История зарождения кино в Российской империи

Обсудим с вами, такое молодое искусство как кино и его становление в Российской Империи , узнаем истоки его проявления и влияние на отечественную культуру, узнаем первую "клюкву" в отечественном кино, поговорим о первых российские кино изобретателях и новаторах, а так же посмотри на первые кинотеатры в России. Тема гигантская, поэтому многие факты и обстоятельства будут упомянуты вскользь или вообще упущены и упрощены, имейте это ввиду. Думаю частей будет несколько, но пока начнем с его зарождения и немного коснемся немого кинематографа. Во второй части будем говорить только о кино.

История зарождения кино в Российской империи

Википедия упорно говорит нам, что день рождения кинематографа начинает свой отчёт 28 декабря 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок. Братья Люмьер впервые показали коммерческое кино и собрали аж 33 зрителя. Были показаны знаменитые “Выход рабочих с фабрики” и ещё десяток картин продолжительностью около 1 минуты такие например как «Вольтижировка», «Ловля золотых рыбок», «Высадка участников фотографического конгресса в Лионе», «Кузнецы», «Политый поливальщик», «Кормление ребенка», «Прыжки через одеяло», «Площадь Корделье в Лионе», «Море» .

В этом же году братья и получили патент на изобретенный им аппарат который был назван “Синематограф”. Но все это лишь отчасти правда. Братья Луи и Огюст, создали свой Cinématographe только когда увидели фильм который им привез отец (то ли из Франции, до ли из Америки), значит получается до братьев кино уже существовало и были устройства способные его проигрывать ? Да и вообще ситуация странная, раннее кино, тяжело назвать искусством и творчеством, более менее оно было сформировано спустя десятилетия к 1920 ым годам и странно , что дата выбрана именно эта. Ранее кино можно скорее назвать хроникальным или документальным с оговорками. По сути это просто фиксация реального события, событие закончилось - закончилась и съемка (фильм), у него нет другого смысла, кроме того, что был зафиксирован в процессе съемки.

Само слово Синематограф изначально принадлежало изобретателю Леону Були.

Устройство Bouly в CNAM.
Устройство Bouly в CNAM.

12 февраля 1892 года он подал патент на обратимое устройство фотографии и оптики для анализа и синтеза движений, назвав его "Синематограф Леона Були", однако 27 декабря 1893 он сократил его просто до знакомого уже нам слова "Синематограф". В 1894 году, Були не смог заплатить пошлины за патент и слово "cinématographe" и в 1894 году братья Люмьер приобрели права на устройство аппарата и его название.

Пример прибора для воспроизведения живой фотографии.

Само появление кинематографа, стало возможным благодаря изобретениям, открытия которых совпали в одно время. Это стало возможным благодаря сухому броможелатиновому фотопроцессу с высокой светочувствительностью в 1878, изобретению киноплёнке на гибкой и прочной основе в 1889, скоростной аппаратной хронофотографической съемке в 1892 и проектора с таким же быстродействием в 1895.

История зарождения кино в Российской империи

Тем не менее, небывалый до этого визуальный аттракцион Люмьеров, пришелся по душе публике и был широко и положительно оценен французской и мировой прессой. А уже в следующем 1896 году, он активно получает распространение и во многих европейских державах, например Англии, Германии, Италии и России. О России мы с вами и поговорим подробнее.

Первая хроникальная съёмка произошла в Москве в мае 1896 года, на коронации Николая второго. Съёмку тогда производители операторы из Люмьеровского отелье. Высший свет отнесся к съемкам восторженно и однозначно положительно. Сейчас в это тяжело поверить, но на рубеже 18 века, большинство населения стран, понятия не имели как выглядят их правительство. Только ближе к 19 веку, благодаря ранним фотографиям и кинематографу, появилась возможность рассмотреть королевскую семью. Это изобретение и дало отсчет новому формату публичности в политике, а одним из первых правителей, попавших под прицелы кинокамер и в полной мере испытавших все плюсы и минусы съемки, стал именно Российский император.

Коронация императора Николая 2 в цвете.

