XI Если разговор заходит о «Хранителях», то я сразу отмечаю, что люблю именно наиболее полную версию картины, включающую анимационную «Историю чёрной шхуны». Я знаю о том, сколько копий было и будет сломано в споре между поклонниками комикса (во главе с самим Аланом Муром) и кинозрителями, которым понравилось видение Снайдера. Никто не спорит с тем, что многие элементы комикса практически невозможно перенести на экран, я знаю, что комикс глубже и больше, чем любая монтажная редакция экранизации. Но тем не менее я люблю её и любовь эта простирается за пределы книжного оригинала. Атмосфера, музыка, костюмы, монтаж... Дело не этом. Снайдер не первым поставил риторический вопрос цены супергероики перед зрителями ребром (вспомните ту же «Землю против паука»). Но он сделал это так ярко и изящно, что обсуждениям картины не было конца и края, а это уже что-то в мире, где тренды сменяются со скоростью мышиного клика...
X Знаете, если бы вы спросили меня в 7-8 лет, какой мой любимый фильм, то я бы не задумываясь ответил, что это, конечно, «Терминатор 2: Судный день». Но годы спустя и, полагаю, не только у меня так, именно оригинальный «Терминатор» занял своё справедливое место в сердце. Более мрачный, более безжалостный, более бескомпромиссный первый фильм дилогии Кэмерона поражал жестокой историей о серийном убийце и жутким фантастическим допущением о мире тотальной войны. Но не той войны, что Games Workshop явит миру в 1987 году, а натуральной борьбы за выживание человеческого вида в беспросветной дистопии, где смерть подстерегает на каждом шагу. Разумеется, тема была не нова (покрытые сединой поклонники классического «Звёздного крейсера „Галактика“» не дадут соврать), но именно Джеймс преподнёс её так, что картины апокалиптического будущего ассоциируются у меня исключительно с этим фильмом (а отнюдь не с «Матрицей»), и по сей день.
IX Я люблю Карпентера. Мне нравится большинство его фильмов. И, вижу, не я один искренне люблю его параноидальное «Нечто». Поразительно леденящее душу кино, которое идеально жонглирует скрытыми от зрителя деталями и показами инопланетной твари на весь экран. Многие кинокартины оставляют после себя отпечаток в памяти, но лишь таким удаётся проникнуть в бессознательное и начать жить там собственной жизнью, навевать жуткие образы между Лавкрафтом и Кроненбергом и подавать идеи для творчества.
VIII Опять Кэмерон? Да ещё и «Чужие»?! Кошмар! Да, кошмар. Моего детства. Страх перед творчеством гениального швейцарского художника и скульптора у меня родился в четыре года, когда я впервые посмотрел этот фантастический боевик. Прежде чем кто-то кинется писать в комментариях о синдроме утёнка, мне стоит сказать, что ни до, ни после я так и не встретил в кино более страшных и смертоносных тварей. Не верите? Спросите у группы хорошо оснащённый и вооружённых космических пехотинцев, оказавшихся в убедительном инопланетном аду (чай, не «Contra»). Вновь режиссёр дарит зрителю безукоризненную атмосферу безнадёжности, где люди порой могут оказаться куда хуже самых страшных инопланетных созданий.
VII Напомню читателю, что я люблю одноимённый сериал. Поэтому любовь к полнометражному приквелу-сиквелу «Twin Peaks: Огонь, иди со мной» была лишь вопросом времени. Это концентрированный Линч. Это великолепный актёрский ансамбль. Это мистический детективный триллер, в мире которого может произойти абсолютно всё, что угодно. И я строго рекомендую смотреть наиболее полную версию с дополнительными сценами.
VI А на шестом месте экранизация (в некотором роде, да) одного из моих любимых романов. Жуткая, навсегда оседающая в памяти, неповторимая картина «Носферату — симфония ужаса» Мурнау. Ни версия Херцога, ни прямые экранизации Копполы и Фишера, ни тем более варианты Браунинга и, простите, Мариничева (упоминать в контексте Дрейера — излишне, ибо вообще не о том и не про то) не смогли для меня подвинуть этот великолепный артефакт киноэкспрессионизма. Получится ли у Эггерса? Чем чёрт не шутит! Но даже тогда, она всё равно останется у меня в сердце, бессмертная, как и сама любовь.
V Не буду оригинален, мой любимый фильм Линча — «Синий бархат». Он простой, понятный и проникновенный. Томный, как ночная грёза и резкий, как ранний солнечный луч. И актёры, и музыка этого замечательного триллера создают такую загадочную, магическую атмосферу, что после просмотра трудно поверить, что режиссёр «Малхолланд Драйва» когда-то снимал крепкий и чувственный нуар без дополнительных монтажных и психологических ухищрений.
