-то значимых моментов играет музыка, придающая эмоциональный окрас происходящему на экране. Здесь же, отсутствие саундтрека играет фильму на руку и позволяет зрителю углубиться в происходящее.

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

Возвращаясь к сюжету и персонажам: В это же время, некто по имени Антон Чигур, находясь в полицейском участке убивает помощника шерифа и сбегает, прихватив с собой кислородный баллон, конфискованный ранее. Сбежав, убийца останавливает машину и угоняет её, при этом стреляя владельцу автомобиля прямо в лоб из своей «кислородной пушки». В следующей склейке мы видим второго из трёх главных героев истории – Льюэллина Мосса, ветерана Вьетнама, который после выстрела из ружья забирает гильзу. Даже последняя фраза Антона и первое, что говорит Мосс, появившись на экране, совпадает; таким образом нам показывают некую связь и схожесть между двумя героями. Льюэллин и Антон – охотники, для которых их жертвы – лишь неразумные животные.

В романе Чигур — смуглокожий мужчина старше тридцати с голубыми глазами, от которого отдает лекарственным парфюмом и налетом странности. В фильме братья Коэны уделили проработке персонажа большое внимание. На роль они пригласили Хавьера Бардема, который на предложение ответил так: «Я не вожу, я плохо говорю по-английски, и я ненавижу насилие», но в итоге согласился.

Создавший необычную причёску Чигура визажист взял за основу образы английских крестоносцев и моду 1960-х годов. Сам же Бардем имел сильный испанский акцент и ему пришлось потратить более полугода занятий с преподавателем английского для того, чтобы от него избавиться. Помимо этого, Хавьер уделил огромное внимание тому, чтобы вжиться в роль: по его собственным заявлениям, он «окружил себя горой литературы про различных маньяков и психопатов» и изучал её на протяжении нескольких месяцев.

Антон Чигур является олицетворением неотвратимости судьбы и невозможности на неё повлиять. Чигур умён, находчив, и следует своим определённым принципам. Но больше всего в нём пугает непредсказуемость и непобедимость; как я уже ранее сказал, каждый, становился у него на пути, умирал, за исключением владельца заправки. Даже несмотря на то, что Антон практически сразу его невзлюбил и ему ничего не мешало застрелить кассира на месте, вместо этого Чигур даёт шанс на спасение и предлагает ему сыграть в монетку. Это и есть один из моментов, которые подробнее раскрывают характер персонажа и превращает его из безэмоционального мясника в самого настоящего психопата.

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

В начале фильма Антон позволяет себя арестовать ради двух целей: попасть в город и раздобыть транспорт. Получив желаемое, он сразу же без лишних колебаний избавляется от помощника шерифа. Ни одно из его преступлений не вызывает у Чигура ни малейших эмоций. Я склоняюсь к тому, что он считает себя перстом судьбы, и что его убийства делаются рукой высшей силы. А если возникают сомнения в необходимости – позволяет решить случаю.

Говоря о принципах Чигура, нельзя не упомянуть его обещание Льюэллину убить его жену, которое он сдерживает даже несмотря на то, что не было необходимости что-либо доказывать уже мёртвому человеку. Игру в монетку он предлагает и Карле – жене Льюэллина – но она отказывается, аргументируя это тем, что решать всё равно Антону. Чигур же отвечает, что «его мнение совпадает с мнением монетки». Но Чигур вовсе не является сверхчеловеком: для подтверждения этой мысли служит авария в финале, где киллер получает серьёзные увечия. Он такой же смертный, как и шериф с Моссом, но от них его отличает выдающаяся хладнокровность, бесчувственность и прагматичность на каждом шагу – отличительные черты настоящего психопата.

Луи Блум «Стрингер»

Луи «Лу» Блум — главный протагонист фильма «Стрингер», мелкий вор, который устроился на работу «стрингером» (журналистом-фрилансером). Блум незаконно расследовал преступления, и вскоре стал одержим идеей сыграть главную роль в собственной истории.

