«Ещё по одной» или исследование гипотезы Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле

Настоящее открытие последнего времени.

Druk, 2020
Directed by Thomas Vinterberg
Written by Thomas Vinterberg, Tobias Lindholm
Cinematography Sturla Brandth Grøvlen

Только тот, кто осознал факт падения, может любить жизнь и других

Сёрен Кьеркегор, Датский философ

Алкоголь раскрепощает, развязывает язык, придаёт уверенности и расширяет границы допустимого поведения, но в то же время он с не меньшей охотой может показать злоупотребившего последним дураком, выставив на сцену жизни самые непристойные черты характера и скрытые пеленой прошлого потаённые обиды. Эффект может быть максимально непредсказуем.

«Ещё по одной» или исследование гипотезы Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле

В связи с этим стоит сказать, что рассуждать о теме частого употребление крепких спиртных напитков можно с осуждением и снобистской надменностью, тыкая людей лицом в их же собственные слабости, или, что точно возымеет куда больший эффект, попробовать раскрыть тему, подойдя к ней со стороны лёгкой теплоты дружеских отношений и ненавязчивой комедийной иронии.

Лучше не осуждать, но выступить в роли стороннего наблюдателя, лишь редко подталкивая ход истории в нужное алкогольное русло, как это сделал Томас Винтерберг в своей новой работе «Ещё по одной».

ЧАСТЬ 1. Разработка гипотезы Финна Скэрдеруда - 0,47%

«Ещё по одной» — художественный драматический фильм знаменитого датского режиссёра Томаса Винтерберга, в первую очередь известного по картине «Охота» 2012 года всё с тем же Мадсом Миккельсеном в главной роли.

Изначально лента была включена в программу Каннского кинофестиваля, который должен был пройти летом 2020 года, однако был отменён из-за пандемии коронавируса. Премьера была перенесена. Фильм увидел свет спустя несколько месяцев на международном кинофестивале в Торонто, к слову, не потеряв плашку официального выбора конкурсной программы Канн.

«Ещё по одной» или исследование гипотезы Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле

Сюжетная завязка фильма весьма анекдотична. Четверо друзей и по совместительству учителей средней датской школы встречаются в ресторане на дне рождения одного из вышеуказанных. По ходу разговора квалифицированные психолог, историк, учитель физкультуры и учитель музыки решают проверить одну занимательную гипотезу, так вовремя упомянутую именинником.

Со слов психолога существует гипотеза психотерапевта Финна Скэрдеруда говорящая о том, что в организме у человека от рождения не хватает пяти сотых промилле. Воодушевлённые герои решают проверить действительно ли ежедневные алкогольные возлияния повышают работоспособность, способствуют усилению творческой активности и исключительно положительно влияют на социальную жизнь.

«Ещё по одной» или исследование гипотезы Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле

ЧАСТЬ 2. Индивидуализация процентного исследования соотношения алкоголя с целью оптимизации человеческих и профессиональных отношений с демонстрацией психологического и психо-риторического воздействия - 0,92%

Сквозь призму гранёного стакана Томас Винтерберг показывает целую вереницу общечеловеческих проблем, филигранно связывая тонкие сюжетные мотивы и раскрывая личностные переживания героев.

Начавшись безобидно и даже победоносно-торжественно, с течением времени эксперимент незаметно подвёл героев к еле уловимой затуманенным от алкоголя сознанием черте, скрывающую за собой обратную сторону весёлой высокоградусной жизни — потерю идентичности, разрыв общественных связей, проблем на работе и главное в семье.

«Ещё по одной» или исследование гипотезы Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле

Если изначально плодами «научной работы» героев предстали неоспоримые успехи в профессиональной и личной жизни: Мартин начал сближаться со своей женой Аникой и перестал бубнить на уроках, подогревая у своих учеников колоссальный интерес к истории энергичной импровизацией, футбольная команда Томми заиграла с новыми силами, будто она уже готова выигрывать Лигу Чемпионов, хор Петера впервые запел в лад, а Николай если и не стал новым лучшим примером себя, то точно стал ощущать чуть больше уверенности в собственных действиях, то с каждым новым шагом к точке невозврата, жизни четвёрки друзей оказываются всё более похожими не на бесконечный праздник ярких красок существования, а на увядающий цветок здравомыслия и трезвости ума.

