Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Мои впечатления от знакомства с тремя картинами двух бельгийских кинорежиссеров и по совместительству мужа и жены Бруно Форцани и Элен Катте, очевидно питающих безгранично большую любовь к жанру джалло.

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Родившись во Франции, в одном и том же далеком 1976 году, Элен Катте и Бруно Форцани впервые познакомились в Брюсселе в 1997 году, а затем переехали туда жить и работать.

Начав свою карьеру в кино с коротких кинозарисовок и короткометражных фильмов, основной аудиторией которых становились гости и участники небольших, локальных кинофестивалей, ребята продолжали снимать и искать свой стиль.

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Первый (и сразу очень громкий) успех к ним пришел в 2009 году, когда на экраны вышел фильм "Горечь". Лента получила несколько призов, а о наших героях заговорила пресса и интернет. Несколько лет назад и мне довелось впервые с ними познакомиться, но лишь вскользь – где-то что-то почитал, где-то что-то послушал, но вот фильмы посмотреть никак не удавалось.

Однако, как говорят, надо в своей жизни что-то менять, вот я и решил поменять что-то и все-таки посмотреть все три их полнометражные работы залпом. И потом рассказать о своих впечатлениях. Ну что, поехали.

Горечь / Amer (2009)

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Визуально великолепная реминисценция жанра джалло, ставшая кинематографическим дебютом бельгийцев, представляет собой неторопливую историю, повествующую о трех отрезках из жизни девочки-девушки-женщины. Лента способна по-настоящему удивить своей почти что галлюциногенной картинкой и практически полным отсутствием диалогов – на весь фильм вам удастся услышать всего лишь три десятка фраз, да и те порой состоят всего из одного-двух слов.

Практически все 90 минут перед зрителем происходит интересная игра с цветом (да здравствует RGB-палитра), равномерно перемежающаяся красивыми пейзажами французской Ривьеры и уныло-зловещими интерьерами старинного дома, в котором, кажется, может произойти все, что угодно. Плюс к этому – несколько отличных находок Мануэля Дакоссе (оператора картины и автора всего этого прекрасного беспредела), которые позволяют положить в копилку ленты еще несколько плюшек.

Как я писал выше, картина повествует о трех периодах из жизни главной героини, при этом периоды не равны между собой про хронометражу: большее внимание авторы уделили детскому возрасту и времени, когда на экране перед нами уже взрослая и привлекательная женщина. Подростковый же период (15-18 лет) показан меньше всего, но при этом, на мой взгляд, он авторам удался лучше всего и от этого еще более обидно, что его преступно мало на экране.

Именно здесь Элен и Бруно сумели показать на экране то, что впечатлило меня практически больше всего – растущую сексуальность и буйство гормонов в теле молодой девушки, которая пока что не понимает, что ей с этим делать и как жить.

Причем показано это без пошлости и почти без грамма эротики, отчего все увиденное мной стало вдвойне более выразительным и зачетным. Это, кстати, идет в разрез в канонами жанра, ибо в джалло обнаженка присутствует достаточно часто и порой считается одним из неотъемлемых элементов.

Вот ролик с отрывком из кино и мелодией композитора Стельвио Чиприани, лучше всего показывающий чем мне понравилась именно эта часть.

Хотя по идее отрезки жизни должны быть связаны между собой не только главной героиней, но и некоторыми другими моментами – тем не менее, я этой связи не увидел. Конечно, ее всегда можно додумать, но будет ли она очевидной и логичной – вопрос. Впрочем, логика – это вообще понятие, чуждое данной картине, здесь правит бал визуальная составляющая, которая полностью поглощает зрителя, его внимание, эмоции и впечатления.

При просмотре дебютного фильма Катте и Форцани у меня то и дело возникали ассоциации с картинами джалло в целом и работами одного из признанных мастеров этого жанра Дарио Ардженто в частности. Так, например, первая часть ленты и детство Аны – это для меня однозначно аллюзия на "Суспирию", а последний блок сильно напоминает … впрочем оставлю без пояснений, посмотрите и решите сами, что он напоминает.

