«Это не одни и те же фильмы, и мы больше не одни и те же зрители»: Вонг Кар-Вай о нюансах реставрации своих картин

Режиссёр опубликовал обращение к зрителям в рамках презентации новой 4К реставрации своих киноработ.

«Это не одни и те же фильмы, и мы больше не одни и те же зрители»: Вонг Кар-Вай о нюансах реставрации своих картин

С 25 ноября на сайте Film at Lincoln Center in New York начали демонстрировать 10 классических фильмов Вонг Кар-Вая в новой 4К реставрации, которой занимался сам постановщик. Перед началом показа режиссёр опубликовал обращение к зрителям, где немного рассказал о нюансах реставрации и о том, какие изменения были внесены в кинокартины.

Реставрация

В процессе работы по восстановлению изображения, мы оказались перед дилеммой: восстановить фильмы в той форме, в которой их запомнили зрители, или же такими, какими я их представлял и задумывал себе изначально. Там было очень много того, что можно было изменить, и я решил пойти по второму пути, поскольку он будет отражать мое яркое видение этих фильмов. По этой причине и были внесены все те изменения, о которых я расскажу ниже

Вонг Кар-Вай, Режиссёр

Соотношение сторон

«Чунгкингский экспресс» и «Любовное настроение» были сняты и выпущены в кинотеатрах с соотношением сторон 1,66:1 — одним из моих любимых форматов, но для выпуска на видео они были преобразованы в 1,85:1. Поскольку большинство людей смотрели эти фильмы на видео, то позже и укрепилось утверждение, будто бы они изначально и были сняты в таком соотношении. В новой реставрации вы будете смотреть эти картины в их исходном соотношении сторон.

В «Падших ангелах» я изменил формат на синемаскоп* (*широкоэкранная анаформированная система, основанная на использовании стандартной 35-мм киноплёнки, прим. автора), потому что изначально я и намеревался выпускать фильм таким. Но в процессе монтажа мы случайно переключили режим на анаморфированный (4х3) вместо стандартного.

Я чувствовал, что фильм изначально выглядел намного интереснее, потому что он увеличил расстояние до персонажей, плюсом учитывая чрезвычайно широкий угол съёмки. В то время было технически невозможно отыграть всё назад, но теперь у нас появилась возможность успешно реализовать первоначальную задумку.

Вонг Кар-Вай, Режиссёр

Сведение звука и титры

«Чунгкингский экспресс» был снят еще до появления формата звука 5.1, поэтому в этот раз нам пришлось изменить настройки и конфигурации звука. Точно также мы поступили и с «Любовным настроением» — заново смикшировали звук. Роберт Маккензи проделал блестящую работу. Во время пандемии мы с ним работали удалённо.

Мы создали новые титры чтобы они выглядели единообразно во всех фильмах. Они также напоминают нашей аудитории, что это новые восстановленные версии.

Вонг Кар-Вай, Режиссёр

«Счастливы вместе»

Во время пожара в 2019 году была уничтожена часть оригинального негатива. В последующие месяцы мы пытались, насколько это возможно, восстановить негатив, но в итоге часть его была безвозвратно повреждена. Мы потеряли не только часть изображения, но и звук на некоторых бобинах.

В итоге мне пришлось сократить некоторые монологи Тони Люна, но благодаря великолепной работе студии реставрации L’Immagine Ritrovata, нам всё же удалось восстановить большинство сцен в лучшем качестве.

Вонг Кар-Вай, Режиссёр

Заключительное слово

После премьеры новой версии «Праха времён Redux» в 2008 году, некоторые зрители заметили, что фильм выглядел иначе — не так, как помнили его они. Я понял, что некоторые из наших зрителей впервые посмотрели его на пиратских копиях и в не самом лучшем качестве, из-за чего фильм представал в несколько ином свете. Тем не менее, некоторые предпочитают и любят именно ту версию, которые они посмотрели впервые. Ведь, как ни крути, свои первые ощущения и воспоминания со счетов не спишешь.

Но как говорится в одной пословице: «Ни один человек никогда не ступит в одну и ту же реку дважды, потому что это не одна и та же река, и он не один и тот же человек». С самого начала работы по реставрации я постоянно вспоминал эту пословицу, как напоминание о том, что это возможность создать что-то новое и под другим углом взглянуть на своё творчество.

Я приглашаю аудиторию присоединиться ко мне, чтобы начать всё заново, потому что теперь это не одни и те же фильмы, и мы больше не одни и те же зрители.

Вонг Кар-Вай, Режиссёр

После первых показов, редактор издания The Film Stage Ник Ньюман поделился в своём Твиттере сравнением изображения обычной и реставрированной версии «Падших ангелов». Судя по всему, изменения коснулись не только технической части, но и визуального ряда.

Слева: до реставрации. Справа: после реставрации.

Напоследок еще несколько кадров из фильмов в новой реставрации, опубликованых в Твиттере издания The Film Stage.

5555
19 комментариев

Пошёл по скользкой дорожке Лукаса

4
Ответить

Даа меня тоже эти новости не порадовали... Спилберг вон тоже в Инопланетянине дробовики замазывал на рации..

2
Ответить

Вовремя я решил с Карваем ознакомиться. ( ͡° ͜ʖ ͡°)

3
Ответить

Да уж, удачно) Если Иное Кино закупит как планирует это будет пушка!

5
Ответить

Смотрел всего Кар Вая уже несколько раз. Что-то в свое время в-первые собирал и выкладывал на торрентс.ру - к примеру, ремастеры HK издание Счастливы вместе и Ангелы...Времена то были...
 Конечно жду реставрацию, но Ангелы мне нравятся "прежние". И наполнение больше и цвета интереснее.

3
Ответить

Опять всё смотреть) Круто, что можно немного иначе взглянуть на его работы.

2
Ответить

Но в процессе монтажа мы случайно переключили режим на анаморфированный (4х3) вместо стандартного.

Хотел было написать: "Как.. такое... возможно?  O.o", но решил проверить текст оригинального обращения. И, разумеется, у нас тут классический случай трудностей перевода:

With Fallen Angels, I have changed the format to cinemascope, because it was originally what I had intended to release the film in. When we were cutting the film, we accidentally turned the Steenbeck on anamorphic instead of standard. I felt that the film looked much more interesting because it enhanced the distance of the characters on top of the extreme wide angle that we shot on. Back then, it was impossible to shoot a film in standard and release it in anamorphic. With this restoration, we have successfully fulfilled this wish.

 Он в какой-то момент случайно переключил режим монтажного стола Steenbeck, и ему понравился эффект (дистанцирования от персонажей в сочетании с экстремально широкими объективами, на которые фильм был снят). Но тогда нельзя было так просто взять и конвертировать стандартный аспект в анаморфотный, зато теперь , во время реставрации, эту хотелку удалось воплотить в жизнь.

2
Ответить