«Идеальные дни»
Никогда бы не подумал что могу позавидовать уборщику туалетов.
Важно конечно отметить, что уборщик — японец, туалеты — токийские, а завидую я не его работе, а тому, насколько человек может быть в ладах с самим собой, имея минимальный набор благ и при этом жить полноценной жизнью.
Но всё началось именно с туалетов.
Как-то в Токио произошёл редизайн (не надо плиз) общественных туалетов. Были приглашены знаменитые архитекторы со всего мира. Получилось действительно здорово, судя по тому что я увидел в фильме.
Японский бизнесмен Кодзи Янаи решил промоутить это дело и пригласил именитого немецкого режиссёра Вима Вендерса чтобы тот снял то ли документалку, то ли короткометражку про эти самые туалеты, которые в свою очередь уже стали одной из визитных карточек Токио.
Режиссёр сильно впечатлился всей этой историей и принял решение снять полный метр, который в последствии принесёт Японии Пальмовую ветвь за лучшую мужскую роль и номинацию на Оскар за лучший фильм на иностранном языке.
Кино в первую очередь захватывает стилем повествования. Тебя будто подселяют к главному герою и ты вместе с ним проживаешь его личную рутину. Её показывают довольно подробно, а сам герой по имени Хираяма молчалив как монах, что позволяет ещё глубже погрузиться в происходящее и рефлексировать на окружающий мир так же, как это делает герой.
А рефлексирует он много и со вкусом. Попробую объяснить на примере. Мне попадались ролики с хэштегом #human_core. На них люди делают свои обычные человеческие дела: возятся с детьми, гуляют за ручку, кормят уток в парке, смотрят на закат, а в это время их тайком снимают на телефон. Очаровательные видосы.
Схожие ощущения испытываешь и от Хираямы, только они усиливаются ещё тем, что японец будто сам одновременно и зритель, и герой подобных роликов.
Сильнее всего подкупает загадочность японца. Здесь ничего не говорится о его прошлом. О том почему он одинок. Почему живёт так аскетично, игнорируя все современные технологии. Зачем в конце концов он дома выращивает саженцы деревьев, выкопанные в месте, куда он каждый рабочий день приходит обедать неизменными сэндвичами.
В самой эмоциональной сцене кажется, что вот сейчас тебе откроют все тайны Хираямы, но это слава богу не происходит. Скорее наоборот, усиливается этот эффект загадочности.
Абсолютно все вопросы так и останутся без ответа. И это очень крутой приём. Кино происходит одновременно на экране и в твоей голове, когда ты пытаешься додумать предысторию Хираямы.
Либо ничего не пытаешься, а просто смотришь на кроны деревьев и улыбаешься вместе с ним.