Топ лучших кинокартин 2017 года — FINAL CUT

Привет. Под прошлый Новый год я опубликовал пост про фильмы 2017-го года, который хорошо приняли, и сейчас настало время сделать то же самое, но лучше. Спецом для этого я посмотрел 196 фильмов 2017-го, и сейчас расскажу о тех, что считаю лучшими.

Топ лучших кинокартин 2017 года — FINAL CUT

Вроде бы настало время писать про то, каким замечательным был 2018-й, но весь год я смотрел по большей части фильмы прошлого года. И хорошего было настолько много, что мне было трудно остановиться. Сначала смотреть, потом писать. Так что получайте простыню текста про целых 43 фильма. Я попробовал её покомпактнее оформить, но про что-то просто невозможно написать мало! Это особенно касается киношек, которые не были в прошлой версии топа (я их тогда ещё не видел) и которые незаслуженно малоизвестны. А некоторые тексты про фильмы из прошлой версии я просто переписал, применив навыки рерайтера.

Основную массу отсмотренного составили фильмы, которые я и так ждал (читай: снятые интересными режиссёрами, написанные интересными сценаристами и/или с хорошим кастом), внезапно заинтересовавшие при выходе, "нашумевший" артхаус, лауреаты и номинанты премий и фестивалей, да и просто картины, которые были заметны в прокате. Если кино имеет хоть какой-то шанс мне понравиться, то оно автоматом попадает в вотчлист. А к топу я не приступал до тех пор, пока не посмотрю все отобранные фильмы. Я вообще стараюсь не упустить ничего важного в каждом жанре. Мне помогает в этом то, что я знаю, где искать, и люблю кино как таковое, а не смотрю его для получения каких-то конкретных впечатлений. Уверен, что каждый найдёт в топе что-то интересное для себя.

На случай, если вам интересен просто список без чтения 60 с лишним тысяч знаков — вы можете найти его в конце поста. Там же я представлю немного никому не нужной статистики и оставлю всяких ссылок для наглейшего самопиара.

Что не попало в топ?

Вот просто десяток фильмов, которые почти попали в список. Они хорошие, но могли бы были чуть лучше:

John Wick: Chapter Two / «Джон Уик 2» — ну про это вы знаете.
Split
/ «Сплит» — про этот фильм вроде тоже.
Wind River / «Ветреная река» — он был в моём топе, но немного вывалился.
I, Tonya / «Я — Тоня» — об этом фильме слыхали.
Molly's Game / «Игра Молли» — и об этом, скорее всего.
Spider-Man: Homecoming / «Человек-паук: Возвращение домой» — а уж про него точно все знают.
The Lost City of Z / «Затерянный город Z» — атмосферный приключенческий фильм Джеймса Грея.
Tour De Pharmacy / «На колёсах» — угарная мокьюментари про велоспорт.
Blade of the Immortal / «Клинок бессмертного» — сотый фильм Такаси Миике. Spettacolo /«Спектакль» — документалка, у которой всего 2 оценки на Кинопоиске, и вы обязаны это исправить.

А теперь о том, что добралось до списка.

43. Colossal / «Моя девушка — монстр»

До сих пор коробит от русского названия. Героиня Энн Хэтэуэй в фильме даже не является ничьей девушкой!
До сих пор коробит от русского названия. Героиня Энн Хэтэуэй в фильме даже не является ничьей девушкой!

Хочется начать со спорного фильма, который незаслуженно прошёл мимо зрителя. Всё дело в позиционировании, как мне кажется. Colossal подавался как разудалая комедия с Хэтэуэй и Судейкисом, а на деле это драма про алкоголизм, абьюзинг и детские травмы. Хоть и не без забавных моментов. Я до сих пор не до конца уверен, хорош ли Colossal сам по себе, или он просто очень зашёл конкретно мне. Но попробовать его стоит. Это немного обескураживающее кино, однако очень хорошо написанное и играющее от своих сильных сторон. А именно от каста, динамики в отношениях между персонажами и оригинальной концепции (когда ещё увидишь бухающую Хэтэуэй, дистанционно управляющую годзиллой!), которая ни разу не сливается в банальщину.

42. It Comes at Night / «Оно приходит ночью»

Хоррор из тех, которые я люблю. Потому что не очень хоррор.
Хоррор из тех, которые я люблю. Потому что не очень хоррор.

Я не очень поддерживаю весь хайп критиков вокруг этого фильма, однако не отметить его не могу. Потому что зрители, сильно опустившие его оценку, тоже не правы! «Оно приходит ночью» — уверенный психологический хоррор-триллер, снятый подающим надежды Треем Эдвардом Шульцем. Что его выделяет, так это высокий градус метафоричности даже для такого любящего поиграть с метафорами жанра. Вероятно, поэтому критикам он так зашёл. В отличие от рядовых ценителей ужастиков, они любят такие нарочито неочевидные истории. Меня же в фильме намного больше впечатлили густая атмосфера постапокалипсиса, операторская работа, изящное использование экранного каше для отдельных сцен и крайне убедительная игра всего актёрского ансамбля (особенно отмечу Кристофера Эббота). А вот основная идея «Оно приходит ночью» для меня исчерпывающе раскрывается уже в первые минуты одним лишь кадром со знаменитой картиной Брейгеля «Триумф смерти». Но это только моё понимание, и это совсем не спойлер!

41. Ak-nyeo / «Злодейка»

Делает зло на протяжении двух часов (с перерывами)!
Делает зло на протяжении двух часов (с перерывами)!

Я тут пробежался по своему файлику со списком, и заметил, что кроме южнокорейской «Злодейки» в него попал всего один боевик. Ну, любители экшн-фильмов, вкушайте зубодробительное кино, которое заменило «Рейд» успешнее, чем все другие индонезийские боевики вместе взятые (это я сейчас на твои дешёвые поделки смотрю, Тимо Тьяджанто). По крайней мере по уровню постановки экшн-сцен, которые здесь на любой вкус. В частности, присутствует сцены от первого лица в духе «Хардкора», драки на мечах верхом на всевозможном транспорте, а встречает фильм изумительным омажем к «Олдбою», махачем в узком коридоре. Мне, правда, совсем не охота про сюжет говорить — он скучный, это слишком банальная калька с «Никиты», и его чересчур много в фильме. Но про все проблемы фильма забываешь, когда главная героиня хватается за оружие.

40. I Love You, Daddy / «Я люблю тебя, папочка»

Тебя мы тоже тебя любим, Луи.
Тебя мы тоже тебя любим, Луи.

Чрезвычайно было обидно за Луи СиКея, когда «Я люблю тебя, папочка» не добрался до проката из-за обвинений в харрасменте. Но это не повод его совсем из виду упускать! Луи снял очень остроумную, ироничную и (что наиболее важно в нашем мире) самоироничную чёрно-белую картину в духе Вуди Аллена. И сделал всё прям по канонам классика. Загибайте пальцы. Луи сыграл в фильме сценариста, страдающего от творческих мук и проблем с несовершеннолетней дочерью. Он набрал каст из разномастных звёзд, вроде Джона Малковича, Чарли Дэя и Роуз Бирн. Он сделал странный закос под кино классического Голливуда, поместив события в наше время. И как и у Вуди, у Луи получилось лампово, актуально и очень смешно. Наверное, в том числе и потому, что юмор в фильме чисто сикеевский — мрачный, неполиткорректный, злободневный и пошлый.

39. «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»

Та самая киноха про гопника с «Патимейкером» на звонке.
Та самая киноха про гопника с «Патимейкером» на звонке.

Мне приятно, когда отечественное кино попадает в мои личные топы, потому что я не делаю поблажек какому-то фильму лишь потому, что он был снят где-то, где редко снимают хорошее кино. Минкульт со своими квотами в этот пост пока не добрался. Увы, большая часть видных русских картин, вроде «Аритмии», «Кроткой» и «Тесноты», мне практически ничем не понравились. Но вот «Витька Чеснок» (вместе с другим русским фильмом, который будет сильно повыше) — совершенно другой разговор. Это кино, не стремящееся эксплуатировать какие-то застаревшие клише, а умело играет современными трендами без малейшего намёка на how do you do fellow kids. Взять тот же саундтрек с Хаски и Грибами. Работа Александра Ханта смешная, стильно снятая, динамичная и с очень располагающими (несмотря на их очевидные недостатки) характерами главгероев. И несмотря на парочку досадных сюжетных косяков ближе к концу, стабильно радует высоким качеством сценарий. А такое далеко не каждый год увидишь — со сценаристами в нашем кино совсем проблемы.

38. Hymyilevä mies / «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»

«Бешеный бык» XXI века с мягким финским характером.
«Бешеный бык» XXI века с мягким финским характером.

