Культовые киноманьяки и их истории

Фредди против Джейсона, Декстер против Ганнибала.

Культовые киноманьяки и их истории

Серийные убийцы и маньяки давно стали неотъемлемой частью популярной культуры: первый фильм о таком преступнике — «Преступления Диого Альвеса» (The Crimes Of Diogo Alves) — вышел в 1909 году, и с тех пор на экранах кинотеатров и телевизоров появлялись сотни разных маньяков.

Но стать культовыми персонажами удалось лишь единицам из них: в этом им помогла интересная история, необычный образ и нестандартная мотивация. Вспоминаем лучших из лучших.

В тексте есть спойлеры к перечисленным фильмам о маньяках.

Норман Бейтс («Психо», «Мотель Бейтс»)

Повышенный интерес к маньякам массовая аудитория начала проявлять в 70-е годы XX столетия: в это время выросло число таких преступников, газеты писали о них на первых полосах, да и сам термин «серийный убийца» утвердили как раз в это десятилетие. Однако первый культовый киноманьяк появился немного раньше, в 1960 году в хорроре Алфреда Хичкока «Психо».

Культовые киноманьяки и их истории

Главный герой фильма Норман Бейтс — скромный и безобидный парень, который делает чучела птиц, ухаживает за больной матерью и управляет семейным мотелем. Казалось бы, Норман абсолютно адекватен, и единственное, что ему можно инкриминировать, это тот факт, что его лучший друг — его мамочка. Но не всё так просто. На самом деле Бейтс — убийца, страдающий диссоциативным расстройством личности, а его мать уже давно умерла и превратилась в засушенную мумию — всё благодаря Норману.

Путь Бейтса к безумству начался в детстве: с раннего возраста он рос без отца, а мама внушала ему, что любое проявление сексуальности — грех, а все женщины — шлюхи, и она единственная, кто может искренне его любить. Поэтому когда мама привела в дом своего любовника, Норман взбесился и в порыве ревности отравил их обоих и подложил на место преступления посмертную записку, замаскировав всё под суицид. Однако, спустя короткое время, Норман осознал свою ошибку, откопал труп мамы из могилы, принёс его домой и сделал чучело (спасибо навыкам таксидермии).

После смерти мать не ушла из жизни Нормана, а просто перекочевала в его подсознание: иногда маньяк вступает в дискуссии со своим вторым я, а в моменты сексуального влечения или опасности и вовсе перевоплащается в свою мать.

Норман убивает только когда превращается в свою мать
Норман убивает только когда превращается в свою мать

Норман Бейтс стал культовым после выхода хоррора Хичкока, но придумал этого персонажа Роберт Блох — автор романа «Психо». Вдохновением для писателя стал реально существовавший человек — Эд Гин, или «мясник из Плэйнфилда» — маньяк, которого в 1957 году взяли под стражу за убийство двоих человек.

Гин был настоящим безумцем — выкапывал трупы, делал из них предметы мебели и одежду, а с Бейтсом его объединяли несколько общих фактов биографии: властная мать, погибший отец, страсть к переодеваниям, вежливость и покладистый характер.

В романе Блоха Бейтс занимается созданием чучел зверей, в фильме — птиц.

Бейтс в книге и в кино, однако, не идентичны: сценарист Джозеф Стефано значительно поработал над внешним видом маньяка. В книге Блоха Норман низенький, пухлый, лысый мужчина 40 лет, который носит очки с толстыми стёклами и очень любит выпить. Сопереживать такому человеку сложно, именно поэтому Стефано решил, что нужно кардинально сменить образ персонажа, и сделал Бейтса молодым, симпатичным и немного грустным. В этот образ идеально вписался актёр Энтони Перкинс.

Роль Бейтса для Перкинса, который к моменту начала съёмок обладал большим фан-клубом и был успешным актёром и музыкантом, была несколько рискованной: актёр переживал, что фильм разрушит его карьеру и выведет наружу его гомосексуальность. Но, согласившись на роль, он подошёл к работе со всей ответственностью: Перкинс сам подбирал себе костюмы, додумывал необычные особенности поведения, например, любовь к сладкой кукурузе, и переделывал реплики.

