Хорошая и плохая экспозиция на примерах

Экспозиция в кино нужна для того, чтобы рассказать нам, зрителям, то, что уже известно героям. Сделать это нескучно и оригинально — непростая задача. Давайте на нескольких примерах посмотрим, как с ней справляются сценаристы.

Пример #1

На картинках выше — скрины из сериала "Капли бога". На них парень-энолог (специалист по вину) объясняет дочери другого знаменитого энолога азбучные истины про вино.

После последней его реплики "Но ты-то лучше всех это знаешь" мне хочется заорать "Так а зачем ты ей это все тогда рассказываешь?!!111"

Это пример халтурной экспозиции, когда герои проговаривают друг другу то, что им уже известно, только для того, чтобы ввести в курс дела зрителя.

Пример #2

Это пример хорошей экспозиции из фильма "Американское чтиво". Кстати, этот фильм получил в этом году Оскар за лучший адаптированный сценарий.

Чтобы рассказать зрителю то, что уже знают персонажи фильма (отец главного героя покончил с собой), используется сцена знакомства героя с соседкой (одновременно эта сцена двигает сюжет). Еще и черного юмора в нее отсыпали.

Пример #3

А вот эти 3 минуты экспозиции в "Претендентах" дают очень много информации о двух героях, их характерах, целях и текущей ситуации.

За эти минуты герои обмениваются только одним словом, но многое становится ясно из их действий. И это главный принцип киноязыка "Показывай, а не рассказывай". Плюс зрителя вводит в контекст выпуск новостей по телику (не то, чтобы это оригинальный прием, но все равно лучше, чем проговаривание героями того же самого прямым текстом).

Что мы узнаем за эти 3 минуты?

Посмотрите на кадры в подборке:

1. У Таши шрам, это потом дополнится показом истории с ее травмой

2. Она встала первая и будит Арта, он неохотно встает: она более дисциплинированна и амбициозна, он немотивированный/уставший

3, 4. Нам обозначают ближайшего соперника Арта, значительно менее опытного теннисиста, и ожидания, что Арт выиграет этот матч

5. Тут же говорят о его недавней травме, которая может осложнить дело

6. Заявляется ставка героя: Арту нужно выиграть главный турнир, до победы в котором все прошлые годы он не мог добраться. Поэтому все мелкие победы тоже важны, они ведут его к главной

7. Обозначаются амбиции Таши, она не хочет быть второй фигурой, хочет быть геймченджером наравне с мужем

8. Заявляются сложные рабоче-личные взаимоотношения Арта и Таши

9. Арт выключает звук у телика, потому что его нервирует обсуждение в новостях его шансов на победу.

Выводы

Экспозиция — это повествовательная часть фильма, которая не двигает сюжет, но сообщает зрителю уже известные героям факты. В ней не используются драматургические приемы, которые вовлекают зрителя, но при этом экспозиция — необходимый ингредиент почти любой хорошей истории, так как в большинстве сюжетов для развития событий нужно знать предысторию.

Поэтому сценаристы ищут способы, как подать экспозицию быстро, нескучно и при этом исчерпывающе. Хорошими вариантами тут является выдача нужных сведений порциями, можно сочетать экспозицию с завязкой конфликта или юмором, классно экспозиция выглядит через показ действий или деталей мира героев. Плохой вариант экспозиции — диалоги героев, созданные исключительно для информирования зрителей, в которых сами герои не узнают ничего нового.

8989
39 комментариев

небольшой совет: вставляйте скриншоты После соответствующего подзаголовка ("пример #" в данном случае), у меня мозг чуть не сломался из-за несоответствия текста с скринами)

27

Спасибо! Я так и сделала сначала, но тогда скриншоты в ленту уже не выводились, поэтому я пренебрегла порядком ради эффектности :D

1

Большинству зрителей плевать на всё это и наверно это даже хорошо.

Я тоже обращаю на эти нюансы внимание и из-за этого порой не могу смотреть фильм, не разбирая его на составляющие и то, как можно было сделать лучше.

6

Ну как плевать, так или иначе, не насмотренный человек поймет что с фильмом явно не так.
То есть зритель который просто смотрит фильм поймет что фильм "ну такой", а вот по какой причине он "ну такой" уже поймут задроты

22

Я думаю, что все эти нюансы как раз и существуют для большинства зрителей. Они не знают о них, но эти приёмы и формируют ощущение (от) фильма для каждого зрителя. Если зритель разбирается в кинематографе, он, конечно, видит каждый такой приём, и действие на зрителя он оказывает уже, наверное, немного меньшее. С другой стороны, зритель уже говорит на одном "языке" с режиссером, и это сильно влияет на восприятие. Если зритель не очень разбирается во всем этом, или нет насмотренности какой-то, то ему просто каждый правильно использованный прием киноязыка приносит кайф от просмотра. Иными словами, большинству зрителей как раз максимально не плевать на всё это. А меньшинству, которое разбирается, наоборот это всё чуть менее важно.

6

Контролировать свою "профдеформацию" тоже можно научиться. Со средним и хорошим кино мешать никак не будет. А херню и так необязательно смотреть

3

Ну я лично куда больше удовольствия от просмотра получаю, анализируя, как сделано кино. Можно смотреть и на уровне просто эмоционального восприятия, конечно)

2