Как Френсис Форд Коппола создал профессию саунд-дизайнера?

Режиссер Френсис Форд Коппола оказался крайне неудовлетворен качеством звука на своем втором полнометражном фильме — мюзикле «Радуга Финиана» (1968) и справедливо посчитал, что виною стала бюрократия и техническая инертность студии Warner Brothers.

Фред Астер в роли Финиана Маклонергана в «Радуге Финиана»
Фред Астер в роли Финиана Маклонергана в «Радуге Финиана»

Как режиссёр решился изменить своё положение?

Постановщик захотел изменить подход при съёмке следующего фильма «Люди дождя» (1969). Он заручился помощью своего друга Джорджа Лукаса и монтажёра Уолтера Мёрча и вместе с их семьями решился переехать жить в Сан-Франциско.

В Лос-Анджелесе Коппола чувствовал давление крупных компаний и боялся, что под этим напряжением уйдёт в мейнстрим и не сможет делать малобюджетные независимые картины.

В 60-е годы Сан-Франциско считался богемой американского общества, и именно в нем Коппола решил создать с нуля собственную студию, которая впоследствии получила название American Zoetrope.

Первый логотипы новоиспечённой студии, появившийся в 1973 году.
Первый логотипы новоиспечённой студии, появившийся в 1973 году.

Чем для Копполы стали съёмки «Людей дождя»?

Первым фильмом, снятым Копполой для American Zoetrope, стала драма «Люди дождя» 1969 года.

Как Френсис Форд Коппола создал профессию саунд-дизайнера?

Главная задумка Фрэнсиса при создании «Людей дождя» состояла в том, чтобы создать маленькую и мобильную съемочную группу, с которой можно было бы быстро передвигаться по Америке, выбирая локации для съёмок прямо на ходу, спонтанно.

В подобном образом организованном процессе съемок Коппола преследовал то, чем горел на тот момент, — идею и дух, как он считал, независимого кинематографа.

Вся съёмочная группа жила, словно кочевники, к примеру, оборудование для монтажа перевозила прямо с собой, на задних сидениях дома на колёсах, в котором проживали участники съёмки.

Следуя поставленной задаче, съёмки стартовали со сцены итальянской свадьбы Натали Равенны (Ширли Найт) и ее мужа Винни (Роберт Модика) в Гарден-Сити, штат Канзас, затем переместились в Вирджинию, дальше на юг в Чаттанугу, Теннесси, и после группа вернулась через Сент-Луис, Миссури и Норт-Платт, округ Линкольн.

Джордж Лукас, путешествовавший вместе с Копполой, попутно снимал документальный фильм о создании «Людей дождя» под названием «Кинематографист: Дневник».
Джордж Лукас, путешествовавший вместе с Копполой, попутно снимал документальный фильм о создании «Людей дождя» под названием «Кинематографист: Дневник».

Какое озарении постигло Копполу при создании «Людей дождя»?

Путешествия по стране, съемки на ходу своего собственного инди-проекта помогли Фрэнсису понять одну вещь: нет необходимости в покровительстве гигантов индустрии типа Warner Brothers для создания кино.

Впоследствии этого родилась идея организации собственной студии, резиденцией которой решено было сделать Сан-Франциско, поскольку Джордж Лукас родился в окрестностях этого города, в местечке под названием Модесто, и любил его всей душой.

Так было положено основание American Zoetrope.

Коппола и Лукас — молодые энтузиасты, вчерашние студенты киношкол.
Коппола и Лукас — молодые энтузиасты, вчерашние студенты киношкол.

Какие принципы Коппола, Мёрч и Лукас закладывали в основание American Zoetrope?

Создавая American Zoetrope, Коппола, Лукас и Мёрч планировали в корне изменить подход к звуку в кино.

В 60-х крупные студии относились к звуку с более практической точки зрения и нанимали не творцов, способных создавать яркое звуковое полотно картины, придумывать и организовывать звуковые эффекты, а ремесленников, в задачу которых входило лишь следить за качеством звука и ничего более.

Начало пути American Zoetrope

Первой задачей, вставшей перед студией, стала работа над звуком «Людей дождя», но перед этим, после окончания основных съёмок фильма, Коппола решил взять небольшой отпуск, который в последующем оказался решающим для American Zoetrope.

Пример горизонтальной системы для монтажа
Пример горизонтальной системы для монтажа

Коппола поехал отдыхать в Европу, где попутно посетил фестиваль Photokina, проходивший в Германии в городе Кёльне.

Там режиссёр лицезрел некоторые инновационные технологии, которые ещё не были доступны кинематографистам в США: горизонтальные монтажные системы и большие столы для сведения звука.

Будучи на фестивале, Коппола приобретает KEM — горизонтальный монтажный стол и оборудование для сведения звука, на котором впоследствии монтажёр Уолтер Мёрч будет монтировать и сводить звук «Людей дождя».

В чем были главные достоинства системы KEM?

Для своего времени система KEM была очень хороша в техническом плане и стоила в четверть дешевле оборудования, закупавшегося до этого в середине 60-х, что сделало возможность качественного сведения звука гораздо более доступной для независимых кинематографистов.

При этом KEM и работала быстрее: теперь один человек мог делать то, с чем раньше могла справиться только группа обученных профессионалов.