Только к 1908 году, когда распространение кинотеатров стало более массовым, царское правительство сочло возможным использование некоторых сюжетов этой хроники, для монархической пропаганды.

Коронация императора Николая 2.

Кинематограф позволил Николаю второму устанавливать прямой визуальный контакт с массовой аудиторией, не ставя под угрозу ни приватность, ни безопасность. Благодаря кинематографу церемонии и празднества становились достоянием значительного числа подданных, многие из которых были неграмотны или не имели возможности присутствовать на торжествах»

Ричард Уортман

История зарождения кино в Российской империи

Первый 10 минутный кинопоказ Люмьеровских фильмов произошел в Петербурге, в летнем саду «Аквариум», между вторым и третьим актами оперетки «Альфред-паша в Париже».

История зарождения кино в Российской империи

Сеанс продолжался около десяти минут и включал уже снискавшие европейскую славу фильмы братьев Луи и Огюста Люмьер – «Выход рабочих с завода Люмьер», «Завтрак младенца», «Разрушение стены» и, конечно же, «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Реакция зрителей судя по сохранившимся документам была бурной. Газета «Петербургский листок» писала:

"Восторг зрителей был громадный, так что по требованию публики пришлось ещё раз показать картину, изображающую прибытие поезда
История зарождения кино в Российской империи

Ну а ныне на месте "стеклянного театра" в саду «Аквариум» стоят корпуса "Ленфильма", как с 1934 года стали называть "Первое ателье по выделке синематографических лент", открытое там в 1907 году.

Москва. Эрмитаж. 
Москва. Эрмитаж. 

В афишах к фильмам всегда подчеркивалась, что все представления идут при музыкальном сопровождении. Тапер «Художественного» так замечательно играл и импровизировал, сопровождая немые фильмы, что часть публики не скрывала, что ходила послушать пианиста, а не на кино сеанс. Тапером же называли музыканта, чаще всего именно пианиста ,он сопровождал своим исполнением танцы на вечерах, балах и как а нашем случае - немых фильмах. Название же такое произошло из манеры исполнения. Как правило использовались низко качественные инструменты и пианисту приходилось буквально стучать по клавишам.

Следующей уже была Москва 26 мая, в увеселительном саду «Эрмитаж», по окончании спектакля оперетты «Славный тестюшка». Потом кино медленно но верно стало распространяться и по другим имперским городам. Например в Киеве, Харькове, Ростове на Дону и Нижнем Новгороде.

Киев. Театр Бергонье.
Киев. Театр Бергонье.

Молодой Максим Горький присутствовал на одном из ранних показов и прокомментировал это событие так:

Вчера я был в царстве теней. Как странно там быть, если бы вы знали. Там звуков нет и нет красок. Там все — земля, деревья, люди, вода, воздух — окрашены в серый однотонный цвет, на сером небе — серые лучи солнца, на серых лицах — серые глаза, и листья деревьев серы как пепел. Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения. Объясняюсь, дабы меня не заподозрили в символизме или безумии. Я был у Омона и видел синематограф Люмьера — движущиеся фотографии. Впечатление, производимое ими, настолько необычайно, так оригинально и сложно, что едва ли мне удастся передать его со всеми нюансами…

История зарождения кино в Российской империи

На первых сеансах, зрителей занимало скорее не кино как искусство ( потому, что как минимум оно им ещё не было), а скорее как необычный аттракцион из “Движимых фотографии” и просто как мелкое развлечение между антрактами в театре или выступлениях.

…На экране появляется поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот..

История зарождения кино в Российской империи

Помимо вышеупомянутых Люмьеров с их синематографом, были еще и другие изобретатели, создавшие аппараты, способные вывести изображение. Например: Демини из Франции, Поуль из Англии и Эдисон и США. Но помимо зарубежных авторов были и местные русские изобретатели, например: И. Акимов , запатентовавший «Стробограф», но сумевший сделать образец, имел только чертежи и А. Самарский , сумевший сделать прототип.

