Смотреть
30 дней бесплатно
Смотреть
30 дней бесплатно
Условия просмотра: clck.ru/h7Vx2
18+
УЖЕ В ПОДПИСКЕ

In da Hood: история жанра blaxploitation

Ей богу, блэксплотейшн — лучшее ответвление эксплуатационного кино, что я встречал. Такую концентрацию крутых фильмов вы не встретите больше нигде! Да вот только жанр это не спасло.

Блэксплотейшн — отдушина для чернокожей аудитории в первой половине 70-х. Права их всё еще ущемлялись, а политическое движение за права темнокожих «Черные пантеры» только набирало обороты. Так что довольно большой кусок публики в США получил то, что хотел — возможность на полтора часа забыть о проблемах в реальной жизни и окунуться в мир, где крутые черные чуваки надирают жопу коррумпированным копам, наркоторговцам и убийцам. И это — под сносящую всё и вся фанк-музыку.

Но обо всём по порядку.

Видеоверсия статьи, если лень читать

Рождение

Наша история начинается в 60-х годах ХХ века. Эти годы были не только бурным временем для межрасовых отношений в Америке, но и для Голливуда. С растущей популярностью телевидения и быстрым падением популярности мюзиклов киноиндустрия истекала кровью и столкнулась с возможностью банкротства.

Лозунги правозащитников стали раздаваться всё чаще. Голливуду стало невозможно игнорировать афроамериканское сообщество, а это дало черным режиссерам и актерам ifyc активно проникать в индустрию. И первым человеком, который поджег фитиль блэксплотейшна, стал Мелвин Ван Пиблс.

В 1971 году он на 500 тысяч долларов и за 9 дней написал сценарий, срежиссировал, снялся, спродюсировал и смонтировал фильм, который окупился в 30 раз. Это «Свит Свитбек: Песнь мерзавца».

Главный герой, Свит Свитбек, на протяжении всего фильма убегает от копов после убийства одного из них. И, простите за спойлер… уходит! Никогда до этого в истории американского кино черному подозреваемому не удавалось избежать наказания, что поразило зрителей до глубины души. История была без начала и конца, что по-своему инновационно.

Главная цель Мелвина — вернуть чувство самоуважения черным братьям. Для этого и был снят фильм. Белые и националисты были в основном ошарашены. А вот «Черные пантеры» поддержали картину и заставляли своих участников ее посмотреть. Зрители обсуждали, революционный это фильм или просто наглая эксплуатация.

Лента стала настоящей сенсацией проката. Крутили ее только в двух кинотеатрах, но каждый сеанс был забит битком, многие ходили пересматривать кино по несколько раз. После такого старта остальные прокатчики решили также крутить этот фильм. Изрядно подрезав содержимое — они выкинули 9 минут откровенных сцен.

Это был самый громкий и независимый фильм того времени. Он доказал, что есть чернокожая аудитория, готовая без всякой боязни платить и развлекаться.

Дружба с крутыми парнями

Голливудские киноделы заметили, что фильмы про черных способны приносить доход. Они и поставили их на поток. Так появилась главная ласточка жанра — «Шафт» от Гордона Паркса.

Фильм писался под белого героя, но возрастающий интерес к чернокожим, их попытки самоутвердиться и выдвижение черных политиков повлияли на смещение акцентов.

Детектив Шафт стал воплощением дерзости, стиля и бесстрашия. В фильме было полно моментов, актуальных для черных — например сцена, когда герой не мог поймать такси.

Если откровенно, то по нынешним меркам «Шафт» смотрится устаревшим. У него очень медленный темп, практически нет экшена, а кроме самого героя, редких остроумных перепалок, отлично показанного Нью-Йорка и музла обратить внимание толком и не на что.

Ах да, о музыке. Ее написал Айзек Хейс, получил Оскар за главную тему, но это не главное его карьерное достижение. Главное — то, что он практически всем известен по роли Шефа из «Южного Парка».