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Кроме того, неожиданно (и от этого вдвойне приятно) было услышать в картине песню Адриано Челентано Furore, с которой начинается картина Марио Бавы "Девушка, которая слишком много знала", считающаяся многими знатоками первой джалло-лентой, положившей начало целой жанру. Помимо Бавы и Ардженто видно, что авторы почитают еще и Фульчи. Почему я так решил? Вновь оставлю без ответа. Посмотрите финал картины и догадайтесь сами :)

В дополнение к этому сюрпризу фильм порадует своих зрителей мелодиями Эннио Морриконе и Стельвио Чиприани. Если первого композитора никому представлять не нужно, то Стельвио известен как автор многочисленных санудтреков (в его активе более 120 картин). Пик его творчества пришелся на 70-е годы прошлого века, а жанровая направленность картин весьма разнообразна: здесь и джалло, и классический итальянский хоррор, и драмы, и многое другое.

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Оценочная база у картина на сегодня сложилась следующая: в царстве IMDb у ленты в активе более 5,5 тысяч оценок и средний балл 6,2; на сайте Rotten Tomatoes – 78% одобрения от 29 кинокритиков и 54% позитива от зрителей, коих оценило картину в количестве более 100 человек. Так уж получилось, что мне лента зашла существенно лучше и заслуженно получила 8 из 10.

В заключение приведу слова из одной рецензии, которые, на мой взгляд лучше всего описывают саму картину и суть происходящего на экране: "Бельгийско-французская "Горечь" – это венец монтажного беспредела и операторской фантазии".

И действительно, играя на поле символизма и полностью забивая на какую-либо, хотя бы робкую попытку нормального экранного рассказа, авторы пытаются задействовать все органы чувств зрителя, исключая из арсенала лишь одно – мозг, который смело может отдохнуть в эти полтора часа, причем без каких-либо потерь для просмотра.

И совсем уже напоследок три роскошных "цветных" кадра.

Три цвета. Красный.

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Три цвета. Синий.

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Три цвета. Зеленый.

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

А кто любит смотреть трейлеры, пожалуйте сюда. Полторы минуты бодрой музыки и отменного визуального ряда.

Такой вот вышел распрекрасный кинодебют у Эллен Катте и Бруно Форцани. А мы между тем перемещаемся на четыре года вперед, в 2013 год – пора знакомиться со следующей работой бельгийской семьи кинорежиссеров.

Странный цвет слез твоего тела / L'étrange couleur des larmes de ton corps (2013)

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Пока кто-то вместе с Cream Soda & Хлеб плачет на техно, наша французско-бельгийская семья продолжает дрочить на джалло и спустя четыре года после первой картины выпускает новый фильм в стиле нео-джалло, посвященный поиску мужем своей пропавшей жены.

В процессе этих поисков муж в исполнении датского актера Клауса Танге начинает бродить по этажам дома, где живет с пропавшей супругой, знакомиться соседями и все больше и больше терять связь с реальностью, утопая в количестве тайн и загадок на один квадратный сантиметр жилой площади.

Скажу сразу – фильм я не понял. От слова совсем. Честно говоря, даже прочитав отзывы и рецензии, я все равно понял, что ничего не понял. Красивая картинка с филигранно показанными крупными планами (это уже становится фирменной фишкой авторов), неплохое музыкальное обрамление непонятной, но поначалу интересной истории, сулящей хорошую кинодраму вкупе с триллером…

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

А обернулось все, по крайней мере для меня, набором непонятных мизансцен, разрозненно трактующих мотивы и действия главного героя, который в поисках своей жены все больше и больше погружается в темные тайны своих соседей, которые все как на подбор достойны звания скрытого маньяка или латентного шизоида.

Единственное, что при этом приходит мне на ум — известный джалло "Глаз черного кота" с его основным выводом о том, что пороки, может, и водятся за закрытыми дверьми, но вот призраки — только у людей в их головах.