Алексей Доминикович Самарский (1855г - год смерти неизвестен). (Фото я не нашел) Русский изобретатель. Разработал конструкцию кинематографа - "хрономотографа", на которую подал заявку 5 авг. 1896 (охранительное свидетельство № 154). Конструкция киноаппарата С. имела оригинальный скачковый механизм для прерывистого передвижения пленки, фиксирующее устройство, входящее в перфорацию (прототип контргрейфера), и устройство, регулирующее скорости съемки и проекции.

На фото 1888 г : ул. Красная 19 города Краснодар. В этом доме на перекрёстке ул. Красной и Штабного переулка (ныне ул. Комсомольская) показывал свой оптический аттракцион А. Д. Самарский. Дом кстати сохранился.
На фото 1888 г : ул. Красная 19 города Краснодар. В этом доме на перекрёстке ул. Красной и Штабного переулка (ныне ул. Комсомольская) показывал свой оптический аттракцион А. Д. Самарский. Дом кстати сохранился.
Здание, в котором расположен кинотеатр "Модерн", построили в 1908 году в городе Тамбов. Именно на этом месте, по некоторым сведениям, находился трактир "Берлин", который упоминался в поэме М. Ю. Лермонтовым "Тамбовская казначейша".
Здание, в котором расположен кинотеатр "Модерн", построили в 1908 году в городе Тамбов. Именно на этом месте, по некоторым сведениям, находился трактир "Берлин", который упоминался в поэме М. Ю. Лермонтовым "Тамбовская казначейша".

Оба аппарата были во многом уникальны, но из-за отсутствия финансирования так и не получили должного распространения.

Кстати, младший из братьев Люмьер Луи, обладавший серьёзными знаниями в области химии, когда ему было 20 лет, открыл рецепт высокочувствительной бромо-серебристой эмульсии для покрытия плёнки. Чем щедрее насыщали её серебром, тем богаче оттенки приобретало изображение. Даже сегодня, почти век спустя, сохранившиеся ранние русские фильмы, поражают и радуют глаз бархатистой глубиной чёрного цвета и мерцающей серебристостью белого. Позднее именно высокое содержание благородного металла стало одной из причин уничтожения этих фильмов. Из них особым способом извлекали серебро для нужд страны. Такой вот грустный парадокс.

История зарождения кино в Российской империи

С целью экономии света во время съёмок и повышения отражаемости при проекции, в России изобрели «серебряный экран», каждая нить которого пропитывалась серебром. Правда, широкого внедрения это красивое, но дорогое изобретение не получило.

Между тем шаг за шагом, но значимость кинематографа в жизни и культуре неизбежно росла. В начале 20 века, развития отечественного кинематографа было неразрывно связано с именем Пате.

История зарождения кино в Российской империи

В 1895 году, братья Пате, приобрели у Эдисона лицензию на патентные права и в 1896 году открыли фабрику в Шато, начавшую выпускать фоновалики, а затем и сами фонографы. Так появилась фирма «Братья Пате» (“Sosiete Pathe Freres”) - это самое большое во Франции предприятие по выпуску «говорящих машин», фоноваликов и кинематографов, при этом Эмиль занимался звукозаписью, а Шарль кинофильмами. Дела идут настолько успешно, что предприятие разрастается до впечатляющих размеров и приобретает мировую популярность.

История зарождения кино в Российской империи

В это же самое время, ушлые дельцы из Российской империи, едут в Париж, покупают там комплекты проекционного оборудования с джентльменским наборов фильмов и приезжают на родину, путешествуют по многочисленным городам и поселениям гигантской империи демонстрируя в качестве своеобразного аттракциона фильмы.

История зарождения кино в Российской империи

Большинство импровизированных кинотеатров в начале своего существования использовали эфирно-кислородным освещение (В первую очередь из-за отсутствия электризации), причем часто происходили взрывы которые калечили механиков. С развитием же электричества на смену взрыва уже пришли пожары. Крайне неосторожное обращение с огнем в будке, а также сильное накаливание фильма от неумелого демонстрирования и износа пленки, вызывало громадное количество пожаров, нередко с человеческими жертвами. В журналах и газетах того времени постоянно встречаются заметки о жертвах новомодного развлечения и его опасности. Обязательные постановления выходили пачками. Изобретали разнообразные предохранительные меры, вплоть до приказа обивать будку железными листами и устраивать над аппаратурой душ чтобы быстро справится с огнем.

