Сломанная жизнь ребенка как результат ранней сексуализации. Психологический разбор фильма "Моя маленькая принцесса"

11-летнюю Виолетту не спутать со сверстницами – не только потому, что пышные золотые волосы девочки видны за версту. Виолетта – ребёнок-звезда, героиня эстетских фотографий, сделанных блудной богемной мамой, превратившей свою дочь в объект вожделения
11-летнюю Виолетту не спутать со сверстницами – не только потому, что пышные золотые волосы девочки видны за версту. Виолетта – ребёнок-звезда, героиня эстетских фотографий, сделанных блудной богемной мамой, превратившей свою дочь в объект вожделения

Автобиографический фильм французского кинорежиссера Евы Ионеско можно назвать не только эмоционально тяжелым для просмотра, но и скандальным. Принято считать, что сексуальный абьюз - это любые сексуальные действия (заигрывание, показ непристойностей, действия и т.д.) с использованием принуждения. Но может ли родная мать применять сексуальный абьюз по отношению к дочери? Ева Ионеско раскрывает нам тему сексуализации детского образа и эксплуатации ребенка, причем делает это мастерски, но в тоже время без слишком шокирующих откровенных сцен. Следует отметить, что данный фильм снят на реальных событиях, которые происходили с Евой Ионеску в детстве. Её мать Ирина Ионеску делала фотографии откровенного характера своей маленькой дочери, но только в фильме девочке 11 лет, а в реальности мадам Ионеску начала снимать её с 6 летнего возраста, приобщая ребенка к порнографическому контенту. Режиссер показывает нам не все подробности, об этом она сама несколько раз говорила на интервью, лишь малую часть того ужаса, что творила с ней мать. Хотя даже эта малая часть, что продемонстрирована в фильме, вызывает потрясение. Спустя столько лет Ева Ионеску до сих пор не может простить родную мать, настолько сильную травму она ей нанесла. "Моя маленькая принцесса" может и не гениальный фильм, но точно достойный внимания, ведь поднятая тема сексуального абьюза и ранней сексуализации ребенка очень актуальна.

Сломанная жизнь ребенка как результат ранней сексуализации. Психологический разбор фильма "Моя маленькая принцесса"

Ева и Ирина Ионеску в реальной жизни. Ирина умерла в 2022 году в возрасте 91 года.

Когда мать истероид...

Изабель Юппер прекрасно сыграла роль Ханны, богемной персоны, у которой есть маленькая дочь Виолетта. Ханна редко появляется в жизни девочки, изредко забегая занести деньги бабушке, которая её и воспитывает. Жизнь женщины наполнена яркими красками и творческими личностями, она отчаянно старается быть такой же как и они. Называя себя художником и одеваясь в яркие вычурные наряды, она надеется, что все вокруг признают в ней творческую личность.

Сломанная жизнь ребенка как результат ранней сексуализации. Психологический разбор фильма "Моя маленькая принцесса"

По первым же сценам становится ясно, что за всей этой показной чувствительностью и богемностью скрывается эгоистичное, жаждущее славы и признания пустое место. Дело в том, что такая эпатажность, демонстративность, жажда внимания и яркость - есть ничто иное как проявление истерического (гистрионического) расстройства личности (ГРЛ). ГРЛ характеризуется ярким и эксцентричным поведением, нестабильной личностной организацией и диффузностью в идентичности. Театральность, яркость и экстравертированность поведения нарушают процесс поддержания глубокой эмоциональной связи с другими людьми, в особенности с семьей и романтическими партнерами. Истероиды не способны на истинные чувства, они поверхностны и демонстративны, могут показывать эмоции, но на самом деле ничего подобного не испытывают, а лишь тем самым привлекают внимание к собственной персоне. Они постоянно ищут одобрения и похвалы, уверены в своей уникальности, талантливости, любят демонстрировать и подчеркивать свою сексуальность, преувеличивают эмоции, в их переживаниях нет глубины, потому что все их проявления поверхностны. Ханна прекрасный пример истерического (гистрионического) расстройства личности. В каждой сцене у нее разные наряды, причем один вычурнее другого, то вызывающие цвета, то стразы и перья, а жилище вообще с готический акцентом и творческим беспорядком.

Внутреннее содержание личности у Ханны практически отсутствует. Внешне она выглядят как конфетка, где за оберткой абсолютно ничего нет. Ханна кичится своей артистической натурой, знакомствами, хвастается обрывками знаний из области искусства, но в её суждениях нет глубины. Особенно показательны сцены, когда бабушка пытается её объяснить пагубность такой жизни, та сразу же демонстративно ложится на кровать, закидывает руку на лоб и кричит, что умирает. Воспринимать критику истероиды не могут, они начинают имитировать припадки, прибегать к манипуляциям, плачу и театральности. Жить в «центре внимания» - вот их основная задача. Они готовы практически на все, чтобы достичь данной цели, даже если она социально неприемлема. Ханна эксплуатирует свою дочь, в начале она делает фотографии девочки в ярких платьях на готическую тематику, а затем постепенно переходит к откровенному контенту, вплоть до извращенных фотосъемок с мужчинами на заказ.

Сломанное детство или как сексуализации разрушает душу ребенка

Сломанная жизнь ребенка как результат ранней сексуализации. Психологический разбор фильма "Моя маленькая принцесса"

Образ девочки в начале фильма, детская невинность и простота.

