Малхолланд Драйв (Mulholland Drive, 2001): Полный Разбор Сюжета

Видеоверсия доступна
Видеоверсия доступна

Сегодня мы рассмотрим, пожалуй, лучший полнометражный фильм в карьере величайшего сюрреалиста кинематографа современности Дэвида Линча - "Малхолланд Драйв". Фильм не прост для понимания происходящего. Здесь я попытаюсь подробно разобрать это кино по косточкам с самого начала и до самого конца. Это исключительно моя трактовка фильма, но она далеко не единственная. Изучая кучу версий, я попытался свести события в логическую цепочку. Перед чтением обязательно рекомендуется посмотреть фильм, так как нет смысла читать о его трактовке, не посмотрев сей шедевр

Мы будем придерживаться хронологии событий. И поскольку эпизоды фильма идут не по порядку, мы их будем разбирать не подряд, а исходя из очередности событий. Но сколько бы я не разбирался в этом фильме, ответы на все вопросы, к сожалению, не нашел. Надеюсь, вы в комментариях поможете мне и дополните картину происходящего. Ниже доступна видеоверсия

Видеоверсия

Дайана Сэлвин

Дайана Сэлвин - главная героиня истории, родом из Онтарио (Канада). Она выиграла местный танцевальный конкурс по джиттербагу, о чем нам говорит самая первая сцена фильма

Люди танцуют джиттербаг. Но если внимательно присмотреться, то мы увидим, что на переднем плане танцуют люди, причем, их личности повторяются, а на заднем - тени. И в этих тенях отражаются те же самые люди, которые танцуют на переднем плане. Это говорит о том, что личности в этой истории имеют две роли - реальную и иллюзорную.

Затем появляется Дайана - молодая, красивая, яркая. Рядом с ней мы видим ее спутников - пожилую пару. Это судьи танцевального конкурса, в котором победила Дайана - своеобразный источник, начало этой истории. Они становятся частью ее личности.

Победа на конкурсе по джиттербагу
Победа на конкурсе по джиттербагу

Дайана, вдохновленная своим успехом, решает стать актрисой. Мечтательной девушке в какой-то момент приходит весть о том, что ее тетя Рут, которая была актрисой, скончалась и оставила ей немного денег в наследство. Дайана решает их использовать, чтобы ехать покорять Голливуд.

Камилла Роудс

Он оказывается далеко не таким, как в ее мечтах. Она живет в невзрачном домике, ездит на пробы, пытается устроить свою карьеру. На пробах к фильму "История Сильвии Норт", режиссером которого был Боб Брукер, она не смогла получить главную роль - ее получила другая актриса - более опытная и успешная Камилла Роудс. Несмотря на соперничество, девушки становятся близкими подругами. Камилла помогает Дайане получить другие роли, более того, между ними возникает любовная связь. Камилла время от времени заходит к Дайане домой, где они занимаются сексом. Соседка Дайаны мельком видела Камиллу.

Дайана и Камилла
Дайана и Камилла

И, казалось бы, все хорошо, но в один момент у Камиллы появляется парень - режиссер Адам Кешер. Камилла говорит Дайане, что они больше не могут быть вместе, та в гневе выгоняет ее. Успокоившись, Дайана принимает приглашение Камиллы на вечеринку Адама Кешера, она едет на нее по Малхолланд Драйв. Мы видим на машине знак "2GAT123". Машины с точно таким же номером появлялись в фильмах "Полицейский из Беверли-Хиллз 2" (1987), "Лос-анджелесская история" (1991), "Траффик" (2000), "Заплати другому" (2000), "Безумная и прекрасная" (2001) - это своеобразная отсылка.

Вечеринка

Камилла отводит Дайану коротким путем - через черный вход. Этот символизм проходит через весь фильм, и значит он то, что короткий путь приносит много проблем. На вечеринке Адам с Камиллой объявляют о своей помолвке.

Вечеринка Адама Кешера
Вечеринка Адама Кешера

Здесь есть несколько ключевых моментов, которые станут отражением сна Дайаны. Коко - мать Адама Кешера. Адам говорит "Я получил бассейн, а она - чистильщика бассейна". Рядом с Дайаной сидит Уилкинс - друг Адама. На заднем плане происходит диалог по-испански "Я никогда не ходила на Касабланку с Луиджи", "Какая жалость", "Так сходите". Девушка, которая целует Камиллу, получает от нее обещание пристроить ее в кино. Затем оттуда, куда она уходит, выходит ковбой - тут в реальности это просто один из гостей.

Убийство

Дайана настолько расстроена, что решается на убийство. В кафе "Winkie's" она встречается с киллером Джо, чтобы заказать ему Камиллу. Их обслуживает официантка по имени Бэтти. Дайана отдает Джо деньги и фотографию подруги со словами "Эта девушка". Он говорит ей, что когда дело будет сделано, он скажет, где найти синий ключ - это знак того, что заказ выполнен. Дайана видит у кассы Дэна - обычного молодого человека, посмотревшего на нее в ответ.