Самым крупным пожаром принято считать пожар в "Большом французском электротеатре" в городе Тула. Инцидент унес жизни 19 человек. Журналист "Тульской мовы" писал об этой катастрофе:

Механик Громогласов не снял с проектора уже показанные ленты картин, зарядил новую катушку, включил проектор и забыл закрыть предохранительное стекло. От сильного электрического света вспыхнула лента картины, и пламя широким языком устремилось в зрительный зал через смотровое окно. С криками «пожар» публика бросилась к выходу, началась давка. На лестнице и в зале театра столпилось около 300 человек. Обезумевшие люди бежали, не обращая внимания на упавших под ноги женщин и детей... 19 человек безжалостно раздавили. Но самое ужасное, что горящая катушка потухла через пару минут, ущерб заведения – всего 440 рублей, включая сломанные стулья, лестницу и выбитые окна.
История зарождения кино в Российской империи

Из всех работ по борьбе с пожарами, наиболее интересны работы дрезденского техника Альфреда Гейнце. В 1907 году он изобретает кино-аппарат без фильма, заменяя фильм, разбитый на отдельные кадры, тонкими стеклянными пластинками размером приблизительно 20 на 30 миллиметров. Этот диапозитив покрыт другой стеклянной пластинкой, при чем обе заключены в металлическую рамочку, которая благодаря особой конструкции сжимает обе пластинки в надлежащем положении. Передвижение диапозитивов происходит при помощи двух задерживающих приспособлений, которые освобождают находящуюся над диафрагмой картинку на один момент раньше той, на которую отбрасывается свет. Последняя отодвигается следующей за ней, падающей с большой скоростью, которая становится на место первой. Но оно не сыскало популярности из-за дороговизны и громоздкости.

Операторская в кинотеатре «Пикадилли». 1913 год
Операторская в кинотеатре «Пикадилли». 1913 год

Тем не менее этот способ заработка довольно быстро окупался и нажил тем самым целую уйму “Бизнесменов”. Фильмы демонстрировались в театрах-варьете, цирках, ярмарочных балаганах, их также организовывают в качестве самостоятельного показа, арендуя на время зрительные залы народных домов, аудитории учебных заведений, торговые помещения и просто заброшенные или пустующие помещения. Проведя несколько сеансов в городе или селе, бродячий кинематограф передвигался дальше, зарабатывать деньги и тем самым делая кино все более и более популярным в народных массах.

Открытка 1914 года. Из книги «Старый Челябинск в открытках и фотографиях» (Челябинск, 2008)
Открытка 1914 года. Из книги «Старый Челябинск в открытках и фотографиях» (Челябинск, 2008)

Спрос на ленты и кинооборудование так стремительно рос, что в 1904 году, Пате открывает в Москве свое генеральное представительство. Также немного забегая наперед, были ещё открыты в будущем представительства в Санкт Петербурге, Ростове на Дону, Одессе и Варшаве. Все это несомненно способствовало популяризации и распространения кинематографа в России и все это только закрепило монополию Пате на рынке России.

История зарождения кино в Российской империи

Также Пате организовывают локальный цеха с 12 прессами. Популярный журнал того периода "Грамофонный мир" писал:

Акционерное общество Братьев Пате стало в последнее время делать в России большие обороты благодаря тому, что диски, играющие без иголок, все более прививаются и находят много поклонников. Нельзя отрицать, что в дисках Пате есть своеобразная прелесть, но вопрос о преимуществах их над граммофонными пластинками все же остается пока открытым
История зарождения кино в Российской империи

В 1911 году прессов уже было 20 штук, а ежедневно производилось порядка 5000 пластинок. Фабрику, на которой трудились 300 русских рабочих, буквально каждый день забрасывали заявками.

В здании фабрики находилась и звукозаписывающая студия. По тем временам это был один из самых передовых студийных комплексов не только Москвы, но и всей России.

