Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

Вспоминаем сериалы вашего детства и молодости: «Хранилище 13», «Эврика», «Люди Альфа», «Потерянная комната», «Пространство» и другие в ло-о-о-онге.

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

Период с середины «нулевых» до середины «десятых» стал золотым веком телевидения. Сочетание свежих идей, достаточно больших бюджетов и креативного подхода помогло создать проекты, многие из которых считаются культовыми. Посмотрите на рейтинг лучших сериалов по версии «КиноПоиска» – больше половины из них выходило именно в этот период.

Отчасти это связано и с бумом кабельного телевидения в США. До появления стриминговых сервисов, задачей которых стало «генерирование контента», именно телеканалы старались привлекать определённую аудиторию. Для поклонников драматических сериалов был TNT с его «Скорой помощью» и «Закон и порядок»; фанатки романтики включали Lifetime с сотнями мелодраматических сериалов и реалити-шоу (например, «Инспектор Мама» про женщину, сочетающую службу в полиции, работу футбольным тренером и, конечно, материнство); а для ценителей научной фантастики был Syfy Channel (изначально называвшийся Sci-Fi Channel).

Вспоминаем, как Syfy Channel «взлетел» в мире фантастических сериалов.

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

История Syfy – от рождения до удачного ребрендинга

История Syfy начинается в 1989 году. У продюсера Митчелла Рубинштейна и его жены Лори Сильверс появилась идея телеканала, который бы специализировался на научной фантастике – благо, тогда этот жанр переживал особую популярность в том числе на телевидении. Семейная пара даже смогла выкупить права на вещание «Доктора Кто», а также пары других популярных британских франшиз.

Но изначально Sci-Fi Channel – именно так он назывался в 1989 году – «вещал» только во Флориде, и только как часть других кабельных каналов. До самостоятельности ему требовалось ещё подрасти.

Это и случилось в 1992 году, когда Sci-Fi Channel продали USA Network – вещательной компании, созданной Paramount Pictures и Universal Pictures. Так в его сетку попали сериалы и фильмы от этих двух студий, включая «Звёздный путь» и «Ночную галерею» – авторский проект Рода Серлинга, одного из создателей «Сумеречной зоны».

В создании телеканала принимали участие Айзек Азимов, писатель-фантаст, и Джин Родденберри, автор оригинального «Звёздного пути». Но ни один из них не дожил до запуска. 24 сентября 1992 года Sci-Fi Channel официально начал вещание – и показал «Звёздные войны», сопроводив их титром «Посвящается памяти Айзека Азимова и Джина Родденберри».

Джин Родденберри – человек, создавший «Звёздный путь» и продумавший концепцию Syfy
Джин Родденберри – человек, создавший «Звёздный путь» и продумавший концепцию Syfy

Но после такого масштабного старта канал просто существовал. До середины нулевых он активно переходил из рук в руки, а его зрители смотрели в основном выкупленные у других студий сериалы и фильмы. Иногда Sci-Fi Channel доделывал проекты по лицензии. Например, первые три сезона «Скользящих» (Sliders) вышли на Fox, а четвёртый и пятый – уже на Sci-Fi Channel. Похожая ситуация была и с «На краю Вселенной» (Farscape): его делали вместе с канадским CTV Sci-Fi Channel, австралийским Channel 9 и американским Hallmark (да, открыточной компанией).

Sci-Fi Channel активно сотрудничал и покупал контент у иностранных каналов. Например, именно он первым в Америке показал уже культовый «Лексс», изначально снятый в Канаде каналом CityTV. Британский «Доктор Кто» тоже был эксклюзивом Sci-Fi Channel в США – включая первые четыре сезона перезапуска. И, конечно, на канале выходило очень… нет, ОЧЕНЬ много аниме. «Акира», «Эрго Прокси», «Призрак в доспехах», «Гандам 00» и сотни других тайтлов, как популярных, так и не очень.

Логотип Sci-Fi Channel до ребрендинга
Логотип Sci-Fi Channel до ребрендинга

В 2004 году новым владельцем Sci-Fi Channel стал NBC Universal. Новые владельцы решили вложиться в оригинальный контент – впрочем, тогда они его продвигали на всех своих каналах. И на Sci-Fi Channel закипела работа: начался продакшн десятков (!) новых сериалов.

А в 2009 году Sci-Fi Channel сменил название на Syfy. Никакого глубокого смысла: просто истёк срок регистрации торговой марки (двадцать лет прошло, как-никак), а перерегистрировать Sci-Fi не удалось – это общеупотребимое слово. Так что пришлось менять название на Syfy. Произносится это так же – «сай-фай» (хотя некоторые пародисты и критики начали называть как «си-фи»).

Первая волна: «Эврика», «Потерянная комната», «Расплющенный космос», «Звёздный крейсер “Галактика”», «Флэш Гордон»

Первая волна оригинального контента Sci-Fi Channel пришлась на 2006-2009 годы. Канал ещё не «включил конвейер» и просто нащупывал свою аудиторию. И самым интересными представителями этой волны стали пять сериалов:

  • «Потерянная комната» – мини-сериал о детективе и Комнате, которая существует вне пространства и времени;
  • «Эврика» – комедийный сериал о городе, в котором живут учёные, и его шерифе, разбирающемся с последствиями их работы;
  • «Расплющенный космос» – пародийный анимационный сериал о космических контрабандистах;
  • «Флэш Гордон» – драматический сериал о бегуне, который борется с диктатурой на планете Монго;
  • «Звёздный крейсер “Галактика”» – научно-фантастический сериал о команде боевого крейсера, которая путешествует по вселенной и сражается с сайлонами.

