Деспотичный Кевин Файги, отсутствие творческой свободы и «режиссеры-подмастерья»

Или как главный продюсер Голливуда направил киноиндустрию в плохую сторону.

Деспотичный Кевин Файги, отсутствие творческой свободы и «режиссеры-подмастерья»

The Nation выпустил большую статью под названием «Взлет и падение киновселенной Marvel», которая одновременно является критикой Кевина Файги и обзором книги, восхваляющей голливудского продюсера.

В первую очередь Файги обвиняют в чересчур деспотичном подходе. Он не просто следит за тем, чтобы все состыковывалось, а киновселенная оставалась единой от фильма к фильму, он навязчиво контролирует каждую часть творческого процесса, лишив режиссеров возможности как-то влиять на конечный продукт и диктуя им, какой кадр снимать следующим.

«Новаторство Файги заключается в том, что он отнял у режиссеров и сценаристов контроль над творческим процессом, управляя производством фильмов с самых низов [...] За последние 15 лет Файги высосал все веселье из киновселенной Marvel, зацикливаясь на взаимосвязях, преемственности и пасхальных яйцах вместо того, чтобы позволить режиссера проявить свою идиосинкразию* (здесь скорее речь про уникальное творческое видение)».

*Идиосинкразия (в психологии) — это субъективное переживание отвращения к каким-либо стимулам из внешней среды.

Деспотичный Кевин Файги, отсутствие творческой свободы и «режиссеры-подмастерья»

Да, так было не всегда, все мы помним, как Фавро создавал первого «Железного человека», не имея на руках полноценного сценария. На съемочной площадке властвовала импровизация, это был управляемый хаос, потому что результат превзошел все ожидания, а значит Фавро прекрасно справился со своей задачей из условного ничего создать вполне конкретное что-то.

То есть, поначалу Файги благосклонно относился к тому, когда режиссеры импровизировали, привносили в фильм частичку себя и своих идей. Но чем дальше — тем больше контроля. В какой-то момент Marvel Studios «стала настолько сильно доверять своим художникам по спецэффектам, что начала строить фильмы на основе созданных ими изображений, что является необычной инверсией обычного голливудского подхода, когда художников нанимают для визуализации изображений после написания сценария».

Первым таким фильмом стал «Другая война», который к моменту съемок на две трети существовал в предварительной визуализации, что исключало додумки — и спонтанность — из производственного процесса.

Деспотичный Кевин Файги, отсутствие творческой свободы и «режиссеры-подмастерья»

Когда Файги предложил Уидону поработать над первыми «Мстителями», Marvel уже имела на руках некоторые визуализации и обязательные требования. Например, фильм точно закончится грандиозной битвой с пришельцами в Нью-Йорке (правда они не знали, как объединить разрозненных героев в одну команду), также надо включить в ленту «высокотехнологичный летающий авианосец», а Локи, злодей фильм, обязан завладеть «Космическим Кубом» (позже артефакт переименовали в Тессеракт).

Таким образом в Marvel Studios появился внутренний отдел по визуальным эффектам, который в основном занимался тем, что первыми обкатывали те или иные идеи Кевина Файги. Это, в свою очередь, начало выливаться во все большой контроль над творческим процессом, сюжетными линиями и прочими вещами, чтобы каждый фильм был частью киновселенной, не сильно выбиваясь по тону, и вписывался в общую канву, развивая тему фазы.

Деспотичный Кевин Файги, отсутствие творческой свободы и «режиссеры-подмастерья»

Все мы понимаем, что рано или поздно, зовя режиссеров, сделавших себе имя своим уникальным стилем и подходом к делу, должны случится те самые «творческие разногласия», из-за которых постановщики уходят из проекта, потому что они не сильно любят, когда в процесс вмешиваются «костюмы», даже если это сам Файги.