На деле сравнение с шедевром Скорсезе — полная чушь, не знаю, зачем я написал это. Их роднит разве что чёрно-белая плёнка. Финский фильм, название которого по правде переводится как «Улыбающийся человек», о персонаже далеко не таком харизматичном, как Джейк Ламотта, но впечатляющем не меньше. Олли Мяки был местной звездой бокса, аматором, который сумел пробиться в профессиональную лигу и до сих пор считается лучим боксёром Финляндии в истории. Это непривычно лёгкое, лишённое какой-либо натужной драмы, кино, очень не похоже на другие байопики о спортсменах. Фильм нарушает все правила жанра, так же как сам Олли противился быть типичным боксёром. Он уделяет слишком много времени личным заботам, относится к поражениям так же легко, как к победам, и не концентрируется на работе сверх меры. Поэтому «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» смотрится так же легко и приятно, как легка и приятна улыбка на лице исполнителя главной роли Яркко Лахти.

37. DRIB

Пранк на пранке пранком погоняемый.
Пранк на пранке пранком погоняемый.

На момент просмотра мной фильма DRIB, он имел около 10 оценок на «Кинопоиске» и чуть больше сотни на IMDB. Сейчас ситуация не особо изменилась, но вы можете легко на это повлиять! Это уникальная и немного безумная штуковина из Норвегии, рассказывающая историю Амира Асгарнеджада и его пранка, который буквально зашёл слишком далеко. Молодой парень стал звездой норвежского Ютуба, и его позвали поучаствовать в рекламной кампании известного энергетика, но всё в итоге пошло не совсем так. Так как Амир находится под NDA, название бренда пришлось заменить на выдуманный DRIB, хотя оригинальный бренд упоминается в фильме не раз и не два.

Само кино выстроено так, что его можно назвать одновременно документалкой, мокьюментари и игровым фильмом. Он снят по реальной истории, рассказанной Амиром, но нам показывают не только сам фильм, снятый по ней, а ещё и процесс съёмок, на которых Амир разыгрывает уже свою же съёмочную группу. Получается такая история в истории в истории, взрывающая мозг! Я сам начинаю путаться в этой конструкции, так что просто возьмите и зацените этот фильм (его, к слову, можно посмотреть в Amazon Prime).

36. Columbus / «Колумбус»

Фильм, продающий одноимённый город.
Фильм, продающий одноимённый город.

«Колумбус» снят корейским видео-эссеистом Kogonada, автором всяких видосов о кино и режиссёрах. Это его первый фильм, и, господи, до чего это удачный дебют! Безумно красивое кино, в котором Kogonada, походу, решил использовать всякие интересные приёмы своих любимых авторов. О сценарии товарищ тоже не забыл: он довольно неспешный, не богатый на события, но интерес держит благодаря химии между героями. Вообще, если оторваться от сюжета, который подаётся целиком в виде диалогов, то фильм оказывается посвящённым архитектуре. Сам город Колумбус — очень интересный город с десятками уникальных зданий. Настоящая мекка для ценителей современной архитектуры, он создаёт непередаваемую атмосферу. Своеобразный исполнитель главной роли, если прям совсем наглеть и забить на актёров. Хотя Джон Чо тоже хорош, почти как в недавнем «Поиске».

35. The Lego Batman Movie / «Лего Фильм: Бэтмен»

Фильм DC, который мы заслужили.
Фильм DC, который мы заслужили.

Хммм, тут максимум короткий абзац. Ну, как многие уже знают, «Бэтмен» из конструктора стал лучшим фильмом про Брюса Уэйна со времён «Тёмного Рыцаря». Первого, разумеется, — сиквел Нолана всё ещё хуже «Лего Бэтмена». В таком безумном мире мы живём. Бонусом это самый смешной и стёбный фильм про Бэтманца, а бонусным бонусом в концовке он наступает на территорию Марвела и становится самым амбициозным кроссовером в истории. Маст си.

34. Una Mujer Fantástica / «Фантастическая женщина»

Осторожно, под зеркалом кое-что есть.<br />
Осторожно, под зеркалом кое-что есть.

Лауреат "Оскара" за фильм на иностранном языке в этом году был очень очевидный. Сколько бы я ни восхищался «Нелюбовью», «Квадратом» и «О теле и душе» («Оскорблением» не восхищаюсь, увы), очень глубокое совпадение фильма с текущей политической и социальной повесткой США давало ему слишком много баллов. Вообще в Латинской Америке уже очень давно и помногу снимают картины про меньшинства (вспомнить хотя бы «Поцелуй женщины-паука» 1985-го года или нашумевший XXY 2007-го), и я удивлён, что они не так уж часто добиваются известности за пределами своего материка. И вот звёзды, наконец, сошлись! Но не всё так прозаично с «Фантастической женщиной» — это не только сильное высказывание, но и более чем смотрибельный фильм. Он красивый, со знанием дела снятый и с отличными актёрскими работами.

Главным образом, конечно, блистает Даниэла Вега. Она не только удивительно красива и женственна для трансгендера, но и играет весьма убедительно. Не то чтобы я за полностью поддерживал требования брать на роли трансгендеров исключительно представителей этой группы — актёров может элементарно не хватать. Но когда исполнитель по-настоящему талантлив, то упускать такую возможность глупо. Главное, чтобы не было наоборот, и сама идея и сценарий оставались на первом месте. Но у «Фантастической женщины» в этом плане всё в порядке.

33. Mr & Mme Adelman / «Он и она»

Внезапно французский фильм.<br />
Внезапно французский фильм.

Простая, но изумительно сделанная французская мелодрама, попавшая в список последней буквально пару недель назад. Что лишний раз мне доказало, что я не зря до последнего тянул с этим делом и досматривал всё отобранное. В «Мсье и мадам Адельман» та самая мадам Адельман, вдова погибшего писателя-лауреата нобелевки, рассказывает журналисту историю их с мужем жизни. И там действительно есть, о чём рассказать! Он бабник, циник и стереотипная творческая личность, она — литературовед из еврейской семьи. И отношения двух таких разных, но сошедшихся в общих интересах людей — настоящие американские горки. Играют парочку Дория Тилье (она играла во французском ремейке «Полных незнакомцев») и Николя Бедос, звезда таких картин, как «Любовь живёт три года», «Любовь без пересадок», «Любовь на кончиках пальцев» и ну вы поняли. Но не стоит судить о фильме по их послужному списку. Бедос очень неплохо себя показывает как режиссёр фильма, вместе они написали достойный сценарий, а как экранная пара демонстрируют какую-то фантастическую химию. За их героями наблюдать одно удовольствие. Собственно это, а ещё и шикарная картинка — главные причины смотреть кино.

Придраться мне хочется только к одному моменту «Мсье и мадам Адельман», его концовке. Я постараюсь не спойлернуть этот сюжетный поворот, но в этом году вышло по крайней мере два фильма с подобным сюжетом, а ещё один, очень известный, вышел тремя годами ранее. Тема очень заезженная, и в «Мсье и мадам Адельман» без неё можно было вполне обойтись. В общем, если вас это не смущает, и если вы не против слащавости, свойственной французам, то вам определённо стоит попробовать этот фильм.

Отношения с современным кино Франции у меня очень сложные. Я вообще заметил, что единственные впечатляющие меня фильмы французского производства — это либо что-то экстремальное от Гаспара Ноэ, либо вот такие вот картины. Такие, в стиле Жана-Пьера Жёне, с его контрастной цветовой гаммой, монтажом и выпендрёжными операторскими решениями. И этот фильм не последний подобный в списке.

32. November / «Ноябрь»

Ох уж эти сказочники.
Ох уж эти сказочники.

Этот фильм — самая неожиданно классная вещь, что я смотрел за последнее время. В своей жизни я видел дай бог три-четыре эстонских фильма, и этот, пожалуй, лучший из них. «Ноябрь» — это хоррор по мотивам народных сказок. Он чёрно-белый, потому что дешёвый, и этот формат позволил скрыть несовершенство спецэффектов и простоту декораций. Но недостаток это или нет — вопрос открытый. Простоватость делает фильм очень аутентичным, атмосферным и напоминающим старые советские киносказки. Ну разве что сюда завезли обнажёнку и жестокость, свойственные европейскому фольклору.

В этой сказке есть всё, что мы любим: девушка-оборотень, девушка-чума, свинья-чума, сделки с дьяволом, троллящая клиентов ведьма, големы из огородного инвентаря, стреляющие печеньками ружья, стёб над христианством... Режиссёр и сценарист Райнер Сарнет решил поместить в два часа всё! И эти привычные и непривычные образы складываются в прекрасный фильм о любви, ревности, добропорядочности и последствиях необдуманных поступков. Даже немного социалочки завезли, показывая разницу между деревней и аристократией. Всё по-взрослому, в общем.

31. Logan / «Логан»

Noir version only.
Noir version only.

Поговорю не о самом фильме, а немного вокруг него. Я пересмотрел «Логана» дома в т.н. нуарной версии, и он мне одновременно понравился и больше, и меньше. С одной стороны, это снятый в цвете фильм, который идеален для пересмотра в ч/б. Практически такой же идеальный, как «Безумный Макс: Дорога ярости» (если не видели Black and Chrome Edition, то бегом). В этом формате становится видны стиль и качество съёмки. В особенности работа со светом. Будто «Логана» сразу в ч/б и снимали! А с другой... Ну его просто не так интересно смотреть во второй раз. Несмотря на его отличия от стандартных кинокомиксов, это всё ещё кинокомикс, туповатый и прямолинейный. И второй раз плакать в концовке уже не хочется. Да, я при первом просмотре всплакнул немного, с кем не бывает!