Команда American Zoetrope — молодые американские кинематографисты, желающие создавать авторское, независимое кино.
Команда American Zoetrope — молодые американские кинематографисты, желающие создавать авторское, независимое кино.

Чему Коппола научился у европейцев?

В своём путешествии по Европе Коппола посетил Данию и студию Anthena Film, которая занималась созданием рекламы, лёгких эротических фильмов и полнометражных картин.

Глава студии, продюсер Могенс Скот-Хансен пригласил Копполу посетить студию, находившуюся в поместье рядом с морем. Комнаты поместья были переоборудованы в монтажные, а гараж переделан под студию для сведения звука.

Как Френсис Форд Коппола создал профессию саунд-дизайнера?

Копполу вдохновила романтика этого места: в перерывах между работой сценаристы, режиссёры, операторы и монтажеры сидели на веранде поместья, пили кофе, курили и вели бурные обсуждения своих идей касательно нынешних и будущих картин.

Как Френсис Форд Коппола создал профессию саунд-дизайнера?

И Коппола загорелся идеей перенести этот дух независимого европейского кинопроизводства в Америку, попутно вдохновляясь культовыми фигурами французской новой волны — Жан-Люком Годаром и Франсуа Трюффо, а также культовой фигурой шведского кино — режиссёром Ингмаром Бергманом.

Поместье-резиденция Anthena Film
Поместье-резиденция Anthena Film

American Zoetrope обретает форму

По возвращении обратно в США Фрэнсис узнаёт о Джоне Корти, независимом режиссере, проживающем в Сан-Франциско и снявшем парочку неплохих и оригинальных картин («Смешной человек», «Странное одеяло»).

Джон Корти
Джон Корти

Фрэнсис связался с Корти и договорился о встрече на его студии, на которую Фрэнсис пришел вместе с Лукасом. Студия находилась на складе на Стинсон-бич — большом общественном пляже рядом с Сан-Франциско.

Корти провёл друзьям экскурсию по помещению, после которой Лукас и Коппола удостоверились, что очень даже возможно создать рабочее пространство для монтажа и сведения, не имея при этом дорогого, богато оборудованного помещения.

Как Френсис Форд Коппола создал профессию саунд-дизайнера?

После встречи с Корти Коппола, Лукас и Мёрч отыскали подвал в недостроенном складе в Сан-Франциско на улице 827 Фоллсом-Стри, где и решено было начать работу над «Людьми дождя».

Кто же такой этот «саунд-дизайнер»?

Троица подумала, что раз профессиональное оборудование теперь доступно широкому кругу специалистов и более не требовалась целая команда обученных профессионалов для работы над звуком, то теперь вполне возможно, чтобы один человек думал над всеми звуковыми эффектами картины и в то же время занимался их сведением.

В таком случае режиссёр бы обсуждал звук с этим человеком так же, как декорации с художником-постановщиком или музыку с композитором.

Рассуждения в этом направлении и привели к тому, что на производстве картины «Люди дождя» в мир кино была введена профессия саунд-дизайнера.

«...ты, черт возьми, в подвале».

На сведение звука у Уолтера Мёрча была всего неделя. Производство велось в июне 1969 года, и короткий срок обосновывался тем, что фильм нужно было успеть представить на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, Испания.

Тем временем систему KEM, заказанную Копполой из Германии, доставили буквально месяц спустя начала работы над звуком. Монтажный стол установили, но Мёрч ещё разбирался с разницей немецких и американских стандартов напряжения и частот, из-за чего приходилось постоянно консультироваться через телефон со специалистом из Гамбурга.

Киллер (Джеймс Каан) и Натали Равенна (Ширли Найт) в «Людях дождя»
Киллер (Джеймс Каан) и Натали Равенна (Ширли Найт) в «Людях дождя»

Вдобавок в новоиспечённой студии American Zoetrope во всю шли ремонтные работы: в воздухе постоянно стояли клубы пыли, на полу был мокрый цемент и разбросанные повсюду инструменты и стройматериалы.

Для непосредственного сведения использовали кладовку в подвале склада, имевшую размер 4×6 метра, которую для этих целей обделали звукоизоляционными панелями.

Как Френсис Форд Коппола создал профессию саунд-дизайнера?

Так как у студии не было проектора, то смонтированный материал отсматривали путём подключения к монтажному столу видеокамеры, которая транслировала всё на большой экран телевизора.

Работа велась без выходных по 17 часов в сутки. На шестой день, не выдержав постоянных проблем с электричеством и механикой, Коппола даже самолично починил вентиляционную систему на складе.

Как Френсис Форд Коппола создал профессию саунд-дизайнера?

Но многострадальные «Люди дождя» вышли, стали первым полноценным проектом American Zoetrope и предстали перед зрителями в Сан-Себастьяне, где Коппола забрал домой главный приз — «Золотую раковину» за лучший фильм.

Джордж Лукас, работающий в качестве производственного ассистента Копполы, получил после работы над в составе команды «Людей дождя» возможность снять свой первый полнометражный фильм «THX 1138» (1971) — антиутопическую научную фантастику, выросшую из студенческой короткометражки.

Как Френсис Форд Коппола создал профессию саунд-дизайнера?
2727
2 комментария

Спасибо. Отличное чтиво про кино

1
Ответить

Коппола - великий. 85 сегодня. За текст - спасибо !

1
Ответить