Starchaser: The Legend of Orin (1985)

Starchaser: The Legend of Orin (1985)

Вот и настало время вспомнить еще один «шедевр», о котором, скорее всего, большинство из вас даже не слышали. Естественно, как и другие, он провалился в прокате с треском. Бюджет картины, за время производства, вырос с 2 до 14 млн. долларов, так что скромные 3,4 млн. сборов не покрыли ничего. Но по истечению времени создателей можно смело назвать визионерами анимационного кино.

Starchaser: The Legend of Orin вышел в прокат в 1985 году и стал одним из первых анимационных фильмов, в котором смешивались традиционная и компьютерная анимация, а также одним из первых, выпущенных в 3D. Прокатчикам выступила независимая компания Atlantic Releasing, в этом же году, чуть ранее, крутившая на экранах He-Man and She-Ra: The Secret of the Sword. Положительный опыт проката у компании был, но никто не задумывался, что для проката 3D в кинотеатрах потребуются новые проекторы и новые экраны. Последний должен был быть серебристым, а не белым. На него нужно нанести отражающее покрытие. Если транслировать фильм на белом экране изображение будет слишком темным, потому что изображение 3D фильма темнее обычного примерно на треть. В итоге меньшее количество экранов, постоянные технические проблемы, т.к. персонал просто не умел работать с новым оборудованием, и на фоне плохих отзывов критиков, полнейший провал в прокате.

Such a brazen rip-off of George Lucas' Star Wars that you might think lawyers would have been called in

Винсент Кэнби для The New York Times

Так почему я вообще вспомнил про этот мультфильм? Отмотаем время назад, на дворе 1982 год, Стивен Хан, ветеран телевизионной анимации, который в 1988 году подарит нам Dino-Riders, решает снять полнометражный мультфильм, потому что в межсезонье у аниматоров его южнокорейской студии нет работы. Вот за это я и люблю старую школу. Вы только вдумайтесь! Сейчас, прежде чем дать зеленый свет любой крупной картине, десятки часов совещаний, фокус-группы, исследования маркетологов, финансистов, прогнозы аналитиков и только потом начало работы. А тогда это выглядело как-то вот так: «У моих ребят сейчас есть свободное время перед работой над следующим сезоном. Давайте начнем рисовать полный метр. Не важно, что это будет первая работа таких масштабов, давайте сделаем ее еще в и 3D».

За сценарием Хан обратился к Джеффри Скотту, с которым вместе уже работал над телевизионными проектами в прошлом. Dungeons & Dragons 1983-1985, DuckTales 1987-1990, Teenage Mutant Ninja Turtles 1987–1996, TaleSpin 1990–1991, и множество других, которые вы наверняка смотрели и над сценарием серий которых трудился Скотт. Первый черновик сценария составлял 135 страниц, по факту даже больше, но мы не будем вдаваться в подробности и разбираться в особенностях печатных машинок того времени. Объем стал первой проблемой с которой столкнулись во время производства. Каждая страница сценария должна быть равна примерно одной минуте на экране, так что с таким количеством страниц картина получалась длинною не меньше 2 часов 15 минут.

Самым длинным классическим мультфильмом по сей день остается Fantasia 1940 года, которая длится 2 часа 5 минут. Но это официально, почему-то нигде не нашел упоминаний про The Lord of the Rings 1978 года, который длится 2 часа 12 минут. (Возможно дело в том, что часть мультфильма снималось с натуры и фактически является фильмом, а не мультфильмом). Среди современников пальма первенства принадлежит Spider-Man: Across the Spider-Verse продолжительностью 2 часа 20 минут.

Проблема стала явной только на этапе первой раскадровки. В итоге из первоначального сценария было выкинуто более получаса материала. Одна из не вошедших сцен должна была демонстрировать игру Ориона в трехмерный бильярд, шары бы летали по всему бару, а в 3D эта сцена должна была выглядеть просто потрясающе. Но на сюжет эта, как и многие другие сцены, по словам создателей, никак не влияли, поэтому их пришлось вырезать.

3D формат стал второй проблемой, которая стала явной уже на этапе производства. Изначально Стивен Хан думал, что научная фантастика работает лучше всего, когда кажется реальной. Обычный мультяшный стиль, по его мнению, не справился бы с этой задачей. Так что он собрал команду аниматоров, включая Джона Спэри, работавшего ранее с Ральфом Бакши над фильмами Fritz the Cat и Fire and Ice, в качестве планировщика сцен в 3D-моделировании. Позже в отдел компьютерной графики присоединился Билл Кройер, художник компьютерной графики, работавший над фильмом Tron 1982 года. Больше 6 месяцев работы привели к появлению первой программы для компьютерной графики, в которой был стилус, с помощью которого можно было рисовать в 3D. В истории анимации подобные технологии использовались впервые.

Путь первооткрывателей занимал время, но не был самой проблемой. Проблема заключалась даже не в 3D формате, а в отрисовке кадров - фактически каждый кадр рисовался по два раза, но с небольшими отличиями, и все это на 35мм пленке. Рисовалось все в Южной Кореи, затем нарисованные кадры отправлялись в Америку, просматривались там и возвращались на редактирование обратно в Корею. Изначально Хан планировал закончить работу над мультфильмом за 6 месяцев, а в итоге у него ушло 3 года. Когда Starchaser был закончен, Рой Дисней попросил показать ему фильм. По воспоминаниям Хана, после просмотра Рой спросил его, как ему удалось это сделать? Он прекрасно знал технологию 3D, но никогда не брался за ее воплощение именно из-за сложности. Это сейчас в век CGI можно экспериментировать, бесконечно выставлять нужный кадр и редактировать материал, не переделывая его с нуля. Но тогда это был титанический труд, потому что, если неправильно нарисовать всего один кадр, весь эффект стереокино рушится. Спустя годы Стивен Хан отшучивался, что у корейцев есть поговорка «новорожденный щенок не боится тигра».

