Мечтают ли пацаны о ромкомах

Начну с неприсущего мне нытья: я почти не вижу себя на экране, когда смотрю романтические комедии. В популярном сознании жанр быстро дошёл до стереотипа: это женское кино для женщин. Так мы получили шедевры Норы Эфрон («Когда Гарри встретил Салли»), Нэнси Майерс («Чего хотят женщины») и фильмы Шэрон Макгуайер про Бриджит Джонс. И лишили добрую половину человечества возможности вздыхать и переживать — не только о героине, но и о герое любовной истории.

Как и с любым жанром, мы не знаем даты рождения ромкома. Но его мамой точно была эксцентрическая комедия (‘screwball’), а папой — Шекспир, «добрые сюжеты» которого до сих пор мучают все кому не лень. Шекспир дал жанру вечную формулу: они друг друга любят, но не знают об этом. Режиссёры-эксцентрики (Ховард Хоукс, Эрнст Любич и другие) довели её до автоматического совершенства и выкрутили скорость до 2х, как и полагается в историях про обитателей городов-ульев, которые живут быстро и так же быстро говорят, почти тараторят. Вот, например, сцена из фильма «Воспитание крошки» (1938):

Bringing Up Baby - The Torn Dress (1938)

А вот из «Его девушки Пятницы» (1939):

His Girl Friday (1940) - A Better Offer Scene

При таких скоростях лишь одна переменная движется так же быстро, как в шекспировские времена: человеческое чувство. Но оно всегда настигает героев в конце картины.

Тем не менее, эксцентрическая комедия — в большей степени про положения, в которых оказываются влюблённые, нежели о них самих. Для простоты понимания: это тот же юмор, который был в немых картинах с Чарли Чаплином и Бастером Китоном, но со звуком и романтической линией. Мы любим комедии с Кэри Грантом, но не помним, кого он играл, и чем один герой отличался от другого: здесь он слегка застенчив, а здесь в очках. Но он всё тот же, он двигается так же. И говорит от фильма к фильму то же самое. Смотрите, он поскользнулся на банановой кожуре!

И вот тогда на сцену выходит ромком, который смещает фокус с положений на персонажей. Это простое изменение делает жанр бессмертным: есть ограниченное количество смешных ситуаций, в которые ты можешь загнать героев. Но само разнообразие характеров бесконечно, и одну и ту же историю любви можно показывать снова и снова, через призму разных людей.

Мало кто сейчас вспомнит, но был в шестидесятые фильм с Тони Кёртисом и Натали Вуд: «Секс и незамужняя девушка».

Секс и незамужняя девушка (1964)
Секс и незамужняя девушка (1964)

Смотрится он хуже, чем называется, но именно там мы можем наблюдать переход от эксцентрической комедии к комедии романтической. Фильм всё ещё сильно полагается на одноразовые гэги, но гораздо больше — на чёткую прорисовку героев, циничного журналиста жёлтой газеты и психологини, которая пишет про семейную жизнь и секс, хотя ни в том, ни в другом не имеет личного опыта. Вот ключевая сцена, в которой можно наблюдать, как их эмоциональность перевешивает контекст с его свистками и улюлюканиями:

Splashdown | Sex and the Single Girl | Warner Archive

Забавно, что на фоне этих новых романтических героев мы наблюдаем ещё и уставшую семейную пару в исполнении Генри Фонды и Лорен Бэколл, титанов старого Голливуда. Они разговаривают на искусственно сделанном для голубого экрана «правильном английском»: акцент по-американски понятный и по-британски благозвучный. Жесты и отыгрыш скорые и чёткие, чтобы «было видно и слышно с последних рядов». Их химия как будто родом из фильма лет на двадцать старше, и рядом с химией Вуд и Кёртиса (героев косноязычных и подчас неловких) проводит ещё одну границу между жанрами:

Sex and the Single Girl (1964) - Henry Fonda - Lauren Bacall -Dance

Следующим шагом стала «Энни Холл» Вуди Аллена: единственный ромком эпохи Нового Голливуда и более чем заслуженный Оскар за лучший фильм:

Annie Hall - If Life Were Only Like This (1977)

Комедия полностью диалоговая, возможно, первая, в которой персонажи прописаны не только равноценно, но и полноценно. (Что естественно, когда актёры и персонажи – это одни и те же люди). Тем не менее, в фильме нет обязательного хэппи энда. Да и Вуди Аллен — сам себе жанр: он пишет про себя и делает это убедительно. Соответственно, ромкомом "Энни Холл" можно назвать разве что по методу исключения: это не эксцентрическая комедия, не мелодрама, не драма, не кусок повседневности. Конечно, романтическая комедия в том виде, в каком мы её знаем и любим, случится только через двенадцать лет.