Дайана Сэлвин и киллер Джо
Дайана Сэлвин и киллер Джо

У себя дома Дайана мастурбирует, чтобы заглушить чувство вины. Она слышит телефонный звонок - дело сделано. Она получает синий ключ. Позже пытается забыться во сне, в своих фантазиях, и ложится спать. Возвращаемся к сцене до титров. Мы видим от первого лица, как Дайана, тяжело дыша, падает на подушку и проваливается в сон. Доказательством того, что это именно она, служит ее постель и желтое одеяло. Ту же самую постель и одеяло мы видим в конце фильма, когда она просыпается. Именно в этот момент кино переходит в мир снов. Далее события идут в мире грез главной героини Дайаны. Этот сон - ее проекция альтернативной жизни в гламурном Голливуде, где люди, которых она видела в реальной жизни, обретают новые роли.

Сон

Девушка едет в лимузине по Малхолланд Драйв (Альтернативная сцена поездки Дайаны на вечеринку в реальности). Он останавливается, и ее пытаются убить, но случайная авария спасает ей жизнь. Она теряет память, затем бесцельно бредет по городу и засыпает прямо на улице.

Эта девушка - проекция Камиллы Роудс во сне Дайаны. У нее нет имени, так как она потеряла память. Но примечательно тут то, что сама Камилла Роудс тоже присутствует во сне Дайаны, но это другая девушка.

Безымянная девушка
Безымянная девушка

Два детектива на месте аварии обсуждают детали. Они называют автомобиль кадиллаком, хотя это Lincoln Town Car. Очевидно, что в реальности опытные полицейские смогли бы отличить кадиллак от лимузина, в отличие от молодой девушки, во сне которой они находятся. Для нее любой лимузин похож на кадиллак, и это очередное доказательство, что авария произошла не наяву, а во сне девушки.

Один из детективов спрашивает "На какой-нибудь девушке есть жемчужные серьги?", на что получает ответ "Нет". Это вопрос проекции из реальности, ведь на Камилле были жемчужные серьги на вечеринке. К тому же этот продажный детектив, работающий на мафию, знает, что девушку с жемчужными серьгами должны убить. Получив отрицательный ответ, он оповещает мафию, что заказ не выполнен.

Тетя Рут

На утро девушка просыпается и, видя как тетя Рут съезжает из дома, пробирается в ее жилище. Тетя Рут уезжает на съемки в Канаду, разрешив своей племяннице Бэтти пожить у нее. В этом сне тетя Рут все еще жива и является успешной кинозвездой.

В закусочной "Winkie's" Дэн (которого мы видели у кассы в реальности) рассказывает приятелю о том, что видел во сне страшного человека около этой закусочной. В итоге они его встречают у заднего входа - именно там он "обитает". Дэн умирает от страха. Дэн - это некое отражение совести Дайаны перед принятием окончательного решения - именно на нем остановился ее взгляд, когда она давала киллеру Джо согласие. Страшный человек - это зло внутри Дайаны, которое в итоге уничтожает остатки ее страха (Дэна) перед принятием решения об убийстве.

Страшный человек
Страшный человек

Продажный детектив сообщает мафии, а мафия сообщает киллеру Джо, что девушку не нашли. Мы пока не знаем, почему мафия охотится за девушкой, которая ехала в лимузине, и почему у нее столько денег при себе. Мы видим, что звонит телефон под красным абажуром.

Этот абажур, как и телефон под ним - из реальности. Это тот самый звонок, когда Дайана получила приглашение от Камиллы на вечеринку. Если сравнить кадр с телефоном и абажуром в начале фильма и в конце - это тот же самый кадр. Во сне Дайаны телефонный звонок - это предвестник чего-то плохого, поскольку в реальности она получила плохие вести.

Детективы
Детективы

Бэтти Элмс

Бэтти Элмс - это проекция Дайаны в ее же сне. Она умна, находчива, прекрасная актриса, всегда позитивная. Имя "Бэтти" она взяла от официантки закусочной "Winkie's". И поскольку сама закусочная тоже существует во сне, то тамошнюю официантку зовут Дайана.

Бэтти Элмс приезжает в Лос-Анджелес вместе с парой милых стариков, которые составили ей компанию в самолете. В аэропорту их пути расходятся и в лимузине мы видим, как их милые улыбки становятся злыми. Эта та самая пара, что фигурировала в начале фильма - судьи на конкурсе танцев джиттербаг.

Бэтти Элмс
Бэтти Элмс

В воображении Дайаны эта пара - не настоящие персонажи, а ее эмоции, которые могут быть как положительными, так и вызвать невыносимые угрызения совести.