«Расплющенный космос» (Tripping the Rift)

Один из первых оригинальных проектов Sci-Fi Channel под крылом NBC Universal стал канадский пародийно-сатирический мультсериал «Расплющенный космос» (Tripping the Rift), рассказывающий о группе контрабандистов и их приключениях во вселенной.

«Расплющенный космос» высмеивал всю научную фантастику. Вот персонажи: сексуально озабоченный капитан Шок МакБлоб, его стервозная трёхгрудая помощница Двуног, секс-рабыня-киборг-инженер Секси, гей-робот Гас и бортовой компьютер Боб, страдающий агорафобией (боязнью открытого пространства).

Персонажи и один из главных злодеев Tripping the Rift
Персонажи и один из главных злодеев Tripping the Rift

В своих путешествиях они убивают бога, участвуют в конкурсах красоты, приговариваются к смертной казни за брошенную на тротуар жвачку, сражаются с Чёрными Клоунами, отправляют киборга-убийцу в прошлое, получают спам об огромном наследстве и чуть не уничтожают вселенную, занимаясь сексом на пульте космического корабля.

«Расплющенный космос» сейчас смотрится не очень хорошо – но не из-за устаревшей компьютерной графики, а из-за огромного количества пародий на явления своего времени. В сериях, например, высмеивают импичмент Билла Клинтона и скандал с Джимом Макгриви. Ну кто в 2024 году вспомнит это?

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

Сериал продержался три сезона. В 2007 году он добрался и до России – его показывали «Муз ТВ» и «2×2» под названиями «Улётный трип» и «Расплющенный космос». Закончилась история печально – вышла «полнометражка», которая представляет собой четыре склеенных серии третьего сезона.

«Флэш Гордон» (Flash Gordon)

Нет, не тот «Флэш».

«Флэш Гордон» стал тем самым «комом», в который превращаются первые блины. Sci-Fi Channel захотел сделать ремейк фильма 1936 года, но немного пожалел бюджеты. В итоге декорации выглядели плохо, сценарий оказался переусложнённым и при этом не интересным, а «студийные боссы» активно вмешивались в процесс производства. Ради успешного старта весь 75-минутный первый эпизод даже показывали без рекламы!

Персонажи Flash Gordon. Главный герой – второй справа
Персонажи Flash Gordon. Главный герой – второй справа

Но… подкачал сюжет. Настолько, что многие рецензенты называют третий эпизод «худшим эпизодом в истории телевидения». При этом дальше качество сценария начало улучшаться, и в итоге «Флэш Гордон» даже обрёл несколько «смотрибельный» статус.

Итак, Флэш Гордон живёт со своей мамой и думает, что его отец погиб в пожаре. Но это не так. Отец Гордона, известный учёный, открыл портал на планету Монго и теперь живёт там, страдая под диктатурой местного злодея Минга. Но однажды между Монго и Землёй начинают открываться порталы – и теперь Флэш в стремлении спасти своего отца ещё и станет важной частью революции на Монго.

Героиня сериала в шоке от оценок
Героиня сериала в шоке от оценок

Поскольку все перестали смотреть «Флэш Гордон» после третьего-четвёртого эпизодов, сериал провалился. Его закрыли после первого сезона, оставив в конце огромный клиффхэнгер.

«Потерянная комната» (The Lost Room)

Мини-сериал «Потерянная комната», наоборот, стал один из главных достижений обновлённого Sci-Fi Channel. В 4,5-часовую историю удалось вместить сложный и проработанный лор, драматичный сюжет и несколько отличных идей.

И это тот сериал, который до сих пор смотрится отлично. Так что, если вы ещё не смотрели «Потерянную комнату» – вперёд, за чипсиками!

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

4 мая 1961 года в мотеле «Солнечный свет» произошло Событие, в результате которого Комната №10 выпала из пространства и времени. Все предметы, которые в ней находились, приобрели паранормальные свойства. Там же был и Постоялец. Тем не менее, в Комнату ещё можно попасть – для этого нужен Ключ, который превращает любую дверь в дверь в Комнату.

Через эту Дверь проходит дочь главного героя, детектива Джо Миллера. Теперь он должен собрать Объекты, которые могут дать доступ в Комнату, чтобы отыскать девочку.

Я тебя найду и открою
Я тебя найду и открою

Сериал состоит из трёх полуторачасовых эпизодов, каждый из которых посвящён определённым Объектам – «Ключ и Часы», «Расчёска и Шкатулка», «Глаз и Главный объект». На старте «Потерянную комнату» приняли плохо – ругали плохую актёрскую игру и неравномерную тональность. Но позже сериал очень повлиял на мировую фантастику. Уже в описании «Солнечного света» узнаётся мотель «Оушенвью» из Control и Alan Wake 2, идея предметов, обладающих уникальными свойствами, развилась в SCP Foundation и куче других проектов; а потом её ещё раз использовали Sci-Fi Channel для «Хранилище 13».

«Звёздный крейсер “Галактика”» (Battlestar Galactica)

Но абсолютным успехом «первой волны» Sci-Fi Channel стал сериал «Звёздный крейсер “Галактика”». Он буквально был удостоен премии Пибоди за выдающийся вклад в развитие телевидения!

«Звёздный крейсер “Галактика”» изначально был ремейком одноимённого сериала 1978 года. Первые эпизоды были восприняты негативно (конечно же, покажите хоть один принятый позитивно ремейк), но в дальнейшем, благодаря масштабному сюжету с философскими и религиозными вопросами, сериал начал приобретать культовый статус.

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

Итак, далёкое будущее. Люди создали сайлонов – антропоморфных роботов с искусственным интеллектом. Те, как положено, взбунтовались и свалили строить собственную цивилизацию. Построили очень успешно: настолько, что она почти уничтожила человеческую. Один из спасшихся человеческих кораблей, звёздный крейсер «Галактика», отправляется на поиски нового мира для людей – и попутно продолжает сражаться с сайлонами. А ещё в команде есть предатель (и не один…).