30. Lucky / «Счастливчик»

Не без Дэвида Линча.
Не без Дэвида Линча.

Надеюсь, все оценили шутейку? Я поставил фильм Lucky после фильма Logan, чтобы вместе они составили фильм Logan Lucky, который тоже вышел в 2017 году! Но эти два фильма роднит не только это. Как и «Логан», «Счастливчик» — это прежде всего фильм-прощание. И прощание не с каким-то там комиксовым персонажем, которого перезапустят лет через пять, а с прекрасным актёром Гарри Дином Стэнтоном. Его, увы, уже не перезапустить.

«Счастливчик» смотрится очень легко, он полон шуток и вообще старается развлечь зрителя. Это такое бессюжетное feel good movie, по духу напоминающее «Простую историю» Линча. Мы следим за несколькими днями из жизни старика Лаки, который вроде бы и здоров как конь, но внезапно начинает хворать без видимых причин. Гарри Дин фантастически хорош в роли сварливого и нудящего дедка, который смотрит телевикторины и вечерами пьёт кровавую мэри в баре. Его окружают другие харизматичные герои, вроде Дэвида Линча, который составляет завещание и хочет оставить всё своей черепахе. В принципе даже просто ради сцен с Линчем стоит заценить фильм.

Мне даже как-то нечего конкретнее сказать о фильме. Если «Логан» намеренно сгущает краски и выжимает слёзы (небезуспешно), то после просмотра лёгкого и юморного «Счастливчика» хочется перестать думать о смерти и жить дальше, радуясь, что был такой классный актёр как Гарри Дин Стэнтон. И меня, человека, относящегося к кино намного более серьёзно, чем к жизни, это устраивает.

29. Testről és Lélekről / «О теле и душе»

Моя вторая попытка навязать этот фильм. Но уже не такая уверенная.
Моя вторая попытка навязать этот фильм. Но уже не такая уверенная.

Этот фильм попал в мой топ исключительно потому, что я испытываю нездоровую любовь к странным мелодрамам про странных людей. Сам по себе фильм довольно спорный. Зимой я, находясь под ранним впечатлением, поставил «О теле и душе» выше большинства картин (он вроде бы был на шестом месте), но со временем слегка к нему охладел. Мне даже не пришлось его пересматривать: простого обдумывания деталей оказалось достаточно. Увы, если фильм со временем нравится меньше — это недобрый знак.

Но это по-прежнему очень красиво снятое и стильное кино с милой, хотя и водянистой, историей про двух интровертов, работающих на венгерской скотобойне. И, кстати, с одной из лучших женских ролей года. За глазастой Александрой Бобрей можно наблюдать бесконечно.

28. A Quiet Passion / «Тихая страсть»

Фильм для вашей внутренней филологической девы.
Фильм для вашей внутренней филологической девы.

Если попытаться описать «Тихую страсть» одним словом, это будет слово "поэзия". Кино про Эмили Дикинсон обязано быть, как и произведения великой поэтессы, чувственным и пропитанным грустью и лирикой. В принципе, этого было бы достаточно для достойного фильма, но «Тихая страсть» до кучи ещё и роскошно снята и хорошо сыграна.

Как байопик фильм работает как надо. Сыгранная внезапно Синтией Никсон из «Секса в большом городе», Эмили безумно убедительна. Она очаровывает и заражает характером, в котором нашлось место и бунтарству, и любви к троллингу, и убеждённому целомудрию. Фильм проходится через всю взрослую жизнь Эмили, и весьма насыщен событиями и прекрасными диалогами, которые поданы так, будто они происходили на самом деле. Что я не исключаю. События третьего акта фильма немного перевраны (я потом почитал википедию и выдержки из её биографии), но это будет важно только ярым фанбоям Дикинсон.

Каждый эпизод, словно глава книги, начинается с эпиграфа. Эмили сочиняет очередное стихотворение, которое максимально настраивает на то, что произойдёт, либо подчёркивает влияние предыдущего эпизода на неё как персонажа. И это работает хорошо — фильм приобретает очень мягкий ритмичный темп. После двух часов вы так погрузитесь в жизнь поэтессы и словите такую глубокую печаль, что захотите взять отпуск, чтобы провести неделю под пледом, читая стихи Дикинсон.

27. Thoroughbreds / «Чистокровные»

Две няши, не считая Антоши.
Две няши, не считая Антоши.

Какая-то волна моды на фильмы про подростков, совершающих особо тяжкие преступления. Дело в поколении, играющем в ДОКА2, не иначе. Я за последнее время поглядел несколько таких фильмов, некоторые из которых, типа Flower смотреть категорически не стоит. А вот «Чистокровных» — стоит! И не только потому что в нём играют две ваши любимые няши, Аня Тейлор-Джой и Оливия Кук.

Аманда — бесчувственная девочка без намёка на эмпатию. Лили — чувствительная и ненавидящая своего отчима. Внезапно они знакомятся и начинают интересовать друг друга. Между двумя совершенно непохожими людьми возникает странная симпатия и доверие, ну а там и до совместного планирования убийства недалеко. «Чистокровные» бодро и с кучей сарказма и циничного юмора, рассказывает довольно простую историю практически без каких-то глупостей и внезапных поворотов. Тот случай, когда важно, не о чём снят этот маленький фильм, а как: актёры играют прекрасно, снят фильм очень стильно и со вкусом — вы точно не пожалеете о просмотре, даже если почувствуете некоторую пустоту всей затеи. Но я не почувствовал — концовка более чем удовлетворяющая.

А ещё это последний фильм, в котором снялся Антон Ельчин. И он здесь ну прям отличный — его нелепый наркобарыга перетягивает всё внимание на себя каждый раз, когда появляется в кадре. Тоже повод посмотреть!

26. Wszystkie nieprzespane noce / «Все бессонные ночи»

Варшава никогда не спит.
Варшава никогда не спит.

Я вообще не думал включать в список документальные фильмы, так как в целом отношусь к ним как к совершенно отдельному виду медиа. Но «Все бессонные ночи» до того оригинален, что место для него найдётся. Он посвящён жизни парочки варшавских парней которые проводят несколько ночей по клубам, музыкальным фестивалям и впискам. В этом фильме нет унылых говорящих голов, интервью, закадрового голоса (не считая изредка "озвучивания" своих мыслей главгероем) и какого-то сюжета, вроде привычного нам расследования или чего-то в таком роде. Это полутора-с-лишним-часовой трип из танцев, алкогольных возлияний, попутного решения жизненных проблем и рефлексии персонажей.

Фильм изумительно снят и смонтирован. Камера никогда не прекращает движения (как и герои картины — танца), а сцены переходят друг в друга без потери темпа от начала и до конца. В процессе просмотра «Всех бессонных ночей» я буквально потерял счёт времени (сколько именно ночей парни провели в загуле — сказать трудно, в районе десятка точно), а главное — и почему решил для фильма сделать исключение — он совершенно не ощущается как документалка. Польские ребята выглядят до того естественно, что кажется, будто играют. Какую-то вроде бы нелогичную вещь я сейчас сказал, но так оно и есть.

25. Raw / «Сырое»

Не кино, а сырая котлета.
Не кино, а сырая котлета.

С детства вегетарианка Жюустин по семейной традиции отправляется в странный ветеринарный колледж. В нём каждый студент проходит инициацию, съедая кусок сырого мяса. Попав в это неблагоприятную для себя атмосферу, она начинает испытывать влечение сначала к мясу животных, а потом и к мясу людей. Такое вот странное бельгийское кино, которое по сути — необычный, экстремальный, взгляд на жанр coming of age. А кого-то кровь может ещё навести на ассоциации с женскими циклами.

Премьерный показ прекрасно прорекламировал «Сырое» тем, что с него зрители убегали, зажав рты рукой. Не знаю, странные люди. Наверняка те же, что уходили в Каннах с «Дома, который построил Джек». Фильм выглядит эстетически роскошно, имеет отличный саундтрек (в том числе и неплохую подборку лицензированных треков), а у Геренс Марилье — одна из лучших ролей года. И из-за такого классного исполнения на спорность и жестокость отдельных сцен вообще не обращаешь внимание. Как главная героиня, хоть и вегетарианка, не может перестать его сырок мясо, так и зритель, несмотря на нелицеприятность темы, не может оторвать от фильма взгляд. По крайней мере со мной всё сработало именно так.

24. Get Out / «Прочь»

Немного о фильме, который вас уже достал.
Немного о фильме, который вас уже достал.

