Разбор фильма «Идеальные дни» (и много офигенных японских туалетов)

Фильм Вима Вендерса «Идеальные дни» (Perfect Days) — один из самых впечатливших меня за последние месяцы. Что парадоксально, потому что впечатлять в фильме буквально нечему.

В этой статье я расскажу про то, как работает такое медленное кино. А еще посмотрим на историю создания фильма, как предысторию своего героя представляет сам режиссер и что означает финал. Ну и без крутых японских туалетов не обойтись.

Дедраматизация: что это и как она работает

В Идеальных днях нет ничего, что по законам драматургии нужно, чтобы создать интересный фильм.

Нет конфликта, нет перепитий, нет драматической ситуации, нет цели и арки героя. Только 8 почти одинаковых дней из жизни уборщика общественных туалетов в Токио.

Вендерс в интервью к фильму говорит:

Я всегда боялся добавить слишком много истории в свои фильмы. Иногда история губит фильм. Мне очень не нравится смотреть фильм и видеть, «о, это все было выстроено». Я ненавижу, когда история такая предсказуемая и очевидная, что ощущается ее сконструированность.

При этом все учебники по драматургии пишут, что фильм без драмы и конфликта не будет интересен зрителю.

Красивое!
Красивое!

Хотя фильм Вендерса построен как раз на ослабленной драматургии и прекрасно (для меня) работает. Ее родоначальником считают еще Чехова. Ему на заре его карьеры тоже предлагали поправить пьесы: «убрать длинноты и погрешности против законов сцены». И очень удивлялись, когда Чехов отказывался.

Что нужно, чтобы фильм без сюжета понравился зрителю?

В фильме с неторопливым сюжетом все внимание зрителя переключается на мир и героя. И если этот мир и герой зрителю интересен, то фильм затягивает.

Особенно затягивает меня лапшичка)
Особенно затягивает меня лапшичка)

И правда же, такие бесфабульные фильмы позволяют лучше погрузиться в их мир и внимательнее приглядеться к герою. Ничего не отвлекает.

Но если у зрителя не случается коннекта с миром и героем, то и фильм кажется скучным, потому что больше в истории увлечь нечему.

Я очень люблю Японию, мне нравится их эстетика и это было для меня главным вовлекающим фактором.

А еще вы заметили, как много в фильме текстур и интершума?

Хираяма протирает кафель или эмалированные краны, они гладкие и блестят. Полотенчико на его шее махровое и мы чувствуем его шершавость. Мы представляем, как ощущается текстура циновок в его квартире или гладкость деревянных ступеней лестницы. Его кассетник в машине щелкает, а пленка шипит, и так же щелкает открываемая им каждое утро банка чая. Листья кленов шуршат на ветру. А голос Лу Рида проникает прямо в душу.

Все это тоже работает на погружение в мир фильма.

Щас бы в Японию, фоткать клены, а не вот это вот все
Щас бы в Японию, фоткать клены, а не вот это вот все

А еще дедраматизация может работать от обратного. Зрителю, утомленному остросюжетными фильмами (и неспокойной жизнью), хочется просто что-то созерцать и чтобы его уже не дергали ни за какие крючки. Ну чисто я после рабочей недели.

История создания «Идеальных дней»

Что интересно, фильм, получивший в Японии приз за режиссуру и мужскую роль, да еще и каннскую ветвь (тоже за роль), и названный лучшей работой Вендерса за последнее время — вырос буквально из ничего.

Тадаси Янаи, владелец Uniqlo, известного японского бренда массовой недорогой одежды, затеял проект по созданию в Токио красивых и бесплатных общественных туалетов. И потом пригласил Вима Вендерса сделать про это фотопроект или документалку.

А Вендерс взял и снял на этом материале фильм, покоривший фестивали!

Кстати, каждый туалет, который убирает Хираяма в фильме, делал какой-нибудь известный дизайнер. И выглядят они, конечно, охрененно модно и концептуально. При этом они бесплатные, как я уже сказала.