"Русское слово". 1909 год
"Русское слово". 1909 год

Ещё из других видных деятелей Российской кино-промышленности можно назвать М.О. Гросмана, учредителя фирмы "Мирограф" оборудованной аппаратами Гомона. Гросман еще в 1885 г. основал первую в России фабрику сухих пластинок (уничтоженную впоследствии большим пожаром), и занимался кинематографией в ее первоначальной стадии на широких лентах с одним отверстием по середине.

Электротеатр «Вулкан» Москва. Фасад здания в 1970-е годы стал частью комплекса Театра на Таганке.
Электротеатр «Вулкан» Москва. Фасад здания в 1970-е годы стал частью комплекса Театра на Таганке.

Ориентировочно в 1903 - 1905 совместно с “Бродячими кинотеатрами” активно начинаются появляться и стационарные “Электротеатры”, попытки были и раньше, но по ряду причин это не увенчалось успехом. Первым известным “Стационарным” кинотеатром был “Живая фотография” в Санкт Петербурге, образованный в 1896 году. Он располагался по адресу Невский проспект, 46. Предприятие быстро прогорело, но начало было положено — вскоре Невский превратился в главную «кино улицу» столицы Российской империи: в течение следующих 20 лет здесь регулярно появлялись новые кинотеатры. В 1897 году, появился первый кинотеатр и в Москве, расположен он был в верхних рядах на красной площади. Проработал он также совсем не долго, однако уже к 1913 году, в одной только Москве насчитывалось порядка сотни кинотеатров. Многие кинотеатры Москвы быстро приходили в банкротство и закрывались , но были и те которые успешно дожили и до наших дней. Например кинотеатр “Художественный” , “Вулкан”, “Кино-Палас”, “Колизей”, “Кино-Арс”.

Открывшийся в 1909 году “Художественный” ,тогда назывался - “Художественный электро-театр” стал первым московским отдельно стоящим кинотеатром.
Открывшийся в 1909 году “Художественный” ,тогда назывался - “Художественный электро-театр” стал первым московским отдельно стоящим кинотеатром.

До этого в городе смотрели фильмы в неудобных помещениях со стоячими местами. Респектабельное здание, 400 удобных кресел в зрительном зале, роскошное фойе с фонтаном, люстрами и пальмами, настраивали на особый лад. К кино здесь предлагали относиться как к отдельному виду искусства, а не просто развлечению как было до этого. В советское время он был переименован в 1- й гос.Кинотеатр. Здесь проходили торжественные премьеры важных картин: авангардного «Киноглаза» Дзиги Вертова, первого звукового фильма «Путевка в жизнь» Николая Экка, первого широкоэкранного фильма «Илья Муромец» Александра Птушко. Премьеры становились настоящими праздниками. Таким был первый показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» — 18 января 1926 года фасад кинотеатра был украшен огромным макетом легендарного броненосца, а сотрудники надели матросскую форму.

Вестибюль кинотеатра «Мулен Руж» в Санкт-Петербурге, примерно 1915 год.
Вестибюль кинотеатра «Мулен Руж» в Санкт-Петербурге, примерно 1915 год.

В 1941 году во время бомбежки Москвы «Художественный» был сильно поврежден, но не прекратил работу. Кино здесь показывали на протяжении всей Великой Отечественной войны. Показывают его и сейчас.

Кинотеатр "Кино-Палас", 1913 год
Кинотеатр "Кино-Палас", 1913 год

У стационарных кинотеатров, был значительный недостаток. Если бродячие кинотеатры могли обходится 1-2 программами, потому, что он всегда имели дело с новой аудиторией и новыми зрителями. Хозяева такого кинотеатра покупали кино и показывали его до полного технического износа, пока он буквально не рассыпался.

В 1913 году в Петербурге открылся кинотеатр «Пикадилли» — помпезное здание в глубине Невского проспекта было возведено специально для кинопоказов. Сегодня в нем работает кинотеатр «Аврора»
В 1913 году в Петербурге открылся кинотеатр «Пикадилли» — помпезное здание в глубине Невского проспекта было возведено специально для кинопоказов. Сегодня в нем работает кинотеатр «Аврора»

Стационарный кинотеатр, обслуживающий зрителей одного района или округа, нуждался в постоянном обновлении своего репертуара. Чем чаще менялись ленты, тем больше шансов было на максимальное заполнение зрительного зала и минимальный шанс на банкротство и закрытие предприятия.

