Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

На протяжении всей истории киноискусства жанр криминал неизменно привлекал внимание зрителей. От классических гангстерских фильмов до современных триллеров, истории о преступниках и их противостоянии с законом будоражат наше воображение и заставляют сопереживать героям, даже если они совершают неблаговидные поступки.

В чем же секрет такой популярности? Почему мы с таким удовольствием смотрим фильмы о бандитах, грабителях, мафиози и других нарушителях закона?

В этой статье мы рассмотрим различные аспекты жанра криминал в киноискусстве. Мы поговорим о его истории, о его особенностях, о его популярности и о том, почему мы так любим смотреть фильмы о преступниках. Данная работа будет разделена на части, покрывающие различные эпохи киноискусства и этапы его развития.

20 век, «Кодекс Хейса» - взлет и падение криминального жанра.

Американский институт кино определяет этот жанр как «сосредоточенный на организованной преступности или преступниках-индивидуалистах в условиях двадцатого века». Институт назвал его одним из 10 «классических жанров» в своем списке 10 лучших жанров, опубликованном в 2008 году. В списке отмечены 3 фильмы 1931 и 1932 годов («Лицо со шрамом», «Враг общества» и «Маленький Цезарь»). С 1933 по 1966 год в список попал только один фильм («Белая жара» (1949)). По крайней мере частично это произошло из-за ограничений жанра, наложенных Кодексом Хейса, от которого в 1968 году окончательно отказались в пользу системы рейтингов фильмов Американской киноассоциации.

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.
«Ко́декс Американской ассоциации кинокомпаний, также известный как кодекс Хе́йса (англ. Motion Pictures Production Code, Hays Code) — этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов (ныне Американская ассоциация кинокомпаний), и ставший в 1934 году неофициальным действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США. Назван по имени политика-республиканца Уильяма Харрисона Хейса, в 1922—1945 годах возглавлявшего Ассоциацию. Снимать фильмы, не соблюдая кодекс Хейса, было можно, но такие фильмы не имели шанса быть выпущенными в прокат кинотеатров, принадлежавших членам ассоциации. В 1960-е годы киностудии отказались от соблюдения устаревшего кодекса; в 1968 году он был отменён.»

В гангстерском фильме 1931 года «Враг общества» в роли Томми Пауэрса представлен общеамериканский антигерой в традициях Тома Сойера. В этой истории о сухом законе Джеймс Кэгни изображает американского гангстера ирландского происхождения, который ненавидит власть и считает респектабельность удушающей. Он плохо обращается со своими девушками, но остается верным своей матери и своим собратьям.
Следуя традициям той эпохи, Пауэрс в конце умирает. Однако тот факт, что его убили конкурирующие гангстеры, а не полиция, символизирует ухудшение работы правоохранительных органов и правительства.

Warner Brothers поняли, насколько противоречивым был этот финал, и включили в конец следующее сообщение: «Конец Тома Пауэрса — это конец каждого хулигана. Враг общества — это не человек, это не персонаж, это проблема, которую мы все должны встретиться лицом к лицу».В 1933 году Национальный комитет по изучению социальных ценностей опубликовал исследование преступности. В одном из выводов утверждалось, что гангстерские фильмы дали осужденным преступникам раннее образование. Римско-католические епископы, католическая мирская организация под названием «Легион приличия» и Международная ассоциация начальников полиции — все оказывали давление на Голливуд, чтобы тот положил конец насилию в кино. Чтобы предотвратить государственную цензуру, Ассоциация продюсеров и режиссеров кино согласилась обеспечить соблюдение своего собственного Производственного кодекса. Кодекс существовал с 1930 года, но студии обычно его игнорировали .В преамбуле Кодекса говорилось: «Будет доказано, что преступление является неправомерным, преступная жизнь будет вызывать ненависть и что закон всегда будет преобладать», а многие фильмы перед началом содержали предупреждающее сообщение подобного характера.