«Звёздный крейсер “Галактика”», начавшийся как боевая фантастика, к 3-4 сезонам начинает набирать обороты и уходить в вопросы философии, религии, экзистенциализма, социологии, возможности сосуществования людей и сайлонов, поиски Земли и чувства дома… И, в отличие от многих других сериалов, он завершается на понятной, возвышенной и связывающей всё ноте.

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

В дальнейшем Syfy пытался выжать из «Галактики» ещё хоть чуть-чуть. Сначала выпустили сериал «Каприка», но закрыли после первого сезона из-за низких рейтингов. Потом сняли веб-сериал «Кровь и хром», но он так и не получил продолжения. А потом о франшизе и вовсе забыли.

«Эврика» (Eureka)

Самым долгоживущим проектом «первой волны» стал сериал «Эврика»: научно-фантастический процедурал о городе учёных, в котором постоянно происходит какая-то дичь. Шериф, мужчина с довольно средним интеллектом, вынужден её разгребать. В абсолютном большинстве случаев в дичи виноваты учёные и их изобретения.

Главные персонажи первых сезонов
Главные персонажи первых сезонов

«Эврика» построен по принципу процедурала с типичным «монстром недели»: в городе случается какая-нибудь чертовщина (открываются чёрные дыры, люди самовозгораются, падает космический мусор и так далее), шериф начинает её расследовать, выясняется, что в этом виновато некое изобретение, его нужно отключить с риском для жизни. По пути есть глобальные сюжеты, комедия и немного мелодрамы.

«Эврика» продержалась пять сезонов и была отменена из-за повышения цен на производство. Фанаты были очень опечалены и требовали продолжения. Секрет народной любви – в харизматичных персонажах, простых сюжетах и приятной атмосфере. При этом создатели «Эврики» не стеснялись убивать центральных героев или устраивать им мелодраматические мучения.

Главные персонажи последних сезонов. Сравнив две картинки, поймёте, кто именно умер
Главные персонажи последних сезонов. Сравнив две картинки, поймёте, кто именно умер

При этом сериал, что иронично, постоянно критиковали за антинаучность. Персонажи постоянно бросались терминами из теоретической физики, электроники, химии и прочих дисциплин, используя их некорректно и бессмысленно.

Кстати, «Эврика» вместе с сериалом «Хранилище 13» входят в одну вселенную – и сначала персонажи «Эврики» заглянули в «Хранилище 13», а потом и одна из героинь «Хранилища 13» заглянула в «Эврику».

Вторая волна: «Хранилище 13», «Хейвен», «Быть человеком», «Люди Альфа», «Вызов»

К 2009 году собственное производство Sci-Fi Channel встало на обе ноги. Тогда же канал сменил название на Syfy – и начал выпускать один хитовый сериал за другим. Главными новинками стали:

  • «Хранилище 13» – приключенческое городское фэнтези о людях, которые ищут предметы с мистическими свойствами;
  • «Хейвен» – очень вольная экранизация «Парня из Колорадо» Кинга о городке, в котором живут люди со сверхъестественными способностями;
  • «Быть человеком» – комедийная драма о вампире, оборотне и призраке, которые пытаются адаптироваться к человеческой жизни (и ведут расследования);
  • «Люди Альфа» – сериал о группе людей со сверхъестественными способностями, которые расследуют преступления людей со сверхъестественными способностями;
  • «Вызов» – научно-фантастический вестерн о людях, живущих на Земле бок о бок с кучей разнообразных пришельцев.

И – да, три сериала из пяти – процедуралы. Но это именно то, что удавалось Syfy лучше всего. Да и тогда был спрос именно на процедуралы.

«Хранилище 13» (Warehouse 13)

А что будет, если объединить «Индиану Джонса», стимпанк и идею о предметах с мистической силой из «Потерянной комнаты»?

«Хранилище 13» был обречён на успех. Его создатель, Джейн Эспенсон, была опытным шоураннером – она работала над «Баффи, истребительницей вампиров», «Девочками Гилмор», «Звёздным крейсером “Галактика”» и другими проектами, успела приложить руку к «Игре престолов», «Торчвуду» и «Однажды в сказке» (последние три – уже после старта «Хранилища 13»). Сама идея «Хранилища 13» была в том, чтобы объединить «Секретные материалы», «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» и «Детективное агентство “Лунный свет”».

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

В Секретной службе США (это, кстати, реальная организация, занимается охраной президента) действует особое подразделение, которое собирает Артефакты – предметы, обладающие мистической силой. Эти вещи способны наделять владельца сверхъестественными способностями. Задача Секретной службы – выследить предмет, обезвредить его и положить в хранилище. Да, это почти экранизация SCP, только без сотрудников класса D.

Первый сезон «Хранилище 13» вышел в 2009 году. Создатели пригласили довольно известных сериальных актёров – главные роли исполнили Эдди МакКлинток и Джоанн Келли, до этого побывавшие в десятках телепроектов, а также самое примелькавшееся телелицо нулевых – Сол Рубинек. С третьего сезона в актёрский состав вошёл и Аарон Эшмор, брат-близнец Шона Эшмора, сыгравшего в Quantum Break и Control.

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

«Хранилище 13» просуществовало пять сезонов. По нему также вышли комикс, роман и настольная игра. Причина закрытия – такая же, как и у «Эврики»: сериал оказался слишком дорогим.

«Хейвен» (Haven)

Очередной эксперимент Syfy с большим бюджетом и плюс-минус известными актёрами, сериал «Хейвен» вышел в 2010 году и предлагал уже привычную сюжетную канву: харизматичные персонажи решают сверхъестественные проблемы. Но в этот раз – с налётом стивенкинговщины!