Первым, кто не согласился быть послушным «подмастерьем», стал Эдгар Райт. Уникальный почерк режиссера сделал его любимцем зрителей, он тогда как раз набирал популярность и был наречен талантом из-за «Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые» и «Скотт Пилигрим против всех».

«Райт зарекомендовал себя как амбициозный молодой автор, контролирующий каждый кадр своего фильма... Marvel Studios также зарекомендовала себя как студия, которая требовала контроля».
Деспотичный Кевин Файги, отсутствие творческой свободы и «режиссеры-подмастерья»

Поначалу Райт остался в восторге от проекта, ведь главная фишка персонажа с уменьшением и увеличением имела огромный творческий потенциал, как и в случае с Железным человеком. Вот только энтузиазм режиссера быстро погас, когда ему стали присылать свои замечания Файги, Уидон (на тот момент он был куратором всех IP, связанных с «Мстителями») и совет директоров по игрушкам и комиксам из главного офиса Marvel в Нью-Йорке.

Райт хотел снять отдельный фильм, а студия требовала встроить его в общую сюжетную канву фазы. В какой-то момент один из штатных сценаристов Marvel переработал сценарий Эдгара, что привело режиссера в ужас. Были переписаны диалоги и впихнуты отсылки, чтобы ощущалась преемственность, без которой сейчас не обходится ни один фильм MCU. Через неделю Райта отстранили от работы, а на его место пришел Пейтон Рид.

Все привело к тому, что Файги отказался от найма режиссеров со своим стилем и желанием контролировать процесс в пользу «подмастерьев, которые делают то, что хочет студия, или тех, над кем они могут откровенно издеваться».

Деспотичный Кевин Файги, отсутствие творческой свободы и «режиссеры-подмастерья»

Это хорошо накладывается на прошлогодний поступок бывшего исполнительного директора Marvel Виктории Алонсо. Сообщалось, что она обругала неназванного режиссера на съемочной площадке, заявив, что «не они снимают фильмы, а мы снимаем фильмы».

«Капитан Марвел 2» результат этого самого подхода. Режиссер картины Ниа Дакоста намекнула как-то в одном из своих интервью, что «лента никогда не была под ее контролем» и что это «в значительной степени продукция Кевина Файги, его фильм».

Когда-то Marvel действительно позволяла внедрять в свою киновселенную творческое видение других режиссеров, пусть и крайне дозированно. Так мы хотя бы имели картины, различающиеся между собой, а не то, что происходит сейчас, когда даже сюжеты стали похожи друг на друга (утрирую) — только действующие лица меняются. Не менее важно то, что MCU лишилась актеров, способных тащить на своих плечах такую огромную вселенную.

Пока еще сложно говорить про закат супергероики, но определенно ей нужна серьезная встряска, чтобы вновь превратиться в главный жанр десятилетия. Или мы действительно собственными глазами лицезреем, как некогда популярные фильмы о героях в трико отойдут на третий-четвертый план, став вновь нишевой продукцией, а умы людей захватят экранизации видеоигр и новые киновселенные, построенные вокруг них.

Источники: The Nation, World of Reel

Подписывайтесь на мой блог, чтобы быть в курсе интересных новостей из мира кино, игр, аниме и сериалов, а также не пропускать обзоры, статьи и другой авторский материал. Мне будет приятно и вам контент.

2626
30 комментариев

Первый муравей один из лучших фильмов Марвел, где была логика и правила происходящего. Во второй части это слили, про третью лучше не вспоминать.

6
Ответить

Правила, да
Сначала уменьшеный падает на кафель и разбивает его. Так как уменьшился в размерах, а не в массе
А потом бегает по пистолету, который держит обычный человек на вытянутой руке... Вес куда-то испарился, ага
Логика и правила во всё поля

8
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

унылый среднячок
но уши Райта торчали повсеместно, жалко ему не дали доделать

5
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

При этом вселенная всё равно разрозненная с кучей дыр.

4
Ответить

прости, не разобрал, что там со вселенной?)

2
Ответить