Кино Никита Ентус
12 931

На машине сквозь время: история успеха «Назад в будущее»

Как создавалась одна из главных трилогий нашей вселенной.

В закладки

Фильмы-долгострои в Голливуде не редкость. Многообещающий сценарий может попасть в поле зрения ведущих сотрудников киностудий, но провести годы в производственном аду.

Схожая история случилась и с культовым фильмом «Назад в будущее». Если сейчас приключения Марти МакФлая считаются классикой, то в начале 80-х годов их создатели — Роберт Земекис и Боб Гейл — получили не один отказ от студийных боссов на предложение экранизации сценария.

Разбираемся, как фильм всё-таки был снят и при чём здесь Стивен Спилберг.

Начало сотрудничества

Встреча Роберта Земекиса и Боба Гейла случилась приблизительно в 1971 году, когда они оба были студентами университета Южной Калифорнии, изучавшими кинопроизводство.

Это учебное заведение — альма-матер многих известных голливудских деятелей. Вместе с Земекисом и Гейлом обучение в нём проходили такие режиссёры, как Джордж Лукас («Звёздные войны») и Джон Карпентер («Хэллоуин», «Нечто»). Ходят слухи, что собрание будущих звёзд индустрии шутливо называли «мафией университета».

Роберт Земекис и Боб Гейл

У дуэта Земекиса и Гейла было много общего: оба с детства любили голливудские блокбастеры вроде «Большого побега» и фильмы Джерри Льюиса. Идея сценария для картины о приключениях во времени сидела в головах друзей все 70-е. Но дальше возможного названия («Профессор Браун путешествует в будущее») дело не шло.

На старших курсах Земекис и Гейл начали писать полноценные совместные сценарии. Земекис также начал снимать короткометражки. Его работа под названием «Поле чести», повествующая о психически больном человеке, впечатлила многих, в том числе и Стивена Спилберга, который через несколько лет заявит о себе на весь мир фильмом «Челюсти».

Первыми работами Земекиса и Гейла в большом мире кинобизнеса стали сценарии для не самых рейтинговых ТВ-сериалов: Kolchak: The Night Stalker и Get Christie Love!.

Компания Universal даже предлагала друзьям семилетний контракт на написание сюжетов для телевидения с годовым окладом в 50 тысяч долларов. Роберту и Бобу такая сумма денег казалась невероятной, но сделка не состоялась.

Земекис и Гейл общались со сценаристами различных ТВ-шоу и все они казались людьми, не слишком любящими свою работу.

Один из сценаристов сказал нам, что единственная причина, по которой он занимается этим делом — деньги, дающие возможность неплохо жить. Мы же хотели снимать хорошие фильмы и наслаждаться процессом.

Роберт Земекис
режиссёр и сценарист

После этого Земекис и Гейл некоторое время вплотную работали со Стивеном Спилбергом. Можно сказать, что для пары друзей он стал наставником.

Спилберг продюсировал дебютный фильм Земекиса — картину «Я хочу держать тебя за руку» для студии Universal, снятую в 1978 году.

Кадр из фильма «Я хочу держать тебя за руку»

Земекис и Гейл написали сценарий для «1941» — комедии в декорациях Второй мировой войны, которую поставил сам Спилберг в 1979 году. Ведущими актёрами фильма были Джон Белуши и Дэн Акройд. Однако не всё шло гладко.

Кадр из фильма «1941»

Картина «Я хочу держать тебя за руку» получила положительные отзывы студийных боссов во время тестовых показов, но провалилась в прокате. Фильм «1941» и вовсе считается одним из худших проектов в обширной фильмографии Стивена Спилберга, согласно оценкам пользователей на IMDb и «КиноПоиске».

История повторилась и с фильмом для студии Columbia — «Подержанные автомобили» 1980 года, которую вновь продюсировал Спилберг. Комедия удостоилась великолепных отзывов на внутренних демонстрациях, но не смогла заработать хороших денег в прокате.

Возможно, причиной провала послужило странное расписание выпуска картины: в одной части США фильм демонстрировался в середине июля, а в другой — с середины августа. Для Земекиса и Гейла скромные заработки картины стали огромным разочарованием. Но именно в этот период времени родилась идея, которая через несколько лет станет фильмом «Назад в будущее».

Кадр из фильма «Подержанные автомобили»

Студийные отказы

Во время промо-тура фильма «Подержанные автомобили» Боб Гейл навестил свой родной город Сент-Луис. Ему на глаза попался школьный фотоальбом отца, в котором Гейл-старший был запечатлён как глава выпускного класса. Боб попытался представить родителя в качестве старосты своего выпускного класса и задался вопросом: «А смог бы я подружиться с ним, если бы мы учились вместе?».

Гейл поделился своими мыслями с Земекисом, выдвинувшим идею о матери, которая начинала приставать к своему сыну из будущего, и они начали работать над сценарием.

Первый черновик истории авторы отправили в Columbia Pictures, пост президента которой тогда занимал Фрэнк Прайс. Ему понравился фильм «Подержанные автомобили», и он был более чем рад помочь молодым киноделам со следующим проектом. В сентябре 1980 года стороны подписали контракт на разработку полноценного сценария.

Фрэнк Прайс в документальном фильме Back In Time

Но реакция остальных участников Columbia на задумку была не такой позитивной. Планы студии поменялись, и Земекис с Гейлом начали искать новый дом для киноадаптации своей истории.