С творчеством Кинга «Хейвен» связан очень условно: разные отсылки и место действия. Сюжет разворачивается вокруг спецагента Одри Паркер, которая приехала в город Хейвен в охоте за беглым преступником. Правда, выясняется, что у всего населения этого городка есть сверхспособности – и иногда они используются в преступных целях. Одри остаётся в Хейвене, чтобы помогать местным жителям, поскольку у неё тоже есть сверхспособность – она может утихомиривать других людей.

Неожиданно холодный цветокор на фоне остальных проектов Syfy пошёл сериалу только на пользу
Неожиданно холодный цветокор на фоне остальных проектов Syfy пошёл сериалу только на пользу

Одной из самых приятных особенностей «Хейвена» стала атмосфера. Сериал снимали в Новой Шотландии, в Канаде, с её уникальной готической архитектурой, пологими холмиками на побережье и мягко-зелёной травой. В сочетании с общим мистическим сюжетом создаётся совершенно кинговская атмосфера… которая разрушается ближе к 4-5 сезону, в которых сценаристы «накрутили» слишком много глобальных загадок и личных тайн главной героини.

«Хейвен» продержался пять сезонов и был закрыт по уже привычной причине: слишком дорого.

«Люди Альфа» (Alphas)

Итак, у нас есть группа харизматичных персонажей, которые расследуют сверхъестественные преступления. Только на сей раз главные герои – люди со сверхспособностями на нейрофизиологическом уровне. И противники такие же.

"Радиоактивные люди" без особых сверхспособностей
"Радиоактивные люди" без особых сверхспособностей

«Люди Альфа» показывают достаточно приземлённую версию «Людей Икс». Среди главных героев никто не умеет ни летать, ни стрелять лазерами из глаз, ни даже управлять погодой. Кто-то умеет ловить электромагнитные волны, кто-то прекрасно владеет каждой мышцей своего тела, а у кого-то просто очень хорошие зрение или слух. И – нет, это не для уменьшения бюджета. Зак Пенн, создатель сериала, изначально хотел показать «реалистичных супергероев», которые были бы результатом естественной эволюции человека.

С бюджетом-то как раз всё было в порядке – эти «научно-аккуратные» сверхспособности пытались показать максимально эффектно. Но общее ощущение вторичности по сравнению с «Людьми Икс» повлияло на «Людей Альфа» крайне негативно. Премьерную серию посмотрели 2,5 млн человек, что стало одним из самых удачных стартов Syfy, а вот заключительный эпизод первого сезона – всего 1,1 млн человек.

В итоге «Люди Альфа» закрыли после второго сезона, закончив на клиффхэнгере. Это вызвало беспокойство Шелдона Купера из «Теории большого взрыва» – в 21 эпизоде 6 сезона он очень переживает из-за того, что концовка «Людей Альфа» оставила незакрытые вопросы, и даже звонит в Syfy с требованием продолжить сериал.

«Быть человеком» (Being Human)

«Быть человеком» постепенно отходит от процедуральной канвы Syfy в сторону сериалов с целостным сюжетом. Хотя то и дело «проваливается» в эту ловушку с «монстром» или «событием» недели. Видимо, за целостность сюжета отвечает то, что это – не оригинальная идея Syfy, а ремейк одноимённого британского проекта.

Итак, лучшие друзья, вампир и оборотень, въезжают в старый дом, чтобы жить вместе. Нет, они полностью гетеросексуальны. Но выясняется, что в этом особняке живёт ещё и привидение. И теперь эта троица собирается «адаптироваться» к человеческой жизни.

Угадайте с одной попытки, кто из них вампир
Угадайте с одной попытки, кто из них вампир

Сериал начинается с того, что главный герой, вампир, убивает свою коллегу. И это прокладывает сюжетную структуру на все четыре сезона. Местные герои, хоть и харизматичные, всё ещё сверхъестественные существа, поэтому они могут убивать, а потом страдать из-за этого.

Целостный сюжет, камерность действия (читай – небольшие бюджеты) и общая атмосфера позволили «Быть человеком» просуществовать четыре сезона и завершиться на логичной сцене.

«Вызов» (Defiance)

Постепенно Syfy начали отказываться от процедуралов окончательно, и «первой ласточкой» стал сериал «Вызов», который стартовал в 2013 году. Здесь к съёмкам подошли осторожно: никаких актёров даже второй величины, весь бюджет – в сюжет и визуал. Но кое в чём создатели всё-таки решили «шикануть»: вместе с сериалом вышла одноимённая онлайн-игра.

Сериал в жанре научно-фантастического вестерна рассказывал о городе Вызов. На Землю прилетели пришельцы-вотане. Они вообще не знали, что на этой планете есть какое-то там человечество, так что встреча с людьми оказалась для них сюрпризом. Но вотане, оставшиеся без дома, твёрдо вознамерились поселиться на Земле. Это привело к нескольким войнам и разделению территорий. Город Вызов находится «где-то посредине», в нём смешиваются культуры и постоянно ведутся свои интриги.

Инопланетно-расово-разнообразный состав первого сезона
Инопланетно-расово-разнообразный состав первого сезона

Мир игры повторяет мир сериала. Здесь тоже надо исследовать Землю в поисках инопланетных технологий, выживать и сражаться с пришельцами, рейдерами и мародёрами.

Самой приятной особенностью сериала стал именно мир. Пришельцы-вотаны – это не одна раса, а целых семь. Установившийся шаткий мир между человечеством и инопланетянами – слишком шаткий. Земля после терраформирования наполнена неизвестными растениями и животными. И только людские пороки остались неизменными.