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

При этом я ни в коем случае не могу сказать, что фильм откровенно плох. Основная и наиболее ощутимая проблема кроется в сценарии, точнее здесь не проблема, а полная импотенция. Операторская работа как и раньше выразительна, нетривиальна и хороша, но вместе это все выглядит как калейдоскоп несвязанных между собой коротких историй из жизни одних и тех же персонажей.

В общем, смотреть странно, тяжело и для того, чтобы досмотреть мне пришлось прибегнуть к допингу по имени Lagavullin. Причем неоднократному. Допинг, ясное дело, помог, но только досмотреть. К пониманию происходящего на экране он не прибавил ровным счетом ничего.

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

После своего премьерного показа, состоявшегося на международном кинофестивале в Торонто в 2013 году, фильм получил смешанные отзывы критиков: часть его восхваляла как один из наиболее экстравагантных образчиков кинопродукции в целом и киноавангарда в частности, другие – наоборот были разочарованы. Мне же показалось, что за напускной экстравагантностью и несомненно крепим визуальным рядом скрывается в целом просто не очень удачное, слишком перемудреное кино.

Как бы там ни было, на IMDb ленту оценили на 6.0 (на базе 3600+ оценок), в помидорном сообществе фильм получил 51% на профессиональном томатометре (т.е. среди кинокритиков, коих набралось 47) и 42% одобрения среди обычных зрителей (их почти 500). Моя оценка совпадает с IMDb’шной и составляет тоже 6 из 10.

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Завершить рассказ хочу на милой и очароательной мелочи: тем, кто знаком с джалло не понаслышке, приятно будет услышать имя жены главного героя Эдвиж, которое является аллюзией на реальное имя одной из богинь жанра giallo и exploitation – итальянской актрисы и продюсера Эдвиж Фенек, снявшейся, наверное, более чем в четырех десятках лент этих двух жанров.

P.S. И еще несколько слов про название. Возможно, вы знаете, что одной из характерных черт картин жанра джалло является их странное и порой причудливое название, желательно имеющее в себе много-много слов. Вот пара примеров того, о чем я тут пишу (фильмы настоящие): "Что эти странные капельки крови делают на теле Дженнифер?", или "Твой порок — это закрытая комната, и только я обладаю ключом к ней", или "Грязные фото для дамы вне всяких подозрений". Так вот по этой части у картины твердая пятерка – название отвечает канонам жанра все 100.

На просторах сети есть такая милая штука как генератор названий фильмов жанра джалло - http://www.braineater.com/misc/giallo_intro.html. Генератор стал уже почти мемом и широко известен, но всегда найдется тот, кто слышит или видит это впервые. Так что дерзайте – пощелкайте ссылку и подивитесь тому, какие сочные и вкусные названия лент он рождает.

Любителей трейлеров не оставлю без внимания и здесь, вот ваш кусок пирога на этом празднике плоти и страсти:

Мы же продолжаем двигаться вперед и вновь делаем прыжок на четыре года, чтобы оказаться теперь уже в 2017 году и познакомиться с третьей по счету полнометражной работой нашей семьи, которая, на первый взгляд, уходит из жанра джалло... но это лишь кажется.

Пусть трупы загорают / Laissez bronzer les cadavres (2017)

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Поиграв два раза на поле джалло (первый раз очень хорошо, второй – хуже) семейство бельгийских режиссеров решило обратить свой взгляд на смежную сферу – криминальный триллер с отголосками вестерна. Сказано – сделано, в 2017 году на экраны выходит фильм с необычным названием "Пусть трупы загорают".

Сюжет прост и краток – несколько человек грабят полицейский фургон с золотом (говорят там аж 250 кг благородного металла желтого цвета) и решают немного переждать, пока все успокоится, в уединенном заброшенном местечке на берегу Средиземного моря, по дороге в которое они подбирают двух девушек и маленького ребенка.

Как и прежде, сюжет в работах Бруно Форцани и Элен Катте если и играет какую-то роль, то весьма небольшую, порой самую наименьшую из возможных. В картине как всегда много крупных планов, фокусировки на глазах и крови вкупе с отрубленными частями тела.

