Оскар по-русски, часть 1/5: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) - первый отечественный фильм, получивший премию американской Киноакадемии. Рецензия.

Оскар по-русски, часть 1/5: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) - первый отечественный фильм, получивший премию американской Киноакадемии. Рецензия.

В последние годы тезис о политической ангажированности премии «Оскар» стал даже не общим место, а банальностью (или, выражаясь чуть изящнее, трюизмом). Вода - мокрая, огонь - горячий, «Оскар» - политизирован. И если природные стихии воспринимаются всеми как данность, то наличие у членов Киноакадемии собственных взглядов, влияющих на предпочтения в искусстве, по-прежнему вызывает у людей негативные эмоции.

Среди наших соотечественников это мнение чаще всего работает в связке со старым-добрым ресентиментом: Голливуд, дескать, не просто политизирован, а работает против нас. Нам недодали, нас недолюбили, нам всегда и во всём гадили - не буду развивать эту тему, вы прекрасно понимаете, о чём я. Государственные отношения между США и Россией/СССР действительно нельзя назвать простыми. Но как же так получилось, что за прошлый век американцы наградили наши фильмы престижнейшей кинопремией аж пять раз ? И не было ли такого момента, когда ангажированность работала в нашу пользу ?..

В рамках своего цикла про культуру ХХ века я решил начать серию материалов, посвящённую отечественным фильмам-лауреатам «Оскара». Тексты будут не очень большими. Постараюсь в общих чертах, без википедийной духоты, поведать о контексте награждения каждой из работ и поделиться мнением на их счёт.
Вторая мировая вынудила организаторов церемонии изготовлять статуэтки из гипса, т.к. метал был чрезвычайно важен для фронта. После окончания войны временные награды были заменены победителям на обычные, из позолоченного сплава меди, олова и сурьмы. 
Вторая мировая вынудила организаторов церемонии изготовлять статуэтки из гипса, т.к. метал был чрезвычайно важен для фронта. После окончания войны временные награды были заменены победителям на обычные, из позолоченного сплава меди, олова и сурьмы. 

«Оскар» (который поначалу назывался просто «Наградой за заслуги») впервые был вручён в 1929 году на закрытом профессиональном банкете. Но благодаря радиотрансляциям и вниманию со стороны СМИ церемония к 40-м годам стала пользоваться большим вниманием как в Америке, так и за её пределами. Со временем бюджет мероприятия увеличивался, появлялись всё новые номинации, а в 1943 году статуэтку впервые вручили за документальный фильм. Тогда это был единственный шанс для заграничной продукции, ведь в списки на «основные» категории допускались только работы, сделанные в США.

Банкет по случаю 15-ой Церемонии. Отель «Амбассадор», Лос-Анджелес, февраль 1943 г.
Банкет по случаю 15-ой Церемонии. Отель «Амбассадор», Лос-Анджелес, февраль 1943 г.

К тому моменту война уже была в самом разгаре. Вооружённые силы США сражались против японцев в Тихом океане, против немцев и итальянцев в Северной Африке. И хотя в стране (за исключением штата Гавайи) не было введено военное положение, граждане с трепетом следили за событиями на фронтах, а соответствующая духу времени повестка транслировалась властями и играла в жизни общества значительную роль. Поэтому в Голливуде не могли не отмечать вклад в общий успех крупнейшего союзника по антигитлеровской коалиции - СССР.

Американский плакат, воспевающий борьбу русского народа за свободу. 
Американский плакат, воспевающий борьбу русского народа за свободу. 

Перенесёмся на полтора года назад, в осень 41-го. После нескольких месяцев стремительного отступления советским войскам удалось стабилизировать фронт на ближайших подступах к столице. Положение СССР уже не казалось катастрофичным, но перспективы дальнейшего сопротивления были довольно туманны: потеряны важные населённые пункты, огромное количество живой силы и техники, а ленд-лиз толком не начался (да и не ясно, как он вообще будет работать).


Тем не менее, Сталин рассчитывал на успешный контрнаступ. Он потребовал от Комитета по делам кинематографии запечатлеть предстоящую битву на плёнку и создать агитматериал, который поднимет боевой дух всего населения огромной страны. В съёмочную группу фильма вошли 18 (!) операторов, каждому из которых режиссёры Илья Копалин и Леонид Варламов поставили конкретную задачу: кто-то работал в столичном тылу , кто-то фиксировал боевые действия, а кому-то выпала участь поведать о преступлениях нацистских оккупантов. Сталин лично отсматривал кадры на разных стадиях работы и вносил правки, фактически выступая в качестве генерального продюсера.