Сериал просуществовал три сезона и был закрыт в 2015 году по всё той же причине: «Слишком дорого». Игра Defiance просуществовала гораздо дольше – её серверы отключили в 2021 году.

Третья волна: «Спираль», «Доминион», «Нация Z», «12 обезьян», «Киллджойс», «Пространство», «Волшебники»

Примерно с 2014 года Syfy начинает отказываться от процедуралов. Это связано не только с «изменением видения», но и с переформатированием метода дистрибуции контента. Проще говоря, всё больше людей начинают смотреть сериалы онлайн, а не у телевизора, и для таких целей им вполне можно продавать сезоны с целостным сюжетом.

Главными примерами «третьей волны» Syfy стали:

  • «Спираль» – остросюжетный триллер о различных эпидемиях в замкнутых сообществах;
  • «Доминион» – постапокалипсис, в котором ангелы небесные уничтожают человечество;
  • «Нация Z» – постапокалипсис и роуд-муви про путешествие через уничтоженную зомби-вирусом Америку (а помните времена, когда идея зомби была популярна?);
  • «12 обезьян» – человек из постапокалиптического будущего прибывает в настоящее, чтобы остановить вирус, который уничтожит почти всех людей;
  • «Киллджойс» – космоопера про команду охотников за головами, постоянно находящихся вне закона;
  • «Пространство» – твёрдая научная фантастика про космические политические интриги;
  • «Волшебники» – young-adult фэнтези про школу волшебства с куда более мрачными, чем у Гарри Поттера, приключениями.

Если смотреть исключительно на оценки на «Кинопоиске» и IMDb, то именно «третья волна» Syfy стала лучшим периодом в истории телеканала.

«Спираль» (Helix)

На самом деле, «Спираль» – довольно посредственный сериал, но именно он начал «третью волну» Syfy с глобальными сюжетами. За чипсами можно не идти, но вспомнить о нём нужно.

Вспомнить стоит хотя бы ради очень стильных постеров
Вспомнить стоит хотя бы ради очень стильных постеров

Группа сотрудников Центра по контролю за заболеваниями (ЦКЗ) отправляется на отдалённую арктическую станцию, где исследовали опасный вирус «Нарвик». Он вырвался на свободу – и теперь учёные или умирают, или превращаются в монстров. Сотрудники ЦКЗ должны предотвратить распространение вируса, потому что, если он перекинется на всё человечество – ну, локдаун тут уже не поможет.

Для «Спирали» не пожалели бюджетов. В главной роли – Билли Кэмпбелл, телезвезда девяностых. В первом сезоне появляется Хироюки Санада – он уже побывал в «Остаться в живых», «47 ронинах», а потом вы увидите его в «Мире Дикого запада» и «Сёгуне». Съёмками занималась Sony Pictures. Короче, дорого-богато. Это себя вроде как оправдало: первую серию первого сезона посмотрели 1,8 млн человек, последнюю – 1,38 млн человек.

Первый сезон давал полноценную, законченную историю. Поэтому для второго место действия перенесли на отдалённый остров, где сотрудники ЦКЗ столкнулись уже с эпидемией микоза (кто-то играет в Plague, Inc., понятно). Получилась в некотором роде антология.

Постер ко второму сезону - отдельный образчик стиля
Постер ко второму сезону - отдельный образчик стиля

К сожалению, рейтинги второго сезона из-за смены формата просели. Из-за этого сериал и закрыли.

«Доминион» (Dominion)

В 2010 году вышел фильм «Легион», в котором ангелы решили устроить апокалипсис. Картина окупилась в прокате и наделала немало шума среди религиозных людей – не каждому понравится видеть, как архангел Михаил из автомата расстреливает полицейских в участке.

«Доминион» стал продолжением «Легиона» и тоже пытался наделать шума, но с меньшим бюджетом. Действие перенесено на 25 лет вперёд, на земле уже идёт апокалипсис, архангел Гавриил и его подчинённые ангелы уничтожают людей, виня их в исчезновении бога. На стороне людей воюет архангел Михаил. Всей толпой они ждут пришествия Спасителя, но тот что-то задерживается.

Новый король эджлордов в здании
Новый король эджлордов в здании

«Доминион» построил достаточно интересный мир – практически всё действие разворачивается в полуразрушенном Лас-Вегасе и его близлежащих территориях. Но, в отличие от фильма-предшественника, сериал практически не затрагивает религиозных тем, хотя, казалось бы, вокруг одни ангелы. Вместо этого он концентрируется на экшене, загадке и человеческих переживаниях. Первый сезон показал отличные рейтинги, но второй, где продолжалось топтание на месте вокруг пришествия Спасителя, начал резко просаживаться – и Syfy не стали заказывать продолжение.

«Нация Z» (Z Nation)

В 2014 году Syfy решил вскочить на уже уходящий поезд популярности зомби-тематики и решил представить своё видение зомби-апокалипсиса. К счастью, создателям хватило смелости смешать зомби с другими жанрами – в данном случае роуд-муви и вестерном.

«Нация Z» рассказывает о времени уже после зомби-апокалипсиса. Половина Америки вымерла, вторая половина стала ходячими мертвецами. Среди выживших обнаруживается некий человек, который не превратился в зомби после укуса. Теперь его нужно провезти через всю Америку в секретную лабораторию, где из него извлекут этот антидот.

Что-то напоминает, да? Но дальше «Нация Z» делает неожиданный поворот. У выжившего начинают обнаруживаться паранормальные способности, а сам он решает не спасать человечество, а превратить его в нацию Z – гибридов людей и зомби. В дальнейшем сериал начинает уходить в рассказ о жизни людей в пост-зомби мире и немного – в политические интриги.

А ещё в Z Nation был стилёк
А ещё в Z Nation был стилёк

«Нация Z» стал одним из самых долгоживущуих сериалов третьей волны Syfy – он продержался целых пять сезонов. И завершается он вполне себе логично, пусть и на клиффхенгере.