15 февраля 1908 года в городе Новосибирск открылся кинотеатр «Синематограф Ф.Ф. Махотина».  Местная газета в тот день писала : "За теснотой помещения и большим стечением публики среди посетителей происходила чуть ли не давка"
15 февраля 1908 года в городе Новосибирск открылся кинотеатр «Синематограф Ф.Ф. Махотина».  Местная газета в тот день писала : "За теснотой помещения и большим стечением публики среди посетителей происходила чуть ли не давка"

До 1907 года, репертуар российских кинотеатров состоял полностью из зарубежных, чаще всего Французских ( по некоторым источникам в 70% случаев) и Американских фильмов, а ее публика на первых порах была крайне маргинализированная по меркам того времени.

«Сила кино в том, что оно популярно,— Популярно не только потому, что доставляет самое дешевое удовольствие, но и потому, что доступно пониманию самых ограниченных людей. А так как необразованная и не ищущая образования толпа составляет большинство посетителей кинематографа, то и полные сборы гарантируются не инсценировкой научных и художественных зрелищ, а приспособлением к экрану величайших безделиц и умопомрачительных драм».
Эрнст Кустэ - автор самой первой книги о кино
История зарождения кино в Российской империи

Почему было именно такое мнение ? Да все просто. Хотя кино и расширяло кругозор зрителей, демонстрируя рабочему классу и крестьянам улицы Рима, Парижа и Америки, они с волнением следили за перипетиями хирургических операций знаменитого доктора Дуайена, следили за гонками между гидропланом и моторной лодкой, знакомили их с первыми комедиями и драмами , принося в быт людей культуру - все это несомненно хорошо и полезно, но к сожалению такие фильмы были лишь малой долей, всего того, что демонстрировали зрителям.

Казнь слона (1903). Да, весь весь фильм, это буквально убийство животного.

Подавляющее большинство этих лент отличалось исключительным убожеством, пустотой и звенящей пошлостью. Так в 1916 году, незадолго до свержения царского режима, царь Николай второй говорил :

Кинематограф, показывая по большей части сцены грабежа, воровства, убийств и разврата, особенно вредное влияние оказывает на нашу молодёжь... В отношении кинематографа надо что-то предпринять. Я подумаю об этом

Анонсы тех лет выглядели примерно вот так:

Атракционные номера для синематографических театров!

Свободны с 10 ноября

Живые феномены

1) Татуированная дама американка.

2) Великан 17 лет весом около 13 пудов.

3) Лилипут Колибри весом 1 пуд.

4) Живые змеи удавы (Боа-конструкторы)

К ним имеются плакаты совместно

Адрес за справками до 10 ноября: город Витебск

Выставка живых феноменов С. Брагинскому.

!!! По требованию высылаю рекламу !!!

Но нужно понимание, что подобная ситуация была не исключительно в России, она мировая. В целом путь развития кино можно свести к трем столпам.

Аттракцион - примитивность - искусство.

Но тем не менее и были попытки примирения кино и в положительном русле. Например, популяризации научных знаний. Так ещё в конце 19 века, Русское техническое общество и некоторые другие научные и общественные организации пробуют устраивать общедоступные кино сеансы в сопровождении лекций. Такие сеансы организуются в 1896—1898 годах в Петербурге в Тенишевском училище, лиговском Народном доме Паниной, Обществе народных университетов в Соляном городке. Однако отсутствие прочной материальной базы подсекает эти начинания, и просветительные сеансы на время прекращаются общество "Разумный кинематограф" издающее каталоги видовых и научных фильмов, а также и другую литературу по данному вопросу.

История зарождения кино в Российской империи

Они возвращаются только в 1908 году, когда с утверждением новой системы проката лент, возникла возможность пользоваться пригодными для этих сеансов картинами, не приобретая их в собственность. Для пропаганды просветительных идей в кино, создаётся специальное.