Злодеи не могли быть главными героями, и в конце концов они должны были быть мертвы или оказаться в тюрьме. Поскольку гангстерские фильмы были самыми прибыльными фильмами Голливуда, студии столкнулись с дилеммой, которая решилась позднее, с наступлением новой ветви развития кино.

В 1970-х годах, когда теория жанров оказалась в центре внимания академических исследований и была определена более конкретная таксономия жанров, гангстерские фильмы начали отличать от других поджанров, особенно от вестернов. Жанр преимущественно определялся его историческим, идеологическим и социокультурным контекстом.

Жанр был возрожден в последовавшем за этим движении «Новый Голливуд». Новые голливудские режиссеры будут удостоены пяти из шести лучших фильмов в списке: «Бонни и Клайд» Артура Пенна 1967 года, «Крестного отца» 1972 года и «Крестного отца, часть 2» 1974 года Фрэнсиса Форда Копполы, «Лица со шрамом» 1983 года, римейка оригинала 1932 года. Брайана Де Пальмы и «Славные парни» Мартина Скорсезе 1990-х годов. Взлет и падение гангстера в классических гангстерских фильмах часто являются основными завязками сюжета.

Почему "Крёстный отец" - великое кино?

В 1972 году вышел «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы. Эпическая история семьи Корлеоне, переход поколений от постсухого закона к послевоенному, ее братоубийственные интриги и картина преступного мира Америки середины века имела огромный критический и коммерческий успех. На его долю пришлось почти 10% валовой выручки от всех фильмов за весь год. Он получил «Оскар» за лучший фильм, а также награду за лучшую мужскую роль Марлона Брандо и считается одним из величайших американских фильмов всех времен. Два года спустя «Крестный отец, часть 2» стал пятым по прибылям фильмом года и получил 11 номинаций на премию «Оскар». Коппола получил награду за лучшую режиссуру, а Роберт Де Ниро стал лучшим актером второго плана за роль молодого Вито Корлеоне.

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

Эванс хотел, чтобы режиссером картины стал американец итальянского происхождения, чтобы сделать фильм «этническим до глубины души». Последний фильм студии Paramount о мафии «Братство» имел очень плохие кассовые сборы; Эванс считал, что причиной его неудачи стала почти полная нехватка актеров и творческих кадров итальянского происхождения (режиссер Мартин Ритт и Кирк Дуглас не были итальянцами). Серджио Леоне был первым, кого Paramount выбрала в качестве режиссера фильма. Леоне отказался от этого варианта, чтобы поработать над собственным гангстерским фильмом «Однажды в Америке», о котором мы поговорим немного позднее.

Хотя «Крестному отцу» предшествовало множество фильмов о гангстерах, Коппола пропитал свой фильм культурой итальянских иммигрантов, а его изображение гангстеров как личностей значительной психологической глубины и сложности было беспрецедентным. Коппола пошел дальше, выпустив «Крестный отец, часть II», и успех этих двух фильмов, критический, художественный и финансовый, стал катализатором для создания множества других изображений американцев итальянского происхождения в образах бандитов, включая такие фильмы, как «Славные парни» Мартина Скорсезе и сериалы. например, «Клан Сопрано» Дэвида Чейза.

Всестороннее исследование итало-американской культуры в кино с 1914 по 2014 год было проведено Итальянским институтом Америки и показало влияние «Крестного отца». Три четверти фильмов, в которых итальянские американцы изображены в роли гангстеров (подавляющее большинство из них были художественными) производились после «Крестного отца»: в среднем 10 фильмов в год, тогда как до «Крестного отца» было снято менее 100 фильмов подобного содержания.

Вместе с чередой подражателей мафиозной тематике это привело к формированию стереотипной концепции итало-американской культуры, ориентированной на криминальные сети. Самый большой эффект имел первый фильм.

