Убийственный союз страсти и похоти: психологический разбор фильма "Горькая луна"

Плоть обольщает, страсть убивает
Плоть обольщает, страсть убивает

Недавно решила пересмотреть старую классику Романа Полански "Горькая луна" 1992 года. На удивление, данная кинокартина не потеряла своей актуальности, она всё также привлекает внимание зрителей и даёт возможность поразмыслить. Сюжет фильма, если судить по описанию, тривиально прост: душещипательная история "любви и страсти" между двумя людьми. Казалось бы, что в этом интересного? Однако, стиль повествования, плавный переход от одной временной линии к другой, а также нестандартные повороты событий, не могут не привлечь внимание, особенно, если учесть, что каждый из героев имеет свои психологические особенности, обуславливающие такую страсть и ненависть.

Немного о сюжете...

Убийственный союз страсти и похоти: психологический разбор фильма "Горькая луна"

Немолодой писатель Оскар встречает юную девушку в автобусе, он отдает ей свой билет, а сам выходит вместе с контроллерами за неуплату проезда, тем самым спасая её. Он не может забыть юную красотку, каждый день ходит на остановку и ищет в автобусе маршрута №96 свою незнакомку, доходит до того, что его уже узнают водители. Для него эта встреча была каким-то наваждением, он не мог ни есть, ни спать, всё время думал о ней, пока однажды, перестав искать, не встретил в кафе, где та работала официанткой. И тогда все чувства вновь вспыхнули в нем, его словно ударила молния, впрочем как и её. Мими юная танцовщица, работающая за гроши в кафе, ощущает те же самые чувства, что и Оскар, а доказательство тому, тот самый билет, что он отдал ей. Все эти месяцы она хранила его, ожидая вновь увидеться. Между парой сразу вспыхивает огненная страсть, не "любовь", а именно плотская страсть. Причем такой силы, что нормальному человеку и сложно представить, они днями и ночами проводят в постели, ни на секунду не отрываясь друг от друга. Они вели опасную игру, ведь за дикой страстью всегда следует и разочарование, если между вами нет настоящей эмоциональной близости.

Убийственный союз страсти и похоти: психологический разбор фильма "Горькая луна"

В чем же проблема?

Эти отношения начались с постели, но как известно, страсть она как огонь, легко воспламеняется, но быстро гаснет. Спустя месяцы пара стала заложниками собственных отношений, они молчали, потому что говорить было не о чем, смотрели телевизор, а порой Оскар полностью уходил в свою писательскую деятельность, чтобы только не смотреть на Мими. Таким образом, когда огонь плотского желания угасает, между ними начинает образовываться пропасть. Ни общих интересов, ни вкусов, ни бесед между ними нет. Вспомните, хоть один из героев рассказывал что-то о себе, о детстве, об интересах? Мы ничего не знаем о героях, лишь только то, что оба они утонули в пучине плотской страсти. Оскар намного больше рассказывает о себе незнакомцу на лайнере, чем Мими. Когда отношения начинаются так скоротечно и быстро, люди даже не успевают узнать друг друга, а ведь это необходимое условие для налаживания глубокой эмоциональной связи. Вместо того, чтобы хоть немного познакомиться с личностью партнера, Оскар и Мими выбирают взаимные упреки и молчание. Затем героя начинают бесить привычки девушки, её необразованность, капризность, а ведь ранее он словно этого не замечал. Изначально, вступая в отношения, она была такая, капризная, инфантильная, простоватая, но Оскар видел только объект вожделения: "Удивительное сочетание сексуальной зрелости и детской невинности".

Убийственный союз страсти и похоти: психологический разбор фильма "Горькая луна"

Почему Оскар выбрал эти отношения?

Убийственный союз страсти и похоти: психологический разбор фильма "Горькая луна"

У Оскара явные признаки кризиса среднего возраста. Он недоволен своей жизнью, ведь кто он без денег, которые остались в наследство, в своей жизни он ничего не заработал, не создал, не любил. Писатель, что не продал ни одной книги? Как бы не успокаивал себя герой, но внутри у него пустота, которую он периодически заполнял разгульным образом жизни и тягой ко всему гротескному, а писательство было лишь хобби. Юная и красивая Мими стала для него бальзамом, являясь доказательством его силы. Будучи мужчиной, приближающемуся к сорокалетнему рубежу, не имея семьи и детей, он стал ощущать свою неполноценность и ему хотелось подтвердить свои силы, а именно окружая себя молодыми девушками, Мими стала самой ценной наградой. Но пламя страсти погасло, а чувство неполноценности и внутренней пустоты всё сильнее давило на него.

Убийственный союз страсти и похоти: психологический разбор фильма "Горькая луна"

Оскар типичный нарцисс, быстро влюбляется, идеализирует, а затем демонизирует свою подругу, при этом ему хочется делать ей больно, он как бы упивается её страданиями, теша своё самолюбие. В своих рассказах он и сам открыто говорит: "Когда человек так сильно зависим от тебя, тогда в нас открывается садистическая сторона". В итоге герой всё больше и больше унижает Мими, но та не уходит, он её пинает, а она не уходит. Это становится игрой на выдержку и Мими её практически проходит. Однако, когда Оскар вынуждает девушку сделать аборт, то после холоднокровно избавляется, обманом посадив на самолет.

