Чем четвертый сезон «Фарго» отличается от предыдущих

В чем он поменялся, а в чем остался верным антологии

FX
FX

Ноа Хоули - крайне примечательный шоураннер. Он известен как создатель «Необычных» и «Легиона», но в первую очередь его знают благодаря вольной интерпретации фильма братьев Коэн «Фарго». Хоули удалось скрестить идеи оригинальной картины 1996 года с собственными наработками и получить криминальный сериал-антологию о Среднем Западе, который завоевал множество наград и получил признание зрителей.

Премьера четвертого сезона «Фарго» состоялась 27 сентября - спустя три года после выхода предыдущего сезона. Это был довольно большой перерыв, и после него сериал вернулся, очень сильно изменившись.

Столпотворение

Четвертый сезон, как и все предыдущие, был под большим вопросом - но каждый раз, решаясь создать новую историю в мире «Фарго», Хоули исходил из одного принципа:

Я не хочу браться за что-то, пока не буду уверен, что смогу превзойти себя. Я не стал бы заниматься [четвертым сезоном], если бы не был уверен, что это будет лучший сезон «Фарго» из всех.

Ноа Хоули, Шоураннер «Фарго»

Еще до того, как Хоули приступил к написанию сценария нового сезона криминальной антологии, он знал, кого хотел бы видеть в роли главного героя.

Крис Рок, хоть и успел попробовать себя перед камерами, например, в «Нью-Джек-Сити», не был актером. Тем не менее, он стал первым артистом, к которому Хоули решил прийти с идеей для продолжения сериала. Ноа привык полагаться на неожиданные кастинговые решения, поэтому он предложил ведущую роль известному стендап-комику. В нем шоураннер увидел человека, создавшего самого себя с нуля, а потому предложил поучаствовать в проекте даже несмотря на то, что четвертый сезон на тот момент не имел ни одной написанной сценарной строки. Персонаж Лой Кэннон, глава черной мафии Канзас-Сити, был написан именно под Криса Рока.

Через несколько месяцев актерский состав стал пополняться. Конкурентом Лоя стал Джосто Фадда в исполнении Джейсона Шварцмана. Известный по работам в фильмах Уэса Андерсона, сериалах «Смертельно скучающий» и «Моцарт в джунглях», Шварцман еще и музыкант - например, он играл в группе Phantom Planet и является соавтором их хита California.

С кастингом Джейсона связана забавная история. Он проходил собеседование с Ноа в итальянском ресторане:

Постоянно упоминалось все итальянское - итальянские персонажи и даже диалоги. Позже к нам подошел официант, чтобы взять наш заказ, и я очень разнервничался из-за произношения названий блюд. Я подумал, может это какая-то проверка, смогу ли я произнести правильно название этой пасты? [Ноа] проверял мою аутентичность? В итоге я заказал чечевичный суп.

Джейсон Шварцман, Актер

Со временем число героев значительно выросло и в итоге составило семнадцать персонажей только первого плана - сравните это, например, с третьим сезоном, где в основном составе было всего шесть героев.

Ноа Хоули называет новый сезон самым масштабным из всех вполне заслуженно - из-за желания уследить за всеми персонажами сериал перестает быть одной лаконичной историей про человека, пару или семью.

Среди действующих лиц, помимо упомянутых выше, есть, например, огромный брат Джосто по имени Гаэтано (Сальваторе Эспозито) с выпученными глазами и танцами после шумных и угрожающих выходок, и Доктор Сенатор (Глинн Тёрмен), советник Лоя, который рассказывает один из самых запоминающихся монологов нового сезона про свое участие в Нюрнбергском процессе. Есть аутсайдеры - колоритные беглянки Суонни (Келси Эсбиль) и Зельмар (Карен Элдридж) и дуэт Раввина и Сэтчела (Родни Л. Джонс III). Последним даже уделена отдельная трогательная черно-белая серия, которую можно смотреть в отрыве от всего шоу.

Вы наверняка запутались в именах и описаниях. Так одна из основных фишек шоу сыграла против него самого.

