Довлатов и Маяковский, Вулф и Капоте. Шесть фильмов про великих писателей

6 сентября в прокат выходит очень хорошая картина Авдотьи Смирновой «История одного назначения». В ней описан не всем известный фрагмент биографии Льва Толстого. Вспоминаем других авторов, про которых снимали кино.

Кадр из фильма "История одного назначения" (WDSSPR)
Кадр из фильма "История одного назначения" (WDSSPR)

«Историю одного назначения» уже показали в этом году на «Кинотавре», где она получила лестные отзывы критиков и два приза — за лучший сценарий и зрительских симпатий. В центре сюжета стоит реальная история о том, как в 1866 году Лев Толстой познакомился в поезде с поручиком Григорием Колокольцевым. Он ехал на службу в роту в Тульской губернии. Колокольцев оказался поклонником Толстого, который к тому времени уже прославился «Севастопольскими рассказами». Позже, уже после того, как поручик был принят в Ясной Поляне, он рассказал Толстому о случае с полковым писарем Шабуниным. Он ударил ротного командира, за что ему грозил расстрел. Писатель вызвался быть адвокатом обвиняемого и произнес на процессе блестящую речь. Но Шабунину все равно вынесли обвинительный приговор.

Авдотья Смирнова прочитала об этом в книге историка и литературоведа Павла Басинского «Святой против Льва», где этой истории была посвящена глава «Спасти рядового Шабунина». Режиссер и сценаристка Анна Пармас очень внимательно это произведение изучили и сняли фильм. Это их третья совместная работа после «Два дня» и «Кококо».

До премьеры «Истории одного назначения» предлагаю вам (и себе) вспомнить несколько фильмов об известных писателях. Один из них тоже про Льва Толстого.

Кадр из фильма "Последнее воскресенье" (Наше кино)
Кадр из фильма "Последнее воскресенье" (Наше кино)

«Последнее воскресенье» (2009), режиссер Майкл Хоффман

События фильма, получившего две номинации на «Оскар», развиваются в 1910 году. Лев Толстой (Кристофер Пламмер) доживает последние дни в Ясной Поляне. У ворот круглосуточно дежурят папарацци, неподалеку тусуется коммуна толстовцев, презирающих церковь и частную собственность. За спиной писателя тем временем идет отчаянная борьба вокруг его завещания. Супруга Софья (Хелен Миррен) хочет оставить все семье, ближайший соратник Толстого Чертков (Пол Джаматти) настаивает на том, чтобы наследие автора стало достоянием общественности.

Во все это окунается юный идеалист Валентин (Джеймс МакЭвой), который поступает к старику на место секретаря и немедленно реализует толстовскую мысль о любви бурным романом с прогрессивной женщиной Машей (Керри Кондон). Книга, на котором основан этот фильм, как и сам фильм в оригинале, называется Last Station. Автор романа и сценарист Джей Парини сделал отсылку к одному роману Толстого, а российские прокатчики — к другому.

Кадр из фильма "Гений" (Централ Партнершип)
Кадр из фильма "Гений" (Централ Партнершип)

«Гений» (2015), режиссер Майкл Грандадж

Картина про Томаса Вулфа получила две номинации на Берлинском кинофестивале 2016 года, где и состоялась ее мировая премьера. «Гений» претендовал на Золотого медведя в номинации «Лучший фильм» и на награду за «Лучший дебют». Но ничего не получил, потому что, как вы помните, в этих номинациях победили «Море в огне» Джанфранко Рози и «Хеди» Мохамеда Бен Аттиа соответственно. Тем не менее, полноценный режиссерский дебют в кино театрального постановщика Майкла Грандаджа можно считать удачным. Взять лучших британских актеров — Колина Ферта и Джуда Лоу — и сделать большое британское кино ему не составило особого труда. Получилось как минимум очень убедительно.

«Гений» — это антипод «Великого Гэтсби» База Лурмана. Идет 1929 год. Это легко понять, потому что именно тогда был опубликован дебютный роман Вулфа «Оглянись на свой дом, ангел». В марте того же года президентом США стал Герберт Гувер, а 24 октября случился «черный четверг» — биржевой крах, который привел к Великой депрессии. Поэтому в «Гении» (в отличие от «Гэтсби», действие которого происходит в 1922 году) мы видим не вечеринки и безудержное веселье, а серые толпы, пасмурные улицы и очереди нищих за бесплатной едой. Кроме того, большая часть сюжета разворачивается в замкнутых пространствах — повседневная жизнь писателя вообще не самый богатый материал для фильма, если, конечно, этот писатель не Хэмингуэй. А он тоже появится на экране на пару минут (в исполнении Доминика Веста).

Кадр из фильма "Джейн Остин" (Централ Партнершип)
Кадр из фильма "Джейн Остин" (Централ Партнершип)

«Джейн Остин» (2006), режиссер Джулиан Джаррольд

Из двух дошедших до нас писем, в которых мисс Остин упоминает некоего Тома Лефроя, Джулиан Джэрролд вытянул историю трагической любви, которая вряд ли приснилась бы счастливым героям ее романов. Идея перенести на экран жизнь писательницы, чьи немногочисленные произведения претерпели столь многие экранизации витала в воздухе. Даже странно, что написавшая шесть исключительных драматических романов, так и не вышедшая замуж и умершая от неизвестной болезни на сорок втором году жизни Джейн Остин до 2006 года не побывала на экране.