Бэтти приезжает в квартиру тети Рут, предварительно познакомившись с Коко - хозяйкой жилого комплекса (в реальном мире это мать Адама Кешера). Она ругает Уилкинса за его собаку (в реальности Уилкинс - друг Адама, который сидел рядом с Дайаной на вечеринке). Бэтти находит в доме незнакомую девушку (проекцию Камиллы). Она ничего не помнит, включая собственного имени. Поэтому называется Ритой, так как на глаза попался плакат фильма "Гильда" с Ритой Хейворт в главной роли.

Рита
Рита

Во время разговора Бэтти называет Голливуд местом мечты "Dream place", что можно перевести также "Место снов". От этих слов Рите становится дурно, так как она частично осознает, что это сон. Поэтому она делает акцент, что ей нужно поспать, и все пройдет. Так же, как и Дайана в реальности пытается забыться во сне. Но "Я думала, что немного посплю, и все само пройдет"

Адам Кешер

В этом сне режиссером фильма "История Сильвии Норт" является Адам Кешер, а не Боб Брукер. Адаму настоятельно рекомендуют взять на главную роль актрису Камиллу Роудс - причем очень влиятельные люди Голливуда - братья Кастильяни, представители местной мафии. Обратите внимание, что тут Камилла Роудс - это та самая девушка, которая целовала реальную Камиллу на вечеринке Кешера. На фото, которое показывают братья Кастильяни, эта девушка с теми же сережками, ожерельем и прической.

Адам Кешер
Адам Кешер

То есть в своей фантазии Дайана представляет, что Камилла получила роль, которая ей, Дайане, не досталась, не честным путем, а под покровительством кого-то влиятельного. Также, как в реальности девушка, поцеловавшая Камиллу, получила ее покровительство.

В результате отказа Адам перегибает палку и разбивает лимузин братьев Кастильяни клюшкой для гольфа. Эта сцена - отсылка к инциденту 1994 года с участием Джека Николсона. Николсон в свою очередь известен под псевдонимом "Человек с Малхолланда". Должно быть Дайана, будучи живя в Голливуде, знала об этом и придумала такую хитрую проекцию.

Мистер Рок

Все влиятельные люди, в их числе Голливудская мафия, убийцы, братья Кастильяни, управляются одним человеком - мистером Роком. Парализованный мужчина небольшого роста, запертый в комнате за стеклянной стеной. Мистер Рок - олицетворение того, что в Голливуде есть человек, контролирующий все.

Мистер Рок
Мистер Рок

Мы переносимся к сцене с киллером Джо. Она снята в духе фильмов Тарантино, что тоже является намеком на сон Дайаны. В реальности, когда Дайана нанимала этого киллера, у него при себе была черная записная книжка. Здесь же мы видим фантазию Дайаны на тему того, как этот убийца добыл книжку. Еще один элемент - Джо во сне и в реальности носит разные рубашки и футболки. Во сне - темно-зеленая футболка с выцветшим британским флагом. А также во сне у него разный цвет глаз

Синий ключ

Рита признается Бэтти, что не знает, кто она. Они заглядывают в ее сумочку и находят там большое количество наличных и синий ключ. Это не тот ключ, что Дайана получила от киллера в реальности - он имеет другую форму, и если в реальности синий ключ - это знак, что дело закончено, то во сне Дайаны синий ключ нужен, чтобы найти ответ на вопрос, кто такая Рита.

Синий ключ из сна
Синий ключ из сна

Мы видим вновь знакомого нам киллера Джо из сна. Расспрашивая проститутку, он явно ищет Риту - немного потасканную (после аварии) брюнетку. То есть как и в реальности, во сне Дайаны он исполняет ту же роль, но по другой причине.

Рита вспоминает про Малхолланд Драйв. Бэтти предлагает Рите узнать, что произошло на дороге. Она говорит: "Представь, что мы играем в кино. Мы можем назваться другими именами" - еще одна отсылка к нереальности происходящего.

Адам Кешер узнает, что жена ему изменяет, съемки его фильма остановлены, персонал разошелся. Причем, изменяет с чистильщиком бассейна - вспоминаем слова Кешера в реальности на вечеринке - "Я получил бассейн, а она - чистильщика бассейна". Так Дайана в своей фантазии "отомстила" Адаму. Жена выгоняет его из дома, он селится в отеле. Из банка сообщили, что его счет аннулирован. Адам узнает, что с ним хочет встретиться неизвестный ковбой

Жена Адама и чистильщик бассейна
Жена Адама и чистильщик бассейна

Дайана

Бэтти и Рита в ходе расследования узнают, что на Малхолланд Драйв действительно произошла авария. В кафе "Winkie's" они обсуждают дальнейшие действия. Их обслуживает официантка Дайана (В реальности ее звали Бэтти), и Рита вспоминает имя Дайана Сэлвин. Они находят в справочнике "Д. Сэлвин", звонят ей, но никто не отвечает. На автоответчике голос, который знаком Рите. Они узнают ее адрес.