Своими сборами, превысившими бюджет в 12 раз, «Шафт» спас студию MGM от банкротства и окончательно показал, что блэксплотейшн прибылен. Фильм обрел настолько культовый статус, что обзавелся парой сиквелов и вольным продолжением с Сэмюэлем Л. Джексоном и Кристианом Бейлом.

Нам, наверное, понять такую истерию сложно. В статье на Look At Me была хорошая аналогия. Представьте, что в кинотеатрах и по ТВ стали в массовом порядке появляться фильмы об азербайджанцах и таджиках-супергероях. При этом фильмы мощно пичкают саундтреками с популярными азербайджанскими хитами. Получается? То-то и оно.

И тут как бабахнуло!

«Черный цезарь», «Черная клеопатра», «Черная мамочка, белая мамочка», «Сутенер»…

В большинстве своем фильмы были об антигероях. Насильники, бандиты, сутенеры, наркоторговцы. И все они боролись с властью.

Другая значимая картина жанра — «Суперфлай». Тоже Гордона Паркса, но уже младшего. История наркодилера, который решил завязать с преступностью, но напоследок провернуть последнее крупное дельце, вышла в 1972.

Деньги на производство дали семья богатых дантистов и Гордон Паркс старший. Он и настоял на том, чтобы режиссером стал его сын.

Стилистически фильм верен жанру. Показанный Гарлем мрачен, угрюм, его наполняют сплошь наркодилеры, гангстеры и злобные копы. Классный герой, следящий за модой, гармонично вписывался в суматошный мир. Костюмер Нэйт Адамс, сделавший всю одежду для фильма, вскоре открыл свой магазин по пошиву похожих шмоток и сколотил себе приличное состояние, а его бутик работает и процветает поныне.

При бюджете в 300 000 долларов, картина умудрилась заработать в прокате в 10 раз больше, обскакав по сборам «Шафта», на которого так равнялись создатели.

Через год Рон О’Нил снял сиквел «Суперфлай T.N.T.», который не снискал у публики успеха. А в начале 90-х продюсер франшизы Сиг Шор сделал третью и последнюю часть под названием «Возвращение Суперфлая», с левыми людьми в главных ролях. Совсем недавно вышел ремейк и… он кому-то нужен? Не, ну правда, мне интересно, кто-то его просил?

Своим фильмом Паркс просто хотел развлечь черного зрителя, показывая ему то, что увидеть в реальности он не смог бы. Это и погубило жанр.

Пороки юности

Блэксплотейшн смешивал в разных пропорциях одно и то же: деньги, наркоту, подворотни, кучу телочек у главного героя, коррупцию и нелепые наряды героев.

Фильмы впервые показали одержимость рабочего класса стилем. Зрители лучше всего запоминали одежду сутенеров и торгашей. Герои наряжались словно павлины. В итоге зрители переняли стиль и даже на премьеру так ходили — в больших шляпах с перьями, в шубах и с накидками. То, что не было особо стереотипным, позже таковым и стало.

До 1972 была агрессия, потом она перетекла в понты. Жилетки и куртки заменили шляпы и золотые цепи. Все хотели быть похожими на героев с экрана и породили много клише и штампов о черных. А то, что резко выделяло жанр, то и набило оскомину несколькими годами позже.

Но на первых порах проблему пафоса решали здоровой самоиронией. Так, стенд-ап комик Руди Рей Мур снялся в фильме «Долемайт». Именно он внес в кино одним из первых нелепые драки, которые позже перенял Джеки Чан, да еще и был праотцом рэпа.

Вообще, история у фильма веселая, я на ней подробнее остановлюсь. Мур в 50-е переехал в Калифорнию, записал там несколько синглов, но популярности не заработал. Чтобы не помереть с голоду, Мур устроился в магазин музыкальных пластинок. К нему постоянно заваливался алкаш и требовал денег. Руди — щедрая душа и никогда ему не отказывал, лишь просил рассказывать скабрезные тосты о неком городском герое Долемайте.

