"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Вспоминаем один из самых необычных кинофраншиз в истории хорроров.

Тема сатанизма в фильмах ужасов настолько стара, насколько стар и сам жанр. То тут, то там найдется культ, чьи последователи хотят призвать в наш мир Князя Тьмы, нередко принося кого-нибудь в жертву. Но лишь “Омен” 1976 года шагнул дальше и обратился к теме семьи и политики.

Что будет, если у Дьявола окажется сын, которого будут воспитывать ничего не подозревающая семейная пара? Что если дьявол решит захватить власть на Земле с помощью политики, а не с помощью бессмысленных смертоубийств и колдовских ритуалов? Что есть зло появится в нашем мире не в виде неописуемой хтони, как у Лавкрафта, а под личиной шестилетнего мальчика с ангельскими чертами лица? Именно на эти вопросы решили ответить сценарист Дэвид Зельцер и режиссер Ричард Доннер, сняв один из самых необычных фильмов ужасов в истории жанра.

“Омен” вышел в 1976 году и стал коммерчески успешным: при бюджете в 2.5 млн долларов он собрал целых 60. Поэтому неудивительно, что фильм с законченным сюжетом породил за собой целую франшизу, куда вошли три продолжения, ремейк, сериал и приквел. Так как Зельцер и Доннер уже не имели к ним никакого отношения, очевидно, что качество этих фильмов было заметно хуже. Дошло до того, что серия в какой-то момент пришла к идейной стагнации, что в свою очередь привело к постоянному перечеркиваю канона.

Ричард Доннер<br />
Ричард Доннер

Как бы ты ни было, во франшизе выделяются лишь первые четыре фильма, которые имеют единую сюжетную линию. Их мы и рассмотрим в этой статье.

Немалую роль в создании фильма сыграл контекст времени. В 70-х консервативные догматы церкви постепенно отходили на второй план благодаря возникшему в те годы течению “Нью-Эйдж”. В быт простого человека всё чаще и чаще стали пробираться многочисленные мистические течения эзотерического и оккультного характера. Это была эпоха Карлоса Кастанеды, Рона Хаббарда, Антона ЛаВея; последний, кстати основал Церковь Сатаны. Люди, которые ещё вчера следовали букве Библии, сегодня отдавали всего себя колдовству или астрологии. Поэтому неудивительно, что Ватикан и Католическая церковь в частности во весь голос заговорили о пришествии Дьявола.

Все это не могло не отразиться на культуре. Как грибы после дождя на киноэкраны стали выходить фильмы ужасов религиозной направленности. Чаще всего злодеями становились либо члены оккультной секты, которые предавались оргиям и жертвоприношениям (“Плетеный человек”), либо демоны или одержимые демонами люди (“Изгоняющий Дьявола”).

“Омен” же в свою очередь является идейным продолжением Романа Полански “Ребенок Розмари”. Напомню, что в картине главная героиня Розмари Вудхаус беременеет при необычных обстоятельствах и начинает замечать вокруг себя жуткие и пугающие события. В конце выясняется, что Розмари вынашивала ребенка Сатаны и все это время жила под присмотром членов сатанинской церкви, которые выдавали себя за добродушных соседей. Несмотря на то, что фильм по большей части апеллирует чувством нарастающей паранойи (зритель до последнего сомневается в существовании антихриста и сатанистов), именно финал стал тем самым катализатором, из которого впоследствии и появился “Омен”. Антихрист родился, а что дальше?

То, что антихрист в “Омене” оказался в семье посла США являлось следствием непростой политической обстановки в мире. Холодная война шла в самом разгаре. Президент США Линдон Джонсон долгое время не желал закончить кровопролитную войну во Вьетнаме. Пришедший после него Ричард Никсон впоследствии попался на Уотергейтском скандале и вынужден был оставить пост, а его преемник Форд снял с него все обвинения. Народ просто не понимал, в какую сторону движется страна и с каким ещё позором им придется столкнуться. Многие вдобавок ставили под сомнение официальную версию убийства Кеннеди, поэтому спекуляции на эту тему не стихали ещё десяток лет. Мало уже кто верил в реальную власть.