«Ещё по одной» или исследование гипотезы Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле

ЧАСТЬ 3. Максимальный уровень алкоголя - 1,26%

Однако именно в этом и заключается главное преимущество фильма, его ощутимый вес в контексте оценочного отношения к происходящему. Томас Винтерберг не восхваляет, но и не критикует злоупотребление алкоголем. Как автор, он держится позиции наблюдателя, а не судьи, приглашая разделить с ним этот взгляд и зрителей. Единственные, от кого допустимо осуждение по мнению режиссёра — это окружающие персонажи его фильма и не более.

Проблема алкоголизма в Дании (да и в целом в странах Скандинавии), как известно, стоит ребром, однако даже при учёте этого факта, работа Винтерберга ни в коем случае не является примером показательной «методички» о вреде пьянства. «Ещё по одной» — это главным образом фильм о потере самоидентичности в расслаивающемся обществе современного мира.

Это фильм о рутине, с лёгкостью способной уничтожить даже самую крепкую тягу к жизни и любимому делу. О душевном бессилии, преждевременном старении, неспособности радоваться мелочам и боязни обращаться к ушедшим годам беззаботной молодости.

«Ещё по одной» или исследование гипотезы Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле

Будто бы подчёркивая эту мысль, на фоновый план истории Винтерберг выносит самое правильное из возможных окружений — школу. Энергетика и атмосфера, которыми пропитано место работы главных героев диктует диаметрально противоположные чувства их привычному укладу жизни. Режиссёр показывает прямое противопоставление желаемого и имеемого.

Через сюжетную арку школьных взаимоотношений преподавателей и учеников Томас Винтерберг также довольно успешно стремится определить истинность такого комплексного понятия, как «педагогика». В его глазах отношения «учитель-ученик» представляют собой что-то большее, чем просто два объекта выдачи и приёма информации. Для Винтерберга настоящим учителем является тот, кто несмотря ни на что готов прочувствовать чужую боль и способен помочь человеку даже ценой смещения иерархии авторитетов.

«Ещё по одной» или исследование гипотезы Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле

ЧАСТЬ 4. Если бы она была в фильме - Куда ещё пить?

На самом деле снимать фильмы об алкоголе и о последствиях его употребления достаточно просто. Не сложнее, чем прийти с домашней камерой на свадьбу и попытаться выхватить самые нелепые моменты празднования факта скрепления уз брака. И в этом может быть своё зерно здравого смысла, однако вряд ли это зерно окажется способным подарить хотя бы небольшой куст по сравнению с тем деревом, которое удалось взрастить Томасу Винтербергу.

О нескончаемом преподнесении к губам до краёв наполненных рюмок легко снять бесхребетную комедию в духе небезызвестного «Горько!» и найти немалый круг заинтересованных и сострадающих лиц. Благо Томас Винтерберг не Жора Крыжовников, и для него важны чуть более тонкие человеческие чувства и жизненные ориентиры, чем скупой факт превращения от выпивки в свинью.

«Ещё по одной» или исследование гипотезы Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле

«Ещё по одной» фильм очень разноплановый, однако не исключающий совершенной синергии различных настроений и противоположных состояний истории. В сотрудничестве с Тобиасом Линдхольмом Винтерберг мастерски прописывает сценарий, органично сочетая добрую комедию с душераздирающей драмой и наполняя рассказ тонкими сюжетными деталями, ненавязчиво придающими миру картины смысловой объём.

ЧАСТЬ 5. Чисто технически её вообще не должно было быть, но это только технически

Стилистически фильм остаётся верен датскому или, если хотите, скандинавскому конформизму визуального отображения социальной действительности. Иными словами в новой работе Винтерберг продолжает придерживаться отображения жизни своих сограждан в преимущественно холодно-серых тонах, вместе с тем не лишая себя возможности прибегать к использованию тёплых красок, подчёркивающих моменты душевного спокойствия. Очевидно, как это диктует сама местность и насущный порядок реальности. С точки зрения первых ассоциаций фильм сразу же восстанавливает в памяти образ «Охоты» — картины, прославившей режиссёра в 2012 году.