О Луи Блуме мы не знаем ничего. Ни о его семье, ни о прошлом, ни о хоть каких-то связях с другими людьми, которые могли у него быть. Это идеальный портрет вырванного из контекста человека, который выращен в среде, где всё упирается в деньги. Нам даже ни разу не показывают его спящим.

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

Луи — манипулятивный, а также вкрадчивый, но фанатично преданный своей работе человек. Он сделает всё необходимое для достижения своих целей и без колебаний осуществит их, оправдывая свои способы конечным результатом. По первому впечатлению он кажется вполне добропорядочным человеком, но на протяжении фильма становится понятно, что Луи достигает цели зловещими методами, используя при этом своих знакомых коллег как пешек в работе.

Многое из того, что он говорит, произносится с помощью неискренних фраз, мотивирующих к улучшению бизнеса, что указывает на наличие у него навыков в данном деле. Он также очень умён и проницателен, пользуясь трудным положением Нины в компании ради финансовых и сексуальных выгод. Подразумевается, что у Луи имеются извращённые сексуальные предпочтения, которые он заставляет терпеть Нину. Он самоучка и быстро учится, постигая и осваивая методы индустрии видеожурналистики с нуля.

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

Герой всю ночь ездит по городу, снимая шокирующие репортажи с мест убийств, а днём как ни в чём ни бывало занимается домашними делами и обучается в интернете. Луи совершенно не стесняется приехать на место преступления раньше полиции и обставить всё так, чтобы кадр получился сочнее. Он не считает неправильным снимать пострадавших в момент, когда им оказывают медицинскую помощь, брать интервью у людей, несколько минут назад потерявших близких, или даже снимать на камеру само преступление. А когда Луи приходит домой, он смотрит новостной выпуск, в котором были использованы снятые им кадры, записывает его и бережно откладывает в отдельную папку на рабочем столе компьютера. И в этот момент он, безусловно, воспринимает это как создание портфолио, в то время как со стороны выглядит серийным убийцей, собирающим трофеи подобно главному герою сериала "Декстер".

Джейк Джилленхал идеально смог изобразить психопата на экране, и, со слов актёра, похудел на 20 килограммов ради роли, поскольку считал Луи «голодным койотом».

Генри: портрет серийного убийцы

«Генри: портрет серийного убийцы» - фильм, в котором смешаны правда и вымысел, чтобы создать тревожное и реалистичное изображение мыслей и действий серийного убийцы. Фильм не пытается точно изобразить их преступления или мотивы, а скорее использует их в качестве вдохновения для персонажей Генри и Отиса, которых изображают Майкл Рукер и Том Таулз соответственно.

Генри - бродяга-психопат, убивающий десятки людей - мужчин, женщин и детей - во время своих путешествий по Америке. Он приезжает в Чикаго, где останавливается в закусочной, ужинает, а затем убивает пожилых владельцев винного магазина и нескольких женщин.

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

Отис, тюремный друг Генри, забирает его сестру Бекки в международном аэропорту О'Хара и привозит ее в квартиру, которую он делит с Генри. Позже вечером Бекки расспрашивает Генри об убийстве матери - преступлении, из-за которого он оказался в тюрьме. Генри рассказывает ей, что зарезал мать (что противоречит его другим заявлениям, в которых он утверждает, что застрелил ее или убил битой), потому что она издевалась и унижала его в детстве, часто занимаясь сексом у него на глазах.

Образ убийцы Генри Ли Лукаса признан одним из самых реалистичных в истории кинематографа. Фильм хорошо отображает хаос и нестабильность, присущие мышлению типичного психопата, а также отлично иллюстрирует отсутствие проницательности и эмоциональную нищету, характерные для подобных людей.

Джеймс Бонд – «Бондиана»

Это имя в списке психопатов может застать вас врасплох, но не совсем, если задуматься о том, кто такой Бонд.

