Почему «Неадекватные люди 2» лучше первой части, рецензия и разбор. (спойлеры)

Недавно читая DTF наткнулся на критическую рецензию автора, который раскритиковал новый фильм Романа Каримова.

Позволю себе не согласиться с его мнением (при всем уважении к автору рецензии) и постараюсь объяснить почему фильм достоин просмотра и является более глубоким и искренним произведением чем первая часть.

Впереди критические спойлеры и немного психологической теории.

Прежде чем начать разбирать сиквел, давайте вспомним за что мы любим первый фильм.

Неадекватные люди 2010 года - это хорошая комедия с фирменным острым юмором и колоритными персонажами.

Самым ярким из них выступает Кристина (сыгранная чудесной актрисой Ингрид Олеринской), захватывающая внимание зрителя своим саркастичным взглядом на окружающий мир, который словно острый скальпель вскрывает всю ложь и напускной лоск окружающих.

На протяжении всего фильма героиня Кристины сближалась с новым загадочным соседом Виталием и к финалу оба героя, казалось бы, нашли друг друга и пришли к хэппи-энду «и жили они долго и счастливо».

Главные герои фильма: Кристина и Виталий (в исполнении Ингрид Олеринской и Илья Любимова).
Главные герои фильма: Кристина и Виталий (в исполнении Ингрид Олеринской и Илья Любимова).

И кажется что история пришла к логичному концу, где одинокие "души" нашли друг друга.

Однако, спустя 10 лет выходит сиквел, в котором реалистично показана судьба героев. Кристина и Виталий все еще вместе, но их, на первый взгляд, счастливый брак трещит по швам.

Продолжение культовой комедии смотрится как совершено другой фильм. Это уже не легкое и приятное кино на вечер, а бескомпромиссная драма, которая трезво смотрит на отношения, которые рушатся как замок из песка под ударами океанских волн.

Флёр хэппи-енда прошлой части разбивается о суровую реальность бытия, когда чувства проходят и в один момент ты понимаешь что живешь под одной крышей и делишь постель с человеком, с которым у вас не осталось практически ничего общего.

Для меня второй фильм - очень мощное психологическое высказывание об отношениях.

Психологический разбор

Чтобы понять дальнейшую мотивацию героев (измену, уход Кристины и дальнейшую ее попытку спустя несколько лет вернуться к Виталию), необходимо немного погрузиться в трансакционный анализ Эрика Берна.

Эрик Берн считал, что каждый партнёр занимает определённую психологическую позицию по отношению к своей второй половинке (а так же к коллегам на работе, друзьям и тд).

Выбор этой позиции определяет то, как в паре строятся отношения. Всего таких позиции (или иными словами состояний «Я») три: ребёнок, взрослый и родитель.

Диады отношений по Берну. 
Диады отношений по Берну. 

Хоть и Берн считает, что в разных ситуациях партнеры переодически могут меняться ролями, тем не менее наиболее взрослые и счастливые отношения возможны в паре, в которой оба партнера в большинстве коммуникаций "трансакционных поглаживаний" находятся в позиции взрослый - взрослый.

А именно, когда оба партнёра:

  • осознают свои действия;
  • имеют общие цели;
  • готовы слушать друг друга;
  • готовы идти на уступки (компромиссы) ради общего счастья.
Пример отношений диады <i>взрослый - взрослый</i> между учителем и учеником.
Пример отношений диады взрослый - взрослый между учителем и учеником.

Отношения в остальных диадах (например, ребёнок - взрослый) имеют болезненную созависимость, которая не даёт паре гармонии и приводит одну из сторон к страданию и внутренним проблемам.

Отношения героев в первом фильме

В первом фильме очевидна психологическая позиция героев: ребёнок - взрослый.

Даже Мать Кристины в конце первого фильма напрямую говорит Виталию,

«Поймите, Кристина выросла без отца, это многое объясняет. Поверьте она в вас влюблена».

Из дальнейших действий очевидно, что Кристина тянется к Виталию не просто как к влюблённому, она подсознательно видит в нем фигуру родителя.

Схема по Берну, демонстрирующая диаду отношений Виталия и Кристины (взрослого и ребенка) Картинка взята с <a href="https://ta-moscow.ru/stati/tranzaktsionnyy-analiz/pro-transaktnyy-analiz-tranzaktsionnyy-analiz-ta/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">сайта</a>
Схема по Берну, демонстрирующая диаду отношений Виталия и Кристины (взрослого и ребенка) Картинка взята с сайта

Например, Кристина:

  • просит помочь с уроками (с английским)
  • присмотреть за ней на вечеринке (важный момент, данную просьбу озвучивает мать главной героини, но она охотно соглашается)
  • сопроводить на свидание и защитить от приставучего ухажера
  • по совету Виталия идёт к психологу и предпринимает попытки наладить отношения с мамой
  • начинает лучше учиться и заниматься учёбой (читать книжки, делать уроки и тд)

В конце фильма в сцене поцелуя наблюдающие отмечают «смотрите, мужик школьницу целует»

Кристина и Виталий <i>уезжают</i> в "<i>счастливый</i>' финал.
Кристина и Виталий уезжают в "счастливый' финал.