Только, как и зомби, он не смог умереть спокойно. В 2019 году на Netflix вышел приквел – «Чёрное лето» (Black Summer). Он рассказывал именно о временах зомби-апокалипсиса. Но к тому времени живые мертвецы уже порядком всех достали, так что «Чёрное лето» продержался два сезона – и был закрыт.

«12 обезьян» (12 Monkeys)

Вы уже заметили, что не все оригинальные проекты Syfy действительно оригинальны? Часть из них – ремейки или основаны на чём-то ещё. Вот и вышедший в 2015 году «12 обезьян» был ремейком одноимённого фильма 1995 года.

Но ремейком довольно вольным – сюжет только основан на истории Терри Гиллиама. Итак, в 2043 году земля практически полностью уничтожена неким вирусом. Но местные эпидемиологи до сих пор не могут понять, откуда началась пандемия, кто был «нулевым пациентом» и как его остановить. Чтобы ответить на эти вопросы, в 2015 год отправляют Джеймса Коула, который вместе с современным врачом должен остановить глобальную пандемию.

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

Но борьба с вирусом стала скорее фоном для общей истории. «12 обезьян» оказался невероятно сложным сериалом про путешествия во времени и вызываемые ими парадоксы, а также интриги, которые плетутся сразу в нескольких временных линиях. В итоге его фанаты разделились на две группы – первые ничего не понимали, а вторые строили таймлайны и рассказывали, что жаль, что не все поймут.

При всей этой перегрузке «12 обезьян» продержался четыре сезона, получил очень высокие рейтинги, пачку наград, похвалу от критиков и зрителей. Для самого Syfy он был скорее престижным и репутационным проектом: если первую серию первого сезона посмотрели 1,3 млн человек, то последнюю – 0,66 млн, а к четвёртому сезону количество зрителей упало до 200 тысяч. Все они до сих пор сидят на Reddit и строят таймлайны.

«Киллджойс» (Killjoys)

Торжественное возвращение Аарона Эшмора!

«Киллджойс» стал одним из главных долгостроев Syfy – производство сериала началось ещё в 2013 году. В создании принимал участие канадский телеканал Space, и проект изначально был ориентирован на качество. Собственно, именно поэтому работа над первым сезоном заняла более двух лет. Проект хотели сделать подходящим для всех: и для фанатов классической фантастики, и для любителей проработанных миров, и даже для тех, кто хочет прийти домой, открыть банку пива и просто посмотреть что-нибудь прикольное с интересными диалогами, экшеном и шуточками.

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

И им это удалось! Первый сезон получил положительные отзывы и от критиков, и от зрителей, второй только закрепил успех первого, третий даже оказался лучше предыдущих! В третьем сезоне Syfy сделали то, чего не делали никогда раньше – продлили сериал сразу на два сезона. Это был настоящий хит, который закончился не из-за потери зрительского интереса, а из-за завершения истории.

«Киллджойс» рассказывал о тройке охотников за головами, которые постоянно оказываются по ту сторону закона. Сериал комбинировал космические приключения в необычном мире, полном преступности, с личными историями и развитием персонажей. В каждой серии герои сталкивались с какой-нибудь опасностью или попадали в приключение.

«Пространство» (The Expanse)

В 2011 году Даниэль Абрахам и Тай Фрэнк, работающие под псевдонимом Джеймс А. Кори, выпустили роман «Пробуждение Левиафана». Практически сразу он был номинирован на премию «Хьюго» за лучший научно-фантастический роман. А после этого сюжетом заинтересовались телевизионщики – и вскоре была анонсирована экранизация на канале Syfy.

Адаптацией сценария занялись Марк Фергюс и Хоук Остби, ранее написавшие «Дитя человеческое» (за что были номинированы на «Оскар») и «Железный человек», а также «Ковбои против пришельцев». Шоураннером стал Нарен Шанкар, работавший над «Звёздный путь: Следующее поколение», «За гранью возможного» и «Почти человек». Режиссёром первого сезона стал Терри МакДоноуг, ранее снимавший эпизоды «Во все тяжкие». В общем, состав подобрался соответствующий.

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

Далёкое будущее. Человечество колонизовало Солнечную систему и теперь разделено как никогда ранее. Оно представлено тремя силами – Организация объединённых наций на Земле и Луне, Республикой марсианского конгресса на Марсе, и Альянсом внешних планет на всех остальных планетах и спутниках. ООН – милитаристы и авторитарное государство, Марсианский конгресс – жёсткие корпораты, а Альянс внешних планет – типичная «банановая республика», только в окрестностях Юпитера и Сатурна. Они добывают ресурсы, чтобы за бесценок продавать их землянам и марсианам. А между ООН и Марсом вот-вот разразится война.

Тем временем детектив Джо Миллер получает задание отыскать пропавшую женщину. Одновременно два корабля, марсианский и внешнепланетный, оказываются уничтожены некими неизвестными кораблями. Часть экипажа марсианского корабля успевает сбежать. Вместе с Джо Миллером они обнаруживают, что на космодроме «Эрос» есть некая биологическая опасность…

Проработанный мир и сложный сюжет мгновенно сделали «Пространство» культовым сериалом для ценителей твёрдой научной фантастики. Но их не очень много: если в среднем первый сезон просматривало около 800 тысяч человек, то третий – всего 600 тысяч. Syfy не выдержал и закрыл сериал.

И тут случилось нечто.

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

Фанаты составили онлайн-петицию и попросили не закрывать сериал. Петиция набрала более 100 тысяч подписей. Тем не менее, Syfy решение принял. Зато интерес со стороны фанатов увидел Amazon – и выкупил «Пространство», сняв к нему ещё три сезона.