Поэтому, если бы в реальной жизни антихрист действительно пришел на президентское кресло, никто бы не удивился. Скорее наоборот, приготовились бы к новому витку политических катастроф.

Забегая вперед, скажу, что таким фильмом, как “Омен” сейчас никого не удивишь. Тема сатанизма стала настолько заезженной и предсказуемой, что за неё берутся только совсем отчаянные творцы. Ремейк первого фильма, выпущенный в 2006 году лишь доказал эту мысль - очередная история про злого мальчика уже никого не напугала, сколько не снабжай её скиммерами. Вышедший недавно ремейк хоть и попытался по-новому взглянуть на историю, но именно что попытался.

“Омен”, 1976 г.

Шестое июня, тысяча девятьсот семьдесят шестой год. Первенец посла Роберта Торна умирает, едва родившись на свет. Безутешный отец поддается на уговоры священника и усыновляет другого младенца, родившегося в тот же день. Мальчика называют Дэмиеном. Казалось бы, всё хорошо. Годы идут, Роберт становится послом США в Великобритании, переезжает в Лондон: его жена Кэтрин счастлива, да и вообще в семье кажется никто не знает горя.

Да только няня ни с того ни с сего вешается прямо на дне рождении Дэмиена. На следующий день к Роберту приходит священник, который уверяет, что посол воспитывает антихриста. Фотограф журналист замечает жуткие знаки на фотографиях, свидетельствующие о грядущих смертях всех причастных к семье Торна. В дом к Торнам приходит странная няня, которая чрезмерно сильно опекает мальчика, и вообще потихоньку захватывает власть в семье.

А сам Дэмиен начинает вести себя странно. Неужели, он и правда Антихрист? Раз так, то Роберт и его жена в большой беде, но успеют ли они спасти ситуацию или умрут, прежде чем попытаются остановить грядущую катастрофу?

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

“Омен” - редкий случай, когда фильм ужасов обращается к зрителю с совершенно иной полярности: с помощью саспенса. Здесь практически нет кровавых сцен, нет маньяков, которые носятся за героями с бензопилой наперевес. Но есть саспенс, медленно, нарастающее напряжение. С каждой прошедшей сценой фильм филигранно меняется в настроении, начиная как вполне себе милая семейная история (не считая мрачного пролога) и заканчивая безумной развязкой в церкви. Но с каждым определенным событии, ощущение, что над героями навис безумный рок только усиливается и в конце достигает катарсиса. Даже поначалу, когда мы наблюдаем за каким-нибудь смертоубийством, кажется, что вот-вот - и мирная стезя вернется в жизнь главных героев. Но этого не происходит.

Вдобавок ко всему, саспенс создает атмосферу глубокой серости и тоски. Возьми любую локацию, будь то роскошный особняк главного героя или подземную пещеру под древним городом, и не чувствуется никакой разницы. Везде уныло, кажется, что радость ушла безвозвратно, и только остается, что ждать неминуемой смерти. Подогревается это чувство и тем, как оригинально создатели подошли к подходу к убийствам.

Повторюсь, здесь нет маньяка, маленький Дэмиен не бегает ни за кем с ножом. За него все делает Злой Дух. Каждая сцена смерти обставлена так, будто это несчастный случай - сейчас таким приемом никого не удивишь, тем более, что более известный “Пункт назначения” на этом и построен - но для 1976 года это было чем-то новаторским. Чего греха и таить - сидеть и переживать вместе с персонажами, когда и за ними придет старуха с косой довольно тревожно. Приходит она неожиданно. Сцены смертей хоть и выполнены весьма простовато для нашего времени, они до сих пор умудряются напугать своей изобретательностью и неожиданностью.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Другое дело, что как и в случае с “Ребенком Розмари” зритель может до последнего быть уверенным, что весь фильм - череда случайных событий, что нет никаких дьявольских сил, и что это всего лишь приземленный триллер. И чувствовать от этого постоянный дискомфорт. Да и мальчик Дэмиен никак не воплощает в себе вселенское зло - обыкновенный ребенок, постоянно улыбается, радуется, играется, словом, ничего необычного в нём нет.