Кинотеатр "Аполло". Грузия,  Аджария, Батуми. 1911 год.
Кинотеатр "Аполло". Грузия, Аджария, Батуми. 1911 год.

В России, в период примитивности, совпадает с созданием своих первых “кустарных” фильмов. А уже в 1908 году, начинается активная промышленная разработка отечественных фильмов. У нас в России, как и в остальном мире, кинематограф сильно отличался от нынешнего беспошлинным ввозом вывозом фильмов, стремительным ростом кинозалов и дешевизной производства. Например для крохотной аграрной Дании, прокат кинематографа в других странах имел немалый бонус к бюджету страны. Датский кинематограф мы немного касались в этом материале. Так же 1907-1908 год характеризуется увеличением иностранного и местного капитала в кино индустрию. Это повлияло на увеличение кинотеатров не только в крупных городах, но и в уездах, крупных селах и рабочих поселках. Помимо числа кинотеатров, растет и их вместительность. Появляются большие кинотеатры на 300-800, посадочных мест, с буфетами и гардеробными.

Parisiana, Санкт-Петербург , Невский проспект 80. Здание существует и поныне, только уже не в качестве Кинотеатра.<br />
Parisiana, Санкт-Петербург , Невский проспект 80. Здание существует и поныне, только уже не в качестве Кинотеатра.

Постепенно меняется и продолжительность сеансов, они увеличиваются до часа с четвертью, часа тридцати минут и даже выше. (Передаю привет, всем кто высказывает недовольства, что современные фильмы стали слишком длинные). Наряду с короткометражными и одночастевыми лентами, выпускаются фильмы в две-три, а в отдельных случаях и в пять частей. Таким образом, появилась возможность экранизировать более сложные сюжеты и давать более объёмную и глубокую работу. Кино постепенно входит в быт десятков миллионов людей империи.

Дом Ханжонкова в Москве.
Дом Ханжонкова в Москве.

Вслед за генеральным представительством «Братьев Пато» в Москве появляются представительства французских фирм «Гомон» и «Эклер», итальянских — «Чинес» и «Амброзио», датской «Нордиск», немецкой «Местер», американской «Вито-граф».

Все эти фирмы ввозят тысячи своих, хроник, драм, комедий, заполняя ими экраны нашей страны. Учитывая быстрое расширение спроса и активность финансов в индустрии, иностранные кинофирмы, все больше и больше выбрасывают на русский рынок картины по бросовым ценам, чтобы конкурировать друг с другом. Мощный и беспрерывный поток иностранных фильмов - дешёвых и разнообразных, был главной проблемой возникновения отечественных картин.

Русский кинозритель видит все страны мира, кроме одной - России. Спрос рождает предложение и вот в 1907 году, фирмой “Гомон”, были представлены первые отечественные хроникальные фильмы.

  • Третья государственная дума
  • Смотр войскам в высочайшем присутствии в Царском Селе
  • Смотр войскам в высочайшем присутствии перед Зимним Дворцом
  • Торжественная процессия крестного хода в Киеве 15 июля 1907 года

Прокат картин сопровождался огромным ажиотажем и большим финансовым успехом.

Первые попытки организации русского производства фильмов плотно связаны с именем А. О. Дранковым.

История зарождения кино в Российской империи

Александр Дранков (30 января 1886 — 3 января 1949) — оператор, режиссёр, сценарист, продюсер. Был придворным фотографом, хроникером Государственной думы и дипломатического корпуса. Его снимки печатал петербургский журнал “Нева”, лондонская газета “Таймс” и парижский журнал “Иллюстрасьон”.

А. О. Дранков
А. О. Дранков

Основал в Санкт-Петербурге первую русскую киностудию. Как оператор до революции снял более сотни хроникальных и видовых лент. В историю кино вошел как создатель первого русского игрового фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница») который вышел в свет 15 октября 1906 года в электротеатре “Колизей”.