По мнению некоторых фанатов, первые три сезона лучше, чем вторые три – потому что под крылом Amazon в сериале стало больше затянутых диалогов и даже появились логические дыры. Другие же утверждают, что с бюджетами Amazon сериал стал намного более зрелищным. Но в любом случае все шесть сезонов – это один из лучших образцов современной твёрдой научной фантастики.

«Волшебники» (The Magicians)

За период своего существования Syfy как-то избегал контента для young adult аудитории, предлагая сериалы «для всех возрастов». Но популярность такой направленности игнорировать было нельзя – пока молодёжь смотрела «Голодные игры», «Гарри Поттера» и «Сумерек», телеканал предлагал процедуралы про расследование сверхъестественных преступлений.

И вот, в 2014 году, канал всё-таки начал работу над «молодёжным» сериалом. Им стала экранизация романа «Волшебники» авторства Льва Гроссмана, бестселлера New York Times. К работе над сериалом привлекли Серу Гэмбл, которая ранее была сценаристом и со-шоураннером «Сверхъестественного».

Квентин Колдуотер, совсем не обычный подросток, поступает в Университет Брейкбиллс для обучения магии. Там он вместе с новыми друзьями случайно призывает Зверя, который нападает на декана. Дальше начинается обычная жизнь в университете волшебства – с призраками, испытаниями, злыми духами, подростковой любовью, убийствами, Тейлор Свифт и вечеринками на Ибице.

Это уже не Гарри Поттер
Это уже не Гарри Поттер

Хотя первый сезон стартовал не очень хорошо, дальше сериал начал «раскачиваться». Хотя в нём и стали появляться параллельные реальности и путешествия во времени. Отчасти это и привело к падению популярности: пятый и последний сезон в среднем собирал около 350 тысяч зрителей на эпизод.

Четвёртая волна, которой не случилось: «Ван Хельсинг», «Засланец из космоса» и пачка закрытых сериалов

С 2016 года Syfy попали в ловушку Джокера: они выпускали продолжения очень успешных сериалов, но никак не могли запустить новую франшизу, которая бы просуществовала более одного сезона. Кроме трёх тайтлов.

Вот посмотрите на это кладбище идей:

  • 2016 год, «Охотники» (Hunters) – про группу людей, которые противостоят пришельцам-террористам, скрывающимся среди землян. 1 сезон, 13 эпизодов.
  • 2016 год, «Последствия» (Aftermath) – про семью, путешествующую через Америку, разрушенную катаклизмами, вызванными сверхъестественными существами. 1 сезон, 13 серий.
  • 2016 год, «Корпорация» (Incorporated) – антиутопия, герой которой строит карьеру в корпорации, чтобы спасти свою ставшую секс-рабыней возлюбленную. 1 сезон, 10 серий.
  • 2017 год, «Кровавый двигатель» (Blood Drive) – из-за разорвавших США на части землетрясений наступил постапокалипсис, в котором бензин очень дорогой. Главный герой собирается принять участие в гонке, автомобили которой ездят на человеческой крови. 1 сезон, 13 серий.
  • 2017 год, «Призрачные войны» (Ghost Wars) – на Аляске целый город захватили сверхъестественные силы. Медиум должен спасти жителей до того, как вся эта паранормальщина выплеснется на весь мир. 1 сезон, 13 серий.
  • 2017 год, «Суеверие» (Superstition) – семья гробовщиков на самом деле защищает мир от инферналов, но, однажды, в пятницу 13-го, нежить вырывается и начинает убивать людей. 1 сезон, 12 серий.
  • 2018 год, «Ночные летуны» (Nightflyers) – команда космического корабля обнаруживает, что на борту есть что-то ещё. Экранизация одноимённого рассказа Джорджа Р. Р. Мартина. 1 сезон, 10 серий.
  • 2018 год, «Академия смерти» (Deadly Class) – в конце 1980-х бездомного подростка завербовывают в элитную школу, где учатся дети самых отъявленных злодеев. 1 сезон, 10 серий.
  • 2020 год, «Бродячая королева» (Vagrant Queen) – бывшая королева, которая стала изгнанницей и мусорщицей, возвращается в своё царство, чтобы противостоять старому врагу. Космический вестерн. 1 сезон, 10 серий.
  • 2021 год. «День мертвецов» (Day of the Dead) – ремейк одноимённого фильма 1985 года о шести незнакомцах, выживающих в зомби-апокалипсисе. 1 сезон, 10 серий.

Практически все оригинальные драмы Syfy неслучившейся четвёртой волны оказались мёртвыми при рождении – они с трудом набирали даже полмиллиона зрителей. Это далеко не образец начала 10-х, когда сериал могли закрыть с миллионом зрителей.

Но были три проекта, которые продержались больше одного сезона!

«Ван Хельсинг» (Van Helsing)

Идея «Ван Хельсинг» настолько странно-безумная, что может показаться, что сериалу самое место в том списке-кладбище выше. Но – нет, проект стал самым успешным для Syfy «десятых»!

Итак, Йеллоустоунская кальдера всё-таки взорвалась. Небо затянуло пеплом, солнце больше не проникает на землю. Благодаря этому вампиры вырвались из своих пещер и начали активно кусать людей! Ванесса ван Хельсинг, родственница того самого Авраама ван Хельсинга, выходит из комы и начинает кромсать кровососов налево и направо. Но, как выясняется, у неё уникальная кровь – она может превращать вампиров в людей. Именно поэтому на Ванессу начинается самая настоящая охота.

