Кто такой Цай Минлян?
Этот текст нацелен на то, чтобы предоставить вам понимание и обзор фильмов тайваньского режиссёра Цая Минляна в удобном для чтения виде, охватывающем все его работы с начала карьеры. Он (текст) выходит за рамки простого перечисления кратких пересказов сюжетов, предлагая набор инсайтов, подобных тем, которые вы могли бы получить от друга, который помешан на китайских фильмах.
Ожидайте кратких замечаний о визуальной эстетике отдельных сцен и общей атмосфере каждого фильма. Разумеется, я попытался избежать спойлеров, чтобы чтение оставалось увлекательным.
Итак, найдите удобное место, возьмите в руки телефон или настройте экран ноутбука и готовьтесь к увлекательному погружению в лучшие тайваньские городские драмы.
И последнее, но не менее важное: тем, кто хочет посмотреть фильмы, повезло, потому что в цифровой библиотеке Internet Archive собрано 8 из 11 фильмов Цая Минляна, которые доступны бесплатно на платформе и вам даже не понадобится знание английского\китайского языка, поймёте почему позже.
Кто же ты такой, Цай Минлян?
Родившийся в Малайзии в 1957 году, Цай Минлян начал свой путь в кинематограф с раннего увлечения искусством. Позже он следовал своей страсти в Национальном университете искусств Тайбэя, где отточил свои навыки и разработал уникальный художественный стиль, который переопределил тайваньское кино.
Фильмография Цая - это мастер-класс в трогательном повествовании, часто изображающем трудности городской жизни и человеческое одиночество с помощью впечатляющего и созерцательного визуального языка.
Цай Минлян выделяется своими художественными решениями, которые делают его фильмы по-настоящему уникальными и особенными. Однако нужно признать, что эти решения могут также сделать его фильмы довольно сложными для восприятия.
Вот краткий обзор этих характерных элементов:
- отсутствие саундтрека
- отсутствие диалогов
- длинные кадры
Вот так ^__^
Теперь вы можете задаться вопросом, зачем вам смотреть его фильмы и ответ довольно прост.
Кино Цая Минляна опирается на простоту сцен и минимализм реквизита, которые служат замечательными инструментами для передачи его художественного видения.
Все его фильмы вращаются вокруг темы отчуждения, особенно в контексте оживлённого города, такого как Тайбэй, где происходит действие большинства его фильмов. Собственно, начнём...
Rebels of the Neon God (青少年哪吒), 1992
Двое друзей в телефонной будке. Они закуривают сигарету. На улице идёт дождь. В Тайбэе всегда идёт дождь. Темно. Они звонят кому-то? Нет, они собираются украсть монеты из телефона. Так начинается фильм.
На протяжении фильма саундтрек используется крайне редко, появляясь всего дважды. Сначала в начале, а затем повторяется ближе к концу.
Это единственная музыкальная композиция с повторяющимися нотами и резким, похожим на гранж, тоном, напоминающим американские триллеры.
Этот звуковой сигнал предвещает какое-то событие, но его детали остаются неизвестными. Однако, когда этот низкий аккорд звучит, он вызывает интуитивную реакцию, оставляя чувство предвкушения.
"Ты слышал про Неонового Бога?" — спрашивает жена у мужа.
Личность и значение Неонового Бога, как и бунтарей, остаются нераскрытыми на протяжении всего фильма.
Ответы не даются напрямую, оставляя зрителя раздумывать и делать свои собственные выводы по мере развития истории. Можно интерпретировать фильм следующим образом. Есть известная картина итальянского футуриста под названием "La città che sale", что переводится как "Город поднимается" на английском. Значение этой картины можно интерпретировать как празднование трансформации городов в результате быстрого индустриального и технологического развития.
Фильм точно об этом, но вместо празднования технологического прогресса, он рассказывает историю "бунтарей" против этой революции - тех, кто живёт отчуждённой, одинокой жизнью, казалось бы, без выхода.
Смотрим фильм по ссылке.
Vive l’amour (愛情萬歲), 1994
Видео на VK.
В этом фильме мы следим за путешествием одинокого человека, почти как если бы это было продолжением первого фильма.
Он продолжает быть главным героем, неся ту же общую атмосферу.
Теперь он работает в крематории и занимает пустые дома, выставленные на продажу на рынке недвижимости, как свои временные жилища.
Его жизнь принимает неожиданный оборот, когда он пересекается с привлекательной женщиной, работающей в агентстве недвижимости, управляющем домом, в котором он временно живёт.
Возникают осложнения, когда женщина начинает приводить своего парня в этот же дом.
Однако их жизни никогда по-настоящему не пересекаются. Женщина остаётся в неведении о существовании таинственного жильца.
Эта повторяющаяся тема пересекающихся, но не соединяющихся жизней служит ярким мотивом в фильмах Цая Минляна, ещё больше подчёркивая изолированность, которую испытывают его герои.
Фильм исследует тему сексуального желания, изображая, как оно может возникать на фоне одиночества и социального дискомфорта.