В отличие от любого предыдущего фильма, его изображение многих бедных итальянцев, иммигрировавших в Соединенные Штаты в первые десятилетия 20-го века, возможно, принадлежит Копполе и выражает его понимание их опыта. В фильмах исследуется интеграция вымышленных итало-американских преступников в американское общество. Хотя действие фильма происходит в период массовой итальянской иммиграции в Америку, он исследует конкретную семью Корлеоне, живущую вне закона. Хотя некоторые критики считали, что история Корлеоне изображает некоторые универсальные элементы иммиграции, другие критики предполагают, что это привело к тому, что зрители чрезмерно ассоциировали организованную преступность с итало-американской культурой. Фильм, снятый в период сильного национального цинизма и самокритики, затронул струну двойной идентичности, которую ощущают многие потомки иммигрантов. «Крестный отец» был назван фактором, повлиявшим на увеличение негативного изображения итальянских иммигрантов в Голливуде, и был инструментом вербовки в организованную преступность.

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

Идея мафиозного «Крестного отца» была придумана Марио Пьюзо, и в результате фильма этот термин был появился в обиходе. Фраза дона Вито Корлеоне «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться» была признана второй самой запоминающейся фразой в истории кино в программе AFI «100 лет... 100 цитат из фильмов» в 2014 году.

Немногим известно, что эта легендарная фраза вполне вероятно была позаимствована из других художественных произведений. Французский писатель Оноре де Бальзак в романе «Отец Горио» (1835) писал, что Вотрен сказал Эжену: «В таком случае я сделаю вам предложение, от которого никто не откажется». Джон Уэйн Вестерн, «Всадники судьбы» (1933), где Форрест Тейлор заявляет: «Я сделал Дентону предложение, от которого он не может отказаться».

Известно, что настоящие гангстеры с энтузиазмом отреагировали на фильм. Сальваторе «Бык Сэмми» Гравано, бывший босс преступного клана Гамбино, сказал:

«Я вышел из зала ошеломленным… Я имею в виду, что вылетел из кинотеатра. Возможно, это был вымысел, но для меня тогда это была наша жизнь. Это было невероятно. Я помню, как разговаривал со множеством парней, своих парней, которые чувствовали то же самое».

По словам Энтони Фиато, после просмотра фильма члены преступного клана Патриарка изменили свою речь, чтобы подражать речи Вито Корлеоне. Известно, что один из них часто ругался, но после просмотра фильма стал совершенствовать свою речь и больше философствовать.

В широком смысле "Крестный отец" олицетворяет организованную преступность, мужественность и уважение к семье. На "Крестного отца" повлияла повседневная деятельность реальной мафии, но в равной степени фильм повлиял на манеру поведения и образ мафиози. Считается, что "Крестный отец" стал первопроходцем в ритуале поцелуя руки дона в знак уважения, и нет никаких доказательств того, что эта традиция существовала до фильма. Фильм также укрепляет стереотип о мафии как о феодальной организации, возглавляемой донами как защитниками простых людей. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на Джона Готти, главу одного из Пяти семей Нью-Йорка, известного как Дон-маг.

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

Влияние «Крестного отца» на поп-культуру также невозможно переоценить. Диалоги, персонажи и образы фильма стали частью культурного духа времени, и его влияние можно увидеть во всем: от телешоу и фильмов до музыки и моды. По прошествии десятилетий уже кажется, что в «Крестном отце» нет ни единой сцены, которую бы не пародировали и над которой бы не иронизировали – далеко за пределами привычных шуток в «Симпсонах» и «Гриффинах».

«Крестный отец» также оказал значительное влияние на киноиндустрию. Использование в фильме приёмы кинематографии, музыки и монтажа установило новые стандарты гангстерского жанра и вдохновило множество подражателей. Его успех также помог Копполе стать крупным режиссером и открыл ему путь к созданию других классических фильмов, таких как «Крестный отец, часть 2» и «Апокалипсис сегодня».

После успеха первого фильма компания Paramount Pictures начала разрабатывать продолжение, и многие актеры, а также съёмочная группа присоединились к продакшену. Коппола, которому было предоставлено больше творческого контроля, хотел сделать как продолжение, так и приквел к первому фильму, который расскажет историю подъёма Вито и падения Майкла.