IV «Призрак и миссис Мьюир» — единственная мелодрама в списке, да и та — мистическая. Невероятно добрый и нежный романтический фильм о любви, возникшей между интеллигентной вдовой и сварливым приведением старого морского волка растрогает даже каменную статую. А режиссёрский талант великого Манкивица превращает эту трогательную историю в поистине увлекательное зрелище. В списке, где балом правят картины про боль, страх и несовершенство человеческой природы такие добрые терапевтические картины просто необходимы.
III Здесь могла бы оказаться «Нирвана» Сальватореса, но кого я обманываю? Без «Blade Runner» не было бы ни её, ни Движения — американо-канадского литературного творческого объединения в жанре научной фантастики, более известной сегодня, как "киберпанк". Сюжет прост, как три копейки, но атмосфера, актёры, диалоги и монологи, музыка Вангелиса... При всём уважении к дедушке «Метрополису» и папе «Альфавиллю» (и мамам — «Do Androids Dream of Electric Sheep?» Дика, «The Long Tomorrow» Мёбиуса и «Карнавалу бессмертных» Билала), фильм Скотта достаточно самостоятелен и самобытен, чтобы говорить о нём, как об уникальном культурном феномене, аналогом которому не стали ни вышедшая ранее «Акира», ни всеми любимый «Ghost in the Shell», ни тем более «Blade Runner 2049». Великий артефакт безвозвратно ушедшей эпохи.
II Не будем лишний раз пошлить. Лучший он или нет, но «Гражданин Кейн», на мой вкус, самое яркое кино о мужчине в истории. Новы ли его темы? Отнюдь. Но молодой Уэллс подал это с такой интригой, с такой выдумкой снял, что оторваться от экрана просто невозможно, при условии отсутствия аллергии на старое кино.
I А первое место занимает один из самых страшных фильмов, что я видел. Да, формально «Алчность» — это пусть мрачная, но всё-таки драма, повествующая о суровой жизни неуклюжего мужика Мактига, которому однажды всё же улыбается жизнь. И тем не менее, наблюдать за этим «Падением дома Ашеров», превращением человека в общем-то добродушного в главного героя «Чёрного кота» — невыносимо больно (на его фоне забулдыга из шёстрёмовской «Возницы» — добрейшей души человек). Это сильнейшая драма из всех, что я видел и этого вполне достаточно, чтобы шедевр Штрохейма занял почётное первое место среди любимых картин.
XI Если разговор заходит о «Хранителях», то я сразу отмечаю, что люблю именно наиболее полную версию картины, включающую анимационную «Историю чёрной шхуны». Я знаю о том, сколько копий было и будет сломано в споре между поклонниками комикса (во главе с самим Аланом Муром) и кинозрителями, которым понравилось видение Снайдера. Никто не спорит с тем, что многие элементы комикса практически невозможно перенести на экран, я знаю, что комикс глубже и больше, чем любая монтажная редакция экранизации. Но тем не менее я люблю её и любовь эта простирается за пределы книжного оригинала. Атмосфера, музыка, костюмы, монтаж... Дело не этом. Снайдер не первым поставил риторический вопрос цены супергероики перед зрителями ребром (вспомните ту же «Землю против паука»). Но он сделал это так ярко и изящно, что обсуждениям картины не было конца и края, а это уже что-то в мире, где тренды сменяются со скоростью мышиного клика...
X Знаете, если бы вы спросили меня в 7-8 лет, какой мой любимый фильм, то я бы не задумываясь ответил, что это, конечно, «Терминатор 2: Судный день». Но годы спустя и, полагаю, не только у меня так, именно оригинальный «Терминатор» занял своё справедливое место в сердце. Более мрачный, более безжалостный, более бескомпромиссный первый фильм дилогии Кэмерона поражал жестокой историей о серийном убийце и жутким фантастическим допущением о мире тотальной войны. Но не той войны, что Games Workshop явит миру в 1987 году, а натуральной борьбы за выживание человеческого вида в беспросветной дистопии, где смерть подстерегает на каждом шагу. Разумеется, тема была не нова (покрытые сединой поклонники классического «Звёздного крейсера „Галактика“» не дадут соврать), но именно Джеймс преподнёс её так, что картины апокалиптического будущего ассоциируются у меня исключительно с этим фильмом (а отнюдь не с «Матрицей»), и по сей день.
IX Я люблю Карпентера. Мне нравится большинство его фильмов. И, вижу, не я один искренне люблю его параноидальное «Нечто». Поразительно леденящее душу кино, которое идеально жонглирует скрытыми от зрителя деталями и показами инопланетной твари на весь экран. Многие кинокартины оставляют после себя отпечаток в памяти, но лишь таким удаётся проникнуть в бессознательное и начать жить там собственной жизнью, навевать жуткие образы между Лавкрафтом и Кроненбергом и подавать идеи для творчества.