Молодой человек часто наблюдает за интимными отношениями пары и начинает испытывать инстинктивные чувства к обоим.
Смотрим фильм по ссылке.
The River (河流), 1997
Во время съёмки сцены у реки режиссёр сталкивается с проблемой - манекен, использующийся в качестве мёртвого тела, недостаточно реалистичен. Это ставит под угрозу его замысел.
Как часто бывает в фильмах Цая Минляна, тема отношений отца и сына остаётся постоянной.
Однако в этом фильме режиссёр также углубляется в темы предательства и гомосексуальности. Отец скрывает свою тайную связь с молодым мужчиной, которого он встречает в гостиничном номере. Тем временем мать вовлечена в романтические отношения с другим мужчиной.
Эти сложные отношения и напряжённость, связанная с ними, формируют ключевые аспекты повествования фильма.
The Hole (洞), 1998
С наступлением нового тысячелетия на Тайбэй обрушивается неизвестная эпидемия. Власти вводят меры по борьбе с вспышкой, в том числе эвакуируют жителей из пострадавших районов и отключают водоснабжение, чтобы стимулировать людей покидать свои дома.
Снова в этом фильме жизни двух незнакомцев пересекаются, объединённые их общими переживаниями дискомфорта и изоляции.
Фильмы Цая Минляна всегда склонны изображать людей, потерявших свой путь. Кажется, что их одиночество притягивает их друг к другу, хотя их жизни всегда остаются на периферии.
В этом дождливом Тайбэе, охваченном загадочным вирусом, дождь льёт безостановочно. На фоне ливня появляются тонкие отсылки к американской культуре, как в предыдущих фильмах была отсылка к голливудскому идолу Джеймсу Дину.
Эти моменты переплетаются с балетными сценами с намёками на хулахуп или рокабилли, добавляя интригующую смесь художественных элементов к повествованию.
Смотрим фильм по ссылке.
What Time Is It There? (你那邊幾點), 2001
На улице парень зарабатывает на жизнь, продавая часы. Однажды к нему подходит девушка и спрашивает, можно ли купить часы, которые он носит на своём запястье. Неохотно он отказывается, так как считается плохой приметой отдавать что-то личное, находясь в трауре.
Девушка собирается в поездку в Париж и нуждается в часах с двумя часовыми поясами. Когда она наконец уезжает в Европу с часами, парень начинает одержимо думать о Париже. Его увлечение Парижем усиливается, и он начинает покупать кассеты с фильмами вроде "Хиросима, моя любовь".
Между тем, мать парня с нетерпением ждёт возвращения своего умершего мужа, ищет знаки и символы, которые появляются ей каждый день.
Одиночество всегда присутствует в жизни героев Цая Минляна. Когда она путешествует в Париж, она чувствует себя ещё более одинокой, чем раньше. Хотя она встречает другую девушку, она всё ещё не может справиться со своей скорбью и найти утешение.
Фильм можно посмотреть по ссылке.
Goodbye, Dragon Inn (不散), 2003
Видео на VK.
Ещё одно медитативное исследование одиночества и человеческих связей, действие которого разворачивается в обветшалом кинотеатре под названием "Dragon Inn".
Возможно, это один из самых известных фильмов режиссёра, также известный на китайском как "Bu san", что переводится как "Прощай, Dragon Inn".
"Dragon Inn" - это название реального классического тайваньского фильма в жанре уся, выпущенного в 1967 году режиссёром Кингом Ху.
Фильм Цая Минляна "Goodbye, Dragon Inn" происходит в ветхом кинотеатре, где в последний вечер перед закрытием показывают оригинальный "Dragon Inn".
Фильм отдаёт дань уважения старым кинотеатрам и опыту просмотра фильмов в традиционных залах, который в то время постепенно вытеснялся современными мультиплексами.
Выбор названия "Goodbye, Dragon Inn" отражает прощание Цая Минляна с уходящей эпохой традиционного кино и его ностальгию по ушедшим временам кинопросмотра.
Это также символизирует конец эпохи и мимолётную природу человеческого существования. Медленный темп фильма и минимализм диалогов усиливают чувство пустоты и тоски, захватывая одиночество персонажей и меланхоличную атмосферу последнего вечера кинотеатра.
Хотя основной акцент сделан на упадке традиционного кино, Цай Минлян тонко намекает на западное кино, вставляя отрывок из американского фильма "Rio Bravo" (1959) режиссёра Ховарда Хоукса.
В общем, "Goodbye, Dragon Inn" - это поэтический и интроспективный фильм, исследующий темы ностальгии, изоляции и эфемерности жизни и кино.
Вы можете посмотреть фильм здесь.
The Wayward Cloud (天邊一朵雲), 2005
В продолжении фильма "What Time Is It There?" Сяо-Кан теперь становится актёром в порнографических фильмах.
Сяо-Кан и главная героиня, ранее пересекавшиеся до её отъезда во Францию, вновь встречаются в жаркий летний день в Тайбэе.