Для юной актрисы Анамарии Вартоломей роль Виолетты была первой в карьере. Удивительно как она смогла так быстро вжиться в образ, её игра потрясает. Героиня Анамарии (Виолетта) живет с бабушкой, она послушная, тихая девочка, которая очень любит бабушку и вместе с ней по воскресеньям посещает церковь. В школе у девочки есть подруга, мама которой сопереживает маленькой Виолетте и часто тепло обнимает. Родная мать редкое явление в жизни дочери, но каждый её визит настоящее событие для девочки. Первая сцена появления блудной матери вызывает дикий интерес у ребенка, Виолетта смотрит на нее как на божество, ведь в тот момент она для нее некто особенный, идеальный, любимый. Внезапно мать осознает, что её дочь очень даже красива, длинные светлые волосы, голубые глаза, правильные черты лица, так почему же на этом не заработать. Ханна решает участвовать в жизни Виолетты, но только в своих интересах, на школьные собрания она не ходит, в воспитании не участвует, а только эксплуатирует. Девочка нужна ей для творческой реализации, ведь она уже много лет пытается доказать свою ценность в мире искусства, и у нее получается, однако лишь тогда, когда женщина демонстрирует откровенные фото маленького ребенка.

В начале девочка рада вниманию матери, ведь так она чувствует свою близость с ней, впоследствии Виолетта активно имитирует поведение матери, становясь такой же демонстративной и эпатажной. Мать начинает делать из своей дочери маленькую женщину, красит ей губы, покупает взрослые откровенные наряды, дарит девочке туфли на каблуках. Прежний образ послушного ребенка уничтожается, вместо этого появляется новая Виолетта, копия истероидной матери. Девочка перестает стесняться своего тела, ходит в школу в коротких юбках и шортах, меняет привычную обувь на каблуки, наносит макияж. В таком образе она уже не походит на 11-летнего ребенка, это маленькая женщина. Ситуация обостряется, когда Ханна заставляет дочь обнажаться на фото, а затем увозит в Англию на частную фотосъемку с английским лордом. Там она впервые попробует алкоголь и даже запрещенные вещества, а еще становится жертвой домогательств со стороны взрослого мужчины.

Сломанная жизнь ребенка как результат ранней сексуализации. Психологический разбор фильма "Моя маленькая принцесса"

После той фотосессии девочка уходит в протест, она не желает оголяться для фото со взрослым мужчиной. Мать не может успокоить дочь, та наотрез отказывается. Следует отметить, что Виолетта, начиная затею с фотосессиями лишь хотела получить материнского тепла и внимания, которое было у её сверстниц, но то, бесплатно для других детей, девочке приходится «отрабатывать», позируя перед камерой. Это вызывает протест, она больше не хочет, чтобы мать продавала её. Тем более, что всё это дополняется школьной травлей, ведь откровенные фотографии попадают в журналы, где их видят все.
Поведение Виолетты капитально меняется, она ведет себя также демонстративно, театрально и надменно, но самое шокирующее то, что девочка активно выставляет свою сексуальность напоказ. Особенно показательна сцена, где она в ответ на упреки матери демонстративно падает на кровать, забрасывает руку на лоб и твердит, что умирает, точно также как делала Ханна. Виолетта в самом начале отношений с матерью была как младенец, что тянется к матери, она впитывала её образ, надеясь так стать с ней ближе и получить любовь, но потом осознала, что её используют, никакая это не любовь. Девочка в таком раннем возрасте приобретает пагубные привычки: курит, вступает в интимные отношения, принимает алкоголь, пробует запрещенные вещества. Её поведение и внешний вид не соответствуют возрасту, но она уже этого не понимает, словно назад дороги нет. Желание общаться с матерью пропадает, ей противна эта эксплуатация, но её больше противна сама Ханна за то, что сломала детство.

Сломанная жизнь ребенка как результат ранней сексуализации. Психологический разбор фильма "Моя маленькая принцесса"

Преждевременная сексуализация нанесла огромный урон психике Виолетты, после лишения родительских прав, девочка попадает в приют, она уже не выглядит как ребенок, ангельская внешность и детская невинность потерянны. Когда Ханна приходит проведать дочь в приют, та сбегает, у неё нет желания ни видеть, ни слышать мать, потому что все метаморфозы во внешности и личности произошли именно по её вине, а вместо обычных детских радостей, девочка вынуждена разгребать ворох психологических проблем. Виолетта подверглась сексуальному абьюзу со стороны матери, став жертвой своего рода педофилии со стороны тех, кто оценивал и покупал эти фотографии. В реальности Ева Ионеску смогла восстановиться, став успешной и известной актрисой и режиссером, однако простить обиды матери так и не получилось, а следовательно травма, которую она ей нанесла, так и не зажила до конца.

“Шрамы от психологической жестокости могут быть такими же глубокими и затяжными, как раны от ударов или пощечин, но часто они не так очевидны."

Сломанная жизнь ребенка как результат ранней сексуализации. Психологический разбор фильма "Моя маленькая принцесса"
1414
11
19 комментариев

Не часто увидишь подобные картины, на самом деле очень не хватает фильмов поднимающих подобного рода остросоциальных тем относительно абьюза со стороны родителей.

3
Ответить

Учитывая начало карьеры Юппер в "Вальсирующие" с Депардье это и есть сломанная жизнь ранней сексуализации.

1
Ответить

По сути из этого образа она так и не вышла по сей день. Пианистка Ханеке и Она Верховена, всё про то же

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

краткость сестра таланта, но в случае психологических обзоров, увы, короче не получается

1
Ответить

Педофилия какая то

1
Ответить

Да, но нет

1
Ответить