Мы знакомимся с одним из самых загадочных персонажей истории - Луиза Боннер. Кто послужил проекцией для Луизы из реальности - неизвестно. Но она знает, что никакой Бэтти не существует и не верит ей. Она предупреждает, что кто-то в опасности. Забегая наперед, она говорит об убийстве Дайаны Сэлвин. Ее уводит Коко, которой она говорит, что какая-то девушка поселилась в ее комнате и требует ее выгнать - и речь не идет о Бэтти, так как она знакома с Рут. На Риту явно производят впечатление ее слова.

Луиза Боннер
Луиза Боннер

Ковбой

Адам Кешер встречается с ковбоем на его ранчо - место на Голливудских холмах, почти под знаком "Hollywood". Тот напрямую говорит, что Адам вернется к работе и будет управлять своим фильмом и всем актерским составом, но актрису на главную роль он должен взять ту, которую ему показали.

Этот ковбой - тот самый, которого в реальности Дайана увидела выходящим вслед за девушкой, которую поцеловала Камилла. Там он был простым гостем, но в своем сне Дайана создала из этого ковбоя символ успеха, судьбы и фортуны. И прежде всего успеха для той девушки, которая во сне Дайаны представляется именем Камиллы Роудс. Именно этот ковбой выбрал ее на главную роль, именно благодаря нему она сыграет в фильме Кешера "История Сильвии Норт". Напоминаю, что в реальности настоящая Камилла Роудс сыграла главную роль в том же фильме "История Сильвии Норт" режиссера Боба Брукера

Ковбой
Ковбой

Ковбой обеспечивает успех Адаму Кешеру и одновременно Камилле Роудс. "Поступки человека определяют его дальнейшую жизнь" - это относится не только к вымышленным персонажам из сна, но и к самой Дайане, поэтому он к ней сам потом приходит. Он также намекает, что "Если сделаешь все хорошо - мы увидимся один раз, если плохо - два раза", как бы говоря - Не искушай судьбу, коей я и являюсь.

Кинопробы

Коко в разговоре с Бэтти просит поскорее разобраться с Ритой. Она упоминает, что Луиза Боннер, конечно, иногда ошибается, но если есть проблема, ее надо решать. Тем самым она подталкивает Бэтти разобраться с Ритой, а не заниматься карьерой.

Бэтти уходит на пробы. Все к ней добры, хотя и говорят странные вещи. Это интерпретация в воображении Дайаны об идеальном Голливуде, но иногда в нем проскальзывают странные фразы типа "Скажешь, когда будет больно, малышка". Странный диалог актера и режиссера словно относится к искам о домогательствах. Тут мы узнаем, что пробная сцена уже прогонялась с другой актрисой - темноволосой, имя ее они вспомнить не смогли, но таким образом подсознание Дайаны рисует, что Бэтти лучше играет. Бэтти производит на пробах фурор. Режиссер тут Боб Брукер. В реальности Боб Брукер - режиссер "Истории Сильвии Норт", и Дайана ему не понравилась. Поэтому в своем сне он предстал нерешительным и неуверенным. Но Боб говорит важную фразу - "Не пытайся играть в реальное, пока реальное не станет реальным" (Намек о нереальности самой Бэтти как личности в сне Дайаны).

Бэтти на кинопробах
Бэтти на кинопробах

Бэтти после проб идет в другой зал, где Адам Кешер выбирал актрису на главную роль в фильме "История Сильвии Норт". Она встречается с ним глазами, между ними проходит искра. Но Бэтти вспоминает, что должна вернуться к Рите и сбегает. Адам выбирает на главную роль Камиллу словами "Эта девушка" (То же самое сказала в реальности Дайана киллеру Джо, когда заказывала Камиллу), как ранее и условился с ковбоем. Хотя по глазам видно, что он готов был рассмотреть Бэтти. Вся эта сцена - указание сразу на несколько условностей. Если бы Бэтти не торопилась к подруге и пробовалась на главную роль, то Адам, возможно, выбрал бы ее, несмотря на обещания ковбою, то есть Рита помешала карьере Бэтти. В то же время Камилла Роудс получила эту роль только за счет угроз в адрес Адама. Таким образом реальная Дайана так оправдывала во сне свою неудачу в том самом фильме "История Сильвии Норт" и одновременно тешила себя мыслью, что если бы захотела, то могла бы ее получить.

Камилла Роудс (сон)
Камилла Роудс (сон)

Дом Дайаны

Бэтти и Рита отправляются к дому Дайаны Сэлвин. По дороге они видят двух мужчин, похожих на детективов. Они являются проекцией Дайаны на реальных детективов, которые искали ее, чтобы опросить в связи с исчезновением реальной Камиллы - об этом мы узнаем от соседки Дайаны в реальности.