По первому фильму очевидно, что Кристина в душе ещё ребёнок, которая вступает с Виталием в диаде отношений ребенок-взрослый. Примечательно, что на момент съёмок первой части актисе 17, а герою 33.

Отношения героев во втором фильме

Проходит 10 лет, выходит сиквел в котором Кристина из 17 летней школьницы выросла в красивую женщину, которая все еще остаётся в позиции психологически незрелого ребёнка. Она не работает, не учиться, у неё нет увлечений и хобби (кроме обустройства дома), она никак не реализовалась в жизни и не имеет каких-либо жизненных целей.

Повзрослевшая Кристина в исполнении великолепной Ингрид Олеринской
Повзрослевшая Кристина в исполнении великолепной Ингрид Олеринской

Виталий же четко для себя наметил план своей дальнейшей жизни. Ему хочется детей и спокойной семейной жизни: "вкусный ужин, детей и спокойный сон после работы".

Разные психологические позиции показаны в сцене совместного ужина. В ней Кристина ведёт себя так же как на семейном торжестве с родственниками в первом фильме: саркастическим юмором безжалостно препарирует собеседников - важный деловых партнеров, которые могут дать Виталию большой контракт.

Кристина как и в первом части ведёт себя как подросток, бунтующий против лицемерия окружающего мира и неосознанно разбивая все планы «взрослого» Виталия, для которого ужин - шанс получить желаемый успех над которым он корпел долгие годы.

Виталий после рокового ужина критикует героиню. Кто бы как морально не оценивал поступок Виталия (желание подлизаться к важному деловому партнёру), нельзя не заметить, что он обращается к ней как «взрослый» к «взрослому».

Во взрослых отношениях всегда есть win-win позиция или иными словами: "ты мне, а я тебе".

Ты мне спокойный ужин и немного притворства - я нам с тобой новые возможности (новый контракт с приглашенным на ужин партнером должен был существенно увеличить доход молодой пары)

Однако, Кристина же не слышит его и обвиняет в лицемерии, выступая как «ребёнок» - подросток, ополчившийся против внешнего мира и не умеющий идти на компромиссы.

Как происходит процесс взросления героини

В начале фильма Кристина, как подросток, устраивает бунт против «родителя» - заводит роман на стороне с таким же как она бунтующим «ребёнком» - мажором, прожигающим состояние влиятельного отца. Похожим образом Кристина поступила с мамой в прошлом фильме, несмотря на запрет, завязав с Виталием отношения.

Важная сцена - беседа с психологом сразу после разрыва. Кристина спрашивает психолога, почему у них не складываются отношения и психолог практически прямым текстом говорит о позиции «ребёнок - взрослый». (1:58 минута в трейлере)

Обратите внимания и Кристина и ее новый ухажёр оба «дети» и строят отношения в диаде: ребёнок - ребёнок.

Почему «Неадекватные люди 2» лучше первой части, рецензия и разбор. (спойлеры)

Отсюда их импульсивное и незрелое поведение:

  • алкогольные трипы;
  • постоянные "тусовки" в клубах;
  • прогулы учебы;
  • циничное отношение к окружающим (охранники в клубе, официанты);
  • жестокий и бесчеловечный разрыв с Виталием;

Примечателен и диалог Кристины с мажором, в котором тот прямым текстом заявляет о презрении ко всем работающим людям, которые ведут самостоятельную жизнь. Новые возлюбленные являются незрелыми детьми, которые пошли на осознанный или бессознательный протест против своих родителей (мажор - против отца, а Кристина - против Виталия).

Разность психологических позиций героев показывает сцена, когда Виталий узнаёт об измене и пытается вернуть Кристину, придя в клуб к мажору.

Пока дружки ее нового бойфренда всячески издеваются над Виталием, он пытается донести до девушки позицию. Как взрослый к взрослому. Объяснить ей, что они прожили 10 счастливых лет вместе, них общий дом, общее будущее. Но Кристина находясь в позиции «ребёнка» не готова услышать доводы и рвет с ним связь.

Подходит какое то время и Кристина начинает понимать, что смена партнёра не привела её к желанному счастью. Она, сталкиваясь с хамским отношением и изменами своего нового избранника, начинает взрослеть.

Тут логично снова вернутся к психологическим теориям, а именно к стадиям развития личности по Эрику Эриксону.

Почему «Неадекватные люди 2» лучше первой части, рецензия и разбор. (спойлеры)

Так же и тут, Кристина сначала отрицает ценности Виталия на ужине (недоверие к миру); затем изменяет Виталию - бунтует (становление автономии); устраивается на работу (инициатива); пытается на работе построить инновационное мобильное приложение (ориентация на работу), осознает себя как перспективного руководителя, который нашел любимое дело (идентификация); обжигается об неадекватное руководств, лишается любимой работы и нового дома (изоляция); находит себя, создав свой успешный стар-ап и обретая новых друзей (зрелость, ориентация на семью и воспитание).