Премьера фильма состоялась 12 декабря 1974 года в Нью-Йорке, в широкий прокат он вышел 20 декабря того же года, получив неодназначные отзывы от критиков; однако репутация кинокартины быстро улучшилась, и вскоре она стала предметом переоценки критиков. Фильм заработал 48 млн долларов в США и Канаде и до 93 млн долларов по всему миру при бюджете в 13 млн долларов. Был номинирован на 11 премий «Оскар» и стал первым продолжением, получившим премию за лучший фильм. Шесть побед также включали в себя лучшую режиссуру для Копполы, лучшую мужскую роль второго плана для Де Ниро и лучший адаптированный сценарий для Копполы и Пьюзо. Пачино получил премию «BAFTA» за лучшую мужскую роль и был номинирован на «Оскар».

Как и его предшественник, фильм остается очень влиятельным, особенно в жанре гангстерского кино. Он считается одним из величайших фильмов всех времен, а также редким примером сиквела, который может превосходить своего предшественника. В 1997 году Американский институт киноискусства поставил картину на 32-е место в списке величайших фильмов в истории американского кино, и она сохраняла эту позицию на протяжении 10 лет.

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

Считается, что "Крестный отец" - один из тех фильмов, которым удалось вернуть зрителей в кино в 1970-е годы. Говорят, что в день премьеры первого фильма очереди к кинотеатрам растягивались на целые кварталы. И похоже, что Коппола действительно начал эру крупнобюджетных и кассовых режиссеров, которым доверяют многомиллионные бюджеты. Годом позже Мартин Скорсезе поднял жанр на немыслимую высоту, сняв свой дебютный фильм о мафии.

Влияние фильмов Мартина Скорсезе на становление жанра.

Скорсезе неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности: так, опрос, проведённый в 2010 году популярным американским журналом Paste, показал, что жители США считают Скорсезе лучшим ныне живущим режиссёром, он оставил позади Жана-Люка Годара и Стивена Спилберга. Составитель официальной биографии режиссёра сравнивает его с ещё одной легендой мира кино — Стэнли Кубриком, «только Кубрик холоден и аналитичен, а Скорсезе — горяч и эмоционален».

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

Первый полнометражный фильм Мартина Скорсезе носил рабочее название «Я позвоню первым» (I Call First) и снимался в 1967 году после того, как режиссёр закончил работу над своим короткометражным фильмом «Бритьё по-крупному». Фильм рассказывал историю любви Джей Р. и его девушки, живущих на улицах Нью-Йорка. К концу съёмок Скорсезе решил переименовать фильм в «Кто стучится в мою дверь?» (Who’s That Knocking at My Door?). После этого он снимает ещё две картины: полудокументальный фильм «Уличные сценки» и «Берта по прозвищу Товарный Вагон» (Boxcar Bertha), основанный на реальной истории.

В 1976 году Скорсезе снимает фильм «Таксист», который принёс ему славу и узнаваемость, а также в котором впервые был полностью раскрыт его талант как режиссёра. Также, помимо режиссёрской работы, критики высоко оценили актёрскую работу Роберта Де Ниро и работу оператора Майкла Чэпмена. Премьера состоялась 8 февраля 1976 года в США. Повторный выход состоялся 16 февраля 1996 года в США. В фильме Роберт Де Ниро играет таксиста, бывшего морского пехотинца Тревиса Бикла.

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля (1976), две премии BAFTA. В общем итоге фильм получил 18 кинопремий, номинировался на четыре «Оскара» и девять других премий.

«Таксист» вошёл в историю как один из краеугольных камней Нового Голливуда — периода, когда традиционные для коммерческого американского кино формулы переосмысливались в свете уроков французской новой волны.

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

Как пишет Дж. Розенбаум, после «Таксиста» в моду вошло «гламурное живоописание ада на земле и воспевание отчаянного стоицизма на фоне распада капиталистической городской цивилизации», которое породило неонуаровую эстетику «Бегущего по лезвию» и фильмы Дэвида Финчера, такие как «Семь» и «Бойцовский клуб». Но сейчас не об этом.