У дома Дайаны Бэтти и Рита встречают ее соседку, которая прежде всего обращает внимание на Риту (В реальности соседка могла видеть, как Камилла периодически заходила в гости к Дайане). Соседка также говорит, что у Дайаны остались ее вещи - это тоже из воспоминаний реальности, так как Дайана одолжила их и на текущий момент пока их не вернула. Они также поменялись квартирами - в реальности Дайана это сделала, чтобы избежать преследования со стороны полиции.

Соседка Дайаны
Соседка Дайаны

Дайане и Бэтти никто не отвечает, но они проникают внутрь и видят там мертвую женщину. Постель та же самая, что мы видим в начале фильма перед погружением в сон. Это и есть Дайана Сэлвин, но не забываем, что происходящее - сон самой Дайаны, которая на самом деле жива. Вот тут и возникает один из главных вопросов фильма - кто такая Дайана Сэлвин в своем же сне?

Дайана Сэлвин (сон)
Дайана Сэлвин (сон)

Поскольку Камиллой Роудс во сне стала девушка, которая поцеловала Камиллу в реальности, а проекцией реальной Камиллы во сне является Рита, и проекцией Дайаны Сэлвин во сне является Бэтти Элмс, то кто же во сне стал самой Дайаной Сэлвин, которую подруги находят мертвой? У нее на левой руке часы с желтым ремешком - таких нет ни у одной героини фильма. Очень важный момент - мы видим следы борьбы. Из матраца торчит вата, значит, это убийство, и по состоянию трупа произошло оно уже давно.

Рита решает, что за ней охотятся, поэтому по настоянию Бэтти надевает парик и становится блондинкой, чтобы ее никто не узнал. После эмоционального потрясения девушки успокаиваются и занимаются любовью - в реальности Дайана все еще любит Камиллу, и это проявляется даже в ее сне. Бэтти дважды признается Рите в любви, но та ничего не отвечает. Во сне Рита шепчет по-испански "Нет оркестра" и "Силенсио", и говорит, что нужно туда поехать. Испанский язык тут всплыл из воспоминаний реальной Дайаны на вечеринке Адама

Бэтти и Рита
Бэтти и Рита

Клуб "Силенсио"

Клуб "Силенсио" - это место, где нам дают понять, что все вокруг - нереальное, это просто запись. Вы можете думать, что человек играет на трубе, но на самом деле это лишь запись, а он делает вид, что играет. Оркестра нет, есть только иллюзия. Однако несмотря на иллюзорность происходящего мы получаем доказательства, что не все здесь иллюзия - фантазия основана на реальных фактах. Трубач в конце все же издает звук на трубе, а Ребекку дель Рио действительно зовут именно так, это настоящая певица, сыгравшая саму себя в фильме. Поэтому несмотря на то, что это запись, в основе все равно ее голос. Фантазия основывается на реальных прототипах.

"Силенсио" не подвластен фантазии Дайаны, это место не является ее сном, поэтому персонажи этого клуба не являются прототипами людей в реальности. Это некое подсознание Дайаны, над которым у нее нет контроля. И это подсознание способно дать те ответы, которые не способна дать сама Дайана в своем же сне.

Клуб "Силенсио"
Клуб "Силенсио"

И тут мы видим второго самого загадочного персонажа фильма - Даму с синими волосами. Мы не знаем, кто это и какую роль выполняет, предположительно она хозяйка "Силенсио". Отличительные черты - синие волосы, длинные ногти, родинка под левым глазом. Она не является чьим-то прототипом, в том числе и не является прототипом Коко, как можно было бы подумать с самого начала.

Бэтти и Рита начинают меняться ролями. Бэтти трясет, она напугана, подсознание начинает подсказывать ей, кто она в этой истории, и она понимает, что даже в своем сне прототип Дайаны не является главной героиней. В то же время Рита ее успокаивает - сущность Камиллы проявляется, она вновь становится главным персонажем даже во сне Дайаны.

Синяя коробка

После этого Бэтти находит в своей сумочке синюю коробку с прорезью. Девушки возвращаются домой за ключом. Бэтти ставит коробку на кровать и буквально исчезает, словно ее никогда и не было. Ее роль в этой истории завершена - роль второстепенной героини. Ее задача во сне Дайаны - помочь Рите вспомнить, кто она такая, поэтому она так торопилась с проб к подруге, поэтому она всегда с ней. Теперь же она не нужна, ведь синяя коробка - это ответ на главный вопрос.

Синяя коробка
Синяя коробка

Кто такая Рита?

Рита открывает коробку, заглядывает внутрь, и вся эта фантазия заканчивается. Она нашла ответ на вопрос - Кто такая Рита? На самом деле именно Рита в этом сне - проекция реальной Дайаны, а вовсе не Бэтти. Бэтти - лишь образ, созданный воображением для помощи Рите. Поэтому она не может заниматься своими делами, пока не поможет подруге.

