Собирая горькую правду по кусочкам: провалы в памяти как психологическая защита. Психологический разбор фильма "Рассказ"2017

Фильм "Рассказ" 2017 года - это пронзительно шокирующая история, основанная на реальных событиях. Кинокартина откровенная, скандальная, моментами даже омерзительная, потому что сам факт показанных событий повергает в отчаяние. Это история не о любви, а о травме ребенка, которую пришлось пронести с собой во взрослую жизнь, разбив в памяти по кусочкам травмирующие события. Временами сама подача раздражает, резкие скачки во времени мешают переключиться и понять о чём идет речь, затем постоянное изменение фактов, однако, эта режиссерская задумка ничто иное как способ продемонстрировать все особенности расщепления и отрицания как психологических защит. "Рассказ" является откровением Дженнифер Фокс, повествующей о том, как детская доверчивость и наивность могут стать приманкой для гнусных людей.

Детская любознательность и наивность

-Я не жалкая жертва
-Я не жалкая жертва

Дженни Фокс обычная тринадцатилетняя девочка из многодетной семьи, внезапно у ребенка появляется желание заниматься верховой ездой, так она и попадает на ферму к той самой злополучной Миссис Джи и её дружку Биллу. Дома царит хаос, но нельзя назвать семью Фокс неблагополучной, они вполне состоятельные раз могут позволить купить лошадь для дочери, однако у них пятеро детей, старшие ругаются с младшими, а еще постоянная суета и крики младенцев. Дженни ощущает себя одиноко, словно на нее никто не обращает внимания. Родители любят дочь, но из-за большого количества детей, у них не всегда хватает времени уследить за всеми, но чтобы никто из них не чувствовал себя ущемленным, им позволяется заниматься разными хобби и у Дженни - это верховая езда. Как и все девочки из благополучных семей она добрая, открытая, доверчивая и наивная. Родители оставляют дочь на конеферме на всё лето, затем позволяют проводить время вместе с тренером Миссис Джи каждые выходные, даже не задумываясь о каких-то последствиях. Видя детскую наивность и ощущение брошенности. Миссис Джи и её любовник Билл решают воспользоваться этим. Они вербуют ребенка, рассказывая какая она хорошая, смелая, необыкновенная, а её родители просто боятся жить иначе, они ничего не понимают, их нужно жалеть за их ограниченность. Билл же постоянно рассуждает с Дженни о её сексуальности, говорит, что родители не видят в ней женщину, а он видит и восхищается.

-На не стоит рассказывать твоим родителям, что мы ездим к Биллу. - Они ничего не понимают.
-На не стоит рассказывать твоим родителям, что мы ездим к Биллу. - Они ничего не понимают.

События происходят в 70-е годы, когда тема насилия не была так распространена, "никто не обсуждал это вслух", поэтому родители Дженни без опаски отпускали дочь к чужим людям. В такой дружественной атмосфере с мастерами лжи и вербовки девочка по незнанию и наивности вовлекается в преступный союз. Очень примечательно как работают такие извращенцы, они давят ребенку на больное, а именно на равнодушие родителей, чувство брошенности и непонимания, затем как бы восполняют этот дефицит своим безграничным вниманием, заботой, псевдолюбовью, хвалят, делают комплименты, а затем совершают преступление. Билл ласково говорит: "Я хочу спасти тебя от этих мальчишек, защитить, ведь ты такая необыкновенная", а после совращает и склоняет к насилию. Разум ребенка отключился, она не видела в этом ничего плохого, однако её тело твердило иначе. Девочку постоянно рвало после сексуальных действий, через телесные ощущения Дженни стала понимать, что всё происходящее ненормально.

-Тело твердило мне о том, что отказывался принимать разум. Я устала, очень устала. Это страх перед разбитыми мечтами. Дженни

Девочка с душой писателя вкладывает все свои переживания в рассказ, в нём она заморозила время, оставив только приятные воспоминания от этих отношений. Однако, когда этот рассказ читают взрослые люди, они понимают, что это преступление, а не романтический вымысел маленькой девочки. Увы, Дженни приходится насильно стать взрослее и принять горькую правду, замаскировав её милыми мечтами и воспоминаниями о красивой любви и дружбе. Детская психика дробит память на осколки, оставляя этот рассказ как инструкцию по восстановлению, но чтобы нормально функционировать и жить дальше, превращает страшное преступление в историю о любви.