После неприятности с Columbia друзья обошли все киностудии Голливуда и получили около 40 отказов. Причины были самые разные. Кто-то из руководителей считал, что фильмы про путешествия во времени не зарабатывают много денег в прокате. Другие не хотели принимать сценарий из-за ярко выраженного семейного юмора. Тогда в моде были взрослые комедии с рейтингом R, собиравшие хорошую кассу в прокате, такие как Porky. Земекису и Гейлу советовали отправиться к Disney, ведь именно она занималась семейными фильмами.

Но в Disney от истории также отказались. Руководителям не понравилась сцена из финала, в которой мама главного героя целует своего сына. По их словам, фильм пропагандировал инцест, что, конечно же, было неприемлемо для компании.

Стивен Спилберг выражал заинтересованность в адаптации сценария с самого начала, но время для новой попытки сотрудничества было не самое удачное.

Мы боялись, что если очередной совместный со Спилбергом проект провалится, то нас никто больше не наймёт. Мы станем теми ребятами, которые могут работать лишь над проектами, которые проталкивает Стив.

Роберт Земекис
режиссёр и сценарист

Другими словами, Земекису (или Гейлу) требовался успешный самостоятельный фильм. Картина «Роман с камнем» 1984 года стала тем самым успехом. Приключенческая комедия Роберта Земекиса собрала неплохую кассу (более 100 миллионов долларов) при не самом большом бюджете (около 20 миллионов).

Говорят, что Майкл Дуглас — главная звезда картины — остался под впечатлением от работы режиссёра в «Подержанных автомобилях» и настоял на том, чтобы именно он взялся за «Роман с камнем».

Кадр из фильма «Роман с камнем»

После этого Земекис мог не бояться остаться в тени своего «ментора», ставшего уже почти культовым режиссёром после выхода фильма «Инопланетянин».

Amblin Entertainment, компания Спилберга, моментально взяла проект под своё крыло. Продюсерами также выступили Кэтлин Кеннеди (сейчас отвечает за «Звёздные войны») и Фрэнк Маршалл.

Логотип компании

Однако основные права на скрипт всё равно оставались у Columbia, которая не хотела давать старт съёмкам. Всё изменилось после одного интересного события.

Студия занималась производством картины «Большие неприятности». В процессе работы выяснилось, что сюжет фильма сильно похож на сценарий классической ленты «Двойная страховка». Columbia требовалось получить разрешение на продолжение съёмок у владельцев оригинала — студии Universal.

Без этого фильма мы бы, возможно, не увидели «Назад в будущее»

Руководители Columbia обратились к одному из главных людей Universal — Фрэнку Прайсу — с целью решить все юридические вопросы. А Прайс (экс-глава Columbia) всё ещё был заинтересован в экранизации «Назад в будущее».

Состоялся обмен правами на интеллектуальную собственность. Сценарий Земекиса и Гейла, наконец, нашёл свой дом под крышей Universal.

Изменения сценария

Несмотря на то, что основная канва истории (путешествие из 1985 года в 1955 год и обратно) была определена с самого начала, некоторые детали ранних вариантов сценария заметно отличались от итогового результата.

Изначально, устройством для перемещения во времени должен был стать аппарат, очень похожий на холодильник. Для прыжка в другой год устройство следовало зарядить энергией от ядерного взрыва. В сценарии фигурировало и место для проведения подобных испытаний.

В конце концов Земекису пришла идея с настоящим автомобилем. Такая машина времени выглядела намного круче, а реализация задумки не требовала финансовых затрат, сопоставимых с арендой ядерного полигона.

Отец главного героя — Джордж МакФлай — должен был стать боксёром в конце фильма. Изобретения доктора Брауна, сделанные с помощью Марти в 1955 году, серьёзно меняли 1985 год — мир становился более футуристичен.

Сидни Шайнберг, один из студийных боссов, принимал активное участие в корректировке сценария. Некоторые из его правок попали в итоговый вариант: имя мамы главного героя сменилось с Мег на Лорейн, профессор Браун стал доком Брауном, а его домашним животным теперь была собака вместо шимпанзе.

Однако помнят его за другую инициативу.

Шайнберг настаивал на изменении названия фильма. Вариант «Космонавт с планеты Плутон» представлялся ему более выигрышным, чем «Назад в будущее».

Письмо Шайнберга с предложениями

Спилбергу пришлось вступиться за своих коллег и настоять на сохранении оригинального названия. Он написал Шайнбергу письмо, в котором поблагодарил коллегу за мысли, над которыми посмеялся весь отдел, и попросил присылать больше подобных идей.

Машина

После решения использовать автомобиль в качестве машины времени, встал вопрос о выборе марки транспорта. Земекис и Гейл остановились на DeLorean DMC-12.

Машина была создана американским автомобильным магнатом Джоном ДеЛорианом, известным своими любовными похождениями и нарушениями корпоративных правил. После увольнения из General Motors, скандальный бизнесмен основал свою автомобильную фирму, которая производила спорткары ценовой категории между Chevrolet Corvette и Porsche 911.

Работа над собственной машиной стоила ДеЛориану всего: карьеры, репутации и денег. Выпуск DeLorean продолжался с 1981 по 1983 год. Всего было собрано около девяти тысяч экземпляров, многие из которых можно найти и в наше время по цене в 15-25 тысяч долларов. Модифицированные для фильма версии, понятное дело, стоят намного дороже.