Но это, конечно, не так. Финал расставляет по своим местам, и делает это просто и изобретательно - достаточно того, чтобы Дэмиен посмотрел на зрителя и улыбнулся.

Создатели на этом не остановились и сделали серьезный референс в сторону нападок церкви на движение Нью-Эйдж. Если в реальности с Ватикана на народ сыпались угрозы о пришествии Дьявола, то в Омене создатели довели эти слова до логического абсурда. По задумке Зельцера церковь и антихрист стоят на одной арене. Священник призывает Роберта Торна усыновить новорожденного мальчка, уверяя, что он новоиспеченная сирота и нуждается в помощи. В действительности, герои узнают, что церковь намеренно избавилась от настоящего сына Торна, чтобы у того не осталось выбора. Но как и почему - на это фильм не ответит. Но оно и не нужно. Если досконально знать контекст времени, то в этой сюжетной линии можно усмотреть жестокое “на тебе” в сторону либеральной общественности. А в отрыве эта деталь делает и без того мрачное повествование совсем безысходным. Зло везде, даже в церкви.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

А ещё “Омен” популяризировал такие важные для жанра вещи, как цифра “666” и ротвейлеров на службе зла. И то и другое киношники стали активно использовать в своих работах для усиления ужаса.

Фильм бы не был таким глубоким и тревожным, если бы не два дополнительных, но важных фактора: актеры и саундтрек. В главной роли тут Грегори Пек, фактурный, серьезный товарищ, семьянин и политик, который до последнего не хочет верить в дьявольскую природу своего приемного сына. Примечательно, что у Пека в запасе есть и романтические комедии, и серьезные драмы, но запомнился мне он сильнее всего, как мужчина средних лет, который постепенно осознает, с каким кошмаром ему в итоге придется столкнуться. Компанию ему составят Ли Ремик (играет жену главного героя Кэтрин Торн) и Дэвид Уорнер, тот самый, что через 22 года будет прислуживать Билли Зейну на Титанике.

Про исполнителя Дэмиена сказать особо нечего. Создатели прекрасно угадали с его внешностью, а в остальном не требовали от него каких-то выдающихся актерских способностей. Его мало в кадре, и в основном это просто мальчик, вокруг которого сосредоточено Зло. Не больше, не меньше. Но это сработало.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Музыка же не просто дополняет происходящее на экране, она будто живет сама по себе, но без неё атмосфера была бы не такой гнетущей. На фоне то и дело играют церковные композиции на латыни, подчеркивает постоянное присутствие зла, которое только и ждет возможности, чтобы нанести свой роковой удар. Несмотря на то, что у мелодии меняется настроение - то радостное, то спокойное, то резкое и пугающее - оно так или иначе не оставляет равнодушным. Не зря маэстро Джерри Голдсмит получил Оскар за свою работу. Впоследствии он напишет музыку для второй и третьей части, и я заранее скажу, что это будут их главные достоинства.

Как уже говорилось, фильм вышел в прокат в 1976 и мгновенно стал хитом. Зельцер и Доннер получили свою заслуженную славу и пошли дальше. Продюсеры же, разглядев в картине огромный потенциал, немедленно дали старт к съемкам второй части. “Омен 2” вышел немного немало через два года.

"Омен 2", 1978 г.

Прошло шесть лет. Дэмиену Торну двенадцать, он живет в доме дяди Ричарда Торна и готовится к поступлению в военную академию. Но темные силы продолжают витать вокруг него и устранять всех неугодных, чтобы в итоге привести его к власти. Или тех, кто случайно узнает, что он Антихрист. Тем временем, ни Ричард, ни его семья не подозревают, что они в смертельной опасности… Как и Дэмиен пока не осознает, кто он такой.