Фильм «Прочь» вызывает противоречивые чувства даже через полтора года после выхода. С одной стороны, меня немного смущает то, насколько он переоценён, в основном из-за политического подтекста. С другой, я не понимаю тех зрителей, кто из-за чрезмерной (на их взгляд) политичности, принижает его достоинства как кино. «Прочь» весёлый, ироничный, оригинальный, сделанный со вкусом фильм, и практически ни к одному из его элементов у меня нет нареканий. Это один из самых удачных дебютов в кино этого десятилетия, и он заслуженно останется в памяти даже десятилетия спустя (плиз не скриньте). Хороший фильм, в общем.

23. mother! / «мама!»

твоя!
твоя!

Признаюсь, я так и не нашёл времени пересмотреть «маму!» (в отличие от большей части фильмов в топе), но уверен, что он всё такой же выбивающий почву из-под ног, в особенности в третьем акте, а Дженнифер Лоуренс всё так же впечатляет как актриса (это вообще её лучшая роль, как по мне). Вообще, я тут подумал, что это фильм, который вы либо уже посмотрели, либо вообще никогда не посмотрите. И как-то расписываться в советах мне кажется совсем бессмысленным. Фильм отличный, 23-е место. А я лучше сэкономлю виртуальную бумагу и побольше расскажу о следующих позициях!

22. Yoru wa mijikashi aruke yo otome / «Ночь коротка, гуляй, девчонка»

Ну что, пацаны...
Ну что, пацаны...

...аниме? Ну а что, в такой посредственный для западной анимации год хорошее аниме вполне может вписаться в топ. Повторюсь, если оно хорошее, а так аниме вообще для геев. Этот мультфильм имеет очаровательное название «Ночь коротка, гуляй, девчонка» и рассказывает не менее очаровательную историю. Если в определение "очаровательный" вы готовы включать "безумный" и "психоделический". По стилю «Ночь коротка» напоминает одновременно фильмы моего любимого сценариста Чарли Кауфмана и эксперименты Ричарда Линклейтера, вроде «Пробуждения жизни». Главгероиня Девчонка бухает ночь напролёт, знакомится со своеобразными персонажами, участвует в безумных авантюрах и рассуждает о высоких и бытовых вещах. Самое забавное, что все эти события можно совершенно по-разному интерпретировать, прикручивать метафоры и фантазировать. Мультфильм сделан очень креативно и хочет, чтобы зритель проявлял свою креативность.

Креатив креативом, но чему точно придётся привыкать неподготовленному зрителю, так это к необычному стилю анимации. Автор «Ночь коротка» Масааки Юаса известен на DTF своим недавним сериалом DEVILMAN: crybaby (Человек-дьявол: плакса), очень необычно нарисованным. Но что у фильма не отнять — неказистый стиль превосходно сочетается с контентом, они словно созданы друг для друга. Режиссёр в том году сделал ещё один мультфильм, «Лу за стеной». Он как раз не так выразителен и оригинален как «Ночь коротка», но если вам пришёлся по душе его стиль, то можете попробовать.

21. Happy End / «Хэппи-энд»

Хотя, казалось бы, режиссёр не любит снимать хэппи-энды.
Хотя, казалось бы, режиссёр не любит снимать хэппи-энды.

На повестке дня фильм режиссёра Михаэля Ханеке, гения артхауса в самом истинном смысле. Многие мои знакомые его терпеть не могут. Но не как Ларса фон Триера или Гаспара Ноэ из-за их провокационности, а из-за безумной скрупулёзности. Ханеке старается добиваться предельной реалистичности своих фильмов, даже если они из-за этого теряют в динамике и кинематографичности как таковой. Ещё у него интересная позиция относительно жестокости в кино: она у него всегда ужасает или вызывает оторопь, но никогда не развлекает. В «Хэппи-энде» всё это есть от души. Притом это его наиболее доступная для рядового зрителя работа.

В «Хэппи-энде» рассказывается о состоятельном французском семействе, каждый из членов которого так или иначе страдает усталостью от жизни. Ну, это обычно для мизантропа Ханеке, который, подобно своему любимому режиссёру Луи Бунюэлю, обожает препарировать "скромное обаяние буржуазии" и вываливать всю порочность, несостоятельность и вредность этого класса для общества. Мы следим за историей вместе с героиней-девочкой, которая, потренировавшись на хомячках, травит свою мать и попадает под попечение своей родни. Та живёт под одной крышей, и у дела у них далеко не в порядке. Собственно, сама девочка, будучи уже с малых лет более чем проблемным ребёнком, попадает в правильную компанию. И следить за её адаптацией в новых условиях весьма увлекательно.

Что классно в фильме в особенности? Я вот тащусь с реалистично показанных соцсетей и в принципе всех средств взаимодействия между героями. Ханеке в этом не разочаровывает: старику уже под восемьдесят, а он шарит в современных технологиях получше многих молодых авторов. Хороша игра как звёзд Трентиньяна и Юппер, так и менее известных актёров. Включая девочку — она восхитительна. Пусть «Хэппи-энд» не такой важный фильм Ханеке, как «Белая лента», «Скрытое» или «Любовь». Пусть он более поверхностный и прямолинейный. Но в то же время эта лёгкость делает его зрелищем действительно приносящим удовольствие, только представьте себе! В нём больше чем когда-либо странного чёрного юмора Ханеке и больше любопытных персонажей. Хотя, как всегда, все они лишь горстка социопатов, потерявших смысл к существованию, или просто закостенелых мудаков.

ИНТЕРМИССИЯ

Про фильмы из топ-20 будет чуть ниже. Вы уже много прочитали, и сейчас самое время дать глазам отдохнуть от монитора или экрана телефона. Сходите налейте чайку.

Топ лучших кинокартин 2017 года — FINAL CUT

20. Sandome no satsujin / «Третье убийство»

Кино для внимательного просмотра и кучи пересмотров.
Кино для внимательного просмотра и кучи пересмотров.

Этим летом я трижды за одну неделю посмотрел «Третье убийство». Сначала в кино, а потом дважды дома, потому что он уже вышел на, кхм, носителях. Режиссёр Хирокадзу Корээда отхватил Золотую пальмовую ветвь, и я понемногу решил осваивать его фильмы. Это кино очень хорошо. Лучше «Магазинных воришек». Оно, помимо очень интригующей истории, предлагает знакомство с ранее неизвестными широкой публике (вас я сейчас в расчёт не беру, анимешники) гранями японского менталитета. А ещё с японской судебной системой, которая местами ну очень странная

Работника фабрики обвиняют в убийстве своего начальника. Это уже второе его преступление в жизни, и ему грозит смертная казнь. Он сам признался в убийстве, и казалось бы всё, конец. Но его показания после каждого допроса меняются, и всё это попахивает каким-то разводом с целью сокрыть настоящее положение дел. Его адвокаты решаются докопаться до истины, чтобы, вероятно, доказать его невиновность или скосить срок. И эта скучная на бумаге процедуральная история на деле очень и очень увлекательно раскручивается. Не без помощи актёров. Очень крут ветеран кино Кодзи Якусё в роли убийцы. А исполнитель роли адвоката Масахару Фукуяма и вовсе превосходен. Это одна из лучших мужских ролей года, но уверен что во многом благодаря Корээде. Я потом видел Фукуяму у Джона Ву в «Мэнханте», и он там просто отвратителен. Впрочем, это сделало фильм только забавнее (не смотрите его).

Дополнительные баллы фильму накидываю за отличную основную музыкальную тему от Людовика Эйнауди и исключительную операторскую работу с этой постоянно еле заметно двигающейся камерой в статичных сценах. Как только ты её замечаешь, то уже невозможно развидеть, и в каждой сцене она словно в лёгкий транс вгоняет, ух. Люблю такие приёмчики.

19. The Meyerowitz Stories (New and Selected) / «Истории семьи Майровиц»

Adam Sandler is back!
Adam Sandler is back!

Не знаю, насколько он «бэк» на данный момент (из ближайших видных картин Сэндлера я знаю только фильм братьев Сафди), но год назад всё именно так и казалось. Актёр, которого я люблю за фильм «Любовь, сбивающая с ног», исполнил, пожалуй, свою вторую лучшую роль в карьере. И для этого ему даже не пришлось выходить из привычного амплуа. Баумбах, будучи адекватным режиссёром, очень изящно вклинил его в состав еврейского семейства Майровиц. Вместе с отцом (Дастин Хоффман), братом (Бен Стиллер), сестрой (Элизабет Марвел) и дочкой (Грэйс Ван Паттен) образуют лучший актёрский ансамбль прошлого года. Их герои смешные и со сложными отношениями между собой.

Сам фильм подан в виде нескольких коротких историй, которые случаются, когда члены семьи встречаются друг с другом. Им есть, что сказать друг другу, и выражения они для этого не выбирают (особенно в разговорах братьев с отцом). Всё это порождает комичные или трагикомичные ситуации порой с неожиданными концовками. Вместе эти рассказы складываются в цельную и забавную картину об эксцентричной творческой семье. В общем, если бы я советовал поглядеть фильм для знакомств с Баумбахом, то это был бы именно «Истории семьи Майровиц». Ну или «Милая Френсис», но скорее «Майровиц», да.

18. Chalard games goeng / «Плохой гений»

Азиатская дичь, но не аниме.
Азиатская дичь, но не аниме.

