Претензии к Голливуду из 1956(!) года: политкорректность, блокбастеры все испортили, потакание массам, экшн побеждает смысл

Принято считать, что старое голливудское кино — особенное, и «такого больше не делают». Но я сейчас читаю эссе «Кино, отчаянное искусство» Полин Кейл, любимого кинокритика Тарантино, где она придерживается совсем другого мнения.

Претензии к Голливуду из 1956(!) года: политкорректность, блокбастеры все испортили, потакание массам, экшн побеждает смысл

Полин Кейл — культовый кинокритик, начала писать рецензии ещё в 50-х годах. Когда Квентин Тарантино сказал, что снимет свой последний, десятый фильм про кинокритика, все подумали, что фильм про нее. Но потом оказалось, что не про нее. А потом вообще Тарантино передумал снимать кино про критика.

Тарантино учился кино на рецензиях Полин Кейл
Тарантино учился кино на рецензиях Полин Кейл

Но тем не менее, именно про Полин Кейл Тарантино сказал: «она повлияла на меня больше чем любой режиссер».

Вот, что Кейл пишет про голливудское кино в 1956 году. В 1956-м, Карл!

Про политкорректность, которая превращается в ложь

Морально пробужденная аудитория выработала свои собственные стереотипы, которые, и они это знают, лживы, но ощущаются как необходимая ложь.


Все эти прививки породили настоящую демократическую болезнь: массовую культуру, состоящую из стереотипов, моделей, обеления, улыбок и лжи.

Про блокбастеры, которые портят кино

Голливудские фильмы попытались ответить на «вызов» телевидения удивительно простым способом — увеличением масштаба; в ходе этого развития худшие тренды в кинематографе за последние тридцать лет достигли того, что мы условно можем назвать их кульминацией.


Масштабная кинопостановка теряет изюминку, спонтанность, ритм художника, работающего в соответствии со своей собственной концепцией. Но идиотское решение работает: масштабность стала популярной, и Голливуд научился раздувать все.

Про упрощение и экшн, которые ценятся больше, чем смысл

Критики начинают быстро возражать против фильма со сложной тематикой, небольшим числом локаций или ярко выраженной ориентацией на диалоги. Поскольку большой экран обладает широким диапазоном возможностей демонстрировать экшн, они думают, что так и должно быть — или то, что они видят, просто не кино.


Те, кто привык к фильмам, в которых подчеркивается и акцентируется каждый пункт, приходят в замешательство, когда от них требуют использовать собственные глаза и уши — им кажется, что в фильме ничего не происходит.

Про плохих актеров

Враждебность к высокому искусству, которой заражена большая часть нашей культуры, помогает объяснить популярность стольких неподготовленных и бесталанных исполнителей на экране. Ричард Бертон и Дэниел О'Херлихи не вдохновляют фанатов, а Тони Кертис, Тэб Хантер, Джанет Ли, Джейн Пауэлл — да.

Про критиков, угождающих публике

Кинокритик больше не считает, что его функция заключается в формировании и реформировании общественного вкуса; прежний независимый критик, который превозносил хорошее, критиковал плохое и говорил своим читателям, что они идиоты, если тратят свои деньги на мусор, уступает место дружелюбному человеку, который чувствует ответственность не за свой предмет, а за вкусы своей прослойки публики.

Про потакание вкусам масс

Вас упрекнут: «Какое вы имеете право говорить, что «Самсон и Далила» никуда не годится, когда миллионам людей фильм понравился? Все это дело вкуса, и вкусы одного человека ничем не хуже вкусов другого». Никто не завоюет друзей, если ответит, что, хотя все это дело вкуса (а также образования, интеллекта и восприимчивости), вкусы одного человека все же не так хороши, как другого.

Про синдром поиска глубинного смысла

Некоторые критики пошли на довольно причудливый шаг: они превращают фильмы в тесты Роршаха и ищут в них сложные смыслы. Недостаток этого метода заключается в том, что авторы много говорят о себе, но очень мало о самих фильмах.

Тут хочется воскликнуть: и в чем она не права?! 70 лет спустя? Честно говоря, поражает, что проблемы Голливуда, которые обсуждают сейчас, сформировались уже в 50-х.

2424
64 комментария

Полин Кейлэто она, напоминаю, закопала бегущего по лезвию
и считала, что любой фильм с клинтом иствудом априори хуже любого фильма без клинта иствуда)

так что вывод скорее такой: критики уже в 50-х были не лучше, чем сейчас

19
Ответить

Кейл — противоречивая фигура, да. Но ее доводы конкретно в этом эссе вполне обоснованные

4
Ответить

Плюсую, старая бабка возомнила себя невесть кем.

1
Ответить

Так вечное нытьё про раньша трава была зеленее ещё Вуди Аллен обстебал в «Полночь в Париже».
Я сижу на кино форумах уже лет 20 (ужас). Сейчас коментаторы пишут про повестку, кризис идеей, и что Голливуд уже не тот, а ещё 10-15 назад снимали круто и смело и без оглядки на твиттер. Только в 2010 люди писали тоже самое.

8
Ответить

Прикольное наблюдение!

1
Ответить

Любые критики всегда и во все времена были чсв претенциозными хуйлушами

5
Ответить