С точки зрения техники, “Омен 2” прекрасный сиквел. У него стройная, драматическая, напряженная история, замечательная игра актеров (на смену Грегори Пеку и Ли Ремик пришли Уильям Холден и Ли Грант, а Демиена сыграл Джонатан Скотт-Тейлор), по-прежнему пугающий, терзающий душу и сердце саундтрек от неизменного Голдсмита, операторская работа, сносная режиссура. Но если начать сравнивать с первым фильмом, то сиквел заметно проиграет. Оно и понятно: ни Доннер, ни Зельцер не вернулись в проект, а съемочную команду собрали заново.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Главная проблема “Демиена” - он не пугает так сильно и глубоко, как оригинал. Напомню, там было постоянное нагнетание, чувство надвигающегося ужаса, которое ты не мог объяснить, вечная тоска, серость. В сиквеле же решили пойти по самому простому пути и насытить его постоянными убийствами. Да, умирают тут много и страшно, а главное - непредсказуемо. То есть ты никогда не узнаешь, каким образом темные силы решат избавиться от бедолаги, а способов много; что-то подобное можно было испытать в первых “Пунктах назначениях”.

Мы, как зрители, понимаем, что всему виной козни Темных Сил, но с точки зрения стороннего наблюдателя кажется, что герои мрут тут от несчастных случаев непредвиденного характера. То под лед провалятся, то окажутся погребенными из-за землетрясения, то под поезд попадут, то тромб в голове лопнет… Есть сцена, где бедного лаборанта перерезает тросом от лифта. Внезапность события и неожиданное кровопролитие сильно выбиваются из общего темпа картины.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Но количество - не качество. “Дэмиен” лишен дополнительного подтекста, лишен экзистенциального ужаса. Это просто мистический триллер, отличный снятый, но не более.

С другой стороны, у сиквела очень структурная история. Настолько, что кажется будто смотришь не полноценное продолжение, а приквел про становление маньяка. С каждой сценой фильм визуально сгущает краски вокруг героев; это нельзя не заметить, особенно когда все персонажи, с которыми нас познакомили в начале фильма, постепенно умирают, оставляя главного злодея на пьедестале. Все потому, что они не должны дожить до финальных титров.

Но приквельная составляющая не только в этом, а в главном герое, точнее, злодее. Занятно, что будучи антихристом он всё равно проходит путь от обычного юноши до самодовольного демона. В начале фильма его искренне удивляет происходящие вокруг него необъяснимые события, он реально верит, что его родители (приемные) погибли от несчастного случая, и кажется скорбит по ним; он радуется дружбе со своим кузеном и относится ко всему, как обычный подросток; но потом узнает, кто есть на самом деле и испытывает настоящий шок. А потом смиряется со своей ролью, и уже в конце не гнушается жертвовать даже самыми преданными слугами ради своих целей. Или убить близкого ему человека.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Тем более, что влияние мальчика растет. Вокруг него начинают появляться преданные слуги, причем во многих кругах. Их цель - вести Антихриста по особому пути. Будучи сторонним человеком, тяжело примириться с мыслью, что вокруг тебя обретают настоящие сатанисты, но именно она приводит к интересному сюжетному повороту.

Грубо говоря, фильм подводит Дэмиена к той черте, которая и должна сделать его хтоническим злом в будущих фильмах. К тому же Скотт-Тейлор, как и его предшественник из первой части, кажется влитым в своей роли. Он по-юношески обаятелен, харизматичен и абсолютно безжалостен. Но не слишком частые появления в кадре не дают до конца насладиться его харизмой, не дают привыкнуть к его дьявольской сущности.

К тому авторы слишком скупо подошли к финальному конфликту. Никакой интриги, никакого напряжения и тревожного ожидания развязки. Быстро, скупо, предсказуемо. Но в какой то мере он обладает не менее безнадежным оттенком, чем концовка оригинала.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

От себя скажу, что у “Омена 2” всё же больше плюсов, чем минусов. Если воспринимать его, как продолжение ради денег, то интерес к происходящему не утихнет до самых финальных титров. В конце концов, это другой фильм, с другими актерами, настроением, напряжением; более кровавый, поверхностный, торопливый. Он дал Дэмиену Торну возможность осознать себя и свою природу, и встать на путь глобалиста, который приведет к его большой политике в третьем фильме.

Не самой удачной в оригинальной трилогии.

