Как Дэвид Линч чуть не разбил сердца фанатам «Твин Пикса».

Ах, как хочется вернуться... в городок. А не вот это все.
Ах, как хочется вернуться... в городок. А не вот это все.

Вчера Дэвид Линч должен был что-то объявить, но это оказался не четвертый сезон «Твин Пикса», как надеялись фанаты, а новый клип на песню Кристы Белл «Sublime Eternal Love». А вы еще ждете продолжения сериала? Ведь третий сезон понравился не всем, уйдя в более мрачное тягучее сюрреалистическое настроение.

В связи с этой недавней новостью вспоминаю, как в прошлом году пересматривал уже в четвертый раз весь сериал «Твин Пикс» (третий сезон – второй раз, а фильм-предысторию видел даже чаще, чем сериал). Многое ли изменилось в понимании и впечатлениях? Ниже кратко расскажу о сериале, затем перейду к более подробному разбору со спойлерами.

Синопсис. Все начинается с убийства старшеклассницы в маленьком городке, слывущем тихим-мирным, но теперь готовым приоткрыть завесу своих темных тайн. Детективная интрига здесь не главное, хотя за счет нее держится накал, куда важнее – странные жители «Твин Пикса», их иногда неуловимая связь друг с другом и ощущение, что все здесь «не то, чем кажется».

Краткое резюме. После стольких лет сериал по-прежнему шедеврален и провисает только вполовину второго сезона, сразу после того как шоураннеры убили главную интригу, раскрыв, кто убил Лору Палмер, и режиссер Дэвид Линч потерял на время к проекту интерес. Именно он зажег искру магнетизма своих нестандартных персонажей и их мира, в котором не все до конца познаваемо. За счет этого уникального видения сериал все еще способен приковывать внимание.

Фильм-предыстория «Твин Пикс: Сквозь огонь» раскрывает историю Лоры Палмер эмоционально и является экспериментальным мистическим ужастиком своего времени, но сейчас уже отдельно от сериала не воспринимается.

Третий сезон вышел почти 25 лет спустя после первых двух и привнес мощный ностальгический заряд по времени, которое не вернуть, более мрачную, тягучую атмосферу и новые эксперименты для телевидения, теперь уже полностью под контролем Дэвида Линча.

Личная оценка: 9.5 (фильм - 7.5).

Оценка на Кинопоиске: 8.5 (фильм - 7.3).

Оценка на IMDb: 8.8 (фильм - 7.2).

Как Дэвид Линч чуть не разбил сердца фанатам «Твин Пикса».

Подробный разбор со спойлерами.

Первый сезон снимался еще в далекие 90-е и такого рода постановка была тогда в новинку. То было не просто «мыло» и запутанные сантабарбаровские взаимоотношения, хотя и это с элементами пародии имелось, но и концепция «маленького городка» - названного Твин Пикса - полного тайн, где каждый житель по-своему странен, интересен или ему есть что скрывать. А началось все с сакраментального «Кто убил Лору Палмер?» и приехавшего в поисках ответов агента ФБР Дейла Купера, который мог бы представлять эдакий «взгляд со стороны» на все странности обитателей города, на деле же неплохо вписался в местную атмосферу, имея массу собственных причуд. Но, скорее, в позитивном ключе.

Детективная интрига и позитивно-нестандартное отношение к персонажам, когда они не до конца познаваемы, чудны и как-то неуловимо связаны, приковывало внимание к экранам. Потом Дэвид Линч транслировал свое фирменное мистическое мироощущение с элементами арт-хауса, что еще больше удивляло, местами шокировало и пугало.

В итоге эта гремучая смесь в формате сериала сработала тогда на ура и открыла новые перспективы. Есть подозрение, что если бы не «Твин Пикс», не было бы «Секретных Материалов» (к слову, Дэвид Духовны первой своей яркой ролью обязан как раз «Твин Пиксу»), «Lost» и других телеэкспериментов, которые подходили к уровню большого кино, и культура в целом несколько бы обеднела.

Агент Малдер и его «бурная молодость».
Агент Малдер и его «бурная молодость».