С точки зрения Шона Коннери, изображавшего этого персонажа, с ним многое не так, и много чего выдаёт в нем психопата. Джеймс Бонд сексуально распущен и плохо контролирует свое поведение. Он также бессердечен и испытывает острую нехватку сочувствия. Ради всего святого он убивает людей креативными способами, и после этого бросается односложными фразами. Даже в сравнении с худшим из злодеев он должен проявлять хотя бы немного сочувствия.

Бонд - ужасный шпион. Будучи красавчиком, он остается незаметен, разрушает почти все места, которые посещает, пьет так много, что постоянно находится в состоянии опьянения или похмелья, и - давайте посмотрим правде в глаза - в своих победах полагается в основном на чистую удачу. Черты, которые делают его интересным и симпатичным вымышленным персонажем, — это те самые причины, по которым он никогда бы не продержался долго в реальном мире шпионажа. Но является ли он психопатом?

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

Об этом трудно судить, потому что это не просто один персонаж, это целый жанр, который развивался на протяжении десятилетий и, кажется, переживает новое возрождение каждые несколько лет. Даже если ограничиться наиболее известными воплощениями, у нас остается оригинальный литературный персонаж Флеминга в его двенадцати романах, вариации в романах Роберта Маркхэма, Себастьяна Фолкса, Уильяма Бойда и Энтони Хоровица и очень заметные экранные образы в двадцати пяти фильмах Eon Productions с участием шести разных актеров.

На самом деле, не все Бонды психопатичны. У Роджера Мура и Пирса Броснана, пожалуй, более мягкие черты. Но литературный Бонд, Шон Коннери и Дэниел Крэйг вполне психопатичны в своих образах безжалостных убийц, полных поверхностного обаяния, болтливости, грандиозности, склонности к манипуляциям, мелкости, черствости, отсутствия угрызений совести, ужасных шпионов.

Все вышеперечисленные признаки входят в Контрольный список психопатии - золотой стандарт оценки психопатии, разработанный канадским психологом, профессором Робертом Д. Хейром.

Черты, которые делают его интересным и привлекательным вымышленным персонажем, — это те самые причины, по которым он никогда бы не продержался долго в реальном мире шпионажа.

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

Одна из самых ярких черт Бонда - его опасное обаяние. Он создает ауру благородного джентльмена, но внутри он груб и неуклюж. Он использует свой подвешенный язык, чтобы выпутаться из самых разных затруднительных ситуаций, а если это не помогает, пускает в ход кулаки. Он также часто известен своей болтливостью, которая подразумевает, что его слова неискренни и поверхностны. Именно так ему удается соблазнять женщин, которые пытались его убить, например, агентов SPECTRE и русских шпионов.

В большинстве фильмов Джеймс Бонд невероятно самодостаточен. Это часто проявляется в его отношениях со злодеями и девушками Бонда. Он никогда не верит, что злодеям все сойдет с рук, потому что он их остановит, и никогда не сомневается, что женщина отвергнет его ухаживания. Когда Бонд находит что-то, что ему нужно, он берет это силой. Он настолько убежден в своем праве на победу и на женщин, что получает их любой ценой. С точки зрения национальной безопасности это благо, но как только его чувство собственного достоинства ставит под угрозу миссию, он превращается в обузу.

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

По роду своей профессии он был патологическим лжецом, что жестко входило в его призвание. Однако для Бонда, чья безопасность (если не безопасность Великобритании) зависела от его умения хорошо врать, это казалось естественным. При этом он часто лгал как начальству, так и врагам.

Его статус 00 также дает ему определенные привилегии вне закона, которые он использует в своих интересах. Бывают ситуации, когда он манипулирует людьми или ситуациями в своих интересах. Например, в "Шаровой молнии" он специально не рассказывает Домино о судьбе ее брата, а только тогда, когда ему выгодно сообщить, что тот убит.