Режиссёр искусно переплетает тему секса через весь сюжет, часто используя символические образы арбузов.
Сочные и чувственные качества арбуза делают его подходящим символом желания и сексуальности. Как и арбуз, который ассоциируется с физическим удовольствием и наслаждением, фильм исследует сложные и порой табуированные желания персонажей.
Арбуз также можно рассматривать как представление социальных проблем.
В фильме также затрагивается кризис нехватки воды на Тайване. В моменты водного дефицита правительство предлагает пить сок, получаемый из этого плода, который в основном состоит из воды.
Нехватка воды параллельна нехватке близости и связи, которые переживают персонажи.
"The Wayward Cloud" снова отдаёт дань уважения американскому кино, включая музыкальные элементы, напоминающие классические мюзиклы.
Через исследование нестандартной карьеры Сяо-Кана как актёра в порнографии, фильм ставит под сомнение социальные нормы и освещает те крайности, на которые люди готовы пойти ради выживания в безжалостном мире.
Фильм поднимает вопросы о сложностях человеческих желаний, последствиях личных выборов и постоянной борьбе за удовлетворение и связь.
Вы можете посмотреть фильм здесь.
I Don’t Want to Sleep Alone (黑眼圈), 2006
Этот фильм, возможно, впервые показывает акт заботы о других людях. Это также первый фильм, снятый не на Тайване. Ли Кан Шэн исполняет двойную роль, играя бездомного иностранца и парализованного мужчину.
После обморока на улице его спасают люди, которые заботятся о нём, пока он не поправится.
Город, в котором разворачивается действие, страдает от сильного загрязнения воздуха. Не уточняется, является ли это чумой или песчаной бурей. Однако загрязнённый и непригодный для дыхания воздух становится центральным элементом фильма, влияя на жизнь персонажей и создавая ощущение подавленности и отчуждения в городе.
Face (臉), 2009
Этот фильм был создан в сотрудничестве с Лувром в Париже, что делает его уникальным произведением искусства.
"Face", или "Visage" во французской версии,- это экспериментальная работа, которая размывает границы между визуальным искусством и повествовательным кино.
Фильм рассказывает о тайваньском режиссёре, которого играет Ли Кан-Шэн, приезжающем в Париж для съёмок фильма.
Однако он страдает от загадочного паралича лица, из-за которого не может говорить или выражать эмоции.
По мере развития фильма возникают темы коммуникации, отчуждения и культурного смещения. Борьба персонажей за взаимопонимание становится метафорой более широких проблем глобализации и утраты культурной идентичности в современном, стремительно меняющемся мире.
Stray Dogs (郊遊), 2013
Двое детей спят рядом, погружённые в глубокий сон. Мать молча расчёсывает волосы с отстранённостью и печалью. Да, это ещё один, и, возможно, самый созерцательный из всех фильмов Цая Минляна.
"Stray Dogs", режиссёр Цай Минлян, - это завораживающий фильм, который исследует жизнь бедной семьи, борющейся за выживание в современном Тайбэе.
Фильм сосредоточен на отце, которого играет Ли Кан-Шэн, работающем живой рекламной вывеской, и его жизни в крайней нищете.
Фильм вновь использует минималистический стиль и выразительную операторскую работу, погружая зрителя в мир тишины, где жесты и выражения говорят громче слов.
Этот фильм, как и другие, включает повторяющиеся мотивы и яркие образы, такие как использование капусты как метафоры выживания и присутствие фрески с изображением спокойного природного ландшафта на фоне городского упадка.
Days (日子), 2020
Последний фильм Цая Минляна примечателен своей повествовательной структурой, или, точнее, её отсутствием. В отличие от многих традиционных фильмов, он имеет экспериментальный и эпизодический формат.
Фильм состоит из двух отдельных историй, каждая из которых сосредоточена на одиноком мужчине, всегда играемом Ли Кан-Шэном.
Фильм позволяет зрителю наблюдать за повседневной жизнью этих персонажей, их рутиной и переживаниями в интимной и неторопливой манере.
Эта нестандартная повествовательная структура приглашает зрителя задуматься о рутинных аспектах существования и найти в них глубокую красоту.
КОНЕЦ.
Это шойгу
Мимо.
Надо быть особенным челом, чтобы все его фильмы посмотреть. Слишком уж тонкая грань между унылым и бессмысленным и талантливым и вырапзительным. И он частенько эту грань переступает. Думаю, обычному человеку Дыра самое то, что надо посмотреть для знакомства. Тем более, это почти мюзикл. Ну и Прощай дракон, наверное, или бунтарей. Достаточно будет.
Достаточно быть в глубокой депрессии и можно залпом все его работы пересмотреть. Найти глубинный смысл там, где, может, его и не было. Я смог, вы нет.
Минлян прекрасный режиссёр с кучей достойных внимания фильмов. Радует, что тут и такие посты есть.
Есть и будут.
Я только Псоя Короленко знаю. У него борода крутая, как у меня. Меня даже одно время с ним путали, когда я приехал в столицу с недельного запоя на жёстком похмелье.