Сам Линч вел свое детище на протяжении двух сезонов не очень тщательно – может быть, тому виной занятость на съемках «Диких сердцем» или непривычность работы в жестких рамках, - поэтому подхватывали другие. И какое-то время это даже неплохо удавалось, хотя бы до момента раскрытия личности убийцы. Как раз против такого преждевременного хода режиссер был против, но продюсеры настояли. В итоге примерно половина второго сезона начинает провисать, потому как видно, что Линч потерял к проекту интерес, а остальные коллеги по цеху начали разводить самодеятельность. Появился новый злодей Уиндом Эрл из прошлого Купера, который решил поиграть с ним в «шахматы» – каждое взятие фигуры в этой партии вело к новой реальной жертве. Выглядел этот новоявленный мориарти скорее карикатурно, а не пугающе, как до этого Боб, который к тому моменту витал уже в других планах.

Самый большой страх может приходить в непривычной форме.
Самый большой страх может приходить в непривычной форме.

С целью комедийного или драматического эффекта старых добрых персонажей бросали в омут новых приключений – например, юный страдалец Джеймс уехал искать криминального счастья с «миссис Робинсон», а секретарь местного управления шерифа Люси проводила конкурс на «лучшего будущего отца» среди двоих своих воздыхателей. Все это может держать скорее уже из-за привязанности к персонажам, а не благодаря художественным достоинствам и следованию атмосфере. И только уже за две-три серии до конца второго сезона гармония начинает возвращаться (вместе с Гордоном Коулом, которого играл как раз сам Дэвид Линч), после чего немного резко, но оттого не менее эффектно обрывается последней серией.

Симпатяге Кайлу Маклоклену пришлось добавить к своему образу ноту настоящего безумия.
Симпатяге Кайлу Маклоклену пришлось добавить к своему образу ноту настоящего безумия.

Третий сезон был снят в 2017 году, спустя чуть больше 25 лет – и для этого был задел от самой Лоры Палмер в предыдущих сезонах, которая завещала именно столько ждать во время одного из трипов в «красную комнату».

Так какая жвачка нынче в моде?
Так какая жвачка нынче в моде?

Теперь Дэвид Линч полностью контролировал процесс и получил достаточно свободы. Третий сезон дает ощутить, как изменилось время, почему нельзя вернуть прошлое (за редким исключением – у Эда и Нормы на старости лет, кажется, наконец все получилось) и вносит новый уровень экспериментов. Как выясняется, можно снимать очень длинные, неторопливые сцены, но при этом держать в напряжении. Вставлять какие-то старомодные штучки, музыкальные номера, но при этом удивлять. Свобода позволила Линчу зачастить и с собственными сюрреалистическими приемами, что может показаться отталкивающим неподготовленному зрителю (проблемы с пищеварением – одна из регулярных тем даже его более статичных картин, в целом здесь буквально можно ощутить, как картины иногда оживают).

То, что Дэвид Линч - художник, заметно и по его киносериальным работам.
То, что Дэвид Линч - художник, заметно и по его киносериальным работам.

А вообще третий сезон больше всего напоминает один большой фильм, разделенный на серии. Поэтому ждать неделю выхода каждой новой в свое время было тяжело, хотя и по-своему увлекательно. Особняком тут стоит 8-я серия, она смотрится отдельным произведением про любимые Линчем 50-е, которые были чистыми и наивными, пока не произошло некое Зло. Кто бы мог подумать, что посреди ТВ-сериала можно еще и вставить арт-зарисовку про ядерный взрыв под музыку Кшиштофа Пендерецкого.

Пожалуй, 8-я серия может сыграть немного злую шутку с третьим сезоном – ничего более поразительного больше уже можно не ждать, хотя продолжится прежняя фирменная тягучая атмосфера, смешение жанров (Джармушу понравилось, да и Тарантино где-то мог увидеть приемчики в своем стиле, хотя таковые встречались у Линча еще в «Диких сердцем» и кто первый начал уже трудно установить) и супермедитативный финал, медленно погружающий в кошмар.

