3096 дней (нем. "3096 Tage") - история одного австрийского похищения
Фильм "3096 дней" был снят ещё в 2012 году, в городе Мюнхене. Так как фильм был предназначен для международного проката, съёмки велись на английском языке, а для Германии был сделан синхронный перевод. Премьера "3096 дней" состоялась уже в австрийском городе Вена 25 февраля 2013 года. В основу картины легли вполне реальные события, обстоятельства которых стали известны общественности в далёком 2006 году. История гласит, что десятилетняя местная австрийская девочка с непривычным для страны русским именем "Наташа" в день своего похищения — 2 марта 1998 года — поссорилась с матерью, Бригиттой Сирни, и в одиночку ушла в школу. Дальше с ней поравнялся белый фургон, как в похожих историях Сабины Дарденн из Бельгии и Джейси Ли Дьюгард/Дугард из США, и из него выскочил мужчина, схватил ребенка и увез его к себе в дом, где заточил в подвале.
В плену девочка провела ровно 8 лет. В 2006-м году она сбежала, когда похититель, на сей раз - не серийный убийца, а душевнобольной Вольфганг Приклопиль - отвлекся на телефонный разговор. Через несколько часов его тело обнаружат на железнодорожных путях, в духе "Анны Карениной" Льва Толстого. Казалось бы, история окончена: девочка спасена. Однако, главные вопросы, терзавшие мировую общественность на тот момент, еще не прозвучали. Как Наташа будет заново учиться жить после трагедии, сможет ли она нормально общаться с людьми, будет ли она счастлива? Ее история будто срисована с известного романа "Коллекционер" Джона Фаулза. Сперва поток домыслов обрушился на мать Наташи — её обвиняли в том, что она чуть ли не подстроила похищение собственной дочери! А потом уже досталось по полной и самой девушке, которая в первые дни после освобождения скрывалась от общественности и проходила реабилитацию.
Согласно некоторым сообщениям из СМИ, Наташу долгое время выслеживали папарацци, которые чуть ли не штурмом брали клинику, а во время сопровождения жертвы похищения в суд и обратно полицейским Австрии приходилось применять меры по защите личности Кампуш от посторонних - 18-летнюю бывшую узницу вели под руки, накрыв одеялом с головы до ног. Присутствовала Наташа Кампуш и на презентации книги своей матери, но всё же ещё не показывала свое лицо СМИ. В конечном итоге, её вынудили дать первое эксклюзивное интервью австрийскому каналу ORF. Передачу вел звезда австрийских ток-шоу — Кристоф Ферштайн. И людям она не понравилась. Они хотели увидеть измождённую и заплаканную пленницу, а Наташа выглядела также, как и остальные девушки её возраста — с макияжем и волосами, убранными под сиреневый платок. Иногда во время рассказа о своей жизни Наташа даже улыбалась, однако и с трудом сдерживала слёзы, украдкой вытирая их платком.
Вместо телестудии зрители видели коридор клиники, где Наташа лечилась после освобождения. Рядом с известным журналистом Австрии присутствовал и лечащий врач Кампуш, но в кадр он не попал. Интервью жертвы в те годы буквально раскололо общество Германии и Австрии, а затем - и всего мира - на два лагеря: одни стали требовать, чтобы девушку оставили в покое, а из ее сломанной жизни не делали мыльную оперу. Другие, наоборот, считали, что на собственной трагедии не грех и заработать, за что потом Наташу вскоре и осудили. Крупные киностудии были готовы заплатить Кампуш за право снять фильм о ее похищении.Дальше последовала и череда мемуаров. Свои истории рассказали мать Натальи и отец (каждый выпустил по книге). Наконец, в сентябре 2010 года, замученная бесконечными расспросами о произошедшем, девушка выпустила свою автобиографию под названием «3096 дней», которая в 2013-м была экранизирована.
Но люди снова были недовольны. Главной претензией стало отсутствие упоминания о сексуальном насилии со стороны похитителя, сцену которого против воли пленницы создатели картины всё же включили в фильм, придумали эти щепетильные эпизоды «такими, какими мы их понимали». Сама Наташа Кампуш всегда подчеркивала, что отказ от ответа на вопрос о принуждении к половому акту — это последняя часть личной жизни, которая у нее осталась. Однако, запрос общества на кадры эротического содержания вопреки здравому смыслу, был удовлетворен сполна.
Потом девушку обвиняли в том, что она расплакалась, узнав о смерти похитителя, а после — выкупила дом, в подвале которого провела 8 лет. Люди говорили о стокгольмском синдроме, но сама Кампуш считала, что, навязывая ей диагнозы, общество тем самым глубоко оскорбляет её и не принимает во внимание сложнейший опыт, который ей пришлось пережить в очень юном возрасте. Через 6 лет Наташа выпустила вторую книгу — «10 лет свободы». И еще через 3 года — следующую, про травлю жертв насилия в интернете. Сейчас она известна как писательница, дизайнер ювелирных украшений, телеведущая и благотворитель.
Стоит сказать, что сама Наташа Кампуш вовсе не горела желанием снимать какие-либо фильмы о своей судьбе. Как и писать автобиографию. Но лицемерное общество было не унять: поскольку преступник был мертв, львиная доля негодования и осуждения обрушилась на его жертву, ибо она не соответствовала ожиданиям публики, играла не по правилам, не была удобной и стереотипной страдалицей, несчастной и сломленной. Люди находили странным то, что Наташа ни разу публично не осудила Приклопиля. не высказала ненависти в его сторону, не переехала жить к матери после освобождения. И сочувствие к похищенной маленькой девочке быстро переросло в неприятие.
По жестокому и негативному опыту Наташи Кампуш, мировая общественность неохотно слышит от жертвы похищения , что нет ничего просто черного или белого и что никто не может быть просто хорошим или плохим, даже похититель. Такая готовность к дифференциации быстро отвергается одним словом: Стокгольмский синдром. Однако, Наташа никоим образом не отрицает, что у нее также выработалось поведение, при котором жертва «сочувствует и сотрудничает» с преступником, но для нее это - не болезнь, а единственная и верная «стратегия выживания в безвыходной ситуации». Конечно, предложения снять фильм по мотивам реальной трагедии приходили Наташе Кампуш со всего мира и раньше. Однако, единственным, кому жертва похищения смогла всецело довериться, был австрийский режиссер Бернд Айхингер, умерший в 2011 году. Именно он вел переговоры с Наташей и приступил к написанию сценария. Затем его сменила Шерри Хорманн, которая в интервью заявила: «Самым сложным было найти причину, по которой люди хотели посмотреть этот фильм».