«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

19 ноября мы отмечаем годовщину выхода фильма «История игрушек» — ровно 25 лет назад в Лос-Анджелесе состоялась премьера первого полнометражного мультфильма студии Pixar.

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Это первый анимационный фильм, полностью созданный на компьютере (ни один кадр не был нарисован вручную), который доказал всему миру состоятельность этой технологии, а также помог студии Pixar начать своё творческое восхождение.

В этом посте я расскажу, как появилась задумка этого мультика, какие трудности возникли во время создания и при чём тут Стив Джобс и Тим Бёртон — расскажем в нашем материале.

Часть 1. Как Джона Лассетера сначала выгнали из Disney, а потом умоляли вернуться и феноменальный курс в институте

В 1979 году состоялся фантастический выпуск Калифорнийского института искусств (Calarts). Почему фантастический?

Вот некоторые люди, которые тогда выпустились вместе, ещё не зная, что ждёт их впереди:

  • Брэд Бёрд (будущий создатель «Стального гиганта», «Суперсемейки» и «Рататуя»)
  • Генри Селик (будущий режиссёр «Коралины в Стране Кошмаров»)
  • Тим Бёртон (в представлении не нуждается, но для проформы скажем, что это режиссёр «Эдварда руки-ножницы», «Трупа невесты» и «Битлджуса»)
  • Джон Маскер (будущий режиссёр «Русалочки», «Аладдина» и «Геркулеса»)
  • Крис Бак (будущий режиссёр обеих частей «Холодного сердца»)
  • Ну и, безусловно, Джон Лассетер, будущий креативный директор Pixar и Disney Animation Studio, речь про которого пойдёт дальше.

Во время учёбы все они много времени проводили в знаменитом классе A113 (который потом станет «пасхальным яйцом» во множестве анимационных произведений).

(Лассетер сверху с карандашом в зубах. Ниже и левее улыбается Тим Бёртон, справа с усами сидит Брэд Бёрд)
(Лассетер сверху с карандашом в зубах. Ниже и левее улыбается Тим Бёртон, справа с усами сидит Брэд Бёрд)

Во время своего выпускного года Лассетер побеждает в конкурсе студенческих работ со своей короткометражкой «Леди и лампа» (позднее именно поэтому лампа станет символом Pixar).

Неудачная презентация мультика про тостер

Сразу после выпуска, в 1979 году, Джон Лассетер был принят аниматором в Disney. Конкурс был феноменальный — почти 200 человек на место.

Лассетер работал над некоторыми проектами Disney вроде «Лис и пёс» и «Фантазия 2000».

В 1981 году выходит фильм «Трон», в котором впервые массово используется компьютерная графика. Джон, увидев это кино, навсегда будет очарован новыми техническими возможностями.

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Лассетер делает наброски короткого мультика, основанного на детской повести «Отважный маленький тостер», который собирался полностью смоделировать на компьютере.

Джон даже презентует свою идею Джеффри Катценбергу, тогдашнему главе Walt Disney Feature Animation (запомните это имя — к нему мы ещё вернёмся).

Увы, но Катценберг отвергает эту идею, посчитав её коммерчески неуспешной.

Для того, чтобы презентовать ему идею напрямую, Джон перепрыгнул через своих непосредственных руководителей, что им, мягко говоря, не понравилось, — Лассетер был уволен через 15 минут после получения отказа.

Создание Pixar

В 1983 году Лассетер был нанят Lucasfilm (и лично Джорджем Лукасом).

(Лассетер и Лукас через 30 лет после описываемых событий)
(Лассетер и Лукас через 30 лет после описываемых событий)

Тогдашний со-основатель Lucasfilm Элви Рей постоветовал Лассетеру присоединиться к команде Lucasfilm Computer Graphics Group, занимающейся компьютерным моделированием.

Команда потом отделилась, а в 1986-м её покупает Стив Джобс, увидев в стартапе то, что он обожал, — сочетание новаторства и высоких технологий.

Элви Рей возглавляет новую компанию, которой даёт название Pixar.

Техническим директором становится Эд Катмулл, а креативным — Джон Лассетер.

Эд Катмулл, Стив Джобс и Джон Лассетер
Эд Катмулл, Стив Джобс и Джон Лассетер

Первый «Оскар»

Pixar начинает создавать инновационные анимированные фильмы полностью на компьютере.