Также хотелось бы добавить, что Бонд обладает меньшим количеством схожих черт, чем другие упомянутые мною персонажи, но всё же его черты характера и особенности поведения выдают в нём психопата.

Ганнибал Лектор (версия Кубрика + книжная)

Ганнибал Лектер - дитя литовской знати и итальянских семей Висконти и Сфорца, а также серийный убийца-каннибал. Он очень умен и культурен, с изысканными вкусами и безупречными манерами. Его глубоко оскорбляет грубость, и он часто убивает людей, демонстрирующих плохие манеры; согласно роману "Ганнибал", он "предпочитает есть грубиянов". Хопкинс назвал Лектера "Робин Гудом убийц", который убивает "неизлечимо грубых".

В романе "Красный дракон" главный герой Уилл Грэм говорит, что психологи называют Лектера социопатом, "потому что не знают, как еще его назвать". Грэм утверждает, что "у него нет ни угрызений совести, ни чувства вины", а в детстве он мучил животных, но не проявляет ни одного из других критериев, традиционно ассоциируемых с социопатией. На вопрос, как бы он сам описал Лектера, Грэм ответил: "Он - монстр. Я думаю о нем как об одном из тех жалких существ, которые время от времени рождаются в больницах. Они кормят его, согревают, но не кладут на аппараты, и он умирает. У Лектера в голове все точно так же, но выглядит он нормально, и никто не может этого понять".

В "Молчании ягнят" смотритель Лектера, доктор Фредерик Чилтон, утверждает, что Лектер - "чистый социопат" ("чистый психопат" в экранизации). В экранизации "Молчания ягнят" главная героиня Кларисса Старлинг говорит о Лектере: "У них нет названия для того, что он собой представляет".

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

Патология Лектера более подробно раскрывается в книгах "Ганнибал" и "Восстание Ганнибала", где объясняется, что он был травмирован в детстве в Литве в 1944 году, когда стал свидетелем убийства и людоедства своей любимой сестры Миши группой дезертировавших литовских хилфсвиллиге, один из которых утверждал, что Лектер невольно съел и его сестру.

Все СМИ, в которых появляется Лектер, изображают его интеллектуально блестящим, культурным и утонченным, с изысканными вкусами в искусстве, музыке и кухне. Он часто изображает, как готовит изысканные блюда из плоти своих жертв, самый известный пример - его признание, что однажды он съел печень переписчика "с фасолью фава и хорошим кьянти" ("большой амароне" в романе). До поимки и заключения в тюрьму он был членом социальной элиты Балтимора, штат Мэриленд, и членом совета директоров Балтиморского филармонического оркестра.

В романе "Молчание ягнят" Лектер описан глазами Старлинг: "Она видела, что он маленький, стройный; в его руках и кистях она видела жилистую силу, похожую на ее собственную". В романе также рассказывается, что левая рука Лектера имеет редкое заболевание - срединную дупликационную полидактилию, то есть дублированный средний палец. В "Ганнибале" он несколько раз делает пластические операции на собственном лице и удаляет лишний палец. Глаза Лектера имеют бордовый оттенок и отражают свет в виде "красных точек". У него мелкие белые зубы и темные, зачесанные назад волосы с вдовьим пиком. Обладает острым обонянием: в "Красном драконе" он сразу узнает Уилла Грэма по марке лосьона после бритья, а в "Молчании ягнят" через плексигласовое окно с маленькими отверстиями определяет марку духов, которыми пользовалась Старлинг накануне. У него эйдетическая память, с помощью которой он построил в своем сознании сложный "дворец памяти", в котором он в мельчайших подробностях воспроизводит воспоминания и ощущения.