«Плохой гений» — это просто феерическая штука. Давно ли вы смотрели хорошее тайское кино, если вообще смотрели его? Вот именно, так что просто бегом смотреть этот редкий экзотический фрукт. Это самый кассовый тайский фильм, собравший денег в 25 раз больше своего бюджета. Он про группу суперумных школьников, которые решают сжульничать на выпускных экзаменах и при этом заработать немного (на самом деле много) тайских тенге. Вся фишка фильма в том, что рядовая история про сдачу тестов подаётся как триллер про аферистов в духе «Друзей Оушена».

«Плохой гений» очень напряжённый, технично, а главное, по-азиатски нарочито выпендрёжно снятый фильм. Местами ещё и смешной. В нём почти всё как надо. Впечатляют молодые двадцатилетние актёры, особенно исполнители главных ролей: мальчика-гения Бэнка играет Чанон Сантинаторнкул, а девочку-гения Линн — Чутимон Чуенгчароэнсукинг. Запомните эти имена (если сможете их прочесть, конечно). Остальные тайцы тоже отличные, не придерёшься. Основные герои пусть и довольно простые, но проходят за фильм заметную трансформацию характеров, отчего за ними очень занятно следить (это уже реверанс в сторону сценаристов). На их фоне англоязычные персонажи выглядят совсем никак. Белые актёры одновременно недоигрывают и переигрывают, не знаю, как такое возможно, но я это видел собственными глазами. Скорее всего их просто набрали с улицы, потому что выписывать в Тайланд кого-то из Голливуда не входило в ограниченный бюджет.

Я после просмотра, как обычно, поискал рецензий, и узнал, что такая история с экзаменами произошла на самом деле. Мозг = взорван. Разумеется, я ещё и наткнулся на жемчужины кинокритики! Одна из двух ревью на Кинопоиске, кроме кучи ошибок и просто плохого текста, содержит строчку, которая вывела меня из себя: "редко когда увидишь фильм, который буквально кричит о высокобюджетном и более умном ремейке". Мне интересно, сколько за свою жизнь автор видел смотрибельных ремейков азиатских фильмов? Может он забыл «Олдбоя» Спайка Ли или прошлогодние «Призрак в доспехах» и «Тетрадь смерти»? Единственный на моей памяти хороший ремейк — «Отступники» Скорсезе. И не факт, что он лучше — я оригинал пока не смотрел. Так что нет, смотрите оригинал, он восхитителен.

17. Las hijas de Abril / «Дочери Абриль»

Артхаусные дочки-матери в стиле мексиканского сериала.
Артхаусные дочки-матери в стиле мексиканского сериала.

Мишель Франко — очень любопытный мексиканский режиссёр, успевший уже поработать с голливудскими актёрами в фильме «Хроник». Его можно назвать настоящим умельцем придумывать сильных и необычных персонажей, и в последнем его фильме главные действующие лица именно такие. Валерия, забеременевшая в молодом возрасте, живёт вместе с сестрой и своим парнем ждёт ребёнка. Но вполне комфортная жизнь в прибрежном мексиканском городке рушится, когда к ним заявляется мать Валерии.

Абриль — настоящая антиреклама материнства, похлеще сумасшедших мамаш в «одноклассниках». Попав в дом к беременной дочери, слишком молодая в душе Абриль до родов притворяется заботливой матерью и будущей бабушкой, но после рождения внучки, похищает её. Прихватив с ней и парня своей дочери, который внезапно раскрывается как любитель MILF. Валерия, первое время пострадав, собирается с духом и решается отыскать мать, и между ними начинается жёсткое противостояние.

«Дочери Абриль» (название, ловко говорящее как о дочерях, так и о внучке, которую Абриль захотела сделать дочерью) одновременно много о чём. О несоответствии реального и психологического возраста людей, о разочаровании родителей в детях, о предательстве. О поехавших мамашах, в конце концов! Потому кино рекомендовано всем ценителям необычных семейных драм, кроме беременных и кормящих матерей.

16. Dunkirk / «Дюнкерк»

нолан_пишущий_на_стене.jpg
нолан_пишущий_на_стене.jpg

Как и «маму!», я не пересматривал «Дюнкерк» с 2017 года. Мне кажется, в этом нет смысла по нескольким причинам. Во-первых, этот фильм у меня до сих пор перед глазами, будто я вчера его смотрел. Я разве что ночами в поту не просыпаюсь с военными флэшбеками. Просмотр такого фильма в IMAX — событие незабываемое. Во-вторых, повторить опыт на своём мониторе у меня не получится в любом случае. И мне не хочется портить впечатление, которое, как я уже сказал, врезалось в память основательно.

Единственный по памяти значительный косяк фильма — звук. Не знаю, была ли это проблема IMAX, но ни один диалог персонажей на суше нельзя было разобрать на фоне взрывов и стрельбы. Даже несмотря на дубляж, который громче, чем английская дорожка (в оригинале я не смотрел, но уверен, что там всё ещё хуже). Увы, с микшированием звука у Нолана проблемы не в первый раз — в «Интерстелларе» отдельные треки Циммера звучали так громко, что колонки в кинотеатре хрипели. Это особенно напрягает, потому что «Дюнкерк» получил два Оскара за звук (вместо «Бэйби драйвера»). Что ещё раз подтверждает, что Оскар в этом году был каким-то особенно рандомным.

15. Koe no katachi / «Форма голоса»

Кадр с водой, чтобы обыграть схожесть названия с «Формой воды».<br />
Кадр с водой, чтобы обыграть схожесть названия с «Формой воды».

Вкратце. «Форма голоса» — это красота-распрекрасота в лучших традициях Макото Синкая (который «5 см в секунду» и «Твоё имя»). Он держится на двух столпах: максимально слезливом сюжете и максимально красивой рисовке. В фильме рассказывается душераздирающая о девочке и мальчике. Она глухая, он — хулиган, который издевается над ней в школе. После того как их пути расходятся (в том числе и потому, что он откровенно перегибал палку), мальчик начинает осознавать свою неправоту. Он пытается разыскать девочку, чтобы исправить свои ошибки, а дальше спойлеры! Всё это происходит в безумно красивом мире. Ну знаете, сакура в цвету, облака причудливых форм, задники невероятной детализации, обалденный свет и переходы цветов — это действительно эстетически одно из самых красивых аниме, что я видел (щас отаку накидают в комменты скринов из "намного более красивых мультиков"). Серьёзно, он до того красивый, что порой непонятно: ты плачешь над очередным слезливым моментом или от восхищения картинкой и осознания того, что наш мир не такой прекрасный?

Получается идеальный аниме-фильм для всех. Потому он здесь. Единственное, за что можно слегка пожурить «Форму голоса» — она ну слишком быстрая и события в ней порой чересчур стремительно несутся. Зачастую не успеваешь насладиться моментом, повкушать местные красоты — приходится ставить на паузу. Дело в том, что оригинальная манга была сильно ужата, хотя изначально вроде бы экранизация задумывалась как мини-сериал. Тот же король медитативного действа Синкай себе такой спешки не позволяет!

14. The Square / «Квадрат»

Quadratisch. Praktisch. Gut. <br />
Quadratisch. Praktisch. Gut.

Если в аниме выше никаких конкретных форм голос не принимает (это просто красивое название, не более того), то в этом фильме она есть. Это квадрат. Голос в данном случае — искусство, которому всегда есть, что сказать, а «Квадрат» не просто говорит, а кричит, ликует и норовит всплыть темой посреди разговора, проявиться на полу во время танца, повеситься на стене в виде картины. Этот символ здесь всё и одновременно ничто, ведь идеальных квадратов в природе не существует. Это символ успеха, тотем доверия и объект эксплуатации.

Если вы ничего не поняли, значит вы поняли всё. Это же современное искусство. Хотя, что я вру, фильм же вполне адекватный. Режиссёр странного, но очень напряжённого «Форс-мажора», Рубен Эстлунд, получил главный приз Канн не зря. «Квадрат» — фильм довольно артхаусно снятый (знаете, когда каждый кадр, каждый поворот камеры, каждый плевок персонажа на асфальт — всё что-то да значит), но в то же время очень легко смотрящийся благодаря динамичному сюжету с кучей отличных поворотов. Он ироничный, не раз до смеха в голос, актуальный (как в социальном плане, так и в сфере искусства) и сконцентрированный на человеке и его месте в обществе. Что ещё нам нужно, кроме как хорошо посмеяться над самими собой? И над загнивающей Европкой заодно.

13. Au revoir là-haut / «До свидания там, наверху»

Внезапно французский фильм номер два.
Внезапно французский фильм номер два.

Вот про этот фильм я говорил, когда писал про «Мсье и мадам Абельман». Снова французская картина, снова сделанная очень и очень в стиле Жёне. Но поднявшаяся в топе повыше, потому что есть за что. Альбер Дюпонтель, который играл друга Моники Беллуччи в «Необратимости» (второй друг, не Венсан Кассель), как выяснилось, ещё и режиссёр аж с 90-х годов. Только режиссёр такой себе, и «До свидания там, наверху» — его первый действительно дорогой и многогранный фильм.