Когда Гарри встретил Салли (1989)
Когда Гарри встретил Салли (1989)

Итак, «Как Гарри встретил Салли». Прав будет человек, который скажет, что написать про дебют Норы Эфрон в жанре — значит написать про все ромкомы, которые есть и будут. Герои встречаются, расстаются и снова встречаются, хотя не понимают вполне почему. А потом понимают: потому что всё это время любили друг друга. Вот сцена финального признания, тысячу раз повторённого после:

When Harry Met Sally Ending Scene

После «Гарри и Салли» Эфрон сняла только два чистых ромкома, «Неспящие в Сиэттле» и «Вам письмо», но уже их хватило, чтобы девяностые мы без зазрения называли её эпохой. Выкристаллизовался образец, по которому вскорости начнёт снимать и Нэнси Майерс: «Чего хотят женщины», «Любовь по правилам и без», «Отпуск по обмену» — кажется, этот паровоз уже не остановить. Но ближе к десятым годам жанр оказывается в кризисе. То, чего не смогло сделать с ромкомами 11-е сентября, сделали постмодерн и идущая с ним об руку пресыщенность: все фильмы — и комедии в особенности — начали обрастать самосознанием и подмигивать зрителю сквозь четвёртую стену. Вот, например, финальная сцена из «Отличницы лёгкого поведения» с Эммой Стоун:

Easy A (2010) - The End of the Webcast Scene

Здесь мы наблюдаем очень вредную уловку. Весь смысл просмотра романтической комедии состоит в том, чтобы ненадолго отстраниться от мира и поверить в любовь персонажей как в свою. Поэтому «Отличница лёгкого поведения» — это что угодно, но только не ромком. Насмешка над жанром, крайне успешная в прокате мета-комедия – да, но не ромком.

Однако десятые дали нам один хороший пример фильма, который весь пост-пост, но всё ещё удерживается в жанре. Я говорю об «Этой дурацкой любви».

Эта дурацкая любовь (2011)
Эта дурацкая любовь (2011)

Тут есть сцены, сделанные исключительно для очень умных зрителей, которые всё смотрели и от всего устали:

Crazy Stupid Love - What's your big move Scene

Но превыше фильм всегда ставит грандиозные романтические жесты, неловкие признания и, если угодно, идею чистой любви, для жанра центральной:

Crazy, Stupid, Love. (2011) - Call Anytime Scene

И эта идея возобладала коммерчески: в нынешнее десятилетие ромкомы не комментируют сами себя, но возвращаются к классическому знаменателю. Последний пример – «Кто угодно кроме тебя» с Сидни Суини: пьеса Шекспира «Много шума из ничего», взятая за основу, и все клише жанра собрались в красивой рекламе австралийского туризма длиною в 90 минут. Отойду от традиции и не буду ругать этот фильм, а лучше завершу на нём краткий обзор жанра.

"Кто угодно, кроме тебя", постер
"Кто угодно, кроме тебя", постер

Вернёмся теперь к вопросу, с которого всё началось. Почему в ромкомах так мало мужской перспективы, и как выглядит ромком, в котором она всё-таки есть? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, договоримся вкратце о терминах.

Мужская перспектива — это НЕ male gaze. Последний принято понимать как плотоядную патриархальную оптику, в которой женский персонаж неизменно объективирован. Термин очень популярен в фем-теории кино, а как хрестоматийный пример обычно приводят работы Хичкока. Наверное, потому что его проще всего пнуть: при всей своей революционности дедушка снимал простые с точки зрения нарратива картины, делал понятные расстановки персонажей – добавим к этому оглушительную популярность хичкоковскиих фильмов, и покажется бессмысленным отрабатывать свои гипотезы на других режиссёрах.

Проблема неравенства полов крайне важна — и тем важнее не выхолащивать её до таких однобоких ярлыков. Соответственно, мужскую перспективу я предлагаю трактовать буквально и не искать никакой подоплёки. В какой-то момент мне просто стало интересно, почему такой универсальный жанр как ромком вдруг стали снимать исключительно женскими глазами?

Ведь был же Марк Вебб — наверное, единственный проводник мужской перспективы в современных ромкомах: его «500 дней лета» часто сравнивают с нетленкой Вуди Аллена, но видит бог, поколению нулевых нужна была своя «Энни Холл».

"500 дней лета", постер 
"500 дней лета", постер 

Кстати, в дилогии Вебба про Человека-Паука романтическая линия тоже занимала непривычно много места: персонажи Питера и Гвен получились настолько объёмными, что сейчас эти фильмы вспоминают исключительно из-за их химии:

peter and gwen being iconic for more than ten minutes straight

Полёт Марка Вебба был ярок, но краток. Его «Единственный живой парень в Нью-Йорке» 2017 года был рождён в производственном аду и вышел только на стриминге Amazon. Блестящий ромком про юношу, который влюбляется в любовницу своего отца, этот фильм не оставил культурного следа.

Единственный живой парень в Нью-Йорке (2017)
Единственный живой парень в Нью-Йорке (2017)

К сожалению, кинематограф до сих пор зависит от традиционного проката – фильмы, выпущенные сразу на видео, принято считать вторичными и необязательными к просмотру. Теперь Вебб снимает только подёнщину: бесконечные сериалы для кабельного и уже всеми охаянную «Белоснежку» для Диснея.