Именно Рита нанимает киллера, чтобы убрать конкурентку. Находясь в лимузине, она уже получила синий ключ - знак того, что заказ выполнен, Дайана Сэлвин из сна лежала мертвой в своей квартире уже к началу фильма. Но Рита не расплатилась с убийцами - деньги остались при ней. Слова Джо из реальности "Как только я получу деньги, назад пути не будет" проецировались во сне Дайаны таким образом, что убийцы не получили деньги, а значит еще можно все исправить.

Рита ехала на встречу с убийцей, чтобы передать деньги, ее саму решили убрать, чтобы не оставлять свидетелей. Таким образом, Рита во сне Дайаны - это сама Дайана в реальности, именно поэтому она надевает парик и превращается в блондинку после обнаружения трупа, который ее так перепугал. Это и было начало перевоплощения. Возвращаясь к той сцене, где Бэтти и Рита сначала нашли труп, затем выбежали из дома - обратите внимание, насколько шокирована Рита и насколько спокойна и сдержана Бэтти, успокаивая подругу.

"Как только я получу деньги, назад пути не будет"
"Как только я получу деньги, назад пути не будет"

Рита, осознав, кто она и что наделала, исчезает вслед за Бэтти - этот сон подходит к концу. Мы видим тетю Рут, которая ищет свои ключи перед отъездом - та самая сцена, когда Рита пробралась в ее дом. Только теперь нет никакой Риты, ведь объяснение простое - слова Джо "Как только я получу деньги, назад пути не будет" стали отражением перезагрузки сна. Рита, не передав деньги за убийство, оставляет для себя возможность отмотать все назад, открыв коробку. Она не нанимает убийцу, Дайана Сэлвин не умирает. А тетушка Рут спокойно выезжает из квартиры, ища ключи - сцена из начала фильма. А у себя дома Дайана Сэлвин спит в постели живая.

Кто такая Дайана?

В следующей сцене мы видим ковбоя, который говорит "Просыпайся". Тут мы видим ответ на вопрос "Кто такая Дайана Сэлвин в своем же сне?". На девушке меняется ее ночнушка на черное платье, которое было на Рите. Тело непохоже ни на одну из девушек. Поскольку Рита - это проекция самой Дайаны, то по логике Дайана - это проекция Камиллы. Но на самом деле она является проекцией обеих девушек - и Камиллы, и Дайаны. Во сне именно ее убила Рита (Проекция Дайаны), заказав киллера и получив после исполнения синий ключ. Таким образом, сон Дайаны говорит ей, что заказав свою подругу она убивает не только ее, но и себя.

"Просыпайся"
"Просыпайся"

Ковбой, олицетворяющий судьбу, будит Дайану ото сна, в реальности это сделал стук в дверь от ее соседки. Дайана надевает белый халат и до конца событий фильма будет оставаться в нем. Мы видим, что у Дайаны в комнате небольшой бардак от переезда, ведь она поменялась квартирами с соседкой, чтобы избежать разговоров с полицией, три недели назад, когда произошло убийство Камиллы. Соседка забирает свои вещи, в том числе пепельницу в виде рояля. На столе у Дайаны лежит синий ключ. Она сообщает, что "Те два детектива опять приходили к тебе"

После сна

Дайане чудится, что убитая Камилла вернулась, то есть трюк из ее сна сработал и убийства удалось избежать, но это всего лишь иллюзия. Камера переключается так, что она как будто смотрит на саму себя, гораздо более спокойную и смирившуюся. Затем общий план намеренно показывает нам, что в комнате на самом деле никого нет, кроме Дайаны.

Дайана одна
Дайана одна

Страшный человек, олицетворяющий зло внутри Дайаны, кладет синюю коробочку, символ того, что можно все исправить, в бумажный пакет с мусором - символ того, что она не сможет ее открыть и зря хранит этот синий ключ, который постоянно сверлит взглядом, в надежде на успокоение. Из этого пакета выбегает пожилая пара - те самые люди, судьи конкурса танцев, благодаря которым она попала в Голливуд. Эмоции и чувства, которые когда-то вдохновили ее на новые свершения, теперь прорываются в реальный мир и терроризируют Дайану.

В дверь стучатся, это полиция, которая вновь пришла задать несколько вопросов, но для Дайаны реальность смешивается с вымыслом, и та пожилая пора, источник ее успеха на танцевальном конкурсе, стала ее палачом. Эмоции, чувство вины и раскаяния сводят ее с ума, она не может с ними справиться и кончает жизнь самоубийством.