Джон ДеЛориан и его творение

Иронично, что культовый статус автомобиль получил через несколько лет после завершения производства. Получить «роль» в кино DeLorean помог его устаревший дизайн, напоминающий космический корабль, и статус машины «вне закона», приобретённый после ареста Джона ДеЛориана по подозрению в контрабанде наркотиков в 1982 году.

В процессе производства Бобу Гейлу предлагали заменить машину на Ford Mustang, обещая неплохие доходы от рекламы. В ответ на это сценарист произнёс ставшую легендарной фразу: «Док Браун не ездит на чёртовом мустанге!».

Кастинг

Самая знаменитая история, связанная с актёрами «Назад в будущее», касается замены главного актёра после нескольких недель съёмок. Первоначальным выбором Земекиса и Гейла на роль Марти МакФлая был Майкл Джей Фокс. Но актёр был занят съёмками в сериале «Семейные узы».

На главную роль, не без влияния уже упомянутого Сидни Шайнберга, был утверждён Эрик Столц. Молодой актёр получил много положительных отзывов о своей игре в фильме «Маска» и находился в статусе будущей большой звезды Голливуда.

Даже по имеющимся отрывкам можно заметить, что версия МакФлая в исполнении Столца отличалась от итогового образа. Эрик предпочитал играть более серьёзного героя, что противоречило замыслу Земекиса и Гейла.

Кроме того, по признанию оператора Дина Канди, атмосфера на площадке оставляла желать лучшего, и смена ведущего актёра была воспринята командой с энтузиазмом, несмотря на необходимость переснимать практически весь материал.

В сети можно найти байки об актёрских методах Столца. Он требовал, чтобы съёмочная группа обращалась к нему по имени персонажа. В его личном номере было две комнаты: одна для Эрика, а другая для Марти. Если коллеги окликали актёра по настоящему имени, то Столц игнорировал обращение.

Эрик Кантон, один из продюсеров фильма, тесно общался с Кристофером Ллойдом. По его словам, когда Ллойду сообщили, что Эрика будут менять на другого актёра, тот спросил: «А кто такой Эрик?».

Отказ от использования готового материала стоил студии четырех миллионов долларов. Съёмки возобновились, когда к проекту всё-таки присоединился Майкл Джей Фокс.

Так как расписание съёмок «Назад в будущее» было необходимо согласовывать с шоураннерами сериала «Семейные узы», то Фоксу приходилось работать круглыми сутками. Как признавался сам актёр в своей книге Lucky Man, он мог играть персонажа Марти даже во сне. Шутка была недалека от правды.

В 9:30 утра Фокс ехал в студию Paramount на съёмки сериала и работал там до 17:00. В шесть вечера его привозили на площадку «Назад в будущее», где он находился до самого утра. На сон ему оставалось около трёх часов.

Но актёр не жаловался и блестяще выполнил свою работу, воплотив на экране образ персонажа, которого мы все знаем и любим.

Кристофер Ллойд также не сразу стал доком Брауном.

Земекис и Гейл рассматривали кандидатуры Джона Литгоу и Джеффа Голдблюма, но они оказались заняты в других проектах. Затем роль была предложена Ллойду, но он сомневался, так как хотел принять участие в постановке театральной пьесы. Однако, после прочтения сценария и уговоров со стороны жены, актёр принял предложение.

В своей игре Ллойд черпал вдохновение из образов Альберта Эйнштейна и дирижёра Леопольда Стоковски.

Лиа Томпсон была приглашена на кастинг Лорейн МакФлай после фильма «Без тормозов», в котором она играла вместе с Эриком Столцем. Девушка прошла пробы в гриме своей героини из 1985 года и получила роль.

До «Назад в будущее» Томпсон также снималась в рекламных роликах компании Burger King и шоколадных батончиков Twix.

Криспин Гловер играл роль Джорджа МакФлая. В поздних интервью Земекис отмечал, что актёра нужно было иногда «держать в узде». Гловер сымпровизировал множество моментов: начиная с манеры подачи диалогов и заканчивая трясущимися руками персонажа.

Гловер исполнил роль МакФлая-старшего лишь в первой части трилогии. В сиквеле он был заменён Джеффри Вейсманом. Причиной увольнения, скорее всего, стали деньги. По словам Боба Гейла, актёр запросил гонорар, в два раза превышающий заработок Майкла Джей Фокса. Согласно самому Криспину, в сиквеле ему было предложено менее половины суммы, полученной любым из актёров первого фильма.

Ещё одна причина может скрываться в творческих разногласиях с режиссёром. В интервью 2013 года Гловер сказал, что был не очень доволен концовкой фильма, в которой семейство МакФлай становится богатым.

Я сказал Земекису, что это не очень хорошая идея, поскольку она портит мораль фильма. Мы словно говорили, что деньги — залог счастья. Мне казалось, что настоящей наградой для персонажей должна стать любовь. После этого Земекис очень сильно разозлился на меня.

Криспин Гловер
актёр

Гловер также был недоволен использованием своего образа персонажа во второй части «Назад в будущее». Он подал в суд и выиграл дело. Этот прецедент заставил Гильдию киноактёров США пересмотреть правила незаконного использования образов актёров в индустрии.

На роль Биффа Таннена был утверждён Томас Уилсон. Делясь воспоминаниями о съёмках, Роберт Земекис говорил, что Уилсон в корне отличался от своего персонажа: такие добрые и открытые люди встречались режиссёру редко.