Если вас интересует хитроумная детективная линия – то это не совсем про «Твин Пикс», и это касается любого сезона. Хотя персонажи постоянно пытаются вести расследование (в первых сезонах целая компания одноклассников Лоры – Одри, Донна, Джеймс эпизодами попадали из-за это впросак), а в третьем сезоне сам Дэвид Линч в роли Гордона Коула иронизирует над представлениями фанатов, признаваясь, что ничего не понимает, главное здесь это отношение к персонажам и вообще к миру, авторское видение, которое, несмотря на мрачность, утверждает, что еще есть, чему удивляться и что открывать.

Как Дэвид Линч чуть не разбил сердца фанатам «Твин Пикса».

Когда я смотрел 3-й сезон впервые, я решил, что есть недораскрытые моменты и у некоторых персонажей не довели до нужной точки их линии. В этот раз таких претензий у меня больше не возникло: все это вписывается в концепцию той самой «трансцендентности» жителей «Твин Пикса» и их маленького мира. У каждого из них есть свои тайны, но необязательно они нуждаются в раскрытии, достаточно обозначить сам факт. Кофе, вишневый пирог, кукурузная каша, электричество. Удивительное иногда кроется в обыденных вещах, стоит им только оказаться в руках у необычных людей или в неожиданных местах. Уже в своей сути вещи либо люди имеют это свойство, ведь нам еще не все о них известно. В этом и есть творческий заряд, скрытая движущая сила для сериала и некоторых других картин режиссера.

Единственной претензией сезону я бы поставил пропажу лучшей подруги Лоры Палмер Донны. Вместо того чтобы делать вид, что она вовсе не существовала, можно было упомянуть о ней, к примеру, в ряде сцен – разговоров в клубе между его неопознанными посетителями, которые опять же вызывают ощущение неуловимой связи между ними, между сном и реальностью. Хотя бы другому эффектному персонажу Одри Хорн здесь отводится видная роль (поначалу сцены с ней могут показаться немного затянутыми и лишенными смысла, пока не докопаешься до сути): попытка вернуться в прошлое ей дается не легче, чем Куперу.

Как Дэвид Линч чуть не разбил сердца фанатам «Твин Пикса».

Все это – то, что мы ждем того самого Купера из 90-х, а получаем странного «человека дождя» Даги, заигрывания со временем, возвращение в прошлое в попытке спасти Лору Палмер, кадры из начала первого сезона в конце третьего – яркое проявление ностальгических чувств, прощание с эпохой, родными людьми (некоторые из актеров начали уходить из жизни, едва успев закончить съемки), молодостью, ожидание перемен. Чтобы это прочувствовать, нужно тоже какое-то время пожить и что-то потерять.

Когда-то я уехал из города, в котором провел детство и юность, и затем иногда мне снились сны о нем, как будто я возвращаюсь, но он уже другой, частично разрушенный, полузакрытый, непонятный и пугающий. Схожие ощущения были и от финала третьего сезона – но почему-то только при повторном просмотре они для меня так явственно соединились. При разборе сюжета часто забывают упомянуть, что все происходящее может быть не только сном Лоры, Купера или самого Линча, но и сном зрителя.

Самое страшное в старости - помнить, что когда-то ты был молодым (цитата из «Простой истории» Дэвида Линча).
Самое страшное в старости - помнить, что когда-то ты был молодым (цитата из «Простой истории» Дэвида Линча).

К слову, вся линия с приключениями Даги напомнила мне сюжеты старых советских комедий – именно в своем соединении доброты и невероятности.

Как Дэвид Линч чуть не разбил сердца фанатам «Твин Пикса».

В итоге третий сезон меня впечатлил не меньше, а скорее даже больше, чем при первом просмотре, первый сезон я оцениваю как невероятно гармоничный, второй – так же, как и всегда, как наполовину «слитый», но не безнадежный. Осталось рассказать про последний фрагмент головоломки – фильм-предысторию «Твин Пикс: Огонь, Иди со мной». И тут я сделаю еще один небольшой экскурс в собственное прошлое.