Итак, вот краткий список ромкомов, где мужской персонаж -- не тумбочка, и не зеркало, от которого героиня может отражать саму себя:

  • уже упомянутая «Энни Холл»: и мужской и женский персонажи прописаны одинаково глубоко, потому что мужской персонаж – это сам Вуди Аллен, а женский – сама Дайан Китон

  • «Как Гарри встретил Салли»: персонажи тоже прописаны одинаково глубоко – Билли Кристалу, у которого было прошлое в стендапе, не стали мешать делать с персонажем что он хочет, а героиню Мэг Райан Нора Эфрон изначально писала с себя

  • «Насмотревшись детективов»: хорошо прописан только мужской персонаж – Киллиан Мёрфи (кстати, это его единственная комедийная роль) играет здесь владельца магазина фильмов – разумеется, жутко неловкого и чудного – Люси Лью, его любовный интерес, входит в сюжет как намеренная пародия на всех романтических героинь всех фильмов, но собственной жизни за ней не чувствуется.

Насмотревшись детективов (2007)
Насмотревшись детективов (2007)

И тут меня осенило: из трёх фильмов выше только в одном есть хэппи энд — как раз в том, который сняла Нора Эфрон. Возможно, пацаны просто меньше верят в любовь. Ни Марк Вебб, ни Вуди Аллен, ни вообще ни один из знакомых мне режиссёров-мужчин не снимали ромкомы с счастливым концом. Хотя, вру. Тиль Швайгер снимал — и нет на свете ничего менее убедительного: его комедии – это буквально «мам, я хочу посмотреть ромком» — «у нас есть ромком дома» — «ромком дома». Всё скопировано тщательно, но магия куда-то потерялась. Не чувствуешь ни одной мотивации, не веришь ни одному слову, и вечно кажется, что в глаза льют карамель.

Мечтают ли пацаны о ромкомах

Этот разрыв между мужским и женским не объяснить исключительно коммерческими соображениями. Вот, например, исследование университета Сейнт-Джонса: количество мужчин, которые смотрят ромкомы, всего на 17% ниже, чем женщин. Но если демография ромкомов примерно равна, то нельзя сказать того же про авторов: большинство романтических комедий снимают женщины, и это свершившийся факт.

Тут я решил протестировать глупую гипотезу: взять первую попавшуюся инструкцию писательницам, как убедительно писать мужских персонажей и приложить её к романтической комедии. Итак, списываем с первой статьи из поиска:

  • Мужчина не бескорыстен, он всё делает из какого-то интереса: вспомним теперь любой ромком, где прежде чем влюбиться в героиню, персонаж сближается с ней по абсолютно левому поводу — например, решает на спор сделать из дурнушки королеву выпускного бала

  • Мысленный процесс сводится к минимуму. Если персонаж вступается за героиню, он делает это инстинктивно: но вот героиню начинают оскорблять его друзья из футбольной команды — сам не понимая, почему, персонаж встаёт на её защиту

  • Если персонаж хорош внешне, сделайте его тщеславным: уже узнали первого красавца школы или спортивного журналиста и, по совместительству, дамского угодника?

  • Если нужно расчувствоваться, пусть персонажу будет трудно подобрать слова, пусть он несмешно шутит от неловкости, и в итоге всё равно рожает что-то очень глупое. Опять же, так выглядит любая развязка любого ромкома

Чтобы ответить, почему, обратимся к нашей старой подружке – мировой литературе. Мужской персонаж чаще сходит с любовной дистанции из-за внутренне продиктованных обстоятельств. Как Гарри Галлер в «Степном волке», который в ответ на готовую быть с ним Гермину предпочитает свои собственные метания. Как Северин из «Венеры в мехах», для которого Захер-Мазох выдумал целую новую сексуальную практику, чтобы тот мог без задней мысли любить и быть любимым. Умолчу о Есенине, которому Айседора Дункан писала помадой на зеркале: «Серёжа, а люблю тебя». Он же отвечал: «А я тебя нет» — и шёл вешаться.

Между тем, женским персонажам чаще мешают внешние обстоятельства – и тут уже не важно, кто этих персонажей придумал, писатель или писательница. В том же «Евгении Онегине» Татьяна любит сразу, а наш повеса сомневается, пока не станет слишком поздно, и героиню не выдадут замуж. Ту же преграду Пушкин строил и для Маши Троекуровой в «Дубровском».

сурс: https://vk.com/wall-38683579_1316606
сурс: https://vk.com/wall-38683579_1316606

Возможно, женщинам ромкомы просто нужнее: когда внешние обстоятельства превалируют над внутренними, их гораздо проще победить силой кино и дать тем самым краткое утешение смотрящей. Возможно также, что женщинам меньше хочется искать подвоха в любви, и они чаще смотрят на неё как самоцель. Или не смотрят на любовь как на помеху на пути к своим целям.

Как бы то ни было, мне жаль этой диспропорции. Я не верю в женские и мужские жанры, но верю в универсальное кино. Тем не менее, искать родственную душу на экране мне точно лучше в других жанрах.

2525
22 комментария