В итоге оказалось, что Перкинс переживал напрасно: «Психо» стал культовым хоррором, а Норман Бейтс — самой знаменитой работой в его актёрской карьере. К роли этого маньяка Перкинс возвращался несколько раз, был режиссёром одного из сиквелов и даже привлекал к съёмкам своего старшего сына Оза: он сыграл маленького Бейтса в фильме «Психо 2».

Кроме того, за годы работы над Бейтсом Перкинс по-настоящему проникся своим героем, считал его невиновным и обвинял во всех преступлениях его вторую личность — мать. К слову, чтобы разделить эти две стороны Нормана Бейтса, во время его перевоплощений персонажа играл другой человек.

Мать всегда играл другой человек, и это началось с фильма Хичкока. В день, когда мы должны были снимать сцену в душе, мне срочно нужно было уехать в Нью-Йорк, и Хич нанял кого-то, чтобы постоять с ножом в кадре. Вот так и началось развитие двух абсолютно разных персонажей.

Энтони Перкинс, актёр

Перкинс — первый, но не единственный актёр, который перевоплощался в Нормана Бейтса: образ маньяка на себя примеряли Генри Томас («Психо 3»), Винс Вон (ремейк 1998 года), Курт Пол (телефильм «Мотель Бейтса») и Фредди Хаймор (сериал «Мотель Бейтс»).

Кожаное лицо («Техасская резня бензопилой»)

Эд Гин вдохновил не только Робрета Блоха: мужчина, шьющий одежду из кожи умерших женщин, стал прототипом и для маньяка из культового слэшера «Техасская резня бензопилой».

Культовые киноманьяки и их истории

Кожаное лицо, он же Томас Сойер/Хьюитт, он же Бубба, он же Джедидайа (в разных частях франшизы имя маньяка раскрывают по-разному) — взрослый мужчина с умом ребёнка, который живёт в семье, состоящей из четырёх мужчин: Повара, Попутчика, самого Томаса и живого трупа, который приходится маньяку дедом. Все мужчины работали на скотобойне, которая в одночасье закрылась. Теперь они, не обладая никакими особыми навыками, вынужденно борются за существование, добывая себе еду, убивая животных и людей.

С маньяком и его семьёй зрители знакомятся 18 августа 1973 года — день первой техасской резни бензопилой
С маньяком и его семьёй зрители знакомятся 18 августа 1973 года — день первой техасской резни бензопилой

Как и из-за чего Томас стал убийцей точно непонятно. По версии фильма «Кожаное лицо» 2003 года, например, маньяк воспитывался в семье женщины, которая подобрала его в мусорном баке, к тому же, ещё в детстве ему диагностировали множество психических расстройств.

По словам же автора идеи и режиссёра оригинального фильма Тоуба Хупера, Кожаное лицо — маньяк поневоле. Он просто великовозрастное дитя, которое действует, исходя из двух принципов: страх и поручения других членов семьи. Помимо убийств Кожаное лицо занимается домашними обязанностями, восполняя недостаток женщин в доме.

Главный элемент образа маньяка, очевидно, кожаное лицо — маска, сделанная из настоящей кожи, снятой с человеческого трупа. Он носит её, чтобы скрыть сильно изуродованное из-за болезни лицо.

Казалось бы, маска — очевидный референс к Эду Гину, о котором говорилось выше, однако история этого аксессуара куда интереснее. Вдохновением для маски послужил один доктор, которого знал Тоуб Хупер: врач рассказал режиссёру о том, как во время учёбы в университете ходил в морг, чтобы практиковаться на трупах. Во время одного из занятий он и его приятели снимали с мертвецов кожу и делали из неё маски на хэллоуин.

Второй неотъемлемый элемент Кожаного лица — бензопила. Этот инструмент и орудие убийства в фильме был абсолютно настоящим, что подвергало опасности жизни актёров. Причём не только жертв, но и самого маньяка, особенно в знаменитой финальной сцене с кручением пилы.

За время существования франшизы Кожанное лицо играли шесть актёров, однако главный и самый каноничный из них — Гуннар Хансен, который показал маньяка в оригинальном фильме. Актёр исландского происхождения подарил Лицу массивную фигуру, взрывной характер и его фирменную манеру выражаться: именно Хансен решил, что маньяк, который никогда систематически не учился говорить, должен испытывать проблемы с речью. Для создания аутентичного образа Хансен даже ходил в школу для умственно отсталых.