Слева направо: Маунус Миллан (Николай), Ларс Ранте (Петер), Томас Винтерберг (Режиссёр), Мадс Миккельсен (Мартин), Томас Бо Ларсен (Томми)
Слева направо: Маунус Миллан (Николай), Ларс Ранте (Петер), Томас Винтерберг (Режиссёр), Мадс Миккельсен (Мартин), Томас Бо Ларсен (Томми)

Минимализм визуального великолепия отлично акцентирует подобранный к фильму саундтрек. Данное утверждение в полном праве относится, как к основной композиции, показанной ещё в трейлере, так и к вставкам классической фортепианной музыки в исполнении пианиста Клауса Хеерфордта, который, к слову, в своё время играл исключительно в состоянии лёгкого опьянения и делал это виртуозно.

Также виртуозно, как свои роли в картине исполняют Мадс Миккельсен (Мартин), Томас Бо Ларсен (Томми), Ларс Ранте (Петер) и Маунус Миллан (Николай). Работа актёров это пример идеального попадания в образы четырёх лучших друзей-собутыльников, имеющих полное право являться олицетворением понятия настоящей мужской дружбы. Говоря конкретно о Миккельсене, то это его одна из самых лучших ролей во всей карьере.

«Ещё по одной» или исследование гипотезы Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле

Исследование теории о том, что человеку не хватает половины промилле алкоголя в крови на этом подходит к концу...

Конечно, стоит отметить, что картине присущи некоторые шероховатости, оценка которых незатуманенным сознанием может заставить задуматься о слегка проседающей ритмичности повествования и, что более очевидно, посеет в голове мысль в принципе о целесообразности и законности употребления крепких спиртных напитков в рабочее время, к тому же учителям. Однако это единственное, что может хоть как-то насторожить в фильме, если нарочито обращать на это внимание.

«Ещё по одной» или исследование гипотезы Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле

В остальном «Ещё по одной» — совершенно чудесная картина о преодолении кризиса одиночества при помощи не бутылки, но друзей и близких. Это фильм об увядающем зачатке бунтарства молодости, и попытках этот зачаток в себе найти и взрастить с новой силой.

Навряд ли картина сможет оставить хоть кого-то равнодушным, ведь будучи великолепным «психологом» Томас Винтерберг расширяет границы эмоционального ландшафта ленты до возможного максимума, порой подводя своих героев и соответственно зрителей к поэтическому катарсису. После просмотра остаётся стойкое ощущение, что последние два часа вы провели не в кинотеатре, а в компании самых близких вам друзей, пусть и находящихся за границами другой страны.

«Ещё по одной» или исследование гипотезы Финна Скэрдеруда о нехватке в крови человека половины промилле

P.S.: Пьют все и стыдиться этого точно не стоит. Эрнест Хемингуэй, например, пил почти каждый день сразу после завтрака и до самого вечера, чтобы на утро следующего дня сесть за печатную машинку. Уинстон Черчилль запивал по две таблетки снотворного бокалом виски или бурбона перед сном. Франклин Рузвельт до безумия обожал мартини и курил как паровоз. Уже упомянутый Клаус Хеерфордт подходил к инструменту только после нескольких рюмок коньяка.

Алкоголь правда может творить чудеса, сбрасывать с зажатого неуверенностью ума оковы, и даже способствовать созданию величайших произведений и становлению выдающихся исторических событий. Хотя, безусловно, у всего должен быть свой предел. Ну что, ещё по одной?

P.S.S.: Буду очень признателен вашей подписке на блог. Хорошего дня, пейте с осторожностью и только с близкими друзьями!

2525 показов
68K68K открытий
33 репоста
52 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

алкоголь это ужасно,

Очень категорично. Ужасно, когда им злоупотребляют. В умеренных количествах, многим людям он очень помогает в социализации.

Ответить

Самое забавное что никто не понимает что алкоголь это наркотик, который находится в свободной продаже. Нам всячески навязывают что пить это нормально, сейчас это делают почти в каждом фильме, на многих мероприятиях, в барах и тд. Так что лучше кофе или чай пить, чем эту дрянь)

Ответить

«Только стихи возводят все в абсолют»

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

У Пратчетта в одной книге была похожая теория. Один персонаж, как считалось некоторыми, был на один стакан "левее нуля" и, чтобы мир пришел в фокус, ему нужно было накатить. Но сто грамм - не стоп-кран, одну дернешь - не остановишься ).

Ответить