Муру так понравились эти тосты, что он стал рассказывать их со сцены, пытаясь выделиться на фоне прочих стендаперов. Это помогло. Комик прославился, его синглы обрели популярность, а шоу собирали полные залы. Но Руди и этого было мало. Он решил идти в кино.

Блэксплотейшн как раз набрал обороты, так что выбирать стиль долго не пришлось. Руди вложил всё, что у него было: 100 000 долларов и завязку сюжета. Сценарии мужик писать не умел, так что обратился к своему другу Джерри Джонсу. Спустя два дня скрипт уже был готов — его и отдали режиссеру Д`Арвилю Мартину. Который до этого режиссером и не был.

Фильм снимали, не отходя далеко от дома Мура. С одного дубля — на пленку денег особо не было. Без профессиональных актеров — все вокруг были сплошь знакомые. Без толковой операторской работы — в отражениях окон можно было разглядеть чуть ли не всю съемочную группу, а микрофон маячил перед камерой половину хронометража.

Такой вот вышел фильм. А еще у него был сиквел — «Человек-торнадо», чей постер меня покорил.

Кризис среднего возраста и неопределенность

Далее блэксплотейшн стали смешивать с другими направлениями. Например, с фильмами про боевые искусства. Так появился «Джонс — Черный пояс» — пересказ на новый лад «Кулака ярости» с Брюсом Ли, где японскую школу бусидо заменили на мафию и драгдилеров.

Это динамичный боевик с абсурдными прыжками, отрицающими законы физики, нелепыми стойками и странными локациями для боя — чего только стоил поединок в мыльной пене.

А как вам смесь блэксплотейшна и ужасов? Так на свет родился «Блакула». Ужастик из него конечно так себе — ни моря крови, ни гнетущей атмосферы, ни обнаженки. Зато все играют плохо, ходят в пафосных костюмах и участвуют в бессмысленных музыкальных сценах.

Комбинировали жанр и с вестерном в «Боссе ниггер». В главной роли снялся бывший игрок в американский футбол Фред Уильямсон, он же был продюсером и сценаристом. У нас фильм получил популярность после того, как Илья Мэддисон упомянул его в одном из своих роликов. Так что не удивляйтесь 8.2 баллам на КиноПоиске — это больше результат форса, чем реальных заслуг.

Появилось направление жанра, в котором главный герой — женщина. И мстит она в основном всяким торговцам наркоты, от которой помирает близкий ей человек.

Благодаря этой ветке жанра, а в частности, фильмам «Крепкий кофеек» и «Фокси Браун», настоящей легендой стала Пэм Гриер. Скорее всего вы ее видели в «Джеки Браун» Квентина Тарантино. Как понимаете, в фильме она там оказалась не случайно. Персонажи Гриер были словно супергероинями. Ее образ — девчонка на грани, способная надрать зад. В этих фильмах она делала мужскую работу. Она привнесла феминизм и независимость в кино.

Но вот случился конец 70-х и блэксплотейшн стал загибаться. К 1976-77 выходящие релизы резко сократились. То, что выходило, было ширпотребом — вспомнить, например, «Черного самурая». В 1978 вышел всего один фильм жанра. В 1979 — еще один.

Он и поставил точку.

«Крестный отец диско» — дебютный фильм Кита Дэвида, звезды «Нечто», «Взвода» и… пятого сезона «Сообщества». В фильме он, впрочем, играет и близко не главную роль. Во главе балагана — наш знакомый Руди Рэй Мур.

Картина получила смешанные отзывы — критики приняли ее хорошо, но вот зрители преимущественно плевались. Но и те, и другие одинаково сильно хвалили саундтрек. И я присоединяюсь к этим похвалам — саунд настолько годный, что я его относительно часто переслушиваю.

И на этом всё. Но не совсем.

Смерть в пучинах самоиронии

В последующие десятилетия жанр возвращался к нам в виде безобидных оммажей («Последний дракон», «Я достану тебя, ублюдок») и вполне себе жирных таких пародий («Пути Тэнг», «Тайный брат», «Воины правосудия»).

Среди всей этой россыпи отмечу два наиболее достойных фильма.