Наличие такого большого числа героев в истории не дает сфокусироваться на ком-то одном - это отличает четвертую часть антологии от других сильнее всего. На смену компактным камерным историям пришла глобальная битва одних против других, местами настолько обезличенных, что имена павших не всегда удается даже запомнить. Обилие колоритных героев ситуацию усугубляет, превращая враждующие лагеря по большей части в абстрактное варево.

FX
FX

Быть американцем

Одно из самых важных изменений нового сезона - это гораздо более остросоциальные темы. Теперь «Фарго» превратился в притчу, в которой Хоули рассуждает о том, как иммигранту стать американцем, если Америка - страна иммигрантов.

Организованная преступность довольно часто делится по национальному, этническому признаку - В Соединенных Штатах середины двадцатого века существовала и итальянская мафия, и ирландские шайки, и афроамериканские организации. Зачастую честный заработок для не белых американцев был исключен из-за предрассудков и так называемых «законов Джима Кроу», которые во многих штатах узаконивали сегрегацию.

И одним из способов выжить в этом суровом мире стала организованная преступность, которая могла обеспечивать ее членов деньгами за счет рэкета, контрабанды, продажи наркотиков и проституции.

За первые десять минут первой серии нового сезона «Фарго” демонстрируется краткая история организованной преступности в Канзас-Сити, задающая темп повествования.

«Фарго» теперь - история про мир крепко держащихся за свою культуру группировок, про войну преступников-андердогов с преступниками-андердогами за успех и признание в Америке. Ни у еврейского синдиката, ни у ирландского концерна это не вышло. Теперь интрига в том, у кого выйдет в этот раз - семьи Фадда или Кэннон Лимитед.

FX

Каждая банда крепко держится за свои корни вопреки общей американской идее «великого плавильного котла», смешения всех культур в единую новую культуру со смертью старых. При этом каждый из «цветных» членов преступных группировок страдает от несправедливого общества, где ни итальянец, ни чернокожий не могут честным путем добиться успеха. Из-за сегрегации устоявшаяся американская культура не желала принимать новых людей, иммигрантов - и это при том, что данная культура сама была создана людьми, прибывшими в Новый Свет с разных концов планеты.

Создается парадокс - возможность интеграции в американское общество нужно заслужить, а как, если ты можешь выжить лишь благодаря своим же - не ясно. Хоули такие парадоксы очень любит - сама эта ситуация напоминает перефразированную “дилемму крокодила”, в честь которой названа дебютная серия первого сезона.

Попытка рассмотреть такое глобальное явление - большой и неожиданный шаг для сериала. Отойдя от компактных личных историй о соперничестве за марку или о попытке избежать наказания за убийство, четвертый сезон пытается нащупать сущность американской мечты, американской души, сделав главными героями не личности, а тенденции.

FX
FX

Добро и зло

Билли Боб Торнтон выиграл «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в мини-сериале. Достался он ему за Лорна Малво из первого сезона «Фарго» - ему здорово удалось воплотить в своем персонаже первобытный ужас, жуткий профессионализм и таинственную хаотичность. Во втором сезоне его заменил отрешенный ветеран Ханзи, а в третьем - одержимый российскими правителями корпорат-капиталист М. В. Варга. “Энигмой” этого сезона стала треморная Оретта Мэйфлауэр.

Роль рыжей хаоситки сыграла Джесси Бакли, звезда «Чернобыля» и «Войны и Мира». В образе Оретты чувствуется сильное влияние Джейн Топпан - дерзкой серийной убийцы второй половины девятнадцатого века, которая в платье медсестры убивала пациентов целыми семьями.

Еще более жутко становится от осознания того, что в телешоу эта необузданная жажда зла заключена в миловидной рыжей женщине со смешной походкой, которая на первой взгляд кажется типичной душкой из Миннесоты. Сама Джесси описывает свою героиню, как “Мрачного Жнеца в форме сладкого пирожка”.