Картину демонстрировали в сопровождении театрального хора, а концертмейстер исполнял на пианино специально написанную для кинокартины музыку Ипполитова-Иванова. Да, сам фильм был немым, и лишь титры в перебивках между кадрами рассказывали историю Стеньки Разина или передавали прямую речь героев. Но во время первого и последующих киносеансов звучала живая музыка, которая, как и в современном кино, передавала страсти, напряжение или лирическое настроение. Потом были картины: “Усердный денщик”(1908) , “Тарас Бульба”(1909) и много других фильмов, но такой же успех как Стенька Разин они не имели, временно приостановив съёмку картин с актерами, Дранков концентрируется снова на хроникальных съёмках. Потом будет ещё одна попытка зайти на актерские фильмы, но уже совместно с владельцем мастерской театральных костюмов А. Талдыкиным, будет организована новая фирма “Дранков и Талдыкин” которая тоже потерпит фиаско.

Окончательно убедившись в доходности картин в России, Пате увеличивают производство хроникальных лент и сюжетных. В течение 1909 - 1910 годов Пате выпускает двенадцать картин для русского рынка: «Петр Великий», «Княжна Тараканова», «Марфа Посадница», «Эпипод из жизни Дмитрия Донского», «Тарас Бульба», «Лейтенант Ергунов» (по Тургеневу) и другие. Всего же будет выпущено свыше 50 игровых фильмов.

Успех длился не особо долго. Вскоре и Пате пришлось свернуть производство игровых картин и сосредоточиться на самых прибыльных аспектах бизнеса, а именно продажа киноаппаратуры и хроникальная съёмка. Почему так произошло? Причин на это масса, в книге “истоки отечественного кино” за авторством Н.А. Лебедева приводят основной довод в том, что французское кино снятое французскими режиссерами было слишком как сейчас бы сказали “Клюквенным”. Во всех фильмах, независимо от эпохи, герои были одеты в шелковые косоворотки, поддевки и сапоги бутылками, героини - в сарафаны и боярские кокошники. Действующие лица приветствовали друг друга поясными поклонами. Большое место уделялось показу пьянок, катаний на тройках, чаепитий за самоваром.

Александр Алексеевич Ханжонков, родился 8 августа 1877 в деревне Ханжонковка, Российской империи, умер 26 сентября 1945 в Ялте, СССР. Считается одним из родоначальников российского кинематографа, основатель Ялтинской киностудии, продюсер, режиссер, сценарист. В интернет-издании «Частный корреспондент» Максим Медведев, перечисляя заслуги Ханжонкова, справедливо отметил, что именно он установил эталон качественных русских фильмов, сотворил первых русских кинозвёзд, заложил основы отечественного научно-популярного кино и создал образцовую производственную базу, которой успешно пользовались большевики.

Александр Алексеевич Ханжонков.
Александр Алексеевич Ханжонков.

Одним из наиболее значимых и удавшихся фильмов раннего российского кино можно назвать “Оборону Севастополя” (1911) Василия Гончарова и Александра Ханжонкова. Фильм представляет собой цепочку реконструированных событий обороны Севастополя во время Крымской войны 1853–1856. В фильме принимали участие в съёмках регулярная армия императорской армии, а длительность его была 1 час 40 минут. Это был первый российский и один из первых в мире полнометражный фильм. Но подробнее о кино мы поговорим с вами как нибудь потом.

Всем спасибо за любую активность под постом, ваши лайки и критику. Буду благодарен вам, если подпишитесь на меня тут на DTF и в кинориуме. Всех обнял, до скорых встреч!

7575
22
11
74 комментария

Кайф. Эпоху индустриальной революции мне всегда интересно читать. Там просто магия была какая-то для людей, а сознанием они ещё в Средневековье

9
Ответить

А потом комуняки все это разрушили и разграбили

6
Ответить

Коммуняки все это приумножили и ещё более популяризировали

11
Ответить

почему не износиловали? Руки были заняты наверное?
разграбили и разрушили, да так, что до сих пор смотрим их фильмы и ремейки зачем-то делают в РФ с триколором

то ли дело при царе горохе, когда, как написали тут же, уничтожили фильмы ради крох серебра)

Ответить

как же жирно выглядит и звучит

6
Ответить

@Адольф Хаканашвили так всегда пишет

2
Ответить

КИБЕРнГАРД ))))

3
Ответить