Трепетно стилизованная и тщательно выверенная картина порадует любителей вестернов роскошно-молчаливыми противостояниями в духе Леоне и великолепными раскадровками, словно вышедшим из-под руки Пекинпы – во всем видно занудливо-щепетильное и трепетное обыгрывание канонов жанра, как это было ранее с джалло. Подобное отношение у меня вызывает лишь восторг и почтение. Смотрим дальше.

Вновь есть эффект калейдоскопа цветом и без любимой RGB-палитры здесь не обошлось. Но основное достоинство картины в моей вселенной – это успешно удавшаяся попытка совместить вестерн с арт-составляющей, т.е. жанры, которые далеко не всегда могут мирно соседствовать друг с другом.

Конечно же, при желании можно найти несколько недостатков в картине, но вопрос в том, надо ли их искать. Мне – нет. А так, конечно же, эта лента, как и другие работы Форцани и Катте, зайдет далеко не всем, поскольку сюжет здесь минимальный вкупе со сценами, не сильно приятными глазу и душе изнеженного зрителя или тургеневской барышни, случайно вздумавшей посмотреть это кино.

Кстати, тема джалло в ленте мельком, но все же задета – видимо, большая и непреходящая любовь к жанру дает о себе знать и проявляется даже там, где ее совсем не ждешь. Впрочем, проявление это приятно и сердцу, и глазу.

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Если обратиться к оценкам, ситуация такова: IMDb – 6,3 на базе 2500+ оценок, Rotten Tomatoes – 76% среди критиков (71 оценка) и 64% среди обычных зрителей (242 оценки). В моей вселенной фильм явно заслужил 7 из 10, может быть даже 7,5.

В заключение трейлер фильма на французском языке. Сочные, изумительные две минуты киноволшебства и средиземноморья. Очень, очень хорошо :)

Для тех, кому интересно что-то еще про ленту, могу сказать, что фильм снят по одноименному произведению Жан-Патрика Маншетта в соавторстве с Жаном-Пьером Бастидом. В 2019 году этот фильм Катте и Форцани был выдвинут в 8 номинациях на соискание бельгийской национальной кинопремии "Магритт", выиграл три.

Бельгийское нео-джалло от Элен Катте и Бруно Форцани

Такая вот необычная киносемья и их творчество предстали моему взору. Резюмируя все вышесказанное, большая часть их работ мне определенно понравилась.

Если второй фильм вызвал по большей часть недоумение и скуку, то третья работа Элен Катте и Бруно Форцани мне пришлась по душе, а их дебютная лента вообще зашла на ура, была пересмотрена три раза и до сих пор ласкает душу воспоминаниями о просмотре.

Удалось ли вам посмотреть что-то из представленного здесь? Если да, пишите впечатления, буду рад обсудить и поболтать про эти фильмы, да и про джалло и эксплойт в целом.

#джалло #европейскоекино #Бельгия #кабаша

5151
27 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Правильный подход! Целиком и полностью поддерживаю!

3
Ответить

Не мой жанр, но статью прочел с удовольствием! ) Последний трейлер волшебный!)) Аж глянуть захотелось))

2
Ответить

Визуально все ленты отменны, картинка - прямо загляденье, некоторые кадры можно ставить на паузу и рассматривать как картину на выставке или в музее. Давно такого не видел.

У меня все руки не доходили посмотреть, несмотря на сильный и продолжительный роман с жанром, но вот так сложилось, что @Annako надоумила, и долгожданное знакомство состоялось. О чем я ни разу не пожалел.

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

по закону жанра неверное он все же сам ее и убилВозможно. Но, как я писал выше, я не понял ровным счетом ничего )))

жду еще когда ты посмотришь монтажераОн как раз следующий на очереди. За ним - Knife+Heart. В общем, посмотрю, все что написала :)

3
Ответить

Оч сложно было смотреть "Странный цвет слез твоего тела" из-за обилия крупняков.
Но в общем визаул хорош, сценарно конечно мешанина полнейшая

2
Ответить