“Омен 3: Последний конфликт”, 1981 г.

Демиену Торну тридцать два. Он глава самой успешной корпорации и теперь метит на пост посла Великобритании. У него много последователей, он влиятелен, красив, харизматичен, умен и талантлив. У него все есть всё. Буквально все. Но известие о приходе в наш мир младенца Иисуса ставит под угрозу его существование. К тому же, в Италии группа монахов, вооруженные святыми кинжалами, объявляют ему негласную войну.

Третий фильм серии оказался чисто студийным проектом, от и до. Если раньше к работе привлекались сценаристы и режиссеры с творческим энтузиазмом, то здесь руководство “20 век Фокс” решили взять дело в свои руки. На кресло режиссер сел никому не известный Грекхем Бейкер, который в будущем сможет похвастаться лишь “Беовульфом” с Кристофером Ламбертом. И такой подход серьезно сказался на качестве картины.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Начну с плюсов: триквел стал в разы жестче. Если раньше убийства обходились без лишней крови, то теперь авторы не стесняются сжигать людей заживо. К тому же создатели пошли ещё дальше, и вместо визуального, привычного нам ужаса, рискнули перешагнуть грань морали. Во второй половине фильма Дэмиен приказывает своим последователям убить всех младенцев, родившихся в определенный день, и фильм на протяжении десяти минут демонстрирует нам, как сатанисты выполняют приказ своего хозяина. Это не просто жуткие сцены, это нечто большее, худшее, ведь не в каждом хорроре создатели рискуют отдать в лапы монстров грудных младенцев. А здесь никакой жалости. Спасибо, что без крови, но всё же…

Главную роль теперь играет молодой Сэм Нилл, тот самый, что в будущем будет бегать от динозавров в знаменитой франшизе Стивена Спилберга. Дэмиен Торн в исполнении Нила стал более могущественным, опасным, холодным и жестоким. Актер блистательно вложился в роль и сделал своего персонажа по-настоящему презрительным к религии и богословию, сделал его обаятельным и от того очень жестоким. Когда он смотрит на окружающих своими холодными глазами невольно хочется держаться подальше от этого человека (человека ли?). Ярче всего Сэм проявил себя в сцене “приватного монолога к Иисусу”, которую можно пересматривать в отрыве от всего фильма.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Но сценарий не дал раскрыться персонажу на все сто процентов. Торн Сэма Нила действительно харизматичен, но его дьявольская сторона раскрывается неохотно и слишком просто. Днем Торн восседает в своем кабинете и занимается политическими дискуссиями, а вечером собирает свою паству в какой-то подземной пещере и толкает им речь в стиле Геббельса. В перерывах между этими интересными занятиями, он заводит отношения с добродушной журналисткой и бесплатно подрабатывает ментором для её сына. Всё это хорошо, но где же сам Антихрист? Где то чудовище, что боялись его приемные родители? Где Сын Сатаны? Вместо этого нам показывают политикана из конспиралогических романов про злых масонов, который умеет гипнотизировать лошадей.

Да, концепция Антихриста в мире большой политики была придумана ещё Доннером и Зельцером, но авторы триквела обошлись с ней чересчур дотошно. В итоге мы видим, как Нил выкладывается в роли посла Великобритании, но не достаточно ярко раскрывается в роли Антихриста.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Тоже самое можно сказать и про сам фильм - он не пугает на том глубинном уровне, как первая часть. Для мистического хоррора он слишком долго разгоняется, в нём много “разговорных” сцен и мало экзистенциальной жути. В итоге посмотрев триквел несколько раз, можно с ходу вспомнить сцену с монахами в лесу, убийство младенцев и финальную сцену под завораживающую мелодию Джерри Голдсмита.