Хансен наблюдал за свиньями на ферме, чтобы научиться визжать как они.

Интересно, но Хансен мог никогда не попасть во франшизу: когда актёр узнал о съёмках фильма, кастинг на Кожанное лицо уже закончился. Занять это место актёр смог после того, как первый претендент напился и не пришёл на съёмки.

Майкл Майерс («Хэллоуин»)

Стреляй в него, режь ножом, поджигай, избивай — всё бесполезно: Майкл Майерс будет жить. Этот молчаливый безумец, которому регулярно удаётся сбегать из психбольницы на Хэллоуин, пугает зрителей своей жуткой маской и кровавыми убийствами уже 40 лет.

Культовые киноманьяки и их истории

Создатель этого культового киноманьяка — не менее культовый режиссёр Джон Карпентер. Образ убийцы в маске он взял из своего личного опыта: один из курсов, который Карпентер изучал в колледже, был связан с психиатрией, и в качестве практики на нём он с одногруппниками посещал больницу для душевнобольных. Там будущий режиссёр увидел мальчика лет 12, у которого было «абсолютно пустое, безэмоциональное, бледное лицо, а глаза чернющие, как у дьявола».

Использовать этот образ в кино режиссёр решил, когда продюсер Ирвин Ябланс обратился к нему с предложением снять хоррор об убийствах в канун Хэллоуина.

Безэмоциональность маньяка подчёркивает важный элемент его образа — маска капитана Кирка из сериала «Звёздный путь». Такой аксессуар художник-постановщик Томми Ли Уоллес выбрал не сразу. Он сходил в магазин маскарадных костюмов и купил четыре маски: грустного клоуна Эмметта Келли, президента Ричарда Никсона, мистера Спока и, собственно, капитана Кирка. Последняя маска выражала меньше всего эмоций, поэтому на ней и остановились.

Перед съёмками над маской серьёзно поработали: выкрасили её полностью в белый, нарисовали новые брови и расширили глазницы
Перед съёмками над маской серьёзно поработали: выкрасили её полностью в белый, нарисовали новые брови и расширили глазницы

История Майерса начинается в 1963 году: тогда родители оставили шестилетнего Майкла на вечер со старшей сестрой Джудит. Она не очень любила младшего брата и предпочла вместо заботы о нём развлекаться в спальне со своим парнем. Майкла такое поведение сестры вывело из себя, и он, дождавшись момента, когда бойфренд Джудит ушёл, зарезал её мясницким ножом. После этого мальчика отправили в психиатрическую лечебницу Смит-Гроув.

Убить сестру маньяка заставил зловещий голос, который звучал у него в голове: он отдавал ему приказы и внушал, что Майкл ненавидит людей. Как стало известно из шестой части франшизы «Хэллоуин 6: Проклятие Майкла Майерса», дух, который разговаривал с Майклом, это Самайн — персонаж из кельтской мифологии, который активизируется накануне дня всех святых. Именно поэтому Майерс совершает убийства только в Хэллоуин.

Главная задача человека, одержимого Самайном, убить всех членов своей семьи. Поэтому первой жертвой маньяка стала старшая сестра Джудит, а следующей мишенью — его младшая сестра Лори, которая родилась уже после того, как Майкл попал в лечебницу.

В психиатрической клинике за Майклом следит доктор Сэм Лумис, персонаж с таким же именем есть в хорроре Альфреда Хичкока «Психо»
В психиатрической клинике за Майклом следит доктор Сэм Лумис, персонаж с таким же именем есть в хорроре Альфреда Хичкока «Психо»

Чтобы добраться до сестры, в 21 год Майкл сбежал из больницы и вернулся в свой родной город Хэддонфилд. В попытках поймать сестру Майерс убивает всех, кто попадается ему на пути, однако совершить главное преступление быстро ему не удается, поэтому он продолжает преследовать Лори на протяжении всех фильмов франшизы (за исключением 4, 5 и 6 фильма, в которых Лори считается мёртвой — в 7 части оказывается, что она изменила имя и переехала в другой город).

Своих жертв Майерс жестоко убивает мясницким ножом, при этом сам он абсолютно неуязвим: в конце каждого фильма маньяка убивают разными способами, чтобы в начале следующей части он воскрес и снова начал искать Лори.