VIII Опять Кэмерон? Да ещё и «Чужие»?! Кошмар! Да, кошмар. Моего детства. Страх перед творчеством гениального швейцарского художника и скульптора у меня родился в четыре года, когда я впервые посмотрел этот фантастический боевик. Прежде чем кто-то кинется писать в комментариях о синдроме утёнка, мне стоит сказать, что ни до, ни после я так и не встретил в кино более страшных и смертоносных тварей. Не верите? Спросите у группы хорошо оснащённый и вооружённых космических пехотинцев, оказавшихся в убедительном инопланетном аду (чай, не «Contra»). Вновь режиссёр дарит зрителю безукоризненную атмосферу безнадёжности, где люди порой могут оказаться куда хуже самых страшных инопланетных созданий.
VII Напомню читателю, что я люблю одноимённый сериал. Поэтому любовь к полнометражному приквелу-сиквелу «Twin Peaks: Огонь, иди со мной» была лишь вопросом времени. Это концентрированный Линч. Это великолепный актёрский ансамбль. Это мистический детективный триллер, в мире которого может произойти абсолютно всё, что угодно. И я строго рекомендую смотреть наиболее полную версию с дополнительными сценами.
VI А на шестом месте экранизация (в некотором роде, да) одного из моих любимых романов. Жуткая, навсегда оседающая в памяти, неповторимая картина «Носферату — симфония ужаса» Мурнау. Ни версия Херцога, ни прямые экранизации Копполы и Фишера, ни тем более варианты Браунинга и, простите, Мариничева (упоминать в контексте Дрейера — излишне, ибо вообще не о том и не про то) не смогли для меня подвинуть этот великолепный артефакт киноэкспрессионизма. Получится ли у Эггерса? Чем чёрт не шутит! Но даже тогда, она всё равно останется у меня в сердце, бессмертная, как и сама любовь.
V Не буду оригинален, мой любимый фильм Линча — «Синий бархат». Он простой, понятный и проникновенный. Томный, как ночная грёза и резкий, как ранний солнечный луч. И актёры, и музыка этого замечательного триллера создают такую загадочную, магическую атмосферу, что после просмотра трудно поверить, что режиссёр «Малхолланд Драйва» когда-то снимал крепкий и чувственный нуар без дополнительных монтажных и психологических ухищрений.
IV «Призрак и миссис Мьюир» — единственная мелодрама в списке, да и та — мистическая. Невероятно добрый и нежный романтический фильм о любви, возникшей между интеллигентной вдовой и сварливым приведением старого морского волка растрогает даже каменную статую. А режиссёрский талант великого Манкивица превращает эту трогательную историю в поистине увлекательное зрелище. В списке, где балом правят картины про боль, страх и несовершенство человеческой природы такие добрые терапевтические картины просто необходимы.
III Здесь могла бы оказаться «Нирвана» Сальватореса, но кого я обманываю? Без «Blade Runner» не было бы ни её, ни Движения — американо-канадского литературного творческого объединения в жанре научной фантастики, более известной сегодня, как "киберпанк". Сюжет прост, как три копейки, но атмосфера, актёры, диалоги и монологи, музыка Вангелиса... При всём уважении к дедушке «Метрополису» и папе «Альфавиллю» (и мамам — «Do Androids Dream of Electric Sheep?» Дика, «The Long Tomorrow» Мёбиуса и «Карнавалу бессмертных» Билала), фильм Скотта достаточно самостоятелен и самобытен, чтобы говорить о нём, как об уникальном культурном феномене, аналогом которому не стали ни вышедшая ранее «Акира», ни всеми любимый «Ghost in the Shell», ни тем более «Blade Runner 2049». Великий артефакт безвозвратно ушедшей эпохи.
II Не будем лишний раз пошлить. Лучший он или нет, но «Гражданин Кейн», на мой вкус, самое яркое кино о мужчине в истории. Новы ли его темы? Отнюдь. Но молодой Уэллс подал это с такой интригой, с такой выдумкой снял, что оторваться от экрана просто невозможно, при условии отсутствия аллергии на старое кино.
I А первое место занимает один из самых страшных фильмов, что я видел. Да, формально «Алчность» — это пусть мрачная, но всё-таки драма, повествующая о суровой жизни неуклюжего мужика Мактига, которому однажды всё же улыбается жизнь. И тем не менее, наблюдать за этим «Падением дома Ашеров», превращением человека в общем-то добродушного в главного героя «Чёрного кота» — невыносимо больно (на его фоне забулдыга из шёстрёмовской «Возницы» — добрейшей души человек). Это сильнейшая драма из всех, что я видел и этого вполне достаточно, чтобы шедевр Штрохейма занял почётное первое место среди любимых картин.