Это ван Хельсинг. Ванесса ван Хельсинг
Это ван Хельсинг. Ванесса ван Хельсинг

Вампиры в постапокалипсисе. Это звучит слишком странно, но это сработало. Создатели сделали достаточно стильный сериал с хорошей актёрский игрой, напряжённым сюжетом и постоянно повышающимися ставками. В четвёртом сезоне появляется даже Дракула – точнее, Оливия фон Дракула.

Это Дракула. Оливия фон Дракула
Это Дракула. Оливия фон Дракула

Сериал закрыли после пяти сезонов, закончив историю на высокой, хоть и несколько трагичной ноте.

«Криптон» (Krypton)

В отчаянной попытке привлечь аудиторию и выехать на хоть какой-нибудь популярной франшизе, Syfy пошёл по пути The CW и в 2018 году выпустил сериал «Криптон». Только там вообще нет Супермена. До его рождения остаётся ещё около 200 лет.

Сег-Эл, дедушка Кал-Эла, оказывается в изгнании за государственную измену Вал-Эла, ещё одного дедушки Кал-Эла. Но вскоре выясняется, что Вал-Эла подставили – он обнаружил, что к Криптону приближается инопланетная угроза, Брэйниак. А ещё благодаря человеку с Земли будущего Сег-Эл узнаёт, что его внук станет Суперменом.

Тот самый дедушка Супермена. А вы тоже, читая "дедушка", представляете себе старичка? 
Тот самый дедушка Супермена. А вы тоже, читая "дедушка", представляете себе старичка? 

Идея показать жизнь Криптона могла сработать, если бы создатели не пытались хоть как-нибудь притянуть Супермена, не имея на него прав. Пилотную серию посмотрели 1,3 млн человек. Но второй эпизод посмотрели всего 1 млн человек – четверть аудитории не оценили многочисленность Элов. К концу первого сезона сериал потерял 60% зрителей – финал посмотрели 550 тыс. человек.

Несмотря на это, его продлили на второй сезон, который показал результаты ещё хуже. Старт – 480 тыс. зрителей. Финал – 350 тыс. зрителей.

В 2019 году Syfy перестали мучить труп и закрыли «Криптон».

«Засланец из космоса» (Resident Alien)

В 2021 году Syfy наконец-то удалось запустить успешный сериал – «Засланец из космоса». В его основу легла одноимённая серия комиксов, а шоураннером стал сценарист и продюсер нескольких самых успешных эпизодов «Гриффинов» Крис Шеридан.

Злобный пришелец из космоса прибывает на Землю, чтобы уничтожить человечество и подготовить планету к терраформированию. Приземляется он в небольшом городке в Колорадо и принимает облик местного врача Гарри Вандершпигеля. Но вместо захвата человечества пришелец начинает знакомиться с культурой людей – и понимает, что пока не стоит их всех убивать.

«Засланец из космоса» – это в первую очередь комедия, которая использует привычный троп: инопланетянин не понимает, как устроены люди. Из-за этого создаются разнообразные комичные ситуации. Но уже во втором сезоне начинает появляться глобальный сюжет, другие расы пришельцев, у героев заводятся отношения, и так далее. Впрочем, Гарри Вандершпигель остаётся циничным, саркастичным и эксцентричным инопланетянином.

Эксцентричная игра Алана Тьюдика, исполнившего главную роль, стала одним из главных достоинств сериала
Эксцентричная игра Алана Тьюдика, исполнившего главную роль, стала одним из главных достоинств сериала

Добавление глобального сюжета негативно повлияло на сериал. В первом сезоне у сериала было в среднем 1,1 млн зрителей на серию, в первой половине второго – 1 млн, во второй половине второго – 600 тысяч, а в третьем сезоне – 550 тысяч. В итоге Syfy не закрыл «Засланец из космоса», но избавился от него – четвёртый сезон выйдет на USA Network.

Почему умер оригинальный контент Syfy

У американской группы The Limousines есть песня Internet Killed the Video Star. Собственно, уже одно её название объясняет, что случилось с Syfy. Кабельное телевидение убил интернет – и непонимание того, как продвигать свой контент в новом мире.

Syfy всегда старались «держать нос по ветру» в производстве оригинального контента. Когда были популярны процедуралы – они выпускали процедуралы. Как только стали популярны сериалы с большим бюджетом и глобальным сюжетом – они начали выпускать сериалы с большим бюджетом и глобальным сюжетом.

Но пришёл интернет. Теперь нам не нужно бежать к телевизору раз в неделю, чтобы увидеть продолжение приключений любимых героев. Подождите пару месяцев, а потом за выходные посмотрите сезон целиком.

В попытках выжить Syfy урезал затраты. Вспомните, сколько сериалов было закрыто из-за дороговизны – бюджеты «Эврики» или «Хранилища 13» перебрасывались на производство «Киллджойс» или «Пространства».

Научно-фантастические сериалы вашей молодости: взлёт и падение канала Syfy

Потом Syfy активно искал новые идеи. Но конкурировать приходилось уже с Netflix, Hulu, HBO и другими гигантами индустрии. Сериалы закрывались, так и не успев «разогнаться». И формат «одна серия в неделю» никак не помогал.

Нет, конечно, Syfy не закрылся. Он вещает и по сей день. Там показывают «Сумеречную зону», «Квантовый скачок» и прочие старые сай-фай сериалы. Но от оригинального контента начали постепенно отказываться – сейчас у Syfy только три сериала собственного или совместного производства:

  • «Ковчег» (The Ark) – про корабль-ковчег, на котором произошла авария, и теперь люди могут умереть, не добравшись до планеты назначения;
  • «Призраки на продажу» (SurrealEstate) – про риэлтора, который продаёт дома с привидениями;
  • «Чаки» (Chucky) – слешер об одержимой кукле Чаки.

Ни один из сериалов не перевалил отметку в 500 тысяч зрителей.

А ещё больше интересного – в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

170170
33
22
11
95 комментариев