Премьера

Премьера «Назад в будущее» должна была состояться в августе 1985 года. Однако, после ошеломительного успеха тестовых показов, дебютный сеанс был сдвинут на июль. Перед авторами стояла задача закончить пост-продакшн за девять с половиной недель после окончания съёмочного процесса.

Все работы были завершены в срок, и третьего июля 1985 года состоялась торжественная премьера. На мероприятии присутствовали не только журналисты и публика, но и представители королевской семьи — принц Чарльз и принцесса Диана.

В документальном фильме Back in Time Майкл Джей Фокс поделился воспоминаниями от встречи с принцессой и рассказал одну историю.

Актёр и принцесса сидели рядом друг с другом. Через некоторое время Фокс почувствовал, что хочет сходить в туалет. Согласно правилам этикета, с членами королевской семьи нельзя начинать разговор первыми, а также нельзя поворачиваться к ним спиной. Так что Фокс оказался в «ловушке» и ему пришлось досматривать фильм до конца, прежде чем посетить уборную.

Это была ужасная, но, в то же время, прекрасная ситуация.

Майкл Джей Фокс
актёр

«Назад в будущее» стал самым кассовым фильмом 1985 года, собрав 210 миллионов долларов в Америке и 380 миллионов по всему миру при бюджете в 19 миллионов. Позади остались такие картины, как «Рэмбо», «Рокки IV» и «Балбесы», вышедшие в том же году. Совокупные заработки трилогии практически достигли миллиарда долларов.

Фильм удостоился положительных отзывов прессы, получил несколько номинаций на премию «Оскар» (выиграл статуэтку за лучший монтаж звука) и «Золотой Глобус», а также приобрёл культовый статус.

Особенности фильма

«Назад в будущее» представляет тот тип картин, которые целиком и полностью завязаны на сюжете. Земекису и Гейлу за годы удалось написать историю, структуру которой не стыдно разбирать и ставить в пример на занятиях по сценарному мастерству.

В фильме логично всё. Даже съёмочный процесс шёл от простого к более сложному: сначала снимались сцены 50-х годов, а лишь потом все события 1985 года. В самом фильме можно найти множество упоминаний о грядущих событиях, что заставляет зрителя пересматривать его раз за разом в поисках новых деталей.

Аудиовизуальная часть лишь подчёркивает сильные стороны сценария. В фильме очень мало кадров со спецэффектами (около 30), практически всё было снято с помощью настоящих декораций. Заглавная тема фильма, «The Power of Love» в исполнении группы Huey Lewis and the News, стала одним из главных саундтреков тех лет.

Группе также предлагали записать тему для фильма «Охотники за привидениями», но участники отказались, поскольку не хотели работать на прямых конкурентов Universal.

Культовым стал и оригинальный саундтрек Алана Сильвестри. Музыка выхватывала основные темы фильма о дружбе, любви, героизме и развивала их.

В своём фильме Земекис и Гейл доносили до зрителя мысли, которые были не свойственны обществу тех лет. Они подчёркивали отличия между новым поколением и их родителями. Марти мечтает о новой машине и более «крутых» маме и папе, потому что финансовая состоятельность окончательно становится главным фактором успеха среди молодёжи. В фильме даже звучат мысли, что герой мог быть усыновлён.

Дух того времени подчёркивали и увлечения персонажей. Марти использует для съёмки кассеты VHS (а не Betamax), потому что они стоят дешевле и позволяют записать больше материала, пусть и с меньшим качеством.

Рок-н-ролл был одним из главных музыкальных направлений 80-х, что также нашло отражение в фильме. С эпизодом исполнения композиции «Johnny B Goode» в 1955 году связано несколько интересных историй.

По слухам, сцена вызвала недовольство организации с говорящим названием Black Pride. Её участники были разочарованы тем фактом, что знаковую композицию темнокожего музыканта исполнил белый человек ещё до официального выхода трека. Они посчитали, что тем самым создатели картины приписали изобретение рок-н-ролла своей культуре.

Однако обвинить Земекиса и Гейла в неуважении было бы неправильно. Они на весь мир выразили важную социальную идею, что темнокожий американец может занять серьёзную руководящую должность. В случае фильма — пост мэра города.

Сам же Чак Берри, как автор песни «Johnny B Goode», получил от Universal чек на 50 тысяч долларов за возможность использовать её в картине. Такая огромная сумма подчёркивала культовый для всего жанра статус композиции.

Наследие

Самым заметным наследием первой части являются, конечно же, два сиквела, которые закончили историю приключений Марти и дока Брауна на больших экранах.

Они снимались одновременно и были выпущены в прокат с разницей в несколько месяцев (ноябрь 1989 и май 1990). Оба фильма заработали меньше, чем первая часть, но провальными их назвать нельзя.

В последние годы то и дело слышатся разговоры о продолжении или перезапуске. Однако Земекис и Гейл скептично относятся к любому возвращению «Назад в будущее» на экраны, заявляя, что в трёх фильмах они донесли до зрителя все свои идеи.

Но франшиза внесла свой вклад не только в кинематограф.

Книги и комиксы

С 1991 по 1993 год издательство Harvey выпускало комикс-серию по мотивам «Назад в будущее». Она была тесно связана с мультсериалом Back to the Future: The Animated Series канала CBS, выходящего в те же годы.

На полки магазинов попало всего семь выпусков комикса. В каждом из них рассказывалась история, связанная с перемещениями во времени. Выпуски со второго по четвёртый основывались на сюжетах мультсериала. Истории остальных номеров были придуманы сценаристами издательства, но в них фигурируют и персонажи мультфильма.