Вот эти два с прозрачными дверями, которые становятся матовыми, когда в туалет кто-то заходит. Зацените эстетику! И какая крутая там установлена сантехника.

Убирают их 2-3 раза в день, к слову.

Уборщик на этом фото не жалкое подобие, а неповторимый оригинал
Уборщик на этом фото не жалкое подобие, а неповторимый оригинал

Вот еще несколько особенно красивых туалетов:

Это тот, куда с Хираямой приезжает Нико. Заметьте, как рифмуются полоски на ее футболке со стенами туалета.

Этот с деревом на стенах

А в этом туалете установлено несколько фонтанчиков, чтобы люди разного роста, от мала до велика, могли помыть руки и попить воды. Поэтому он такой изогнутой формы.

Предыстория героя по Вендерсу

Еще было интересно, как в своем интервью Вендерс рассказывал про его представление о предыстории героя.

Хираяма вместе со своей сестрой унаследовал от отца какой-то большой бизнес. И был крутым бизнесменом, много работал и, скорее всего, много пил. Семьи у него не было, вся жизнь уходила в работу.

И в один прекрасный момент он дошел до самого дна, потерял смысл работы, жизни, ему все опротивело.

И вот в этот момент, лежа утром в кровати в каком-то отеле, где он был в командировке, он увидел на стене свет и тени от играющих на ветру кленовых листьев. И этот образ листьев и игры света и тени и стали его маячком, выходом.

Коморэби: солнечные лучи пробиваются сквозь листву или ветви деревьев, чтобы создать только здесь и сейчас существующую игру света и тени
Коморэби: солнечные лучи пробиваются сквозь листву или ветви деревьев, чтобы создать только здесь и сейчас существующую игру света и тени

Одним днем он уволился и пошел работать уборщиком туалетов. Сестра разорвала с ним отношения, не приняв его решения. А он так и стал жить с тех пор, обретя смысл жизни в повседневности, простых радостях, полезной работе и трепещущих на ветру листьях клена.

Значение финала

Фильмы с ослабленной драматургией еще хороши тем, что зритель может вложить любые свои прочтения в такую историю, где автор ничего не обозначает четко. Вот, например, как вы поняли финал «Идеальных дней»? Вот эту последнюю сцену:

Герой, как обычно, утром едет в своей машине на работу под свой идеальный саундтрек, и то ли улыбается, то ли плачет
Герой, как обычно, утром едет в своей машине на работу под свой идеальный саундтрек, и то ли улыбается, то ли плачет

Я обсуждала фильм с несколькими людьми, и мнения были буквально противоположными. Кто-то считал, что Хираяма плачет, потому что осознал свое одиночество и жалеет о своих выборах. А кто-то, как и я, что герой проживает жизнь целиком и не отказывается чувствовать ни горести, ни радости. И знает, что в каждом счастливом моменте есть зерно разочарования, отказа или лишения.

А что этот финал значит для вас? Полное принятие мира и себя? Или, наоборот, сожаления об упущенном?

P.S. Единственное, чего мне не хватило в этом фильме, так это того, чтобы у Хираямы и владелицы бара завязались отношения.

И знайте, если вы не подпишитесь на мой тг-канал, я так же засмеюсь сквозь слезы, как Хираяма в финальной сцене

2121
22
15 комментариев

Для этого фильма главное поймать подходящее настроение.
Мне кажется, в финальной сцене Хираяма пытается понять, счастлив он или нет. С одной стороны у него идеальный маленький мирок, который он выстроил, с другой - общество со своими представлениями о жалкой жизни, периодически проникающее в этот мирок. Счастливым быть легче, если никто не задаёт тебе стандарты этого счастья.

3

Да! Про настроение очень точно
А про финал интересно, вы думаете, что Хираяма переживает о том, как его жизнь воспринимается со стороны?

ух ты, так там всё сложно получается

2

все сложно - это закон жизни))

Фильм шикарный.

2

Недавно натыкался на эссе про этот фильм

1