FX
FX

Антологии удается с юмором и легкостью показывать извращения таких маньяков, как Малво, Варга или Мэйфлауэр. Они - испытанное годами зло, не знающее компромиссов - получают удовольствие от своего мерзкого ремесла, и каждый раз сериалу удается взглянуть на их жуткие угрозы с неожиданно комичной стороны. То, как эти маньяки доминируют над своими жертвами с улыбкой на лице, подбивает и зрителей растерянно улыбаться. Так создателям сериала удается заставить аудиторию пойти на компромисс со своей совестью.

Что еще было характерно для «Фарго» - раньше таким злодеям противостояли полицейские. В предыдущих сезонах офицеры на службе были образцами морали, которые непременно указывали на свет во тьме Среднего Запада. Это были неостановимые оптимисты, всеми силами жаждавшие докопаться до правды и остановить зло (что примечательно, сериал часто отводил эту роль женщинам), которым помогали либо комичные недотепы, либо поддерживающие напарники.

Но в четвертом сезоне изменилось и это. Теперь полицейские - больше не “хорошие парни”. В новом сезоне представлено два персонажа-законника - это набожный маршал-мормон по кличке Глухарь в исполнении Тимоти Олифанта, к которому, кажется, ковбойская шляпа и жетон приклеились намертво, и его невольный союзник - утомляюще-невротичный Одис Уэфф (Джек Хьюстон). Но их нельзя назвать моральным компасом сериала.

FX
FX

Таким образом Ноа Хоули хотел добавить истории больше оттенков и показать, что не со всеми членами американского общества середины двадцатого века полиция обращалась хорошо:

Мы не первыми рассказываем историю времен законов Джима Кроу, в которой фигурируют расизм и ксенофобия, не так ли?

Ноа Хоули, Шоураннер «Фарго»

Впрочем, роль несгибаемой добродетели в этом сезоне не совсем пропала. Теперь хаосу, который в буквальном смысле живет напротив нее, противостоит стойкая, честная и принципиальная 16-летняя Этельреда в исполнении Эмири Крачфилд.

Она выступает рассказчицей на протяжении всего сезона, повествуя об “истории Америки” на примере войны мафий в Канзас-Сити. Этельреда также принимает большое участие в общей истории - и благодаря своей находчивости и уму не только спасает свою семью, но и помогает преступникам сделать финальный ход в войне с их конкурентами.

Смутни воспитана в материнской суровости и сегрегационном презрении, но такие трудности сделали ее только сильнее и находчивее. Она несломима и неотступна; ее желание совершать правильные поступки и, увидев зло, не закрыть глаза, а предпринять против него действие, делает из нее волевого и благочестивого персонажа, без которого сложно представить все шоу.

Ноа Хоули очень трепетно относится к оригинальному фильму Коэнов. В четырех сезонах шоу ему удалось сохранить фирменный стиль оригинала, добавив туда и свои собственные элементы. Черный юмор, не всегда адекватная реальность при всей приземленности истории, и что-то, что обязательно идет не по сценарию - всё это уже 6 лет обеспечивает Фарго признание как критиков, так и зрителей.

И хотя последний сезон вышел самым спорным из всех, ведь фанаты вселенной могут быть разочарованы возросшим масштабом, а хейтеры пройдут мимо, потому что почерк проекта остался почти неизмененным - это все еще несколько часов первоклассного американского телевидения, которому куда важнее сама дорога, чем ее исход.

[С четвертым сезоном] у нас будет 40 часов «Фарго». Это на 38 больше, чем у братьев Коэнов.

Ноа Хоули, Шоураннер «Фарго»

Материал подготовлен при поддержке A Special Presentation, редактор Владимир Любченко.

3737
27 комментариев

Чем четвертый сезон «Фарго» отличается от предыдущихНегры... Они теперь повсюду. 

19
Ответить

Спасибо, что дал повод)

7
Ответить

тем что он хуевый )

16
Ответить

Второй видимо так и останется непревзойдённым.Гениальный просто. Открытка любителям «первый сезон лутшиый»

9
Ответить

Пора научиться иметь собственное мнение основанное на личном опыте, а не указывать на ошибочность чужого субъективного восприятия, аргументируя оценками в интернетах😉

21
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

мне лично второй тоже очень нравится , охуеный он

2
Ответить