Хронологически действия комикса начинаются после третьего фильма — в 1991 году. Док Браун живёт вместе со своей семьёй неподалёку от Хилл-Вэлли, а Марти учится в колледже и по-прежнему мечтает стать рок-звездой. Док, его сыновья и Марти путешествовали в самые разные места: Римскую империю, Нью-Йорк 20-х годов, эру динозавров.

Визуальный стиль и атмосфера комикса соответствовали мультсериалу. То, что журнал предназначается в первую очередь для детей, становится заметно очень быстро. Рассказываемые сценаристами истории просты, а о последствиях путешествий во времени персонажи не сильно задумываются. Да и Марти с доком, при любой возможности прыгающие в машину времени, не сильно похожи на самих себя из фильмов.

С 2015 по 2017 год издательство IDW выпускало линейку комиксов «Назад в будущее». Основная серия включила в себя 25 выпусков. В написании сценариев некоторых из них участвовал Боб Гейл.

Также было подготовлено несколько мини-серий, каждая из которых насчитывала по пять номеров.

Комиксы 1991 года концентрировались на путешествиях во времени. Современная же серия обращала основное внимание на персонажей. Особенно это заметно в первых пяти выпусках, рассказывающих десять разных историй. В одной из них док Браун раскрывает тайну его знакомства с Марти, а в другой показано, как в 1955 году Лорейн и Джордж разыскивают внезапно исчезнувшего МакФлая. С шестого выпуска сценарий рассказывает единую историю, которая начинается после окончания третьего фильма.

Серия IDW выделяется приятным визуальным оформлением и хорошей работой с персонажами, в которых моментально узнаются полюбившиеся кинообразы. Если вы хотите выяснить, что случилось с героями после окончания фильмов, то эта серия может стать неплохим вариантом для углублённого знакомства с франшизой.

В продаже можно найти несколько книг, связанных с «Назад в будущее». Две из них — неофициальные гайды по франшизе: хронология вселенной и лексический справочник.

Первая книга детально описывает историю вселенной «Назад в будущее» и показывает различия между разными временными линиями. В лексическом справочнике можно найти порядка трёх тысяч описаний всего, что связано со вселенной: персонажей, техники, локаций, изобретений и многого другого.

Книга We Don`t Need Roads подробно рассказывает об истории создания франшизы. В её основу легли интервью с Земекисом, Гейлом, актёрами и многими другими людьми, причастными к фильмам.

В 2015 году, к 30-й годовщине первого фильма, была выпущена визуальная энциклопедия Back to the Future: The Ultimate Visual History.

Страница из энциклопедии Back to the Future: The Ultimate Visual History

У трилогии есть несколько новеллизаций. Подробный разбор одной из них несколько лет назад провёл пользователь Tumblr. Из его поста можно сделать вывод, что «произведение по мотивам первого фильма» больше похоже на грубый черновик истории.

Так, в начале книги происходит ядерный взрыв, который убивает некую семью. На следующей странице выясняется, что ядерная катастрофа была показана в фильме, который Марти смотрел в школе. Автор книги также даёт информацию об иностранных террористах, которые нападают на дока Брауна. Он называет их имена, описывает внешность и мысли. И это далеко не все примеры расхождений с фильмом.

Коллекция новеллизаций пользователя flickr по имени Paxton Holley

Также существует точная копия спортивного альманаха из «Назад в будущее II». Её можно найти в продаже, например, на Amazon.

Игры

На ZX Spectrum, Commodore 64 и Amstrad CPC была игра с простым названием Back to the Future, выпущенная в 1985 году. В ней игрок управлял Марти и пытался помешать хулиганам испортить отношения своих родителей. Любопытной особенностью аркады были фотографии в нижней части экрана: игровой процесс заканчивался, если они полностью исчезали.

Back to the Future

Следующая игра Back to the Future, вышедшая в1989 году для NES, была названа Бобом Гейлом «одной из худших игр за всю историю».

Разработчики из компании LJN не допускали вмешательства кого-либо в процесс создания проекта и отказывались вносить изменения, чем вызвали гнев одного из отцов франшизы. Гейл давал интервью, в которых призывал фанатов не покупать аркаду.

В игре тоже была использована идея с исчезающей фотографией. Игроку было необходимо собирать часы, чтобы добраться до следующего этапа и спасти будущее.

Back to the Future от студии LJN

Многие, возможно, знакомы с игрой по третьему фильму — Back to the Future Part III 1991 года. Она была выпущена для множества платформ, включая Sega Genesis. Игроку предлагалось пройти несколько этапов, основанных на эпизодах фильма. У каждой сцены была собственная механика: платформер сменялся шутером от первого лица или экшеном в изометрии. Игру также отличала симпатичная и яркая графика.

Back to the Future Part III

В 1990 году на консоли NES была выпущена ещё одна игра по мотивам второй и третьей частей фильма: Back to the Future Part II and III. Она не имела ничего общего с предыдущим проектом для Sega и других платформ.

В рецензиях того времени отмечалось сходство игры с The Goonies II. Основной критике подвергалась слабая графика и большая продолжительность игры. Полное прохождение могло занять больше десяти часов. Система паролей и сохранений практически полностью отсутствовала. Единственный код давал возможность переместиться ко второй половине игры, основанной на событиях третьего фильма. Но ради этого требовалось добраться до конца этапа, описывающего события «Назад в будущее II», без перерыва.