Ник Кастл на съёмках первого и последнего «Хэллоуина»
Ник Кастл на съёмках первого и последнего «Хэллоуина»

Всего за 40 лет существования франшизы «Хэллоуин» вышли 11 фильмов: девять в оригинальной серии и два ремейка от Роба Зомби. Майкла Майерса в фильмах играли разные актёры, но первый человек, сделавший это, был Ник Кастл. Он вновь примерил на себя этот образ в последнем «Хэллоуине» 2018 года, но только ради одной сцены, в которой Лори и Майкл встречаются лицом к лицу. Всё остальное время за маской маньяка скрывается другой актёр.

Джейсон Вурхиз («Пятница 13-е»)

Джейсон Вурхиз — самый «успешный» киноманьяк. На его счету около 150 убийств, большинство из которых он совершил рядом с Хрустальным озером. При этом Джейсон начал убивать только во второй части франшизы, так что если бы «Пятница 13-е» не получила продолжения, мы никогда не познакомились бы с этим безумцем.

Сейчас благодаря Вурхизу старая хоккейная маска в первую очередь ассоциируется именно с маньяком, и только после — со спортом
Сейчас благодаря Вурхизу старая хоккейная маска в первую очередь ассоциируется именно с маньяком, и только после — со спортом

Джейсон родился в городке Кристал-Лэйк в семье Элиаса и Памелы Вурхиз. Долго они вместе не прожили, и с восьми лет будущий маньяк воспитывался только мамой. Родители Вурхиза оба были непростыми людьми.

Начнём с отца, потому что о нём известно немного: по словам сценариста первой «Пятницы 13-е» Виктора Миллера, у него просто не было времени на проработку линии этого персонажа. Однако сам Миллер считает, что Элиас был умным мужчиной и сбежал от Памелы после рождения сына, так как она стала одержима ребёнком.

Другая версия биографии Вурхиза-старшего рассказана в комиксе 2007 года «Рассказ Памелы»: там Элиас однажды приходит домой и сильно избивает свою жену, не зная о том, что она беременна. Памела решает отомстить за себя и убивает мужа, пока он спит, затем расчленяет его, а останки выкидывает в Хрустальное озеро.

Элиас Вурхиз в комиксе «Рассказ Памелы»
Элиас Вурхиз в комиксе «Рассказ Памелы»

Мама Джейсона Памела, напротив, обладает более понятной историей: она родила сына в 15 лет, была очень заботливой, но излишне одержимой сыном, запрещала ему посещать муниципальную школу и вообще держала его подальше от людей. Делала она это не со зла: Памела просто не хотела, чтобы над её сыном издевались сверстники и злые люди. А повод для этого был: Джейсон родился с гидроцефалией, из-за чего у него был деформирован череп, а также присутствовали проблемы с умственным развитием.

В первом фильме франшизы «Пятница 13-е» маньяком был не Джейсон, а его мама Памела
В первом фильме франшизы «Пятница 13-е» маньяком был не Джейсон, а его мама Памела

Держать сына взаперти Памеле удавалось 11 лет: прервать спокойное домашнее воспитание Джейсона ей пришлось, когда она нашла работу поваром в детском лагере «Хрустальное озеро». Денег на няню у Памелы не было, поэтому она взяла Джейсона с собой. И в лагере произошло то, чего она больше всего боялась: мальчика начали унижать сверстники. В какой-то момент издевательства перешли границу, и дети выкинули Джейсона в озеро, где он утонул (или нет, тело так и не нашли).

Через 20 лет после этого трагического события Памела решила мстить за сына и отправилась убивать хозяина лагеря и его работников. Одна из потенциальных жертв, Элис, в результате сама зарубила Памелу при помощи мачете.

Смерть матери стала поводом для Джейсона выбраться из своей хижины в лесу, в которой, как оказалось, он жил всё это время. Маньяк забрал одежду Памелы, её голову и орудие убийства, сделал из них алтарь и чуть позже отправился искать убийц своей любимой мамочки. С этого момента начинается история маньяка Джейсона Вурхиза.

Джейсон — настоящая машина для убийства: он молчаливый, практически неуязвимый и невероятно сильный. Свои преступления он совершает самыми разными способами: протыкает человека спицами для вязания, вырывает сердце, разрубает на части, раздавливает голову, разбивает о дерево, в общем, проявляет фантазию как может.