По сути, Оскар очень нуждается в принимающих отношениях, потому он и стремится к слиянию в тайной и безуспешной надежде заиметь собственное «Я» через слияние с другим, при этом одновременно у него присутствует страх того, что его «Я» при слиянии будет поглощено другим и исчезнет. И здесь возникает патологический круг, вроде бы и нужда в любви есть, но в тоже время и желание всех отвергнуть, поэтому понятия любви заменяется со страстью, которая скоротечнее и менее затратна в эмоциональном плане. Эти проявления нарциссизма мешают выстроить здоровые отношения, он способен лишь на поверхностные, мимолетные страсти, ведь так меньше риска потерять собственное "Я".

Два года без Мими герой пьет, бросает писательство, ведет разгульный образ жизни с другими женщинами, как бы убеждая себя, что всё еще молод и успешен, хотя это абсолютно не так, для него такая жизнь единственный способ заполнить внутреннюю пустоту. О чём это говорит? Еще раз подтверждает наличие кризиса среднего возраста и нарциссического эгоизма.

Почему Мими выбрала эти отношения или кто на самом деле жертва?

Убийственный союз страсти и похоти: психологический разбор фильма "Горькая луна"

Мими тоже не так проста как кажется, ей нравится быть жертвой, она созависима от Оскара, манипулирует им, также давит на чувство жалости, хоть и мастерски играет роль невинной жертвы. Мими типичный инвертированный нарцисс, она любит себя, любит свою зависимость от другого, полностью сливается с партнером, ведь именно так люди с этим видом нарциссизма чувствуют себя полноценными. Сформировавшийся под натиском инвертированного нарциссизма тревожный тип привязанности, характеризуется сильным страхом быть покинутым или отвергнутым. Он чаще связан с негативным образом себя и положительным образом других, при этом люди с этим типом нуждаются в постоянной близости с другим человеком.

Тревожный паттерн Мими требует безраздельного внимания Оскара, слияния со своей половинкой, жертвенности, страдания. Партнер тревожного человека начнет отдаляться из-за чрезмерного наседания на него и потребности в излишнем внимании. Чаще всего тревожные выбирают избегающих и холодных партнеров, в данном случае Мими выбирает роль жертвы, а избегающе-отвергающий Оскар – роль тирана. Изначально Мими влюбилась в образ некого идеального спасителя, который пожертвовал свой билет, для нее Оскар зрелый, опытный, принимающий папочка, рядом с которым можно быть инфантильной, капризной девочкой. Основная трагедия инвертированного нарцисса заключается в том, что он не может узнать и присвоить свое подлинное «Я», из-за этого ощущает пустоту и отсутствие опоры, что рождает в нарциссе неуверенность и тревогу. Она вынуждена опираться на оценки внешнего мира, и партнера в частности, поэтому Оскар был нужен Мими, чтобы получить опору для собственного "Я".

Убийственный союз страсти и похоти: психологический разбор фильма "Горькая луна"

В итоге, мы видим, что у обоих поверхностное влюбление с эгоистической целью. Оскар жаждал юную девушку, чтобы чувствовать себя молодым и успешным, но его самооценка стабильна, он ищет лишь подтверждение своей грандиозности. Мими же искала "нежного папочку" для повышения собственной самооценки, она человек без внутреннего стержня, чтобы жить ей нужно постоянное подкрепление извне. Там, где надо было уйти и положить конец мучениям, она оставалась, унижая себя, но ей это нравилось, ведь без слияния с Оскаром она никто.

Убийственный союз страсти и похоти: психологический разбор фильма "Горькая луна"

Но трагическая одна трагическая случайность меняет всё, мужское достоинство Оскара было уничтожено в один миг невинной рукой той самой, что он так жестоко когда-то выбросил из своей жизни. Теперь охотник поменялся с жертвой, очередь Мими мучить Оскара. Она остается с ним, ухаживает, кормит, моет, сопровождая это холодом и жестокостью. Она спит с другими мужчинами в его кровати, сутками оставляет одного в собственной моче, каждый раз надавливая на больное место - его беспомощность. Что это как не месть? Согласитесь, после того, как тебя так жестоко выдворили, столько раз мучили и издевались морально, зачем возвращаться? Если только ты не такой же садист как твой партнер. Вспомните фразу Оскара: "Когда человек так сильно зависим от тебя, тогда в нас открывается садистическая сторона", она одинаково подходит и ему и ей.

В итоге пара понимает, что ни с кем они жить не смогут, их зверское желание мучить друг друга для них и есть любовь, потому и принимают решение пожениться. Отношения двух нарциссов очень сложны, ужиться (если можно это так назвать) могут только вот такие сочетания как грандиозный нарцисс и инвертированный нарцисс, для которых саморазрушение в отношениях единственная причина жить вместе.

Но всё плохое и хорошее когда-нибудь заканчивается, так и в финал фильма подводит к трагичному, но вполне логичному завершению. Оскар убивает спящую Мими, а потом и себя. Эгоистично? Нет, он прекрасно понимает, что никому не сможет её отдать, да и она без него не сможет. Настолько они созависимы друг от друга, потому и убивает сначала её, а затем и себя, ставя жирую точку в своем единственном романе под названием "Горькая страсть: история Оскара и Мими".

Убийственный союз страсти и похоти: психологический разбор фильма "Горькая луна"
1313
44
11
4 комментария

Помню, в свое время мне эта бульварщина (или достоевщина, что одно и тоже) совершенно не зашла, хотя Поланского очень уважаю. Ну тут уж кому как.

1
Ответить

Там сексами будут заниматься?

Ответить

да, фильм, действительно, позиционируется как 18+

Ответить

Эмманюэльсеньевамп

Ответить