Игроку было необходимо искать разные артефакты и возвращать их в свое время. В игре также присутствовала возможность путешествовать между 1955, 1985 и 2015 годами. Противниками выступали самые разные создания: от птиц до рыб.

Back to the Future Part II and III

В 2010 году Telltale Games смогла получить лицензию на разработку эпизодической игры во вселенной, получившую название Back to the Future: The Game.

Сценарий для проекта помог писать Боб Гейл, а Майкл Джей Фокс и Кристофер Ллойд участвовали в озвучке персонажей. В сюжете Telltale использовались некоторые наработки, не вошедшие в кино. Например, в игровом мини-сериале фигурировал отец дока Брауна.

Несмотря на то, что игра не противоречила хронологии кино, Боб Гейл отмечал, что пятисерийную историю Telltale не следует считать каноном. Действие происходило в одной из параллельных временных линий.

Издательство IDW адаптировало сюжет игры для нескольких выпусков побочной комикс-серии под названием «Citizen Brown», исправив некоторые неточности.

Back to the Future: The Game

Последним на данный момент игровым воплощением Марти МакФлая и дока Брауна является их появление в качестве играбельных персонажей в Lego Dimensions.

Трейлер Lego Dimensions

Культурное влияние

После выхода фильма, копия автомобиля DeLorean стала желаемым экземпляром коллекции любого фаната «Назад в будущее». Некоторым счастливчикам удалось обзавестись сразу несколькими моделями.

Билл Шей и его сын Патрик являются преданными фанатами трилогии и коллекционерами автомобилей. Они сами сделали точную копию DeLorean из первого фильма, которую возят по разным выставкам.

Модель использовалась на съёмках шоу Джимми Киммела в эпизоде с появлением главных звёзд франшизы.

В семейной коллекции есть и настоящий DeLorean из третьего фильма, а также Toyota Марти из первой части.

Кадр из фильма Back In Time

Несколько моделей DeLorean представлены в музеях компании Universal.

«Назад в будущее» помогло популяризировать культуру скейтбордистов. Стиль езды Марти служил настоящим источником вдохновения для молодых людей того времени.

Некоторые компании даже предприняли попытку создать рабочую версию ховерборда. Проект Hendo Hover от компании Arx Pax появился на Kickstarter в 2013 году. Первый прототип летающей доски, которой управлял знаменитый скейтбордист Тони Хоук, был продемонстрирован публике на следующий год.

Устройство работало с помощью электромагнитной энергии, но использовать его можно было только над поверхностью, состоящей из алюминия или меди. В 2015 году компания представила вторую версию скейтборда.

Канадский изобретатель Александр Дуру создал ховерборд под названием Omni и в 2015 году установил на нём мировой рекорд дальности, пролетев почти 276 метров. Его доска использовала восемь винтовых двигателей, чтобы подниматься в воздух. Лучше всего устройство работало над водой.

В августе 2015 года компания Lexus опубликовала впечатляющее видео демонстрации ховерборда собственного производства. Как и Hendo, этот прототип работал с помощью электромагнита на специально построенной для демонстрации площадке.

Позже компания заявила, что не стоит ожидать появления модели в свободной продаже.

Другой же аксессуар из «Назад в будущее II» реален и свободно продаётся. Речь, конечно же, идет об умных кроссовках. В нашей вселенной за реализацию технологии взялась компания Nike, создавшая обувь под названием Nike HyperAdapt. Пару чудо-кроссовок можно заказать на официальном сайте компании за 50 тысяч рублей.

Фильмы также повлияли и на сферу медицины.

После того, как в 1991 году у Майкла Джей Фокса была диагностирована болезнь Паркинсона, актёр начал вести активные общественные кампании по поиску лекарства от недуга и основал свой фонд — Michael J. Fox Foundation.

Бренд «Назад в будущее» использовался с целью повысить осведомлённость людей об этой проблеме. Волонтёры и коллеги Фокса — Оливер и Терри Холлер — путешествовали по всей Америке на машине DeLorean и собирали деньги для фонда по борьбе с заболеванием.

Конечно, любая франшиза не может существовать без своих фанатов. А у «Назад в будущее» огромное число поклонников по всему миру. Неудивительно, что без упоминаний трилогии не обходится ни одна гик-конференция, будь то Comic Con или отдельное мероприятие, посвящённое празднованию очередной годовщины фильма. На этих конвенциях можно увидеть множество косплееров, одетых в костюмы Марти и дока. Некоторые даже привозят самодельные DeLorean.

На многие фанатские мероприятия приходят и сами актёры. Они общаются с публикой и делятся воспоминаниями. Самая последняя встреча состоялась в рамках Бостонского Comic Con в августе этого года. Её посетили Майкл Джей Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон и Томас Уилсон.

Во многих фильмах и сериалах можно заметить отсылки на культовую трилогию.

Так, в фильме «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа» Стивена Спилберга нашёл отражение сюжетный ход с холодильником и ядерным взрывом, который фигурировал в первых версиях сценария фильма Роберта Земекиса.

Главный герой картины «Первому игроку приготовиться» ездит на DeLorean в виртуальной реальности.

На телевидении «Назад в будущее» часто упоминалось в сериале «Теория большого взрыва». Например, в пятом эпизоде восьмого сезона персонажи пытаются придумать идею для изобретения и вспоминают инновации из второй части трилогии, которые не были реализованы до 2015 года.