Sometimes we’d have an effect, like a laser or something, and we’d have to go back and forth twenty times! Because if one frame is off, the 3D just doesn’t work. In the middle of all that, I thought I was crazy.
Стивен Хан

Раз уж тут столько слов сказано было про 3D, вот интересный факт. Норман Маурер, отец Джеффри Скотта, изобрел 3D-комиксы. Он был успешным художником комиксов, и вместе с Джо Кубертом, известным мастером своего времени, разработал концепцию рисунка, немного отличающуюся для левого и правого глаза. Каждый выпуск выходил с набором картонных очков с красным и зеленым фильтром.

Starchaser: The Legend of Orin (1985)

Но вернемся к анимации и потихоньку будем переходить к третей проблеме мультфильма. Хан в прошлом успел поработать в качестве субподрядчика с Ральфом Бакши над его Wizards, которые снимались с использованием технологии ротоскопирования. Надо признать, что тогда большинство мультфильмов с персонажами людьми снимались именно так. Утверждение справедливо для западной школы анимации. Starchaser и здесь выделяется среди своих собратьев – в нем нет ротоскопирования. Вот что, помимо упомянутого ранее, сделало его настолько сложным при создании. Аниматоры Стивена Хана вручную рисовали человеческих персонажей и заставляли их двигаться реалистично. Это сложно, потому что все мы видели, как двигаются люди, и точно знаем, как они должны это делать. Любую ошибку заметит даже самый невнимательный зритель.

Starchaser – это классическая космическая опера, в которой есть и другие планеты, и полеты в космосе, и конечно же злодей с противостоящим ему главным героем. И добро обязательно победит зло, а герой пройдет все этапы становления, как по учебнику, академически по мономифу Джозефа Кэмпбелла. Есть в истории что-то и от мифа про меч в камне, легко прослеживаются параллели между Орионом и Моисеем. Сюжет, при всей своей предсказуемости, все равно может удивлять. В фильме присутствует сцена с киборгами мусорщиками, которые расчленяют людей и забирают себе их части тела. Довольно жуткая и это при рейтинге PG. Не помешал рейтинг и сексуальности некоторых персонажей - в баре танцовщицы практически лишены одежды, а перепрограммирование робота-женщины должно стать хрестоматийным.

Если программировать, то только так

Третьей проблемой в итоге становится даже не сам сюжет, а излишняя его похожесть на Star Wars. Понятное дело, что ошеломительный успех Джорджа Лукаса в итоге пытались копировать многие, но здесь получилось как-то слишком откровенно. Орион копирка Люка, в Дагге легко угадывается образ Соло, тут есть и принцесса и дроиды, и еще огромная куча мелочей. Критики, как один, писали чуть ли не о плагиате Star Wars. Так что при всех прочих проблемах, преследовавших фильм во время производства и на релизе, у него не было ни шанса банально из-за отсутствия оригинальности.

Но время расставляет все на свои места. Первопроходцы не всегда сразу получают лавры. Стивен Хан в одном своем интервью говорил:

If you go into the Amazon, it’s so difficult to carve your own path through the jungle. But then, the next person who comes that way just drives right through! You work hard to clear away the bushes and everything, and then the others just follow the road you created. And that’s what we did with Starchaser. We cleared a path for the future.

Стивен Хан

В сухом остатке, нельзя любить анимацию и не знать про Starchaser: The Legend of Orin. Если еще не смотрели, смотрите хотя бы ради картинки, там действительно есть на что посмотреть и чему удивиться. Что касается сюжета, то сейчас это больше Star Wars, чем Star Wars который снимает Disney, так что и здесь любители старой доброй космической оперы не останутся равнодушными.

Если вдруг пропустили, то прошлый раз я рассказывал про Rock & Rule. Ну и закончу любимым:

Коль я не смог вас позабавить,

Легко вам будет все исправить:

Представьте, будто вы заснули

И перед вами сны мелькнули.

И вот, плохому представленью,

Как бы пустому сновиденью,

Вы окажите снисхожденье.

Мы будем благодарны ввек...
Уильям Шекспир
3535
22
25 комментариев

Норм мульт. Еще был "повелитель времени" - тож норм примерно того же уровня. Я в детстве его в кинотеатре смарел за 10копеек.

1
Автор

Скорее всего "Властелины времени", которые Les Maîtres du temps, которые рисовал Мёбиус. Я тут позволю не согласиться, совсем другой уровень. Жан-Жиро, это глыба.

2

Если б в мульте было больше этой милахи, то он бы провалился меньше.

1
Автор

Видимо кто-то из аниматоров очень любил "Space Adventure Cobra" 1982 года

2

А тогда это выглядело как-то вот так: «У моих ребят сейчас есть свободное время перед работой над следующим сезоном. Давайте начнем рисовать полный метр. Не важно, что это будет первая работа таких масштабов, давайте сделаем ее еще в и 3D».Ложь, пиздежь и провокация. Вот так просто чтобы кто-нибудь решил на ура выкинуть даже пусть 2 ляма? Не говоря уж о 14. Так не бывает на этой планете, я её уже изучил.

1

Bee movie по такому принципу появился

2
Автор

Ага, поэтому во время производства Хан вложил 5 млн. собственных денег в фильм.