Помимо легендарных «Волк с Уолл-стрит» и «Остров проклятых» Мартин Скорсезе известен своими криминальными драмами, такими как «Славные парни» (1990), «Банды Нью-Йорка» (2002) и так далее. На его фильмах выросло целое поколение, и многие из них считаются классическими представителями своего жанра. В своих криминальных фильмах режиссёр стремится показать «изнанку» криминального образа жизни и опасность, которую он таит вместе с притягательностью легких денег и влияния. Его фильмы не восхваляют гангстеров, а, скорее, наоборот показывают моральную сторону жизни вне закона и то, что зачастую ничем хорошим это не заканчивается. Все персонажи, появляющиеся на экранах, вызывают у смотрящего смешанные чувства, и в стремлении к балансу между сочувствием к героям и отвращению и кроется величие снятых им фильмов.

«Славные парни» рассказывают о жизни реального мафиози – Генри Хилла, которого сыграл Рэй Лиотта, а точнее промежуток в 30 лет. Сюжет охватывает весь «преступный» период жизни Генри и его двух закадычных друзей: бандита-ветерана ирландского происхождения Джимми Конвея, в исполнении блистательного Роберта Дэ Ниро, и чистокровного итальянца Томми Де Вито, роль которого на пять с плюсом сыграл Джо Пеши. Его Томми Де Вито – это маленький, но чрезвычайно агрессивный, циничный и раздражительный бандит, ради достижения своей цели, готовый на любую мерзость. Этакий сгусток энергии, постоянно находящийся в напряжении и вот-вот готовый взорваться и сотворить очередную гадость. Никогда не знаешь, чего от такого ждать, что у него на уме. Джо Пеши сыграл просто потрясающе, и Оскара заработал совершенно заслуженно.

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

В фильме очень убедительно (тем более что он основан на документальной книге) показаны быт и нравы того времени (50-80-е годы), показаны механизмы нелегальной наживы, убийств и контрабанды с помощью различных трюков. При просмотре становится ясно, что режиссер не сопереживает героям, не пытается ничего романтизировать, не старается добиться от зрителя сочувствия или понимания. Никаких соплей, никакой драмы или романтики, лишь бейсбольные биты, удары головой, нецензурная брань, стрельба с близкого расстояния, аллегории о взятках, наркотиках, чести банды, справедливости или долге. Все сыро и реалистично, и именно поэтому фильм так затягивает.

Пиковой сценой фильма становится момент, где главный герой приходит со своей спутницей в роскошный ресторан, минуя очереди и занимая лучшее место при помощи своих связей и взяток. С этого момента режиссёр старается окончательно развеять романтику криминальной жизни, избавляет зрителя от иллюзий, касающихся тех самых моментов, ради которых такие парни как главный герой и окунаются в преступность с головой, а вместе со зрителем это осознаёт и сам Генри.

На мой взгляд, в своё время именно «Славные парни» показали обывателю обратную сторону медали и детально изучили аспекты криминальной жизни, на которые до этого в кино закрывали глаза.

Влияние фильма на американскую культуру было всеобъемлющим. Подрастающее поколение кинематографистов 1990-х годов (таких как Квентин Тарантино) подхватили волну, запущенную Скорсезе. Истории о повседневной жизни преступников стали обычным явлением, а кульминацией стал «Клан Сопрано» Чейза, в котором сыграли многие из тех, кто успел прославиться в "Парнях" Скорсезе.

«Однажды в Америке» - финальный дебют Серджио Леоне, a.k.a лучший гангстерский фильм с неимоверным хронометражем.