К концу зимы, ценой колоссальных усилий и человеческих жертв, РККА отбросила немцев на несколько сотен километров от столицы, освободив Истру, Солнечногорск и десятки других городов. А 18 февраля на экранах страны началась демонстрация фильма «Разгром немецких войск под Москвой».

Альтернативный постер фильма
Альтернативный постер фильма

«Разгром» начинается с кадров подготовки города к сражению, которое должно определить его дальнейшую судьбу. Ещё совсем недавно на этих улицах бурлила мирная и (как выясняется) вполне беззаботная жизнь. Теперь по брусчатке ходит военная техника, повсюду люди с оружием, а барышни вместо того, чтобы строить глазки кавалерам, помогают строить баррикады и трудятся над созданием боеприпасов. Складывается впечатление, что в Москве не осталось ни одного жителя, так или иначе не оказывающего содействие армии.

Оскар по-русски, часть 1/5: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) - первый отечественный фильм, получивший премию американской Киноакадемии. Рецензия.

В очереди на запись добровольцем стоят мужчины самого разного возраста и телосложения. Учителя и художники, инженеры и повара - все они теперь солдаты, и вполне вероятно, что защита Родины станет их последней в жизни работой. Бодрый голос диктора и маршевая музыка призваны создать впечатление, что вся Москва, в едином порыве, без каких-либо колебаний решила исполнить гражданский долг. Но выражения лиц горожан не дадут ввести в заблуждение: доминирующей эмоций тут конечно же является страх. Ни мужчины, ни женщины не хотят умирать, и это естественное желание едва не довело столицу до настоящей анархии (гуглите «Московская паника»). Однако сейчас война стала для них экзистенциальным вопросом, сопротивление стало равноценно призрачному шансу на нормальную жизнь, отказ от сопротивления кажется ещё более вероятной погибелью.

Оскар по-русски, часть 1/5: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) - первый отечественный фильм, получивший премию американской Киноакадемии. Рецензия.

Стресс испытывают не только простые граждане, но и руководство. Отрывок из речи Сталина на параде 7 ноября демонстрирует не мудрого, богоподобного вождя народов и не ужасного диктатора-кровопийцу, а нервного чиновника с бегающими глазами, то бубнящего, то чеканящего заученную речь. Ситуация вынуждает старого коммуниста прибегнуть к совершенно нетипичной риторике: кумиры прошлого вроде Кутузова и Суворова, отправленные на свалку истории вместе с Царской России, теперь вновь провозглашаются примерами для подражания. А показанное в фильме постановление Сталина о введении в Москве осадного положения начинается словами «Сим объявляется». Такие образы и обороты речи призваны внушить чувство исторической ответственности за переживаемые события. И нежелание посрамить своих предков становится для людей важным мотивационным фактором.

Оскар по-русски, часть 1/5: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) - первый отечественный фильм, получивший премию американской Киноакадемии. Рецензия.

Съёмки непосредственно боевых действий поражают прежде всего своим разнообразием. Режиссёры старались уделить внимание всем участвующим в битве родам войск: обычная пехота и лыжники, танкисты и артиллерия, воздушный десант и даже конница ! Отважные операторы работали как на земле, так и в небе, в статике и в движении, старались выбирать нестандартные ракурсы и выхватывать самые напряжённые моменты. А ножницы монтажёра сделали кадры весьма динамичными - да, это имеет огромное значение, ведь потенциальный зритель такого рода материалов не должен уснуть со скуки.

Оскар по-русски, часть 1/5: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) - первый отечественный фильм, получивший премию американской Киноакадемии. Рецензия.

Авторы не стремятся показать войну лёгкой прогулкой, но сводящая с ума окопная рутина остаётся вне фокуса их внимания, как и страдания раненых солдат. Индивидуальные проявления героизма уступают место героизму коллективному, подвигу не конкретного человека, а всей советской военной машины. Единственный, кому в ходе сражения уделяется чуть более пристальное внимание - командир одного из отрядов. Только ему доверенно произнести в кадре реплику, и реплика эта - «За Родину, за Сталина !». Разумеется, звуковая дорожка была добавлена уже на монтаже. Судя по движениям губ командира, своих солдат он вёл в бой всё-таки с другими словами.

