"Девушка с татуировкой дракона" Дэвида Финчера

Американская киноиндустрия – это гигантская машина, которая производит продукцию разного качества, но всегда с одной целью – заработать. Иначе это была бы не индустрия, а нечто совершенно другое и непонятное западному человеку. Поскольку кинематограф относится к числу наиболее рискованных в плане инвестиций бизнесов, кинокомпании стараются спрогнозировать успех у зрителей и в ходе рекламной кампании создать спрос на проект. Помимо этого студии делают все возможное, чтобы обезопасить вложения, отдавая предпочтения ранее сработавшим историям, поэтому и снимается такое большое количество продолжений и римейков. Если говорить о римейках, то Голливуд переснимает не только известные в прошлом американские ленты, но и частенько берется за адаптацию под вкусы заокеанской аудитории известных европейских фильмов. Например, «Правдивая ложь» Джеймса Кэмерона является вольным римейком французской «Слежки» Клода Зиди, а «Ванильное небо» Кэмерона Кроу - голливудской версией испанского фантастического триллера «Открой глаза» Алехандро Аменабора. На самом деле таких проектов десятки, и чаще всего Голливуд обращается к французскому наследию, потому что родина кинематографа может похвастаться самой развитой киноиндустрией в Европе.

Скандинавский кинематограф не столь известен и популярен, как французский, но и там время от времени снимаются фильмы, которые становятся событием в Европе и привлекают внимание американских продюсеров. В середине нулевых на экраны вышли две картины – «Впусти меня» и «Девушка с татуировкой дракона», которые мигом стали суперхитами в странах северной Европы и даже были куплены дистрибьюторами для демонстрации за океаном в ограниченном прокате. Позднее обе картины были пересняты голливудскими режиссерами. И, если американский вариант «Впусти меня» прошел практически незамеченным, разве что Стивен Кинг назвал его лучшим фильмом ужасов за последние 10 лет, то ремейк «Девушки татуировки с драконом» понравился не только зрителям, но и критикам. Более того картину Дэвида Финчера выдвинули на пять премий «Оскар» (награда за монтаж - прим. авт.). Мы тоже посмотрели этот фильм и нам есть о чем рассказать.

"Девушка с татуировкой дракона" Дэвида Финчера

Мастер триллеров

Весной 2010 года стало известно, что режиссером триллера «Девушка с татуировкой дракона» будет Дэвид Финчер, который к тому моменту успел закончить работать над судебной драмой «Социальная сеть». Студия Sony Pictures предложила именитому постановщику взяться за жанр, прославивший его имя в далекие 90-е годы. Финчер как никто другой умеет снимать напряженные триллеры с упором на психологическую достоверность поведения героев. Такие его картины, как «Семь», «Игра» и «Бойцовский клуб» снискали любовь и уважение любителей кино во всем мире.Сюжет романа «Девушка с татуировкой дракона» и одноименного шведского фильма отличался лихо закрученной интригой, высоким градусом насилия и наличием откровенных сцен. С учетом всего этого Дэвид Финчер был идеальным кандидатом на должность режиссера-постановщика. Сценарий написал лауреат премии «Оскар» Стивен Зайлиан («Список Шиндлера», «Человек, который изменил все»). Голливудский драматург адаптировал исходный роман Стига Ларссона, но, как и положено, внес несколько изменений в сцены и иначе расставил акценты, чтобы голливудская экранизация знаменитого детектива не клонировала шведский киновариант.

"Девушка с татуировкой дракона" Дэвида Финчера

Кошмарная заставка

Фильм открывает великолепно срежиссированная заставка, выдержанная в стилистике киберпанка. Созданием мрачного видеоряда с агрессивно меняющими форму образами под кавер-версию песни «Immigrant song» группы Led Zeppelin, занимались художники и аниматоры студии Blur. Процессом руководил креативный директор компании Тим Миллер, который состоит в дружеских отношениях с Финчером. Работу над заставкой специалисты студии начали с выявления ключевых моментов трилогии, после чего записали в блокнот возникшие абстрактные идеи.