Серджо Леоне родился в кинематографической семье. Его отец Винченцо Леоне был режиссёром (снимал фильмы под псевдонимом Роберто Роберти), мать Биче Валериан — актриса немого кино. В школьные годы одноклассником Леоне был Эннио Морриконе, впоследствии выступавший композитором в его фильмах. После того как Серджо побывал на съемочной площадке своего отца он начал свою карьеру режиссера и в возрасте 18 лет бросил изучение права в университете.

Леоне начал карьеру в кино как помощник режиссёра, в этом качестве он участвовал в таких крупнобюджетных пеплумах, как «Камо грядеши» (1951) и «Бен-Гур» (1959). В 1958 году он попробовал себя как сценарист и в дальнейшем выступал сценаристом всех своих режиссёрских работ.

Одним из его самых известных фильмов является «Хороший, плохой, злой» - эталонный представитель жанра «спагетти-вестернов» - вестернов, снятых в Италии.

Следующий легендарный фильм Леоне вышел в 1984 году. Им стала сага «Однажды в Америке», рассказывающая о том, как еврейская компания нью-йоркских мальчишек (главарей сыграли Роберт Де Ниро и Джеймс Вудс) превратилась в серьёзную гангстерскую группировку.

Фильм был доснят в 1984 году и частично был основан на автобиографическом произведении Гарри Грея. Фильм в форме комбинирования сцен из различных временных отрезков (ретроспектива, флэшбек) рассказывает историю нескольких друзей-гангстеров, встретившихся в начале двадцатого века в еврейском квартале Нью-Йорка и разбогатевших во времена «сухого закона» в США в 1930-х. Фильм построен как переплетение трёх временных (1920-е, 1930-е и 1960-е годы) и двух смысловых сюжетных линий.

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

Первоначально Леоне вдохновила автобиографическая новелла «The Hoods» (The Hoods = The Neighbourhoods = «трущобы» или «соседские предместья», однако на русском языке известна под названием «Гангстеры») Гарри Грея (на добывание авторских прав на неё у режиссёра ушли годы), но затем, по мере роста масштабности замысла, он привлёк в ряды известных сценаристов той эпохи. В результате в ходе работы над фильмом 10-часовой отснятый материал был урезан до 6 часов. Поначалу Серджо хотел выпустить свою картину в виде двух трёхчасовых серий, но киностудия не оценила этой идеи.

В четырёхчасовом фильме прослежена судьба товарищей из еврейского квартала в Нижнем Ист-Сайде на протяжении полувека (вплоть до 1968 года). Основные события показаны глазами Дэвида Ааронсона по прозвищу Лапша (Роберт Де Ниро). В погоне за «американской мечтой» во время действия «сухого закона» Ааронсон становится криминальным воротилой. Из лучших соображений он предаёт своих товарищей и становится виновником их гибели. Его мечты о счастье с любимой женщиной развеиваются как дым в опиумной курильне.

Сюжет начинается с того, что главный герой, когда-то гангстер и бутлегер, а ныне пожилой человек без определённых занятий, в течение тридцати пяти лет прятавшийся от своего преступного прошлого, приезжает в Нью-Йорк. Лапша получает сообщение о необходимости перенести могилы друзей из-за продажи и сноса старого кладбища. Хотя он и тщательно скрывался много лет, место его нахождения для кого-то неизвестного больше не секрет. Попав в родной квартал, Лапша сталкивается со своим прошлым: «Бар толстяка Мо», предметы в доме — всё напоминает ему о пережитом. Лапша обнаруживает что кто-то уже перенёс могилы на новое кладбище, выстроив для этой цели роскошный склеп. В склепе Лапша обнаруживает мемориальную табличку, где написано, что этот склеп построил он сам в память своих друзей. Рядом висит ключ от ячейки вокзальной камеры хранения, который кто-то оставил для него…

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

Но не будем вдаваться в подробности сюжета.