Энтони Хопкинс, актер, наиболее тесно связанный с этим персонажем, сказал, что играет Лектера как "сверхразумного, очень спокойного... У него такая ужасающая физическая сила, и он не тратит ни унции энергии. Он настолько сдержан. Он весь - мозг". Его образ был вдохновлен HAL 9000 из фильма Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея". Критик Роджер Эберт развил это сравнение: "Он - беспристрастная, блестящая машина, превосходная в логике, лишенная эмоций".

Да, он пугает до жути. Но почти сверхчеловеческий интеллект и хитрость Лектера просто не типичны для любой среды, не говоря уж о психопатах.

Лектер – прекрасный пример элитного психопата, ставшего популярным в 1980-е и 1990-е годы. Не напрасно «Молчанию ягнят» дали пять «Оскаров» в самых престижных номинациях. Это спокойный, сдержанный типаж с изощрёнными вкусами и манерами, исключительным мастерством в убийстве и полный самомнения, с почти кошачьим поведением, пишут исследователи и добавляют: «Такие черты, особенно в совокупности, как правило, отсутствуют в реальных психопатах».

Стоит также подчеркнуть, что вышеупомянутые Лейстедт и Ленковски Лектера за реалистичного психопата не считают. Но не упомянуть его в работе на данную тему - преступление.

Густаво Фринг – «Во все тяжкие»

Главный антагонист «Тяжких», скорее, социопат, но от этого разбор этого персонажа становится не менее интересным.

У Гаса таинственное прошлое; его имя, скорее всего, псевдоним, поскольку ни Управление по борьбе с наркотиками, ни его собственный силовик Майк Эрмантраут не смогли найти никаких записей о нём до его прибытия в Мексику. Предположительно, он уроженец Чили, и члены картеля иногда называют его «Чилийцем». Гас иммигрировал в Мексику в 1980-х годах во время чилийской диктатуры Аугусто Пиночета, и во флешбэке во время эпизода «Одна минута» Гектор насмешливо называет его «Большим генералиссимусом», подразумевая, что Гас был связан с режимом Пиночета. Как упоминалось в эпизоде «Лучше звоните Солу» «JMM», у Гаса и Питера Шулера работали вместе в Сантьяго, о котором Гас упоминает Питеру, чтобы успокоить его, когда он паникует из-за нападок Лало на бизнес. Винс Гиллиган заявил, что он намеренно оставил происхождение Гаса двусмысленным, сравнив его с чемоданом из «Криминального чтива».

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

Гас управляет по крайней мере двумя законными предприятиями: сетью успешных куриных ресторанов под названием Los Pollos Hermanos (Братья-цыплята) и промышленной прачечной Lavandería Brillante (Блестящая прачечная) в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Рестораны Гаса расположены по всему Юго-Западу США, включая его флагманский ресторан в Альбукерке, а также птицефабрику фирмы и распределительный центр на окраине города.

Хотя его сеть ресторанов является законным бизнесом, она служит прикрытием для Гаса, который распространяет кокаин для мексиканского картеля, а позже развивает свой собственный бизнес по производству и дистрибуции метамфетамина.

Помимо этого, Гас поддерживает положительный общественный имидж: он поддерживает гражданские дела Альбукерке, в том числе местное УБН; в дополнение к дружбе с ответственным специальным агентом, Фринг делает крупные пожертвования на благотворительные мероприятия управления. Под этим внешне приятным фасадом он безжалостен, жесток и макиавеллистичен в управлении своей огромной наркоимперией. У него работает несколько силовиков, и он лично убивал как соперников, так и союзников.

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

На самом деле Гас является безжалостным и расчётливым преступным гением. Он контролирует свою наркоимперию мёртвой хваткой, и многие люди, которые работают на него, либо не знают о его истинной натуре, либо боятся его. Густаво — хладнокровный, прагматичный, склонный к манипуляциям человек; он обычно сохраняет своё спокойное и собранное поведение. Даже в опасных ситуациях он сохраняет свою апатичность.