Пожилая пара
Пожилая пара

Зло в ее сердце растворяется, и мы видим образы счастливых Риты и Бэтти, которые являлись разными проекциями самой Дайаны Сэлвин в ее же сне. Последняя сцена - пустой подиум клуба "Силенсио", подсознанию больше нечего сказать. И лишь один зритель наблюдает за этим - Дама с синими волосами, произносящая финальное слово - "Силенсио" (Тишина).

Бэтти и Рита
Бэтти и Рита

Подсказки Дэвида Линча

В оригинальном DVD-издании Дэвид Линч дал 10 подсказок для понимания фильма. Давайте кратко разберем их - текст может повторяться.

Подсказка от Дэвида Линча №1. Обратите особое внимание на начало фильма, по крайней мере две подсказки появляются до титров

Провал в сон
Провал в сон

На самом деле подсказок тут три, и они не просто так объединены в один пункт. Первая подсказка - Люди танцуют джиттербаг. Но если внимательно присмотреться, то мы увидим, что на переднем плане танцуют люди, причем, их личности повторяются, а на заднем - тени. И в этих тенях отражаются те же самые люди, которые танцуют на переднем плане. Это говорит о том, что личности в этой истории имеют две роли - реальную и иллюзорную.

Затем появляется Дайана - молодая, красивая, яркая. Рядом с ней мы видим ее спутников - пожилую пару. Это судьи танцевального конкурса, в котором победила Дайана - своеобразный источник, начало этой истории, ее эмоции, чувства и переживания.

Далее мы видим от первого лица, как Дайана, тяжело дыша, падает на подушку и проваливается в сон. Дальнейшие события разворачиваются в ее сне.

Подсказка от Дэвида Линча №2. Обратите внимание на появления красного абажура

Телефон и красный абажур
Телефон и красный абажур

Продажный детектив сообщает мафии, а мафия сообщает киллеру Джо, что девушку не нашли. Мы видим, что звонит телефон под красным абажуром. Этот абажур, как и телефон под ним - из реальности, и это единственный момент в фильме, когда во время событий сна мы видим кадр из реальности. Звонок во время событий сна - это тот самый звонок, когда Дайана получила приглашение от Камиллы на вечеринку. Если сравнить кадр с телефоном и абажуром в начале фильма и в конце - это тот же самый кадр. Во сне Дайаны телефонный звонок - это предвестник чего-то плохого, поскольку в реальности она получила плохие вести.

Подсказка от Дэвида Линча №3. Вы обратили внимание на название фильма, на который Адам Кешер прослушивает актрис? Упоминается ли оно снова?

Боб Брукер
Боб Брукер

"История Сильвии Норт" - в реальности этот фильм снимал Боб Брукер, на главную роль претендовала Дайана, но роль отдали Камилле. Именно после этого фильма они стали подругами. Во сне этот же фильм снимал Адам Кешер - режиссер, который в реальности увел Камиллу у Дайаны.

Подсказка от Дэвида Линча №4. Страшная автокатастрофа — обратите внимание на место автокатастрофы

Малхолланд Драйв
Малхолланд Драйв

Место катастрофы - Малхолланд Драйв, но подсказка не об этом. Два детектива на месте аварии называют автомобиль кадиллаком, хотя это Lincoln Town Car. Очевидно, что в реальности опытные полицейские смогли бы отличить кадиллак от лимузина, в отличие от молодой девушки, во сне которой они находятся. Для нее любой лимузин похож на кадиллак, и это очередное доказательство, что авария произошла не наяву, а во сне девушки. Тут же вторая часть подсказки - полицейский спрашивает "На какой-нибудь девушке есть жемчужные серьги?", имея в виду Риту, которую ищет мафия. В реальности на Камилле были те же жемчужные серьги

Подсказка от Дэвида Линча №5. Кто даёт ключ и почему?

Синий ключ
Синий ключ

Ключ дает киллер Джо после выполнения заказа на убийство Камиллы в реальности. Во сне же Рита, как проекция Дайаны, получает ключ от киллера за убийство Дайаны. Но в отличие от реальности, во сне девушка не передала деньги, поэтому может отмотать события назад, если найдет замок

Подсказка от Дэвида Линча №6. Обратите внимание на халат, пепельницу и кофейную чашку

Малхолланд Драйв (Mulholland Drive, 2001): Полный Разбор Сюжета

Последние 30 минут фильма происходят в реальности, и сцены тут разбросаны не по хронологии. Чтобы ей соответствовать, надо обращать внимание на вышеупомянутые детали. Пепельница в виде рояля на столе фигурирует, когда Дайана и Камилла были еще вместе - до того, как соседка забрала ее. Сцены, где Дайана ходит по дому в белом халате с кофейной чашкой - это самые последние сцены фильма непосредственно перед ее самоубийством. Такие же кофейные чашки были в "Winkie's", причем, как во сне, так и в реальности.

Подсказка от Дэвида Линча №7. Что ощущается, осознаётся и собрано в клубе "Silencio"?