Фильм "Однажды в Америке" — это не просто гангстерский фильм, действие которого происходит в эпоху сухого закона в США. Это большая история о судьбе, человечности, дружбе, душевных терзаниях, предательстве и стремлении нескольких друзей к "американской мечте". Отчасти исторический, он ярко и реалистично рассказывает историю американского гангстеризма, с критикой со стороны режиссера, и является чем-то вроде энциклопедии эпохи сухого закона 30-х годов, а также вопросов и проблем, связанных с этой эпохой. Это шедевр жанра. Несмотря на длительный хронометраж, порой чрезмерную жестокость и детально проработанные сцены насилия, он достоин неоднократного просмотра.

Как вы могли заметить, я достаточно часто упоминаю Роберта Де Ниро в фильмах данного жанра. Но он смог прославиться не только как актёр, но ещё и режиссёр гангстерских фильмов.

"A Bronx Tale".

Отдельным мастадонтом, а также моим любимым фильмом той эпохи является «Бронская история», снятая актёром, сыгравшим Конвея в «Парнях» Скорезе – а именно Робертом Де Ниро.

«Бронксская история» — американский криминальный драматический фильм, снятый Робертом Де Ниро в его режиссерском дебюте в главной роли, адаптированный из одноименной пьесы Чаза Пальминтери 1989 года. Эту работу Де Ниро посвятил своему отцу.

В нем рассказывается история взросления итало-американского мальчика Калоджеро, который после встречи с местным боссом мафии разрывается между искушениями организованной преступности и ценностями своего честного, трудолюбивого отца, а также расовой напряженностью в обществе. Бродвейская постановка была преобразована в фильм с небольшими изменениями, в ней снимались Пальминтери и Де Ниро.

В данном фильме заметен подчерк режиссёров, с которыми Де Ниро работал ранее, таких как Скорсезе, Фрэнсисом Фордом Копполой и Серджио Леоне.

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

Сюжет картины достаточно типичен для данного жанра и в какой-то степени незамысловат: история итало-американского паренька, который растёт в одном из кварталов Нью-Йорка в 60-е годы 20 столетия, когда вокруг множество соблазнов криминальной жизни в виде лёгких денег и влияния, но при этом подвергается упрёкам со стороны отца, который всю жизнь работал на честных работах и пытается уберечь сына от скользкой дорожки.

Хоть сюжет и прост, но история рассказана, на мой взгляд, очень душевно, поскольку данная работа является в некой степени личной для самого Пальминтери, автора оригинальной книги. В фильме же он сыграл Сонни – гангстера, берущего под своё крыло подрастающего главного героя. Фильм смотрится достаточно легко за счёт великолепной режиссуры и актёрской игры, и зритель быстро начинает сопереживать действующим лицам.

Идея картины вложена как бы в вечный вопрос отцов и сыновей. Мальчик не может понять кто же больший авторитет для него: родной отец или крёстный отец их района. Но где-то среди строк можно найти огромное количество иных идей, иных вечных вопросов.

Гангстерское кино: За что мы его так любим? Часть 1.

Как говорит один из героев фильма, нет ничего печальней в жизни, чем попусту растраченный талант. И, на мой взгляд, свой талант Де Ниро реализовал на полную.

С наступлением нового тысячелетия в мире кино про бандитов произошла революция – выход сериала, который полностью изменил кинематограф и открыл новую эпоху в мире криминальных историй...

Но об этом, как и о многом другом, мы поговорим во второй, заключительной части материала.

44
44 комментария

произошла революция – выход сериала, который полностью изменил кинематографДай угадаю, "Клан Сопрано".

Ответить

Бригада

7
Ответить

Но как, Холмс?

1
Ответить

Какой ты догадливый.

1
Ответить

Глухарь

Ответить

Чет автор упускает промежуток зарождения и развития жанра в интервале 20/30х годов до 70х. Ну типа, жанр «взлетал» еще во времена «легендарных» гангстеров а-ля Аль Капоне и Дилинджер. Про плашку перед фильмами «то что Вы увидите на экране - этл пздц, и правительство осуждает», про то как гангстеры стали звездами благодаря Голливуду

2
Ответить

В Подпольной империи Аль Капоне угорал с того, какой он звезда и пересматривал фильм про себя )

1
Ответить