Англия, конец XVIII века. Многодетное семейство преподобного Джорджа Остина (Джеймс Кромуэлл) обеспокоено: необходимо срочно выдать замуж старших дочерей Кассандру (Анна Максвелл Мартин) и Джейн (Энн Хэтэуэй). Но если первой жениха уже подыскали, то вторая не желает идти за перспективного местного аристократа и ждет большой чистой любви, коротая вечера за мучительным сочинением своего первого романа. Любовь не заставляет себя долго ждать. Джейн знакомится с Томом Лефроем (Джеймс МакЭвой) — нищим лондонским юристом, который поначалу кажется деревенской барышне обычным столичным снобом.

Кадр из фильма "Капоте" (Columbia/Sony)
Кадр из фильма "Капоте" (Columbia/Sony)

«Капоте» (2005), режиссер Беннетт Миллер

В 1959 году любимец интеллектуальной американской элиты Трумэн Капоте (его сыграл Сеймур Хоффман и получил за эту роль «Оскар») прочитал в газете о кровавом убийстве семьи на канзасской ферме и загорелся желанием написать об этом свою статью. Детальная реконструкция, опубликованная шесть лет спустя отдельной книгой «Хладнокровно» стала стартом для нового жанра — романа-репортажа. В течении нескольких последующих лет имя автора было у всех на устах. Регулярные теле-шоу и интервью избаловали Капоте, изнежившегося в лучах накрывшей его с головой славы. Он и без того рано познал ее вкус — за год до канзасского дела вышел «Завтрак у Тиффани», а три года спустя появилась его экранизация с Одри Хэпберн в главной роли.

Кадр из фильма "Довлатов" (WDSSPR)
Кадр из фильма "Довлатов" (WDSSPR)

«Довлатов» (2018), режиссер Алексей Герман мл.

Мировая премьера фильма состоялась в этом году на Берлинском кинофестивале. А в российском прокате картина о Довлатове появилась всего на четыре дня. Действие развивается в ноябре 1971 года. Несколько дней, описанных в фильме, играют ключевую роль в жизни писателя в частности и судьбе советской литературы в целом. Серб Милан Марич играет не столько Довлатова, сколько его лирического героя — тридцатилетнего незадачливого литератора, скрывающего свои переживания за маской иронии.

Германа младшего можно упрекнуть в отсутствии динамики и растянутом хронометраже. Герои только и делают, что курят, пьют, собираются на квартирах, говорят о литературе и эмиграции. Бродский жалуется, что его стихи, которые он читал в тюрьме, не заходят на свободе, Довлатова отговаривают бить лицо Евтушенко. Здесь нет сюжета в классическом его понимании, есть множество печальных, трагичных, светлых, юмористичных и безысходных разговоров, сводящихся к поиску своего места в мире. «Довлатов» не заставит вас любить писателя, если вы его не любили раньше. Это картина для поклонников его творчества и ностальгирующих об ушедшей эпохе.

Кадр из фильма "ВМаяковский"
Кадр из фильма "ВМаяковский"

«ВМаяковский» (2017), режиссер Александр Шейн

Недавно картину показали в Выборге на фестивале «Окно в Европу». Александр Шейн работал над ней шесть лет. Главного героя сыграл Юрий Колокольников, Лилю Брик — Чулпан Хаматова. В остальных ролях: Евгений Миронов, Любовь Максакова, Михаил и Никита Ефремовы. Это нестандартный и непредсказуемый байопик, который должен дойти до широкого проката, но вряд ли будет удостоен таким же вниманием, как четыре дня «Довлатова». И очень жаль.

756756 открытий
11 комментариев

Так чуваки... Ой да ну в жопу!

Ответить

Вообще, пусть эти фильмы не про конкретно великих писателей, сами по себе они тоже очень даже хороши: Чёрная бабочка 2016, Призрак (ghost writer) 2009, Бартон Финк 1991.
А, ну и Прощай, Кристофер Робин 2017 про Милна мне понравился.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Довлатов, ага, "великий" писатель, ага, кто следующий у нас станет "великим" писателем? Солженицын?

Ответить

Лол. Я с Солженициным не согласен ни в чем, кроме как ненависти к СССР, и считаю его Великодержавным, шовинистическим дураком, но то что он великий писатель отрицать не буду. А какие там сомнения по поводу Довлатова могут возникнуть, я даже сомневаюсь. Ты хоть книжки то его читал? Или всех кому с Советской властью было не по пути, сразу во "враги народа" записываешь?

Ответить

Гений - отличный фильм, не понимаю его странно низкого рейтинга (ниже 7), что у нас, что за рубежом.

Ответить

"очень хорошая картина" - на рановато ли

Ответить