Оскар по-русски, часть 1/5: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) - первый отечественный фильм, получивший премию американской Киноакадемии. Рецензия.

Красноармейцы освобождают один населённый пункт за другими, всюду встречая благодарных женщин и детей. Они чествуют своих героев, обнимают их и плачут - увы, не только от радости, но и от горя. В этот момент создатели фильма напоминают об истинном лике войны и вместе с тем о том, по какой причине советские граждане не должны переставать воевать. Музыка становится драматичнее, диктор перечисляет ужасающие зверства нацистов, а камера эти зверства не стесняется демонстрировать. Жестокие кадры способны вызвать шок у многих зрителей, ведь сгоревшими дотла тут показаны не только деревенские дома…

Оскар по-русски, часть 1/5: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) - первый отечественный фильм, получивший премию американской Киноакадемии. Рецензия.

Нацисты покусились не только на людей и их имущество, но и на духовное наследие нашей страны. Они надругались над русской культурой, над памятниками её славы и гордости. Они разгромили и загадили старинные усадьбы, уничтожили православные церкви. Нужно ли пояснять, чем эта риторика любопытна ? Ещё каких-то 10 лет назад заказчики фильма взрывали крупнейший православный храм России, теперь же дореволюционная культура используется как важный инструмент агитации, те самые «духовные скрепы», покушение на которые даёт ещё один повод для ненависти к своему врагу. Очередной пример того, как легко государственная идеология меняется под гнётом обстоятельств.

Оскар по-русски, часть 1/5: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) - первый отечественный фильм, получивший премию американской Киноакадемии. Рецензия.

Немалое количество немцев попадает к советским солдатам в плен. «Отребье, называемое людьми» - так закадровый голос характеризует оккупантов. Расчеловечивание врага испокон веков является одним из самых распространённых приёмов пропаганды. Однако авторы, скорее всего неосознанно, сами же разоблачают «звериную» природу нацистов. Враг уважает своим павших товарищей и хоронит их на фамильном кладбище Льва Толстого. Конечно, диктора возмущает соседство «вшивых мародёрских трупов» с могилой великого писателя. Но нельзя отрицать, что такого рода поведение свойственно именно виду Homo sapiens, равно как и такие явления, как война или геноцид. Нацисты были людьми не в меньшей и не в большей степени, чем мы с вами. И это самое страшное.

Оскар по-русски, часть 1/5: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) - первый отечественный фильм, получивший премию американской Киноакадемии. Рецензия.

Фильм заканчивается кадрами эшелонов, которые направляются на новые сражения. Подмосковная земля очищена от немецких захватчиков, но до тех пор, пока огромная территория страны всё ещё остаётся под их гнётом, советские граждане не могут чувствовать себя по-настоящему свободными. А значит, рано расслабляться - самые тяжёлые бои ещё впереди. Но закалённые под Москвой солдаты и труженики тыла сделают всё, чтобы приблизить победу. Впереди был Ржев и Сталинград, Курск и Днепр, Будапешт и Берлин.

Оскар по-русски, часть 1/5: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) - первый отечественный фильм, получивший премию американской Киноакадемии. Рецензия.

Спустя полгода после премьеры в СССР, «Разгром» появился и в американском прокате. Версия для США была названа «Москва наносит ответный удар» («Moscow strikes back»), слегка перемонтирована и переозвучена известным голливудским актёром Эдвардом Робинсоном. Зрителю стали пояснять неочевидные моменты, да и целеполагание фильма очевидным образом изменилось: нужно было убедить американских налогоплательщиков в необходимости ленд-лиза, показать, что их деньги вместо школ, больниц и социальных пакетов идут на ещё более важные вещи.


Важнейшим дополнением фильма стали кадры в самом его начале: студенческий праздник 39-го и военный парад 40-го (оба на Красной площади). Таким образом демонстрировался процесс «закаления» советских граждан, создания невиданной человеческой силы, которая впоследствии проявила себя под Москвой и должна была вскоре одержать безоговорочную победу над силами зла.

Оскар по-русски, часть 1/5: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) - первый отечественный фильм, получивший премию американской Киноакадемии. Рецензия.

Советское кино было выдвинуто на «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» и в итоге получило заслуженную статуэтку. Правда, вместе с «Разгромом» лауреатами стали три других военных ленты: «Битва за Мидуэй», «Линия фронта - Кокода» и «Прелюдия к войне». Первые два посвящены тихоокеанской компании союзников и, откровенно говоря, выглядят на фоне отечественного фильма довольно блекло. «Прелюдия» - первая часть документальной серии Фрэнка Капры «Почему мы сражаемся», доходчивая агитка о причинах Второй мировой с рядом интересных монтажных решений.