- Какой мальчик будет делать для тебя то, что делаю я.         Билл
- Какой мальчик будет делать для тебя то, что делаю я.         Билл

Механизм психологических защит

-Чтобы выжить мы рассказываем разные истории. Что вы рассказываете о себе? (Дженнифер Фокс)
-Чтобы выжить мы рассказываем разные истории. Что вы рассказываете о себе? (Дженнифер Фокс)

Взрослая Дженнифер после тревожного разговора с матерью, нашедшей её "Рассказ", решает перечитать и вспомнить о том, что же там произошло. Погружение в глубины памяти становится болезненным и травматичным, каждый раз собирая по кусочкам факты, Дженнифер становится ближе к пугающей правде. Героине 48 лет, она журналист-документалист, преподает в вузе и учит студентов не скрывать эмоции и чувства, хотя сама таит в себе страшную тайну, о которой даже сама не подозревает. Подобные механизмы психологических защит как отрицание, расщепление и конфабуляции довольно часто формируются у жертв насилия. Подавление мыслей о травме, перенос их в область подсознания позволяют забыть о проблеме и тем самым избежать тяжелых переживаний. Однако тело помнит всё. Защита всегда осуществляется неосознанно - человеку довольно трудно в самом себе заметить действие защит, поскольку это приведет к ретравматизации, поэтому проще сделать вид, что ничего не произошло. Двойственность психологических защит связана с тем, что, с одной стороны, они повышают устойчивость психики к стрессу и позволяют жить дальше, а, с другой - мешают видеть реальность и преодолевать препятствия. И каковы же последствия защит у Дженнифер во взрослой жизни: первый брак в 48 лет, нет детей, частая смена сексуальных партнеров, проблемы в сексуальной сфере и длительно существовавшая аноргазмия, трудности с доверием и т.д..

Первая защита "отрицание" - прямой отказ признать, что что-то свершилось в прошлом. "Я не жалкая жертва!"

Вторая защита - "расщепление" - это защитный механизм, который заключается в мышлении в категориях «хорошо» или «плохо»; в данном случае травма, нанесенная Биллом была отнесена к категории "хорошо".

Третья защита - конфабуляции - это ложные воспоминания, в которых факты, существовавшие в действительности, были видоизменены или искажены.

Собирая горькую правду по кусочкам: провалы в памяти как психологическая защита. Психологический разбор фильма "Рассказ"2017

Именно поэтому повествование противоречиво, то Дженни 15 лет, то 13 лет, то в насилии участвовал только Билл, а затем оказывается и Джи там всегда была, а потом выясняется, что она не первая жертва, была какая-то Айрис. Собирая пазл, взрослая Дженнифер как бы берет интервью у всех участников тех событий, но лишь метафорически, у себя в голове, и приходит к понимаю суровой действительности. Женщина выпускает внутреннего ребенка, который не желал быть "жалкой жертвой", поэтому создал красивую сказочку о любви, и тогда открывается шокирующая правда, которую она столько лет отрицала. Жених тоже видит в этом страшное преступление, но в тот момент, Дженнифер еще не была готова к осознанию и это вызвало в ней отрицание и агрессию на Мартина.

Те установки, что когда-то внушил ей Билл, так и преследовали всю жизнь, а именно ненависть к браку и детям, не понимая тогда в детстве происходящего над ней, она будучи взрослой прочно запечатала в памяти эти заветы, ведь в 48 лет у нее ни брака, ни детей.

Собирая горькую правду по кусочкам: провалы в памяти как психологическая защита. Психологический разбор фильма "Рассказ"2017

Сорокалетний мужчина вместе с сообщницей подвергли насилию не одну девочку, но им ничего за это не было. Если Миссис Джи расплатилась чередой трагических событий: потерей любовника, смертью единственного сына и вынужденной необходимостью ухаживать за больным раком мужем, то Биллу всё сошло с рук. Ему даже мемориал открыли в учебном учреждении, где он работал. На церемонии все чествовали преступника, показное лицемерие и возвеличивание человека, сломавшего не одну жизнь, заявившись на этот вечер Дженнифер высказала в лицо насильнику свои переживания, наконец признав ту порочную связь преступлением, а не любовью. Фильм "Рассказ" не милая сказка с справедливым концом, это ужасная история, основанная на реальных событиях, а в жизни, как мы знаем, не всегда наказание настигает преступников. По первому описанию, Вам может показаться, что «Рассказ» — это типичная скучная, женская драма о потерянном детстве, созданная для выжимания слезы у зрителя. На самом деле, фильм получился настолько сильным в эмоциональном плане, что после просмотра некоторых сцен бросает в дрожь.

Поражает в этой истории то, как ребенок самостоятельно принял решение покончить с этими отношения, когда всё явно начало выходить из под контроля. Ни родители, ни бабушка, ни бывшие ученицы конефермы, ни другая девушка, подвергшаяся насилию - никто не остановил это ужасное преступление, они лишь где-то отдаленно подозревали, также отрицая жестокую действительность. Это прекрасно демонстрируется в конце фильма, когда мать винит себя и горько плачет о том, что не защитила и подвела дочь, а ведь она подозревала, но ничего не сделала. Дженни пришлось взвалить эту боль на свои маленькие хрупкие плечи и пронести её через всю жизнь, отрицая и раскалывая память на кусочки, чтобы выжить. Нет ничего хуже, чем быть использованным взрослыми людьми, за исключением отрицания этого и позволения этому продолжаться.

Дженнифер Фокс и её кинематографический прототип
Дженнифер Фокс и её кинематографический прототип
99
5 комментариев

Смотрела, сильная история

1
Ответить

а в конце горькое послевкусие и мысль, а стоило ли это вспоминать...

1
Ответить

Не смотрел. Возьму на заметку.

Ответить

рекомендую

1
Ответить

Не смотрел и не буду, не люблб смотреть как маленьких обижают взрослые(

Ответить