«До свидания там, наверху» — фильм о Первой Мировой Войне и её последствиях, но при этом ещё и драма ищущего признания (в первую очередь своего отца) творца и криминальный фильм про парочку аферистов. Слишком сложно? Ну, на деле фильм очень лёгко смотрящийся, несмотря на то, что все сюжетные арки здесь тесно переплетены и подробно раскрыты. Особенно хороша вторая. За первую часть отвечает герой собственно Дюпонтеля. Альбер вернулся с войны и не может найти нормальную работу — интербеллумный кризис не заставил себя долго ждать. Его же сослуживец Эдуард получает на войне травму, лишившую его половины лица и горла. Он талантливый художник и порой нереалистично талантливый изобретатель. Вместе они живут на чердаке и планируют аферу против правительства, чтобы получить то, что им задолжало государство за потери в войне. Интригующее начало развивается в форменную вакханалию из авантюр, конфликтов, любовей и предательств, от которой не оторвать глаз.

Что до классного стиля «Мсье и мадам Абельман», так вот «До свидания там, наверху» на порядок более интересно сделан. Он все два часа не устаёт впечатлять уникально поставленными сценами, длинными планами и нетривиальным монтажом. А здесь же ещё и прекрасная музыка начала XX века, и общая стилистика под немые фильмы и классический Голливуд. Это всё заставляет картину выглядеть не снятой в том времени, а снятую именно по фильмам того времени. Абсолютно нереалистично, но чрезвычайно образно.

12. Taeksi woonjunsa / «Таксист»

Не тот «Таксист», которого вы ищете, но тоже отличный.<br />
Не тот «Таксист», которого вы ищете, но тоже отличный.

Фильм «Таксист» затрагивает одно не самое известное на Западе событие — народное восстание в городе Кванджу в 1980-м году. Тогда всё население подняло бунт против диктатуры власти, на что весь город был изолирован и в нём начались чистки. В центре сюжета фильма реальная история немецкого журналиста Юргена Хинцпетера, который с помощью сеульского таксиста (который вообще не был в курсе, во что ввязывается) проник в закрытый город и заснял доказательства творящегося там террора.

В роли таксиста — Сон Кан Хо, который как всегда не разочаровывает. Актёр выдаёт в фильме весь свой могучий диапазон. Сначала он вроде как держится привычного комедийного амплуа, а парой сцен спустя доводит до слёз буквально парой слов и одним выражением лица. В напарниках у корейца приятный второплановик Томас Кречман (известный по «Пианисту» Полански). Он играет журналиста, который отличается храбростью и профессионализмом, но выполняет в истории сугубо функциональную роль. Он бегает с камерой и фиксирует все события, а вот за эмоциональную начинку отвечает герой Сон Кан Хо. Впрочем, в этом и была задумка: в интервью режиссёру Хинцпетер рассказывал преимущественно про своего друга, а про себя говорил только: "я просто репортёр — я иду и снимаю". Видимо так же Чан Хун решил подать картину. Жаль, что журналист не дожил всего года до релиза фильма.

В том году у Кореи был национальный праздник, который я им придумал. Они впервые отправили на "Оскар" фильм, имевший хоть какие-то шансы. В этом они тоже выбрали достойнейшее кино «Пылающий», которому я желаю успеха. Авось будет первая номинация в истории страны! Что интересно, его режиссёр Ли Чан-дон уже снимал фильм «Мятная конфета» про то же самое восстание.

11. Good Time / «Хорошее время»

Целых полтора часа хорошо проведённого времени.<br />
Целых полтора часа хорошо проведённого времени.

Если бы у серии игр Grand Theft Auto была неофициальная экранизация, то она бы называлась GTA: Good Time. Всё, уважаемые геймеры, бегом смотреть!

10. Okja / «Окча»

THEY CALL ME MR. PIG!<br />
THEY CALL ME MR. PIG!

Пон Джун-хо — самый известный в неазиатском мире южнокорейский режиссёр после Пака Чхан-ука. Его предыдущая западная работа, «Сквозь снег», впечатлила неординарным взглядом на жанр антиутопии, попутно отдав должное классическим произведениям. Но с «Окчей» он решил пойти дальше, добавив к истории типа "бунт против системы" элементы триллера, комедии и детского фильма про няшных зверушек. Попутно он всё же заезжает в гости к своей старой работе «Хозяин» (The Host), утянув оттуда немного ужастика и монстр-муви.

Корпорация «Мирандо» планирует начать выпуск гигантских генно-модифицированных свинок для борьбы с мировым голодом. Они будут экономичны, выгодны и taste fucking good. Но привязавшаяся к одной из них, Окче, девочка Миджа, отправляется в путешествие, чтобы вытащить любимицу из исследовательского центра и по ходу встретить всевозможных фриков. Среди них: безумный биолог из телевизора (люто переигрывающий Джейк Джилленхол), местные "зелёные" во главе с Полом Дано и беспринципная мисс Мирандо (Тильда Суинтон). Эта вся честна тусовка устраивает для зрителя форменные американские горки по всему спектру эмоций, от дикого смеха до ужаса и даже слёзок.

Причём, внимание! Начинающаяся как милая история дружбы девочки с гигантской свинкой, она заканчивается как кино, способное даже самого убеждённого мясоеда задуматься о том, чтобы стать вегетарианцем. Так что если у вас в холодильнике лежит много мяса, то рекомендую его съесть до просмотра, а то есть риск того, что после вы захотите его выбросить. Хотя кого я обманываю, это всё работает не так. Но кино всё равно замечательное.

9. The Shape of Water / «Форма воды»

На "Оскаре" победили фурри!<br />
На "Оскаре" победили фурри!

— Только посмотрите на меня, мастурбирую в ванне. — Сказала бы героиня Салли Хокинс, если бы не была немой. Хеллбой, гигантские человекоподобные роботы, призраки с вампирами — это все круто, конечно. Но по-настоящему Гильермо Дель Торо раскрывается как страстный рассказчик, когда берётся за сказки про принцесс. И «Форма воды» — одна из самых неордирарных сказочек, что наверное существуют. Даже так: она какая-то даже анимешная (ааааа не могу перестать шутить про форму воды и форму голоса).

На поверхности вроде, посмотришь: Гильермо просто накидал совершенно стандартных сценарных ходов и сдобрил это политкорректными высказываниями. Но он из тех авторов, для которых клише — не спасение от творческой импотенции, а способ упростить доступ к действительно оригинальным сторонам картины. И вот уже на контрасте с этой простотой он удивляет примесями других жанров, глубокими персонажами (особливо Майкл Шеннон), подтекстами (злободневными, но честно поданными), изысканными художественными ходами (вроде сцены с песней). Фильм, как вода, не имеет какой-то фиксированной формы. Он затекает всюду и отовсюду что-то приносит с потоком. Тут тебе отсылки к классическим монстр-муви «Всплеск» и «Существо из Чёрной лагуны», а там — сцены, начисто слизанные из фильмов Жана-Пьера Жёне (опять он!), «Амели» и «Деликатесы».

Может даже показаться, что из-за этого жанрового замеса «Форма воды» мечется не добирает в конкретике: триллер недостаточно напряжённый или фантастическая часть мира не проработана должным образом. Но ставит всё на свои места простое осознание того, что это же кино о любви. А уж эта тема раскрыта со всех возможных сторон и далеко не только в арке Элизы.

8. «Нелюбовь»

Потому что снят в моём районе.<br /> <br />
Потому что снят в моём районе.

Россия продолжает экспортировать на запад тлен и депрессию. И западу это нравится! Что же до самого российского зрителя? «Нелюбовь» Андрея Звягинцева удивительным образом умудряется избегать критики как со стороны как диванных патриотов, так и от политически нейтрально настроенных критиков. Снова снятый в привычных каждому русскому декорациях (на сей раз в спальных районах Москвы), «Нелюбовь» рассказывает о пропавшем мальчике из неблагополучной семьи и последствиях этого происшествия. Акценты Звягинцев расставляет исключительно на личностной трагедии: мать и отец на грани развода, у них уже появились вторые жизни, и та самая пресловутая "нелюбовь" является одной из причин трагедии. А трагедия в свою очередь катализирует распространение "нелюбви" на их новые семьи.

«Нелюбовь» — одновременно наиболее мрачный и наиболее доступный фильм Звягинцева. Он линеен и достаточно динамичен. Именно это позволяет полноценно насладиться в целом хорошей актёрской игрой, безупречной операторской работой, звуком и режиссурой. Хотя, что я тут несу? «Нелюбовь» достойна вашего просмотра уже для того, чтобы вы смогли лично "узнать, как бы выглядел приквел игры Limbo, если бы Дэвид Финчер снял его в Северном Тушино" (с) честный трейлер.

7. Baby Driver / «Малыш на драйве»

Текила!
Текила!

Огромное спасибо, дамы и господа. Прямо сейчас я должен рассказать вам о самом потрясающем, самом заводном фильме.
Малой водила (ух!)
Малой водила (ух!)