«Прелюдия к войне»
«Прелюдия к войне»

«Разгром немецких войск под Москвой» - пример пропаганды, которая является достойной документальной работой и служит исключительно благому дело. Нетрудно догадаться, что в фильме никак не представлена альтернативная точка зрения на события. Но вряд ли найдётся здравомыслящий человек, который поставит ему это в упрёк.

Любое произведение транслирует прежде всего точку зрения своих создателей. Да, порой они пытаются нащупать какую-то «нейтральность» и «серую мораль», однако в абсолютном большинстве случаев их позиция становится очевидной. Документальное кино не фиксирует реальность «как она есть» - оно в любом случае является отражение взгляда автора на эту самую реальность, и в этом нет совершенно ничего плохого. Всегда будут существовать люди со своими представлениями о добре и зле, которые посредством творчества решают конкретные идеологические задачи. Справились ли со своей задачей Илья Копалин и Леонид Варламов ? Мне кажется, что да. Их кино смогло поднять боевой дух миллионам людей, помочь им не опустить руки в борьбе за свою свободу. И, в конечном итоге, оно стало одним из кирпичиков той Великой стены, которую мы называем Победой.


Американская киноакадемия не могла не оценить «Разгром», потому что чувствовала: в 1943 году мир должен больше узнать именно про эту работу. Среди двух десятков не получивших премию номинантов наверняка были достойные, яркие, интересные. Возможно, «Зерно, которое построило полушарие» Уолта Диснея заслужило статуэтку ничуть не меньше. Но должны ли мы ругать голливудское жюри за то, что в такой момент истории они проигнорировали фильм о полезных свойствах кукурузы ?..

————————————————————————

4949
9 комментариев

Ситуация вынуждает старого коммуниста прибегнуть к совершенно нетипичной риторике: кумиры прошлого вроде Кутузова и СувороваВДРУГ! ВЫНУЖДАЕТ!
В начале 30ых Толстой ставит пьесу "На дыбе", где героизирует Петра первого. Сталин, посмотрев пьесу, заявляет что героизация недостаточная, нужно больше. Толстой продолжает переписывать пьесу. Поворот на русскую культуру сделан, параллель между сильной рукой царя и сильной рукой ВКПБ описывается так, что любому ребенку будет понятно.

А тут вдруг 10 лет спустя ВНЕЗАПНО Сталин "ВЫНУЖДЕН" прибегнуть к "НЕТИПИЧНОЙ" риторике.

не мудрого, богоподобного вождя народов и не ужасного диктатора-кровопийцу, а нервного чиновника с бегающими глазамиДа, это Правда, живите по Правде! Человек который вооруженно грабил карету казначейства - лишь растерянный чиновник, глазки бегают, только что из-под стола вылез, где обоссался.

Дальше этот невежественный бред не читал.

10
Ответить

Ну тебя и затрясло. А статья прекрасная, как мне кажется.

8
Ответить

Человек который вооруженно грабил карету казначейства - лишь растерянный чиновник, глазки бегаютБез относительно биографии Сталина, я утверждал про конкретный эпизод конкретного фильма, т.е. образ человека в момент времени, зафиксированный на плёнку. Это не обязательно характеризует его личность в целом.

3
Ответить

А касаемо Петра I (равно как и Ивана Грозного) - да, Сталина вдохновляли образы жёстких правителей задолго до войны. В посте речь именно про царских офицеров, это всё-таки немного другое.
Даже фильм Эйзенштейна про Александра Невского был довольно скоро снят с проката.

3
Ответить

Ну тут как раз можно сказать, что этот оскар имел политический смысл, что бы поддержать союзников. В целом да фильм пропагандистский вряд ли кто будет спорить. Но вдруг не самый и плохой к нему не так много и вопросов. А вот что плохо вышло. Так это фильм "Первый Оскар" 2022 я специально перед ним посмотрел документальный оригинал и потом только плевался от современного высера.

4
Ответить

Гавайи официально стали штатом в 1955 году. До этого, они почему-то такого статуса не имели

3
Ответить

Справедливое замечание, спасибо. Формально это была «самоуправляемая территория» )

2
Ответить