Гас помешан на том, чтобы все было идеально чисто и контролировалось им самим, и не терпит, когда что-то идет не так, как он задумал. Сразу после того, как он узнал об убийстве одного из подчинённых, он отправился в лабораторию, где в этот момент находились Уолтер и Джесси в качестве заложников. Перед очередным убийством Фринг надевает защитный костюм, чтобы избежать попадания крови на одежду, а после принимает душ, чистит очки и снова одевается. Обманом заставив дона Эладио и остальных членов картеля выпить отравленный Zafiro Añejo, Фринг отлучается в туалет и не спеша складывает пиджак, снимает очки и кладет на пол полотенце, чтобы не испачкать брюки, прежде чем его вырвет текилой. Это можно увидеть и в сериале "Лучше звоните Солу", когда Гасу угрожает и пугает возможное возвращение Лало Саламанки, и, чтобы сохранить спокойствие, Фринг убирает свой дом и кухню Los Pollos Hermanos, стараясь оставить их идеально чистыми. Кроме того, перед тем как отправиться в прачечную и встретиться с Лало, Гас снимает галстук, который был на нем, чтобы не испачкать его. Однако Густаво лишь один раз потерял самообладание, когда за мгновение перед своей смертью обнаружил бомбу, запрятанную под инвалидным креслом Гектора Саламанки, но быстро восстановил его - выйдя из комнаты, он застёгивал галстук, прежде чем упасть замертво.

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

Я считаю, что Фринг скорее социопат, чем психопат, но и этот факт не делает его менее интересным и сложным персонажем. Пожалуй, Густаво также является одним из лучших злодеев за всю историю телевидения.

Подводя итоги, стоит отметить, что роль психопатов в кино нередко превращается в привлекательный каталог эксцентричных или манипулятивных персонажей, чьи поступки кажутся далекими от реальности. Вместе с тем, такие образы нередко слишком утрированы, чтобы сделать фильмы более привлекательными для аудитории. Однако, среди множества киногероев найдутся и те, кто способен достоверно воплотить черты настоящего психопата.

Что делает некоторых персонажей особенно запоминающимися? Это не только их коварство и бесчувственность, но и сложные внутренние противоречия, которые делают их более глубокими и многогранными. Подобные образы проникают в психологические темы, заставляя зрителя задуматься о природе зла и его происхождении.

Темная сторона харизмы: психопаты в кино как отражение реальности.

Такие образы, приближенные к реальности, оставляют на зрителя неизгладимое впечатление и заставляют задуматься о природе человеческой психики. Они напоминают нам, что психопатия – это не просто фантастический элемент кино, но и реальное явление, которое может иметь различные проявления в реальной жизни. В этом заключается искусство создания образов в кино: обращение к темным уголкам человеческой природы, чтобы заставить нас задуматься и, возможно, понять ее немного лучше.

1414
12 комментариев

На Юте есть подборка, называется Как распознать психопата, в принципе основное там разбирают, но тема эта изучена до сих пор поверхностно. Их разных подвидов, если можно так сказать, гораздо больше, даже наработки ФБР подустарели. Впечатляющих в кино, особенно в сериалах, много, Дамер Э. Питерса, маньяк в сериале Чёрная птица П. Хаузера, все серийники из Охотники за разумом и тд. Меня больше всех впечатлил сериал Исчезновение, нидерландский. Там так жутко показали такого психопата, до сих пор тошно вспоминать, очень обыденно и страшно.

2

Да мощный фильм и концовка такая же отличная , в американской версии сделали хэппиэнд, неженки пиндосы.

1

Неплохо. Жаль, про женщин-психопаток из кино в статье ничего не сказано. Тот же самый Основной инстинкт, например. Персонаж Стоун не менее интересен, чем персонаж Хопкинса.

1

помимо стоун, «исчезнувшая» была тоже к стати. но, увы, это бы слишком растянуло хронометраж. материал про женщин тянет на отдельную статью на мой взгляд

1

про бонда ерунда