Зомби-нацисты и серьёзные темы: что говорят критики о фильме «Оверлорд»
Жестокий и красивый хоррор от Джей Джея Абрамса.
«Оверлорд» — это фильм Джулиуса Эйвери (режиссёра «Молодой крови» 2013 года) от студии Джей Джея Абрамса. Главные роли в нём исполнили Йован Адепо («Ограды»), Йохан Асбек («Призрак в доспехах») и Уайатт Рассел («Чёрное зеркало»).
Как обычно бывает с фильмами, спродюсированными Абрамсом, «Оверлорд» — экспериментальный проект, сочетающий в себе несколько жанров. Картина рассказывает об американских солдатах, которые во время высадки в Нормандии обнаружили, что нацисты проводят эксперименты по созданию бессмертных воинов из человеческих трупов.
По словам критиков, фильм про сражения с зомби-нацистами получился жестоким, красивым и похожим на видеоигру. И, несмотря на то, что «Оверлорд» задумывался и создавался как би-муви, он не стесняется поднимать важные темы и задавать неудобные вопросы.
Журналистка Variety Эми Николсон в своей рецензии отметила, что фильм в своей основе вторичен — зомби-нацистов и высадку в Нормандии уже показывали в десятках картин до этого — но это не мешает ему быть увлекательным.
Критик похвалила «Оверлорд» за качественную режиссуру. Особенно ей понравилась открывающая сцена, в которой американские солдаты ночью готовятся к высадке.
Также, по мнению Николсон, неоригинальность завязки притупляет ощущения от фильма.
Даже в самые напряжённые моменты, когда скрипки бьют по ушам, «Оверлорд» выглядит знакомо, как коллаж из других хорроров. Женщина, держащая огнемёт в стиле Рипли из «Чужих», жестокий офицер СС со зловещей улыбкой бэтменовского злодея и атмосфера, настолько напоминающая Return to Castle Wolfenstein, что геймеры в зале могут невольно потянуться за контроллером.
Критик The Hollywood Reporter Джон ДеФор счёл «Оверлорд» довольно мейнстримным кино, которое должно понравиться фанатам хоррора и актёрского состава фильма. По мнению журналиста, Эйвери нашёл хороший баланс между омерзительными сценами и комиксным экшеном.
Когда в фильме начинаются безумные сражения, пару раз зритель точно усмехнётся, — и вряд ли там, где предусмотрено авторами. Тем не менее, картина хорошо держит тон.
Кейлин Корриган из IndieWire поставила «Оверлорду» оценку «четыре с плюсом» (B+), похвалив его за визуальную составляющую и сценарий. По её словам, некоторые персонажи в фильме нераскрыты, а сюжет наполнен клише из би-муви, но при этом картина затрагивает на удивление серьёзные темы.
Сценарий неожиданно глубок: авторы задают вопросы вроде «если Союзникам нужно опуститься на уровень нацистов, чтобы победить, то чем они лучше своих врагов?». Когда полковник выбивает информацию из пленного нациста, главный герой стоит рядом и умоляет его прекратить. Жестокость в сцене настолько шокирующая, что способна перевернуть стрелку морального компаса.
Рецензент Collider Хейли Фоутч оценила картину на «четвёрку» (B). Как она считает, второй акт «Оверлорда» слабоват, однако в целом фильм увлекательный и стильный.
Моя главная претензия к «Оверлорду» — что он ходит по грани между фильмом про монстров и фильмом про солдат, так и не переходя на одну из сторон полностью. В нём есть ужасающие практические эффекты и мерзкие дизайны монстров, но их не так уж много. Ещё картина содержит намёки на фантастику, но не раскрывает их.
Как и коллега из IndieWire, Фоутч отметила, что «для фильма про нацистов-мутантов „Оверлорд“ поднимает довольно сложные вопросы».
Под кровавыми сценами и отношениями героев скрывается тема того, как далеко мы готовы пойти в войне. Стоит ли нам стать такими же прогнившими, как наши враги? Или лучше стремиться к достойной победе, несмотря на отсутствие всяких шансов?
«Оверлорд» мог бы быть просто крутым фильмом про убийство нацистов, но он стремится к большему. А ещё в нём убивают много нацистов, что тоже довольно хорошо.
Российская премьера «Оверлорда» состоится 3 ноября.