В 1988 году студия создаёт короткометражный мультик «Оловянная игрушка», который побеждает на премии «Оскар» (это первое CGI-произведение, получившее награду).

Джон Лассетер, Элви Рей и их первый «Оскар»
Джон Лассетер, Элви Рей и их первый «Оскар»

Сотрудничество с Disney

Disney, будучи почти монополистом в области развлекательной анимации, не мог не заметить успех Pixar.

Сначала Катценберг (тот самый, который пять лет назад уволил Лассетера) просто предложил Джону вернуться в Disney.

Мультипликатор, недолго думая, ответил знаменитым отказом:

«Я могу уйти в Disney и быть режиссёром, или я могу остаться здесь и творить историю».

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Но Катценберг загорелся идеей создания компьютерного мультика, вдобавок к этому Disney обладал тем, чего так не хватало Pixar, — деньгами.

Две компании сели за стол переговоров, чтобы обсудить совместную работу над мультфильмом.

Переговоры

Переговоры были долгими и тяжёлыми. С одной стороны, авторитарный Катценберг хотел почти полного контроля над лентой, а с другой — не менее авторитарный Стив Джобс всячески отвоёвывал свободу творчества.

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

К самой затее сотрудничества с Pixar очень плохо относился глава Disney Майкл Айснер, так как до этого у студии не было примеров создания фильмов сторонними компаниями, без непосредственного участия мышиной корпорации в творческом процессе.

Однако прецедент случился буквально во время переговоров: в 1993 году подобное право получили однокурсники Лассетера Тим Бёртон и Генри Селик.

Disney выдал им почти 20 миллионов долларов на создание их полностью авторского проекта — «Кошмара перед Рождеством».

Генри Селик и Тим Бёртон на съёмках своего фильма
Генри Селик и Тим Бёртон на съёмках своего фильма

Этот прецедент помог сдвинуть переговоры с мёртвой точки.

Условия

В итоге условия сделки были далеки от идеальных:

  • Pixar получал около 30 миллионов долларов на создание фильма от Disney
  • Pixar должен был показывать Disney материал на протяжении всего процесса
  • Pixar получал ⅛ от суммы сборов
  • Pixar лишался всех прав на персонажей (а это и продажа игрушек, и сиквелы, и компьютерные игры и так далее).

Но даже такие условия были приемлемы — Pixar мог начать творить!

Часть 2. Создание

Первоначальный сценарий сильно отличался от финального.

В нём главным злодеем был Вуди — он представлял собой злого и подлого персонажа, который манипулировал остальными игрушками. По сюжету, остальные игрушки объединяются с наивным идеалистом Баззом Лайтером и начинают противостоять тирану (нечто подобное мы увидим в третьей части, где похожую роль диктатора исполнил медведь Лотсо).

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Через несколько итераций стало понятно, что сюжет не работает, тогда Джеффри Катценберг потребовал в течение двух недель изменить сценарий, сделав персонажей более «человечными».

Лассетер вместе с остальными сценаристами начал авральную работу, и в результате к нужному сроку появилась история, которую мы в итоге и увидели на экране.

Про персонажей

Игрушки в качестве действующих лиц были выбраны неслучайно: у зверей слишком сложная текстура (шерсть, чешуя), а люди у Pixar пока выходили откровенно страшными.

Поэтому были взяты игрушки — у них и материал попроще (пластик, дерево), и мимика победнее.

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Базз Лайтер

По-английски он зовётся Buzz Lightyear, то есть Базз Световой Год.

Белый цвет костюма был перенят от цвета костюмов реальных астронавтов, а вот зеленый и фиолетовый — любимые цвета Джона Лассетера и его жены. 🙂

Своё имя Базз получил от Базза Олдрина — второго человека на Луне, который ступил на неё через несколько минут после Нила Армстронга. Вообще-то он Юджин Олдрин, а прозвище «Buzz» возникло ещё в детстве: его младшая сестра не могла выговорить слово «brother» («брат») и сокращала его до «buzzer», а затем и вовсе до «buzz».

Кстати, на известной фотографии «Человек на Луне» изображён именно Олдрин, Армстронг фоткает.

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Шериф Вуди

По официальному лору Disney, фамилия Вуди — Pride (то есть гордость).

Имя Вуди он получил от известного чернокожего актёра вестернов Вуди Строуда (Вуди — сокращённое имя от Вудро).

А внешним видом он обязан персонажам-марионеткам из телешоу Howdy Doody — их очень любил в детстве Джон Лассетер.