Мы описали разные концепции в отношение наиболее важных события. Затем занялись проработкой раскадровок, 3D аниматиков и анимации. Эти фазы были взаимосвязаны и оказывали влияние одна на другую.

Тим Миллер, арт-директор

Объекты анимировались в программе Softimage XSI с использованием стандартных инструментов для анимации по ключевым кадрам. Для кадров с произрастающими лозами и листьями специалисты подготовили несколько относительно сложных виртуальных скелетов (ригги – прим. авт). Некоторые образы вроде цветущих бутонов были анимированы как морфинговые цели в программе 3ds Max. Виньетки с образами Микаэля Блумквиста (Дэниель Крейг) и Саландер (Руни Мара) реализовали с использованием техники захвата движений, но полученная анимация также подвергалась ручной доработке на компьютере. Захват актерской игры помог художникам уловить все нюансы телодвижений исполнителей ролей. Лицевая анимация персонажей осуществлялась посредством целевого морфинга, производимому с оглядкой на игру Руни Мара и Дэниеля Крейга, которые отыгрывали роли в ходе дополнительных съемок в Лос-Анджелесе. Эффект замедленного действия и таймлэпс были реализованы путем «запекания» геометрической сетки объектов в виде точек в кэш с кривыми, которые замедляли и убыстряли скорость анимации. Исполнителей главных ролей сканировали для использования полученного материала при создании других сцен. Художники студии Blur внесли изменения в образы при помощи инструментов для моделирования, доработав, к примеру, волосы, чтобы те стали выглядеть обмакнутыми в нефть.

«В заставке фигурировали виньетки с молодой героиней по имени Харриет и ее отцом, - рассказывает супервайзер моделирования и освещения Жером Денжен, - мы получили возможность отсканировать исполнителей этих ролей в Лос-Анджелесе. Если же говорить о персонажах, которые не попали в фильм, но были нам нужны, то мы подобрали похожих лицедеев и отсканировали их. Так, Лисбет в детском возрасте – это дочь продюсера проекта Тобина Кирка».

Полученные сканы моделлеры проработали и нанесли текстуры, подготовив цифровые образы к анимации, путем придания им лицевых выражений. Цифровое сканирование производилось в студии TNG Visual Effects под управлением Ника Теси. Эффект жидкой грязи представлял собой симуляцию, выполненную в программе RealFlow, но с использованием модуля Lagoa в XSI.

Флюиды были помещены в геометрическую сетку в программе 3ds Max и кэшированы посредством XMesh до запуска финального рендеринга. Симуляции дались непросто. Некоторые эффекты переделывались по нескольку раз, даже если их показывали в 10 кадрах.

Невидимые эффекты

Компания Method Studios получила 100 планов в свое распоряжение. Работой руководил супервайзер визуальных эффектов Шон Фаден. Художники подготовили фоновые изображения для кадров, демонстрировавших залив, плюс доработали план со зданием Milton. Кроме того специалисты по компьютерной графике сгенерировали в 3D пролет камеры над шведскими горами, когда та следовала за поездом. Художник по фонам Ви Дженг подготовил серию изображений с горами, которые склеили в единую панораму и спроецировали на CG геометрию, после чего интегрировали в сцену камеру и придали ей движение в 3ds Max.

«Имея представление о местоположении гор, мы создали пути и поезд в Maya, которые визуализировали в V-Ray, - говорит Фаден. – У нас были изображения поезда, сделанные для других планов фильма, но все же значительную часть кадров пришлось создавать с нуля».

Чтобы кадры с поездом, пересекающим равнину в направлении гор, смотрелись достоверно, художники добавили снег и дымку, сгенерированные в программе Houdini и визуализированные в Mantra. Помимо этого специалисты создали как двухмерные, так и трехмерные деревья на компьютере.