Когда-то, как раз в 90-е, когда я только становился подростком, но мои действия уже не слишком контролировались, я подсел на кино, особенно на разную фантастику и ужастики. В год моего рождения вышли «Терминатор», «Гремлины», «Охотники и за привидениями», «Кошмар на улице Вязов», «Дюна» от того же мистера Линча, и в начале 90-х в России это еще можно было считать свежаком, к тому же выходили продолжения этих фильмов. По телеканалам их регулярно крутили, на то время это был лучший бесплатный и «незаметный» способ с ними ознакомиться. Видеосалоны – более сложное и подконтрольное дело, а до полноценного интернета еще было далеко. В жанре ужасов – впрочем, как и всегда – трудно было найти шедевры, но по-своему он цеплял. Настоящей жемчужиной жанра с новым уровнем ощущений тогда можно было назвать «Твин Пикс: Огонь, Иди со мной». Постановка, загадочность – мало что могло с этим сравниться. Конечно, если не рассматривать как ужастик какой-нибудь «Сталкер» Тарковского.

В итоге фильм я посмотрел раньше самого сериала и не раз к нему возвращался. Тогда мне открылась магическая способность Дэвида Линча «погружать в другой мир».

Любимая Линчем трансцендентальная медитация будто бы стало свойством и его творчества.
Любимая Линчем трансцендентальная медитация будто бы стало свойством и его творчества.

Увы, «Твин Пикс: Огонь, Иди со мной» оказался самым слабым звеном в этом новогоднем марафоне – такого впечатления он уже не произвел. Его по-прежнему можно воспринимать как часть сериала, одну из его достойных серий. Для самых дотошных фанатов есть и вырезанные сцены на полтора часа. Но как фильм он уже не выдерживает сравнения, например, с «Малхолланд Драйвом» того же Линча, который со временем стал ощущаться глубже. Впрочем, это уже другая история, о которой, надеюсь, я тоже когда-нибудь расскажу. А еще книги по «Твин Пиксу» на очереди – дневники и досье. Сам же сериал для меня остается тем творением, к которому стоит возвращаться хотя бы раз в пять лет ради ностальгии и нового восприятия сквозь призму времени. Он уже прошел эту проверку.
Буду благодарен за подписку на мой блог, если этот разбор пришелся вам по душе и интересны другие подобные.

3636
20 комментариев

Жду конечно продолжение, но понимаю, что не дождусь скорее всего

5

После премьеры 3 сезона ещё и столько актеров умерло в течение года. И дед не молодеет(

2

А я недавно тоже устроил себе марафон Твин Пикса, пересмотрел первые два сезона и Огонь, или со мной.
Но вот его смотрел в версии fancut, где вставили все удалённые сцены, сделали цветокоррекцию, чтобы смотрелось нормально и... мне очень понравилось.
Хотя раньше тоже считал его слабым по сравнению с сериалом.
Третий сезон пока не пересматривал, ещё свеж в памяти )

4

Спасибо за идею, надо будет попробовать пересмотреть в версии fancut, раньше вырезанные сцены видел только отдельно.

3

Нет смысла ждать четвёртый сезон, если смотреть историю как на бесконечный цикл, так что третий сезон ставит точку, по своему конечно, но ставит. Проще другие фильмы Дэвида Линча смотреть и черпать из них много нового, темы конечно перекликаются из произведений в произведения как та же лента мобиуса или медитация по Алистеру Кроули и прочее и так далее следующие в его фильмах.

3

Так чё там случилось в финале последнего сезона? Есть осмысленное мнение? А то ты какой-то воды невнятной налил в статье.

1

Дедушка сказал понимать как чувствуешь, так что-то какого-то конкретного объяснения финала 3 сезона нет, куча трактований. Сон Лоры, сон Линча, сон Зрителя, Лиланд не убивал Лору, а мамка убила, Купер спас Лору и её не убили, у Джуди сгорает очко от того что Лору спасли и поэтому вырубается электричество в доме. Хуй победи, вот после просмотра как понял - так и есть, это Линч говорит. И типа если не понравилось и считаешь хуйней то это тоже норм.

4