Конферансье клуба "Силенсио"
Конферансье клуба "Силенсио"

Самый сложный момент фильма. "Силенсио" - это клуб в подсознании Дайаны, именно там Рита и Бэтти находят синюю коробку. Именно там раскрывается суть иллюзорного мира. И именно там заканчивается фильм. Подсознание Дайаны не подконтрольно ее разуму, поэтому там можно найти ответы на вопросы, которые сама Дайана не знает.

Подсказка от Дэвида Линча №8. Один ли только талант помог Камилле?

Камилла (реальность) и Камилла (сон)
Камилла (реальность) и Камилла (сон)

В интернете очень часто предполагают, что Камилла добилась успеха за счет того, что спала с режиссером. Но это не так, поскольку ее роль в "Истории Сильвии Норт" хвалили. Реальная Камилла добилась успеха за счет своего таланта, но в подсказке говорится не о ней. Речь идет о Камилле Роудс, которая фигурировала во сне Дайаны - это была та девушка, которую в реальности Камилла целовала на вечеринке. То есть эта девушка получила роль благодаря Камилле, а Камилла из сна получила свою роль благодаря мистеру Року и ковбою

Подсказка от Дэвида Линча №9. Обратите внимание на происшествия, окружающие человека позади "Winkies"

Смерть Дэна
Смерть Дэна

Речь идет о страшном человека, который олицетворяет зло внутри Дайаны. Именно оно убивает в ней остатки сомнения в лице Дэна, и именно оно выпускает чувство вины и угрызения совести в виде пожилой пары, которые и доводят Дайану до самоубийства.

Подсказка от Дэвида Линча №10. Где тётя Рут?

Тетя Рут
Тетя Рут

В реальности тетя Рут умерла и оставила Дайане немного денег, благодаря которым та смогла приехать в Голливуд. То есть тетя Рут косвенно приложила руку к тому, что ее племянница в итоге оказалась здесь. Дайана ей благодарна за это, именно поэтому в ее сне тетя Рут не только все еще жива, но и является успешной актрисой, которая едет на очередные съемки в Канаде.

Неразгаданные Загадки

Друзья, данная трактовка - исключительно мое мнение, но она далеко не единственная. Надеюсь, вам был интересен этот материал, пишите в комментариях, как вы поняли фильм Малхолланд Драйв и интересен ли вам такой формат разбора кино? Если да, то есть и другие проекты, которые интересно будет рассмотреть подобным образом

Более того, я до сих пор не могу объяснить два элемента в этом фильме. Первое - Луиза Боннер, которая во сне знала об убийстве и которую спешно спровадила Коко. Кто та девушка, что жила в ее квартире, и которую она хотела прогнать, попросив об этом Коко? Луиза знает Рут, но не знает Бэтти. Из реальности нет людей, которые могли бы стать проекцией Луизы во сне Дайаны.

Кто такая Луиза Боннер?
Кто такая Луиза Боннер?

Второе - дама с синими волосами в клубе "Силенсио". В фильме нет ни одного персонажа, который хоть чем-то был на нее похож, кроме Коко - у нее тоже длинные ногти, на чем делался акцент, когда она брала орехи на вечеринке Адама. Однако в остальном она на нее не похожа - родинка и серьги у дамы с синими волосами никак не повторяются у Коко, а на шее, в отличие от Коко, она ничего не носит. Поэтому врядли сама Коко имеет отношение к даме с синими волосами. Также эта дама не является Луизой Боннер, так как у последней нет родинки.

Кто эта Дама с синими волосами?
Кто эта Дама с синими волосами?

Если вы знаете ответы на эти вопросы, пишите в комментариях, надеюсь, вы разобрались в фильме лучше, чем я.

Другие мои разборы

6.4K6.4K показов
1.1K1.1K открытий
11 комментариев

Сон собаки. Уверен, Линч часть придумывал прямо на ходу.

Ответить

Говоря проще

Ответить

https://youtu.be/WOAR0OUlPWI?si=tdC-NOcCQNSn1ivy
Проще - не надо искать смысл в фильмах Линча бро , он для каждого свой, даже он сам нихуя не знает, да и не нужно оно

Ответить

Это какая-то роспись в интеллектуальном бессилии. Именно то, против чего всегда был Линч. Его фильмы имеют строгую логическую структуру и ответы на любые вопросы, которые могут возникнуть, только они не даются прямо (см. выше - прямой ответ на них - это признание за зрителем, что он тупица). Так что все ровно наоборот - смысл в фильмах Линча не просто можно, а они буквально для этого и созданы.

Ответить

Помню с индейцом кирпичикладную сцену, вроде и днем всем, а стрёмно было.

Ответить

Линча не люблю, но лайк за труд поставил

Ответить

Не зашло. Как и "Шоссе в никуда". Без википедии бы вообще не разобрался.

Ответить