Если вы не любите «Малого водилу», то у вас куда-то пропал вкус к музыке. Обронили, наверное. Если за что и стоит награждать пожизненной уважухой, так это за саму идею снять целый фильм, в основе которого будут саундтрек и монтаж, а не эти ваши сценарии, актёры или спецэффекты. «Малой водила» — ни много, ни мало фильм, который я бы мечтал снять сам. Наверное, каждый фильм из топа я бы хотел снять сам, иначе я бы их так не любил. Но у этого есть отдельный отдел в моём сердце, с кучей сосудов, расходящихся по всему телу и качающими кровь в ритмах рока, блюза и танцевального попа. Спасибо Эдгару Райту за то, что исполнил мечту таких же дурачков, как я.

Малой водила
Малой водила
Откиньтесь назад и просто смотрите его.

6. Foxtrot / «Фокстрот»

Шаг вперёд, шаг в сторону.<br />
Шаг вперёд, шаг в сторону.

Одна из самых неприятных неожиданностей этого года для меня: израильский фильм «Фокстрот» не был номинирован на "Оскар" за фильм на иностранном языке. Но если бы был — я бы определённо болел за него. Не знаю, насколько на это повлияла скандальность фильма (глава израильского «минкульта» назвала его позорящим национальную армию), но хороший фильм таким образом лишился причитающегося ему пиара.

«Фокстрот» — это тяжёлая семейная драма с очень необычной конструкцией. Первый и третий акт фильма полностью посвящены израильской семье, которой приходит известие о гибели их сына во время службы в армии. А второй акт между ними посвящён событиям, произошедшим с самим сыном. Это если вкратце. Я боюсь раскрывать даже самые мелкие подробности — «Фокстрот» это один из самых спойлеруемых (если существует такое слово) фильмов последнего времени. За два часа в нём происходит несколько очень эффектных твистов, переворачивающих историю с ног на голову и обратно. Или зигзагом слева направо, обыгрывая танец фокстрот.

Все затронутые в картине темы уместны и не конфликтуют. Семейная драма — простая, но сильная. Этому способствуют и игра исполнителей ролей матери и отца солдата. Якобы критикующие израильскую армию мотивы — не так навязчивы и скорее выглядят как универсальные для ВС любой взятой страны. Хоть Израиля, хоть США, хоть России. Технически фильм великолепен и выглядит очень стильно. В нём много метафоричных кадров и интересных ракурсов. Вообще сцены второй трети очень впечатляюще сняты, как ночные, так и дневные. И мне понравилось, как они из-за цветокора контрастируют со сценами на «гражданке» — прям разные миры. «Фокстрот» всячески рекомендую. Единственное, что объективно может в нём смутить — нетривиальная и даже претенциозная конструкция фильма. Но я такой сценарий считаю очень остроумным, работающим на восприятие фильма и потому вполне оправданным.

5. Call Me by Your Name / «Зови меня своим именем»

Когда летнее настроение подходит к тебе сзади.<br />
Когда летнее настроение подходит к тебе сзади.

В моём личном топе картин на гей-тематику «Зови меня своим именем» с лёгкостью теснит и «Горбатую гору», и «Лунный свет», и в принципе вообще всё остальное. Уж больно высоко я ценю, когда истории подаются с такой лёгкостью, как в этой безумно летней картине Луки Гуаданьино. Чуткий итальянец всё делает без нравоучений, нытья о том, что геев угнетают и какого-то нарочито жёсткого фона со страданиями и всем таким привычным. Просто два парня с десятком лет разницы в возрасте встречаются на летнем отдыхе и начинают, кхм, тусить. Всё в фильме до того приятно, мило и тепло, что невольно заставляет приобнять сидящего рядом парня (KappaPride).

Фильм великолепно снят, не без операторских находок — Гуаданьино любит баловаться с кадром и различными линзами Хотя чего-то безумно изобретательного и выпендрёжного в нём нет, как в той же «Суспирии» или «Я — это любовь». Жанр не тот. А вот про актёрскую пару Хаммера и Шаламе, наоборот, можно часами болтать. Они это что-то нереальное, химия между ними прям реактивная. Второстепенный каст тоже на месте. Особняком стоит Майкл Стулбарг. Этот отличный второплановик известен по совершенно разным фильмам, от серьёзного «Серьёзного человека» до блокбастеров вроде «Доктора Стренджа». Здесь ему охота аплодировать за роскошный монолог, во время которого я начал думать, что на экране сейчас не он, а воскресший Робин Уильямс.

4. Blade Runner 2049 / «Бегущий по лезвию 2049»

<i>Blade Running Time 2049 Minutes</i> (c) Mike Stoklasa, RedLetterMedia
Blade Running Time 2049 Minutes (c) Mike Stoklasa, RedLetterMedia

Я так люблю этот фильм, что не могу перестать дружески посмеиваться над ним при любом удобном случае. «Блэдраннер 1488» — определённо самая запавшая в душу и мемы картина прошлого года. Я до сих пор с интересом обсуждаю этот фильм с друзьями, включая тех, кто его не любит. Кино, уникальность которого уже самом его существовании: как в 2к17 можно снять сиквел фильма 80-х годов, который провалился в прокате, но со временем стал культовым? Разумеется так, чтобы он совершенно так же провалился и так же стал культовым! Это наиболее красивый, стильный и мощно звучащий фильм из тех, что выходили в прошлом году.

3. Three Billboards Outside Ebbing, Missoury / «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

Харрельсон и Рокуэлл смотрят на Киноакадемию с недовольством. <br />
Харрельсон и Рокуэлл смотрят на Киноакадемию с недовольством.

Даже не знаю, что сказать о фильме, чего уже не рассказали все, кому не лень (кроме тех, кому фильм не понравился, — fuck them!). Потому может поговорить о всяком шуме вокруг него? А лучше просто о любимых вещах с ним связанных. Мне очень нравится, как некоторые обвиняют Диксона (персонажа Сэма Рокуэла) в расизме и том, что он не получил за это никакого наказания. Прекрасно это лицемерие правозащитников, игнорирующих главную героиню, совершающую поступки намного жёстче, чем вспыльчивый коп. Мне очень нравится идеальный баланс фильма между душераздирающей драмой (смотрел три раза и все три раза рыдал над письмами шерифа, как сучка) и фирменным чёрным юмором Мартина МакДонаха. Мне очень нравится, как совершенно неуместная в теории экшн-сцена, снятая одним планом, гармонично вписывается в фильм, чётко разделяя события на "до" и "после". Мне нравится, что у меня есть фетиш на такие сцены. И, опять же, нравится, что героем сцены стал Диксон, настоящий главный герой, проходящий за два часа самую заметную трансформацию.

Жаль, статуэток недодали. Я был бы рад сказать, что болел за «Три билборда» во всех оскаровских номинациях, и я в основном так и делал. За исключением тех номинаций, в которых был фильм с первой строчки этого топа, разумеется. И для меня до сих пор загадка, как такое актуальное, мастерски поставленное и талантливо написанное кино, не загребло немного больше призов. При всей любви к толстяку Гильермо, но он мог бы и поделиться! «Три билборда» — это один из важнейших и при этом ладно сделанных фильмов десятилетия, который имеет шансы остаться в памяти и сердцах зрителей как какой-нибудь «Побег из Шоушенка». Сильное заявление. Проверять не обязательно.

2. The Killing of a Sacred Deer / «Убийство священного оленя»

Мифы прямиком из Греции.
Мифы прямиком из Греции.

А кто у нас тут такой весь из себя Стенли Кубрик XXI века? И почему он — бородатый грек, снимающий всякую дичь с Колином Фарреллом? Йоргос Лантимос, один из уникальнейших режиссёров современности, за последние несколько лет ловко втиснувшийся в ряды классиков, вроде Ларса фон Триера и Михаэля Ханеке, снял свой первый (и явно не последний) полноправный шедевр. Я вроде в тот раз изрядно про него написал, потому сейчас расскажу вкраце a.k.a. тезисно.

Сюжетно «Убийство священного оленя» — это российская драма наизнанку. Успешный хирург теряет пациента на операционном столе, но вместо того, чтобы столкнуться с ужасами судебной системы, он получает угрозы от бога в обличии сына убитого. Shit happens, и Колину Фарреллу приходится решать: жертвовать малым в угоду хтоническому нечту, или потерять всё, сохранив человеческую гордость.

Атмосферно «Убийство священного оленя» — что-то вроде «Сияния», но такое, более холодное, без гекталитров крови из шахты лифта и беготни по лабиринтам. Но голову поломать есть над чем: кто такой мальчик Мартин, которого играет жуткий Барри Кеоган? Насколько он тот, за кого себя выдаёт? И почему он так любит фильм «День Сурка»? (я ответ знаю, просто так спросил.)

Эмоционально «Убийство священного оленя» — самый настоящий хоррор. От нагнетаемого саспенса берёт в дрожь. Ощущение неизбежности наступающего рока заставляет выбросить свой крестик и поверить в греческих богов. А актёры играют нарочито малоэмоционально, словно в театре VI века до нашей эры (понятия не имею, как там играли, но вероятно так).