Этого ли можно от фильма с подзаголовком “Последняя битва”? Тем более, что никакой последней битвы тут нет. Вместо долгой и упорной борьбы добра со злом, судьба Демиена решается слишком быстро и неоправданно легко. Вспоминая через какие муки прошел Роберт Торн и его брат в попытках убить антихриста, в последние минуты фильма веришь с огромным трудом. Масштаба, который косвенно обещали нам создатели, просто нет. К тому же весь фильм подводит к вселенскому конфликту Торна и младенца Христа, ведь не зря его пришествие так пугает Антихриста… Но этого не происходит.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Однако окончательно хоронить триквел нельзя. На техническом уровне он снят замечательно: ни операторская работа, ни работа со звуком, ни актерская игра нареканий не вызывают. Перед нами довольно качественная, приятная глазу картина, которую идеально дополняет саундтрек Джерри Голдсмита, ещё более эпический и драматический, который действительно знаменует собой конец эпохи Зла на Земле.

И какое то время казалось, что так оно и есть. “Последняя битва” ставит окончательную точку в трилогии и закрывает за собой всё, что можно. Но в хоррор франшизах не бывает такого, чтобы продюсеры просто так отпускали своего любимого монстра на свободу. Всегда найдется лазейка, которая позволит боссам беспрепятственно взяться за продолжение и доить корову до последней капли молока. Тоже самое произошло и с “Оменом”. Точнее, могло бы произойти…

“Омен 4: Пробуждение”, 1991 г.

Дэмиен Торн умер, но оказалось, что он успел оставить после себя потомка. И вот молодая перспективная чета Йорк удочеряет девочку Делию, которая, как и её родич, с раннего детства начинает проявлять признаки вселенского злодейства. Кто же она? Новый антихрист? Или… та, кто пробудит настоящего Антихриста?

Четвертый Омен сняли для телевидения за 2 миллиона долларов в надежде разродиться очередной трилогией про восхождение Делии и её полу-брата младенца Александра, но что-то не срослось, и кроме недоумения и многоточия несостоявшаяся первая часть после себя ничего не оставила. Долгое время 20 Век Фокс даже игнорировал этот фильм, выпуская франшизу на носителях, но теперь она официально издается наравне с другими.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Так ли правы были критики? К сожалению, да. Фильмом занимались два режиссера, один из которых - Доминик Жерар - в свое время снял “Хэллоуин 5”. В процессе съемок Жерар поссорился со студийными боссами, и на его место пришел никому не известный Джорджи Монтези. Это не могло не сказаться на качестве, хотя с самого начала казалось, что идея снимать продолжение к законченной трилогии крайне сомнительна.

Проблема четвертого фильма в том, что она не предлагает ничего нового, кроме финального твиста. Омен 4 всеми силами старается показать, будто он наравне с предыдущими фильмами - тут и убийства (коих немного) выполнены в стиле “пункта назначения”, и заговоры, и священники-сатанисты, и злой ребенок, который притворяется хорошим - но порой доходит до натурального самокопирования.

В итоге получается не то бюджетный ремейк первого фильма, не то заурядное продолжение. Спасает его лишь финальное откровение, где выясняется, кто такая Делия (то, что она дочь Торна никак не скрывается в течении всего сюжета, хотя сценаристы делают из этого факта секрет Полишинеля) и в чем её суть. Как относиться к этой “сути” вопрос десятый, но её изобретательность так или иначе заслуживает похвалы.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

К тому же, фильм никак нельзя назвать хоррором. Да, на заднем фоне играют пугающие мелодии, но лучше от этого не становится. Режиссеры не сумели выдержать саспенс хотя бы потому, что зритель уже с первого кадра мог догадаться в чем дело. Оставалось только сидеть и ждать, чем все закончится. А закончилось все… ничем. Как я уже говорил, “Омен 4” оказался никому не нужен, поэтому её история осталась висеть в воздухе навсегда.

Единственное, что может вызывать интерес - сама Делия. Взять на роль Антихриста девочку - это не сколько свежий взгляд на франшизу, сколько сам по себе сильный элемент хоррора (вспоминаем “Звонок” и иже с ними). Банальный, предсказуемый, но для 1990 года вполне приемлемый. К тому же актриса Азия Виейра оказалась чуть ли не единственной, кто старалась играть в этом фильме. Она технично сочетала в себе детскую невинность и дьявольскую жестокость, настолько сильно, что временами и правда начинаешь её бояться. К тому же её персонаж, в отличие от Дэмиена, не стесняется применять силу, то есть несет в себе куда большую угрозу!