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Барби и GI Joe

Изначально вместо Бо Пип в сюжете участвовала кукла Барби — однако компания Mattel отказалась предоставить права на игрушку (но в третьей части всё же разрешит).

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Такая же ситуация случилась с GI Joe, поэтому в мультике использованы зелёные солдатики.

Анимация

С технической стороны у мультика всё было на высоте. Pixar, будучи отпрысками Industrial Light and Magic, обладали одной из самых совершенных инфраструктур для компьютерной анимации.

Мощности были впечатляющими — около 400 компьютеров работали круглосуточно, моделируя фильм.

Единственная проблема — каждые 8 секунд анимации рендерились около недели. Если бы фильм рендерили целиком за раз, то на это ушло бы почти 3 месяца.

После заминок со сценарием всё пошло гладко, и фильм был готов в срок.

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Часть 3. Выпуск

Премьера

Премьера фильма состоялась 19 ноября в знаменитом театре El Capitan в Лос-Анджелесе.

<p>Команда фильма в сборе (по центру — Том Хэнкс и Тим Аллен, озвучившие главных героев, вместе с Джоном Лассетером).</p>

Команда фильма в сборе (по центру — Том Хэнкс и Тим Аллен, озвучившие главных героев, вместе с Джоном Лассетером).

Уже тогда эффект от фильма был подобен разорвавшейся бомбе — критики были в экстазе, хваля абсолютно шедевральную техническую составляющую фильма и отличный сюжет, который будет интересен как детям, так и взрослым.

Pixar запомнит этот рецепт и будет использовать его во всех последующих своих шедеврах.

Сборы

Сборы мультика были феноменальными.

Перед выходом картины Стив Джобс заявил:

«Если “История игрушек” станет скромным хитом — скажем, соберёт 75 миллионов долларов в прокате, то она окупится.

Если она заработает 100 миллионов долларов, то мы заработаем.

Если это будет настоящий блокбастер, то есть сборы составят около 200 миллионов долларов, то мы заработаем очень хорошие деньги».

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Лента заработала более 350 миллионов долларов, став самым кассовым фильмом в американском прокате в 1995 году (обойдя новый фильм про Джеймса Бонда, «Покахонтас», «Бэтмена» и «Аполлон-13»).

Влияние

«История игрушек» стала первым мультфильмом, который номинировался в категории «Лучший оригинальный сценарий».

И вдобавок к этому Джон Лассетер сразу получил специальный «Оскар» в номинации «За особые достижения».

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Через 10 лет, в 2005 году, мультфильм был включён в Национальный реестр фильмов Конгресса.

Фильм доказал состоятельность компьютерной анимации, задав новый тренд в развитии мультипликации — сейчас, в 2020 году, подавляющее количество мультфильмов делается при помощи компьютерного моделирования.

P.S. «Пасхальные яйца» в фильме

Ну и на десерт — пара интересных наблюдений о мультике!

В одной из сцен позади Вуди находится книга с названием ленты, которой обязана своим появлением «История игрушек», — та самая «Оловянная игрушка». Остальные книги также названы в честь других работ Pixar:

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Ковёр в комнате Энди повторяет узор из фильма «Сияние»:

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

Знаменитый фургончик «Планеты Пицца» (который появляется в каждом мультфильме Pixar):

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

A113 — номер того самого класса, где учились Джон Лассетер и многие другие известные аниматоры:

«История игрушек» — как создавался мультфильм, который опрокинул индустрию на лопатки

На этом всё, пожелаем Pixar ещё много шедевров, ведь, как говорится, «Бесконечность — не предел!»

Спасибо за прочтение!

Пост взят из телеграм-канала КиноТВ: https://t.me/kinotvnews

4747
14 комментариев

Комментарий недоступен

7
Ответить

Я всё время ворчу, что ни в одной статье, книге или документалке этого пока не читал и не видел.
В той же документалке по God of War, наверно, половина фильма посвящена мокап и озвучивающим актёрам - погромистов, художников, сценаристов, геймдизайнеров даже будто не существует..

3
Ответить

чуваки с нуля изобрели трехмерную графику)

Ответить

Автор, ковер не из комнаты Энди, это дом того сумасшедшего шкета с сестрой и собакой

2
Ответить

Вот именно) 

Ответить

После выхода четвёрки решил себе марафон устроить.
Очень круто следить как менялись технологии, в рамках квадрологии одного мульта, очень показательно

Ответить