А чтобы развеять все сомнения по поводу адекватности самоназначения себя Кубриком, Лантимос снял в этом году своего «Барри Линдона», отличный фильм «Фаворитка», который определённо будет в моём топе за этот год.

1. Phantom Thread / «Призрачная нить»

Шик!
Шик!

Если сразу после просмотра «Призрачной нити», я ещё не осознавал, что это был лучший фильм года. Но при каждом обращении в мыслях к нему, для меня становилось очевидно его совершенство. ИИИ КАК ЖЕ ЭТО СЕЙЧАС БЕЗВКУСНО ПРОЗВУЧАЛО. Прошу прощения, я не думал разводить какой-то пафос вокруг фильма — он и без того словно создан для киноснобов. Но любые попытки его. Потому я просто абзацем перечислю всё, ради чего вы можете захотеть посмотреть «Призрачную нить».

Если вы любите character study так же сильно, как я — то вы обязаны его посмотреть, потому что это эталонная работа по изучению отдельно взятого вымышленного, но очень своеобразного персонажа. Вы в принципе должны, как и я, любить фильмы Пола Томаса Андерсона. Никто их так мастерски не делает, особенно, когда в деле актёры уровня Филипа Сеймура Хоффмана, Хоакина Феникса, или как здесь — неповторимого Дэниэла Дэй-Льюиса. Как всегда, в максимально в образе: весь фильм мы смотрим не на актёра, а на Рейнольдса Вудкока, эксцентричного лондонского кутюрье 50-х годов. Он перфекционист в работе и жёсткий со своими подчинёнными, желает, чтобы всё вокруг него работало как часы. Так же построен и сам фильм: все прочие компоненты прислуживают актёру. Актрисы на втором плане убедительны, но не перетягивают слишком много внимания на себя (это и касается и прекрасной Вики Крипс). Саундтрек Джонни Гринвуда срастается с видеорядом, хотя его вполне можно слушать отдельно. Сюжет методично и с парой внезапных поворотов копает глубоко в прошлое и подсознание Рейнольдса, показывая его со всех возможных сторон. Даже сам Андерсон взялся за камеру, чтобы лично проследить, что каждый кадр выглядит как задумано. Скрупулёзность в каждом аспекте делает «Призрачную нить» уникальным фильмом. Он как роскошное платье сшит из самых качественных материалов руками мастера с превосходным вкусом.

Ну и раз я уже сказал всё хорошее, что хотел, вброшу немного спорное мнение. Статуэтку за лучшую мужскую роль должен был получить именно Дэй-Льюис, став первым четырёхкратным актёром-лауреатом. И моя аргументация очень простая: он действительно актёр ведущих ролей, который или тянет весь фильм на себе, или доводит и так хороший фильм до шедевра. Большинство всё равно воспринимает Гэри Олдмана как отличного второплановика, а не как Черчилля в посредственном фильме. Так что для него было бы тематичнее иметь охапку призов за вторые роли (почему с ними у Олдмана облом — другой разговор). А вот ДДЛ — фигура уникальная и достойная своим подходом к вживанию в образы всяческих похвал. Фильму в целом с призами не повезло. Он долго монтировался и вышел уже под самый "Оскар", отхватив только очевидный приз за костюмы. Но в какой-нибудь альтернативной реальности «Призрачная нить» получает все призы и вызывает гнев хейтеров, что считают его рассадником ТОКСИЧНОЙ МАСКУЛИННОСТИ. Да, есть и такие.

А в подтверждение моего статуса фаната фильма до гроба, выложу селфи.

Это просто я обнимаю винил с саундтреком к фильму.<br />
Это просто я обнимаю винил с саундтреком к фильму.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вот и всё. Надеюсь, списочек понравится и будет полезным. До Нового года, скорее всего, напишу небольшой пост про фильмы 2018 года, но он будет поскромнее. А полноценный наподобие этого будет через год. Насчёт статистики мне в голову так ничего и не пришло, кроме как сделать табличку по странам производства. Но может что-нибудь интересное смогу в комментариях рассказать.

Топ лучших кинокартин 2017 года — FINAL CUT

В этот раз надо не забыть ссылочек оставить, а то в прошлый раз их спрашивали. Тут моя страница на Кинопоиске (есть и IMDB, но я почти год не выставлял там оценки, после того как они сильно функционал сайта порезали). Вот здесь находится гуглдоковский файлик со всеми фильмами, что я посмотрел в том году. А здесь я веду аналогичный по просмотрам в этом году (уже посмотрел 370 с лишним, из них 85 — текущего года).

Ещё вы можете заглянуть на мой скромный телеграм-канал Неоновый Латте, где я пишу всякое про кино, которое смотрю (как новинки, так и старьё), делюсь иногда мыслями о киноновостях и главное — выкладываю картиночки! В том числе забавные скриншоты, которые сам делаю.

Для тех, кому лень читать или просто хочется скопировать себе на память весь список, вот он в удобном формате. Спасибо, что прочитали. Любите кино, оно хорошее.

43. Colossal / «Моя девушка — монстр»
42. It Comes at Night / «Оно приходит ночью»
41. Ak-Nyeo / «Злодейка»
40. I Love You, Daddy / «Я люблю тебя, папочка»
39. «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»
38. Hymyilevä mies / «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»
37. DRIB
36. Columbus / «Колумбус»
35. Lego Batman: The Movie / «Лего фильм: Бэтмен»
34. Una mujer fantástica / «Фантастическая женщина»
33. Mr & Mme Adelman / «Он и она»
32. November / «Ноябрь»
31. Logan / «Логан»
30. Lucky / «Счастливчик»
29. A Quiet Passion / «Тихая страсть»
28. Testről és Lélekről / «О теле и душе»
27. Thoroughbreds / «Чистокровные»
26. Wszystkie nieprzespane noce / «Все бессонные ночи»
25. Raw / «Сырое»
24. Get Out / «Прочь»
23. Yoru wa Mijikashi Aruke yo Otome / «Ночь коротка, гуляй, девчонка»
22. mother! / «мама!»
21. Happy End / «Хэппи-энд»
20. Sandome no satsujin / «Третье убийство»
19. The Meyerowitz Stories (New and Selected) / «Истории семьи Майровиц»
18. Chalard games goeng / «Плохой гений»
17. Las hijas de Abril / «Дочери Абриль»
16. Dunkirk / «Дюнкерк»
15 Eiga Koe no Katachi / «Форма голоса»
14. The Square / «Квадрат»
13. Au revoir là-haut / «До свидания там, наверху»
12. Taeksi Woonjunsa / «Таксист»
11. Good Time / «Хорошее время»
10. Okja / «Окча»
9. The Shape of Water / «Форма воды»
8. «Нелюбовь»
7. Baby Driver / «Малыш на драйве»
6. Foxtrot / «Фокстрот»
5. Call Me by Your Name / «Зови меня своим именем»
4. Blade Runner 2049 / «Бегущий по лезвию 2049»
3. Three Billboards Outside Ebbing, Missouri / «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
2. The Killing of a Sacred Deer / «Убийство священного оленя»
1. Phantom Thread / «Призрачная нить»

1010 показов
15K15K открытий
125 комментариев

Труд великий, но как и все подобные труды - бесполезен более чем полностью.
Многие из фильмов 2017, которые у меня вошли бы в топ-30 автор вообще не смотрел (Тайна 7 сестер, Джунгли, Дело храбрых, Приключения Паддингтона 2 и т.д.), многим из моих топ-30 неоправданно занизил оценки (Тайна Коко, Выстрел в пустоту, Живое и т.д.) и добавил в свой топ-30 уйму треша (мама!, Прочь и т.д.) Вобщем как и любой индивидуальный топ - бесполезная субъективщина

Ответить

Почему бесполезная? Я тут 99% фильмов не смотрел и знать о них не знал, а кое чем заинтересовался. Значит, не такой уж и бесполезный труд.

Ответить

"тайна семи сестер" и "живое" — не треш, а "мама" — треш, да? кхм.
ну вот видите, труд автора поста уже автоматически полезнее выходит.
он хотя бы умеет в самоиронию с балансом закрученного и веселого.

Ответить

Ну как бы, польза есть хотя бы от того что вероятность все же понравится у фильмов из списка выше, чем скажем просто тыкать пальцем в небо.

Тем более что если смотрел несколько фильмов из списка и зная реакцию автора топа, можно примерно понять насколько актуален список лично для тебя.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Ну я отметил, что если кино не кажется чем-то интересным и в чём-то исключительным, то я его игнорирую. "Паддингтона 2" вот только наверное зря пропустил - тут косяк. Но я и первого не видел.

"Коко" ну очень шаблонный сценарно мультфильм, увы. "Живое" - ну очень глупый, хотя и доставляющий местами. Не совсем то, о чём хочется рассказывать, извиняюсь.

Ответить

бесполезен более чем полностью.

Ну 230+ закладок уже. Может кому-то пригодится, уже неплохо)

Ответить