В 26 эпизоде пятого сезона сериала «Офис» под названием «Company Picnic» Майкл и Холли обсуждают фильмы, которые можно использовать для презентации. Звучит и упоминание «Назад в будущее».

Главные персонажи мультсериала «Рик и Морти» неспроста похожи на Марти и Дока. Шоу начиналось как пародия на франшизу с целью «потроллить» Universal Pictures. У шутливого мультфильма Джастина Ройланда (одного из создателей «Рика и Морти») даже было название: Back to the Future: The New Official Universal Studios Cartoon Featuring the New Doc Brown and Marty McFly.

Разумеется, это далеко не все примеры, ведь влияние истории о приключениях Марти и дока на поп-культуру поистине велико.

«Назад в будущее» ещё долгие годы будет служить напоминанием о тех временах, когда настоящие творцы сворачивали горы ради безумной идеи и снимали на долгие годы вперёд.

Трилогия Земекиса и Гейла прямым текстом говорит о важности связи поколений. Именно в этом заключается её главное наследие. И оно, как и сами фильмы, вряд ли когда-нибудь устареет.

#месяц80х #назадвбудущее #истории #ретро

{ "author_name": "Никита Ентус", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0437\u0430\u0434\u0432\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435","\u0440\u0435\u0442\u0440\u043e","\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438","\u043c\u0435\u0441\u044f\u044680\u0445"], "comments": 50, "likes": 348, "favorites": 305, "is_advertisement": false, "subsite_label": "cinema", "id": 29198, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 22 Oct 2018 15:40:53 +0300" }
{ "id": 29198, "author_id": 63086, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/29198\/get","add":"\/comments\/29198\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/29198"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 64957 }

50 комментариев 50 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
61

Фильм на все времена. Думаю, мне никогда не надоест время от времени его пересматривать.

Ответить
34

Моя скромная, но дорогая для меня коллекция, посвящённая одному из самых любимых фильмов.

Ответить
32

Практически вовремя

Ответить
23

Фильм классный и всё такое, но самый крышеснос - это когда понимаешь что Земекис снял его в 33 года - практически без недостатков, фантастически проработанный с кучей деталей - и без розовых танков, белоснежных зубов и т.д. Просто гений.

Ответить
19

Люблю лонгриды
Побольше бы их

Ответить
12

А когда они такие же хорошие, как этот, то хочется их в два раза больше.

Ответить
0

Я как раз подумал, что здесь пригодится классная кнопка в приложении, которая читает текст. Зашёл с телефона и не нашёл этой кнопки. Кто-нибудь знает, почему её выпилили?

Ответить
0

Айфоны умеют читать почти любой текст с экрана, если вдруг у тебя он.

Ответить
0

Вдруг он, но мне не нравится тембр и интонация. Здешний был прямо супер, когда я один единственный раз им пользовался

Ответить
0

А откуда брать на них время? Или только один лонгрид в день?

Ответить
17

У Тома Уилсона потрясающе душевный инстаграм. Да и вообще, как это не странно, мне он наиболее приятен как человек из всего каста, несмотря на так правдоподобно сыгранную роль) Ну и не могу не оставить это здесь

Ответить
18

Ох уж эта Лорейн

Ответить
10

Спасибо, очень интересно было почитать! Буквально пару месяцев назад пересматривал всю трилогию. Даже трудно поверить, что фильму больше 30 лет..

Ответить
8

Получить «роль» в кино DeLorean помог его устаревший дизайн

Простите, что? Это кривой перевод или кривая игра ума? Загуглите, пожалуйста, american cars 1982-1985 и посмотрите на "современный дизайн" автомобилей того времени. ДеЛореан на их фоне выглядит реально как автомобиль из будущего.

Ответить
6

Всегда нравилась вторая часть в детстве, потому что показывала будущее и всякие технические штуки, которые интересны любому пацану.
А вот вырос и любимая часть теперь - первая, ибо не техникой единой..

Ответить
12

А теперь вторая часть показывает прошлое.

Ответить
6

К слову, сегодня восьмидесятилетие Кристофера Ллойда.

Ответить
3

Не все кстати замечают, что актрису играющую подружку Марти из первого фильма заменили другой.

Ответить
2

Ваще не заметно.
А вот что не многие знают, рука бьющая Бифа в кафе в первом фильме принадлежит Столцу

Ответить
9

Очень даже заметно. И меня всегда расстраивал этот факт, т.к. Клаудия Уэллс мне казалась более симпатичной, чем Элизабет Шу.

Ответить
2

А мне наоборот Элизабет Шу нравилась больше, какая то более живая и открытая чтоли, в отличии от унылой пластиковой куклы Уэльс

Ответить
3

Не все знают, что актёра, играющего отца Марти, заменили другим.

Ответить
0

Это с разных ракурсов, случайно вставил.

Ответить
4

Другие не хотели принимать сценарий из-за ярко выраженного семейного юмора. Тогда в моде были взрослые комедии с рейтингом R, собиравшие хорошую кассу в прокате, такие как Porky.

Пожалуйста, заберите меня в те тёмные времена!!! (Porky - так себе фильм, но сам факт отсутствие засилья PG13 фильмов прямо манит)

Ответить
3

Я предлагаю, ради интереса, отдельно собрать отсылки к BTTF в играх и кино.
Например, недавно я видел такие в Bully (стоящие часы на ратуше) и Contrast (модель "не в масштабе")

Ответить
3

Все суперкруто, автору — жму F.