Кристина, преодолев все стадии становления, стала взрослой, полноценной личностью, которая способна строить серьезные отношения как взрослый - со взрослым.

Осознав важность Виталия (не как родителя, а как любимого человека), Кристина хочет к нему вернутся и строить уже отношения в новой плоскости (как два взрослых и осознанных человека).

Однако, уже слишком поздно. Виталий, пережив колоссальную личную драму, нашёл новую спутницу жизни - Соню, которая несмотря на молодость, вступает с героем в диаду отношений взрослый - взрослый.

Соня и Виталий (кадр из фильма "Неадекватные люди"). Соня сыграна талантливой дебютанткой <a href="https://www.kinopoisk.ru/name/5828331/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Марии Горячевой</a>.
Соня и Виталий (кадр из фильма "Неадекватные люди"). Соня сыграна талантливой дебютанткой Марии Горячевой.

Интересна предыстория героини. Она, будучи тайной любовницей психолога, расстаётся с ним. Одна из причин расставаний - не желание героя Цыганкова заводить семью.

Виталий и новая героиня находят друг друга и помимо общей боли (оба оказались у разбитого корыта и были преданы), они как два взрослых человека (диада взрослый-взрослый) находят общие цели: семья, дом, дети, благополучие.

Роль психолога в фильме

Что касается роли психолога (героя Евгения Цыганкова) в фильме - обратимся к треугольнику Карпмана.

Треугольник Карпмана
Треугольник Карпмана

Психолог осознанно выступает злодеем, который сознательно толкает хорошую девушку, которую он не может сделать счастливой в виду своего характера и своих ценностей, уйти к спасителю (Виталию), который может дать девушке то чего она хочет: заботы, любви, семьи.

Кто-то скажет, что действия психолога необъективны и тут он выступает как отрицательный персонаж.

Психолог, которого играет один из лучших актеров СНГ -  <a href="https://www.kinopoisk.ru/name/231411/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Евгений Цыганов </a>
Психолог, которого играет один из лучших актеров СНГ -  Евгений Цыганов

Однако, на мой взгляд, психолог осуществляет хоть и морально спорный, но полезный для Виталия поступок - жертвует своё дружбой ради благополучия друга.

Немного личного, в моей жизни был схожий случай.

Бывают моменты, когда ты видишь что твоему другу плохо или он зашёл не туда (например, оказался в очень плохой компании) и ты должен сделать что-то больное для друга - за что он может тебя возненавидеть (например, отдать его на принудительную реабилитацию от наркозависимости, рассказать ему страшную правду о измене, которую он не хочет слышать, вытащить его насильно из болота в котором он сам оказался).

Ты понимаешь, что друг после твоего поступка может отказаться от тебя, но твои действия станут для него конечным благом и ты идешь на сознательную жертву.

Вывод

На мой взгляд, фильм чудесный, один из лучших в карьере Каримова. В нем и прекрасный психологичный сценарий и очень талантливые актерские работы.

Лично для меня он помимо рассказа хорошей и интересной истории - напомнил мне о двух важных выводах.

1. Какой бы сильной не была влюблённость и химия на зарождении отношений, однажды, она либо пройдёт, либо гамма чувств утихнет и тогда вы рискуйте проснуться с человеком, который хочет жить другой жизнью и который видит другое будущее для себя.

Поэтому очень важно несмотря на вихрь ощущений, чувств и страстей трезво смотреть на партнера и строить отношения как взрослый со взрослым, находя общие цели какие они не были бы (благополучие, дом, социальная деятельность, познание мира и тд)

2. «Жили счастливо и умерли в один день» - сказочная концепция, которая часто натыкается на острые рифы реальности. Счастливые и долгие отношения - это сложная работа двух взрослых (не важно какого пола людей), требующая ежедневного труда, компромиссов и умения находить общие цели, увлечения и ценности.

С наступающим,

Будьте счастливы,

И искренних, счастливых и взрослых вам отношений в Новом Году!

9090
45 комментариев

и постараюсь объяснить почему фильм достоин просмотра Впереди критические спойлеры

Чел ты...

27
Ответить

Обьясню еще короче 

11
Ответить

я вообще не понял разъеб из предыдущей статьи: "как посмел автор сделать продолжение своего фильма таким реалистичным, без хэппи энда"
а вот взял и сделал - и тем первый фильм ценнее, что второй немного другой и про другое - а иначе и быть не могло

15
Ответить

Там вообще были охуенные жизненные советы в стиле "главное перетерпеть, любовь все победит!111"

9
Ответить
13
Ответить

Это же психолог-наркоман из Голяка!

4
Ответить

Бля Макналти, опять ты бухой 

3
Ответить