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Но актрису постигла та же судьба, что и предыдущих “детей-актеров” во франшизе - "Омен 4" единственный знаковый фильм в её карьере.

Получается, что Омен 4 смотреть смысла нет. Он практически ничего существенного не привносит в серию, кроме жалких попыток сочинить новую историю про восхождение Антихриста. Да и истории как таковой тут нет. Фильм заканчивается жирным многоточием, который без продолжения не имеет никакого смысла.

***

На этой ноте франшиза взяла паузу на целых шестнадцать лет. Продолжать историю “Пробуждения” смысла не было, поэтому правообладатели пошли по пути наименьшего сопротивления и выпустили ремейк. Новый “Омен” даже вышел в знаковую для серии дату - шестого июня 2006 года, но от провала это фильм не спасло. Несмотря на неплохие (по всему миру) сборы, критика была не благодушной, и очередная попытка построить новую трилогию вышла для “фоксов” боком.

Омен 2006 года - продукт своего времени. Ему не нужно долго и упорно выстраивать вокруг героев ореол необъяснимого ужаса, он сразу бьет в лоб. В ход идут и чрезмерно гнетущий саундтрек, и скримеры, и пугающий грим, и кровь и даже Дэмиен. Теперь Антихристу не надо притворяться добрым ангелочком, он с самого начала будет ходить со злобной миной и смотреть на всех, как на врагов народа. Чтобы даже младенец понял, что он главный злодей.

"Омен" - взлет и падение Антихриста в мире политики

Плохо ли? Если невольно сравнивать с оригиналом Доннера и Зельцера, то явный провал. Если же смотреть на ремейк обособленно от остальных фильмов, то он может понравится. Фильм действительно мрачен, в нём по-прежнему сквозит безысходность, да и актеры хорошо стараются. Лив Шрайбер доказал, что в жанре ужасов он чувствует себя так же уверенно, как и в боевиках, то же самое и с Джулией Стайлз, которую чаще всего можно увидеть в романтических комедиях. На вторых ролях можно заметить Мию Фэрроу - явный оммаж в сторону “Ребенка Розмари”.

После провала ремейка, франшиза взяла паузу ещё лет на десять. В 2010-х годах сериальный формат продолжал достигать пика своего величия, и появление “Омена” в этом стане был вопросом времени. Сериал “Дэмиен” вышел в 2016 году и продержался ровно один сезон. На этот раз создатели не стали изобретать велосипед, и просто “обнулили” все фильмы, кроме самой первой, Ричарда Доннера. По сюжету, подросший Дэмиен Торн пытается разобраться в себе и побороть внутри себя дьявольскую сущность.

Но и это не конец. В 2024 году на свет вышел полноценный приквел “The First Omen” (“Омен: Первое знамение”), которое судя по критике и сборам смогло приблизиться к атмосфере первых фильмов. Но я фильм не смотрел, и какой он на самом деле сказать не могу. Но сам факт того, что в серии по-прежнему продолжают выходить новые фильмы может говорить лишь о том, что пациент продолжает подавать признаки жизни. И какими бы не были будущие проекты по качеству, ужас и очарование оригинальной трилогии никуда не денутся.

5555
33
11
40 комментариев

Не читал, но лайкаю
То как снят первый омен - искусство и история.
Я дико обожаю это кино.
А то, что малой не знал кого играет, делает этот фильм еще лучше

7
Ответить

Да, просрали эту деталь в ремейке

1
Ответить

Сначала читал книги, только потом посмотрел фильмы. И с того и с другого отложил кирпичей.

6
Ответить

Книжки топ, помню что во второй было много моментов, которые не вошли в фильм

3
Ответить

Писать про эти фильмы и не сказать, что многое там взято из толкований Апокалипсиса Иоанна Богослова?? Хмм...

3
Ответить

Забавно, что в первой части, когда герои цитируют Библию, они несут сценарную тарабарщину)

2
Ответить
Комментарий удалён автором поста