«Горячий город» выпустили в 1996 — и это «Неудержимые» своего времени. Фред Уильямсон собрал под одним крылом всех звезд тех времен: Пэм Гриер, Рона О`Нила, Джима Брауна и себя любимого.

Никто не верил, что у Фреда получится, но он наскреб 4 миллиона долларов бюджета: первую половину заработал на фестивале, а вторую — достал в банке.

Фильм приняли хорошо, актеров заметили. Пэм Гриер даже попала в «Джеки Браун».А вот по сборам сложилось грустно — даже в ноль не вышли.

Вторая история с более счастливым финалом — в 2009 вышла пародия на весь жанр. «Черный динамит» — это идеальная входная точка для всех интересующихся. Да и вообще, это просто смешная комедия. Фильм не окупился, но приобрел культовый статус, получил свой мультсериал на Adult Swim, а в следующем году выйдет его сиквел.

Сейчас какой-то нездоровый интерес к паразитированию на жанре проявляет Sony Pictures. В этом году они выпустили «Гордую Мэри» — черную версию «Атомной блондинки» на минималках и «Суперфлай» — ремейк того самого фильма. Плюс, поговаривают, ремейк «Долемайта» не за горами. Фильмы у них пока получаются в высшей степени блеклые, так что особых надежд не возлагайте.

Ну а что в итоге? Блэксплотейшн прожил насыщенные пять лет жизни, после чего пропал с радаров. Но след в кинематографе остался. С «черных фильмов» начинали Ларри Коэн и Джек Хилл — они известны любителям фильмов Б-класса. Жанром вдохновились Квентин Тарантино, Спайк Ли и Джон Синглтон. На творчество Тупака повлияли фанк-саундтреки. Отголоски жанра мы сейчас видим в «Черной пантере»и «Люке Кейдже».

И конечно же, без блэксплотейшна мы бы не получили лучший фильм ужасов всех времен — «Лепрекон 5: Сосед».

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Фломастер
Главный герой, Свит Свитбек, на протяжении всего фильма убегает от копов после убийства одного из них.
Ответить
Развернуть ветку
MAyDay8

Sweet story bro!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Чёрствый

YOU PICKED WRONG HOUSE FOOL

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Пуговкин

Когда я слышу "человек-торнадо", мне мерещится красный плащ, жёлтые слепы и крайне нелепая (но чертовски эффективная) манера уклонения от выстрелов. Извините.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Богатырёв
Человек-торнадо», чей постер меня покорил.

Он мне напомнил один трэш

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Родимов
Автор

Это "Черный Динамит" тот самый и есть)
Он в первую очередь Долемайт и его сиквел пародировал, это заметно даже по титульным мелодиям

Ответить
Развернуть ветку
Александр Золотарев

Немного гени(т)альности из "Чёрного Динамита" (немножко NSFW):

Ответить
Развернуть ветку
Queena Of-Hearts

Жду " фильмы об азербайджанцах и таджиках-супергероях"

Ответить
Развернуть ветку
Кани Лэнг
Ответить
Развернуть ветку
Григорий Игнатенко

Пэм Гриер была конечно горяча в молодости. Первый раз помню в "Марс атакует" ее увидел.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Игнатенко

А как же "Не грози Южному централу, попивая сок у себя в квартале" этож классика.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Кубанеишвили

Это пародия не на блэксплотэйшен, а на социальные и криминальные драмы о жизни в гетто. Там, кажется, есть прямые отсылки на работы Спайка Ли.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Родимов
Автор

Мне кажется, это просто пародия на фильмы про черных в целом, но не на конкретный жанр

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Игнатенко

Ну впринципе да, но в большей степени наверно как и выше описанно на криминальные драмы про черных и гетто.

Ответить
Развернуть ветку
Menza

Valentine?

Ответить
Развернуть ветку
Артур

"фильмы у Слни получаются БЛЕКлые"))

Ответить
Развернуть ветку
HUMVEE

Human tornado did...

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 17 комментариев
null