Морфий: превозмогание, безысходность и Балабанов

Морфий: превозмогание, безысходность и Балабанов

Ввиду заметного успеха статьи об "Отеле" Стругацких, я решил продолжить серию обзоров на избранные (т.е. мимолётно заимствованные для ознакомления) произведения, которые официально считаются классикой русской и мировой литературы. В этот раз вашему вниманию предлагаются подробный разбор полуавтобиографического сборника "Морфий" авторства Михаила Булгакова и мнение о весьма специфичной экранизации от ныне культового режиссёра Алексея Балабанова.

Записки юного врача

Несколько хронологически связанных очерков, центральной фигурой в которых выступает только что окончивший университет неопытный студент (в коем узнаётся сам автор), для оттачивания своих талантов вынужденный переселиться в глухую дикую провинцию начала 1920- х годов. Откровенно убогое существование местных жителей и неуютно детализированные описания хирургических вмешательств идеально передают атмосферу суровой русской тоски, где крупицы здравомыслия каждодневно противопоставляются обывательскому безумию и малодушию.

Морфий: превозмогание, безысходность и Балабанов
Морфий: превозмогание, безысходность и Балабанов

Записки на манжетах

На мой взгляд, не самая интересная часть сборника из-за чуть более разрозненного повествования и тематики послереволюционного Кавказа с противостоянием писателей и власти, однако значительно более лёгкая по тональности. Неизменно меткий авторский юмор, где даже первый неудачный литературный опыт описан с изрядной долей иронии, а едкая критика неповоротливой бюрократической машины актуальна и по сей день.

Морфий: превозмогание, безысходность и Балабанов
Морфий: превозмогание, безысходность и Балабанов

Морфий

Душераздирающая и откровенно депрессивная дневниковая исповедь врача - наркомана, который безуспешно пытается побороть своё пагубное влечение, в конечном итоге решаясь на радикальный шаг. По сути, Булгаков идеально описывает механизм постепенно нарастающей зависимости с неизбежной потерей самого себя, когда навязчивое желание получить очередную заветную дозу перевешивает остатки человеческого.

Морфий: превозмогание, безысходность и Балабанов
Морфий: превозмогание, безысходность и Балабанов

Морфий (2008)

В некотором смысле квинтэссенция балабановщины, вышедшая спустя год после скандального "Груза 200", и снятая режиссёром как дань уважения по сценарию трагически погибшего Сергея Бодрова.

Изначально любопытный подход к повествованию с дроблением на несколько новелл, где прослеживается попытка аккуратного "сшивания" сюжетов "Записок" и "Морфия", тем самым предоставляя своего рода расширение дневниковых записей, и слияние безымянного рассказчика первой части с трагической фигурой Михаила Полякова. Таким образом вышел весьма странный микс, где попытка передать тоскливо - превозмогающий дух оригинальных рассказов пересекается с откровенно странными добавлениями и типичной фишкой режиссёра в виде утрирования происходящего и навязчивой демонстрации деталей физиологии наравне с резкой наготой. При этом концовка вполне органирует с первоисточником, тем самым окончательно закрепляя статус фильма как в значительно части произведения по мотивам, но с некоторым уровнем уважения к исходнику.

Визуальная часть будто бы вышла прямиком из вышеупомянутого "Груза 200", аналогично унылые серые фильтры, которые подчёркивают депрессивный тон происходящего и неплохая работа с локациями Углича и Калязина, в результате чего изображённая глушь выглядит весьма убедительно. Монтажные переходы между новеллами при этом очень рваные и оставляют ощущение небрежности из - за использования тёмного экрана.

Морфий: превозмогание, безысходность и Балабанов
Морфий: превозмогание, безысходность и Балабанов
Морфий: превозмогание, безысходность и Балабанов
Морфий: превозмогание, безысходность и Балабанов

По итогу мне сложно в равной степени рекомендовать и первоисточник, и экранизацию. Булгаков определённо был более искусен в умении передать всю тяжесть человеческой судьбы в умеренно сатирической манере, в то время как Балабанов предпочёл более прямолинейный, даже вульгарный подход без особых изысков. Выбор остаётся лишь за читателем и зрителем.

1010
3 комментария

При прочтении Записок я конкретно смеялся. Нужно добраться и до Морфия

Ответить

Недавно посмотрел сериал Записки юного врача с Редклифом, не знаю как далеко от оригинала, не читал, но в целом забавный сериал, с комичными ситуациями

Ответить

В этом добрался до «Записак» и «Морфия». История юного врача стали спасением после ужасного текста «МиМ». Живой слог, натуралистическая картинка. Ощущаешь всю это медецинскую жуть. «Морфий» в целом то же самое, и отличный финал истории врача в провинции. Но приём «это произошло не со мной» раздражал.

Ответить