Часть растительности делалась путем проекции изображений на карты в 3ds Max, но некоторые представляли собой трехмерную геометрию, созданную в Houdini. План собирался в программе для сложного монтажа Nuke. Деревья, размещенные на картах, помогли скрыть края рисованных фоновых изображений. Деревья сгенерированные программным способом скрыли участки, где деревья на картах расслаивались. Дополнительные ветви и стволы придали кадрам необходимый в таких случаях реализм. Финальными штрихами стали отражения во льду и сверкающий на солнце снег, которые подчеркнули масштаб действа. Художники студии Method цифровым образом усилили атмосферные осадки для уличных сцен, а также для планов залива и здания Milton Security.

Погоня и авария

Часть планов с визуальными эффектами были отданы в студию Digital Domain, художники которой решали творческие задачи под управлением супервайзера Эрика Барбы. Отметим, что Digital Domain является давним партнером производственной компании Дэвида Финчера. Ранее режиссер и VFX студия сотрудничали над «Загадочной историей Бенджамина Баттона», «Зодиаком» и десятком разных рекламных роликов. В этот раз специалистам Digital Domain достался эпизод с погоней на мосту и авария. Помимо этого студия доработала планы с героем Крейга, когда он сидит раненый в ванне, и придала многим летним кадрам осенний вид.

«Изначально Дэвид позвал меня на конкретный эпизод - авария на мосту, - вспоминает Барба. – Дело в том, что он не мог снимать взрыв и переворот внедорожника в нужном ему ключе, поэтому попросил меня реализовать эти кадры в графике с цифровыми машинами, обломками и всем прочим».

В кадрах с несущейся на мотоцикле с героиней художники произвели замену головы каскадера на голову актрисы. По сюжету героиня ездила без шлема, но подобный трюк был слишком опасен для Руни Мара. Финчер позаботился о создании превиза эпизода, в свою очередь кинематографисты отсняли разный материал, в том числе дублершу в шлеме, украшенном маркерами для трекинга, и салон автомобиля с зеленым хромакеем на окнах. Позже Руни Мара отсняли на подвижной платформе для кадров, где Саландру показывали крупно и близко.

«Дэвид не переживал на счет замены голов, поработав с нами над «Бенджамином Баттоном», - рассказывает Барба. – Но здесь он не собирался присутствовать на площадке, контролировать процесс и использовать видеокамеры для записи мимики. Также мы располагали гораздо меньшим бюджетом в сравнение с «Баттоном» и «Троном», поэтому пришлось убыстрять и удешевлять производство».

Тем не менее, процесс был прежним: актрису сканировали, после шла стадия моделирования и анимации. Вот только объем данных был гораздо меньше, и отсутствовали сцены с диалогами.

Голливудская «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера полюбилась зрителям. В мировом прокате жесткий триллер продолжительностью два часа сорок минут собрал свыше 230 миллионов долларов, продемонстрировав неплохой потенциал шведской истории. Но с запуском сиквела в производство затянули из-за высоких рисков в связи с раздувавшимся бюджетом и промедлением Финчера из-за сценария. В итоге спустя 8 лет сняли нечто вроде продолжения, но с другим актерским и режиссерским составом. Псевдо-сиквел провалился.

3939
19 комментариев

Отличный фильм

11
Ответить

атмосфера и Руни Мара 10 из 10 в этом фильме.

2
Ответить

Мне шведская версия понравилась, а эта вообще ничем не запомнилась

4
Ответить

Фильм топовый и местами атмосферный (холодный скандинавский нуар)

2
Ответить

+, атмосфера, Руни Мара, интересный Даниэль Крейг. все круто в этом фильме.

1
Ответить

Отличный ремейк, говорю как знаток книжного оригинала.
Статья странная, много про режиссера и графон, мало про фильм.

2
Ответить

Это месяц копипаста на DTF, или просто мне так везёт? Кинул бы сразу ссылку на отрывок. Предыдущий кадр хотя бы англовикипедию переводил.
http://mediavision-mag.ru/uploads/02%202012/52-54%2002_2012%20LR.pdf

1
Ответить