Но вот только DeLorean, а не DeLorian

Ответить
0

Спасибо! Поправили

Ответить
3

"В 2010 году Telltale Games смогла получить лицензию на разработку эпизодической игры во вселенной, получившую название Back to the Future: The Game.
Сценарий для проекта помог писать Боб Гейл, а Майкл Джей Фокс и Кристофер Ллойд участвовали в озвучке персонажей. В сюжете Telltale использовались некоторые наработки, не вошедшие в кино. Например, в игровом мини-сериале фигурировал отец дока Брауна."

Немного не верно - Майл Джей Фокс не принимал участие, только Кристофер Ллойд. На озвучку нашли A. J. Locascio, которому все с детства говорили, что он звучал также как Марти и в итоге тот прошел пробы и стал голосом Марти в игре.

Ответить
0

Майкл Джей Фокс тоже участвовал, он озвучил предка Макфлая и постаревших Марти из альтернативных будущих линий.

Ответить
0

Да? Тогда моя ошибка, в свое время читал, что его хотели привлечь, но не смогли. Спасибо!

Ответить
1

Я чувствую рискую навернуть тонну минусов, но не ради них же тут сижу, а посему :
Мне никогда не казался фильм (фильмЫ, точнее) супермегакрутыми и гениальными. Ну да, в детстве смотрел все части и по несколько раз, но только потому, что в то время как-то особо-то и выбирать не из чего было, то есть что идёт по тем штукам десяти каналам, то и смотришь собственно . Хотя прям нравилась лишь вторая часть, так как в детстве это шок вызывало что Ты смотришь фильм, в котором под другим углом показывают некоторые события. А третью вот прям недолюбливал. Она мне казалась бесконечно скучной , где радовали лишь прообразы героев (ну или предки, скорее.)
ЗЫ: Но нет, не хэйтер фильмов и не ненавижу франшизу! Сам не знаю чего решил вылезти с своим ̶а̶в̶т̶о̶р̶и̶т̶е̶т̶н̶ы̶м̶ не нужным мнением, наверное просто because I can и для того, что б те полтора человека которые так же не фанатеют от вселенной подумали "ебись-клиторись.....Я не один\одна такой\такая?! О_о"
ЗЫЫ: А статье плюсик закинул , за старание, хотя итак эту тему если не в топ выведут, то по-крайней мере точно высоко оценят =р

Ответить
1

Много бы отдал, чтобы посмотреть весь отснятый материал с Штольцом в главной роли.

Ответить
1

Кстати, в документальном фильме Back In Time, Боб Гейл не исключил возможности, что весь материал с Эриком будет выпущен. Когда-нибудь. Но вряд ли конечно

Ответить
0

Я тоже! Но вот даже по тем кадрам, что есть на утубах, видно, что Штольц явно не так хорош. Какой-то он деревянный чтоли, не те эмоции отыгрывает. Стала бы трилогия культовая, останься он в роли Марти - большой вопрос.

Ответить
1

Чудо-фильм, в чудесное время для кино)

Ответить
1

ухх тут текста. вечером за чайком почитаю ибо эта серия фильмов одна из любимых. авансом ставлю лайк

Ответить
1

Ну, что же, пора очередной раз пересмотреть трилогию.

Ответить
1

Стабильно , раз в год , пересматриваем с женой всю трилогию

Ответить
1

Каждый год пересматриваю трилогию и каждый раз получаю удовольствие. Как говорится: "После стольких лет? Всегда."

Ответить
0

Не название фильма Шайнберг хотел изменить, а название книги написанной Джорджем - в документе же написано.

Ответить
0

Не внимательно читаете. В документе он предлагает сменить название сценария и фильма в целом:

Ответить
0

Но указания на новое название фильма нет, только желание его изменить.

Ответить
0

Любимое кино.

Кстати интересно, какая часть у кого является любимой?

Ответить
1

Как ни странно, вторая, т.к. моё знакомство с трилогией состоялось именно на ней. Даже, когда решал, машину из какой части купить себе в коллекцию, выбрал ДеЛореан из второй.
А меньше всего люблю третью, хотя она тоже хорошая, мне её неторопливый темп не очень нравится. Плюс это такое кино между эпохами: снятое в восьмидесятые, но выпущенное в девяностые, что не идёт ему на пользу.

Ответить
0

шикарно, поставил бы 100 плюсов, да никак!

Ответить
0

Только пару лет назад пересматривая первую часть разглядел метаморфозы с названием гипермаркета на парковке которого происходит первый пуск машины времени. Если кто не в курсе, в начале фильма табличка гласит "Twin Pines Mall" (ТЦ "Две сосны"), затем когда Марти перемещается в 1955 он сбивает одну из молодых сосен из-за которых была названа эта местность и въезжает в фермерский амбар. А в концовке фильма, когда он повторно прибегает к парковке у молла и видит себя и Дока на табличке уже написано "Lone Pine Mall" (ТЦ "Одинокая сосна").

Ответить
0

Спасибо за прекрасную статью. Пожалуй, пересмотрю все три части

Ответить
0

Кстати существует комикс о том, что было бы если бы Эрик Столц все-таки снялся бы в роли Марти. http://givingbacktothefuture.com

Ответить
0

Материал написан ведь на основе вышедшей книги по истории создания фильма?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-250597-0", "render_to": "inpage_VI-250597-0-1134314964", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=clmf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudo", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fzvc" } } } ]
Новая игра Ubisoft на релизе выглядит
точно так же, как и на E3
Подписаться на push-уведомления