Сам Джейсон молчалив, хитёр, обладает нечеловеческой силой и способен выжить даже после серьёзных травм. Мотивация к совершению всех его преступлений не объясняется, но, вероятно, маньяк убивает людей, чтобы удовлетворить свою любимую маму. Не зря ведь он создал ей алтарь и даже приносил к нему тела некоторых своих жертв.

Странно, но самый известный элемент образа Вурхиза – хоккейная маска, появилась у маньяка только в третьей части «Пятницы 13-е»: Джейсон украл её у одного из персонажей фильма. Выбрать именно эту маску решили, потому что режиссёр фильма Стив Майнер — большой фанат хоккея.

Джейсон – маньяк-путешественник: в первых фильмах свои убийства он совершал в окрестностях Хрустального озера, затем, в фильме «Фредди против Джейсона», объявился на улице Вязов в Спрингвуде, а затем и вовсе отправился в космос.

Фредди Крюгер («Кошмар на улице Вязов»)

Фредди Крюгер сильно отличается от всех предыдущих маньяков в списке. Он не скрывает своего лица и любит поболтать с жертвами: чёрный юмор — вот главная черта, сделавшая этого персонажа Уэса Крэйвена таким популярным.

Культовые киноманьяки и их истории

Идея создать Крюгера пришла к Крэйвену в 1981 году, когда он читал газету LA Times: на одной из полос издания была статья о так называемом «Азиатском смертельном синдроме» (Asian Death Syndrome) — явлении, поразившем США в конце 70-х. В это время несколько десятков эмигрантов из Камбоджи, молодых и абсолютно здоровых, умерли во сне по непонятной причине. Родственники погибших говорили, что незадолго до смерти они жаловались на ночные кошмары, а один из них даже отказывался ложиться спать в течение нескольких дней.

Уже в XXI веке выяснилось, что причиной смерти мигрантов был синдром Бругада. Почему он так массово проявился у азиатов — до сих пор неизвестно. Это удивительное событие и натолкнуло Крэйвена на создание истории о маньяке, убивающем своих жертв во сне.

Культовые киноманьяки и их истории

Фредди Крюгер — персонаж с образцовой биографией серийного убийцы. Злобная сущность передались ему ещё до рождения. Мать Крюгера Аманда — монахиня, которая подрабатывала в психиатрической лечебнице для преступников. Её изнасиловали сто маньяков — они и стали отцами Фредди. После случившегося Аманда сошла с ума, а Фрэдди попал сначала в приют, а потом в приёмную семью, где подвергался побоям.

Нездоровые наклонности у Крюгера проявлялись с детства: в школе он убивал маленьких животных и резал себя бритвой ради удовольствия.

Одноклассники обзывали Крюгера «выродком сотни маньяков»
Одноклассники обзывали Крюгера «выродком сотни маньяков»

Повзрослев, Фредди начал вести образцовую жизнь: работал на электростанции, женился на женщине по имени Лоретта, затем у них родилась дочь Кэтрин. Таким добропорядочным гражданином Крюгер был лишь на первый взгляд: параллельно с семейной жизнью он крал и убивал маленьких детей, живших на улице Вязов. После того, как Лоретта начала подозревать мужа в совершении этих преступлений, он убил её. Затем его лишили родительских прав, а Кэтрин забрали в приют.

Чуть позднее Крюгера поймала полиция, но из-за одной формальной ошибки маньяка отпустили на свободу. Тогда родители жертв решили расправиться с ним лично: пришли к Фредди на работу и сожгли его заживо в котельной.

При жизни Крюгер-маньяк был известен как «спрингвудский потрошитель»
При жизни Крюгер-маньяк был известен как «спрингвудский потрошитель»

Перед смертью к Крюгеру пришли Демоны сна, которые предложили ему отдать душу взамен на новую жизнь. Фредди согласился и продолжил убивать уже в новом статусе, поджидая своих жертв во сне. Став демоном ночных кошмаров, Крюгер охотился на подростков, приходил к ним, когда они засыпали и убивал их. Умирая во сне, ты умираешь и наяву.

После смерти Фредди всегда носил один и тот же наряд: джемпер в красно-зелёную полоску, свободные штаны и широкополую шляпу-федору. На знаменитый образ Крюгера Крэйвена также вдохновило событие из жизни, которое произошло с ним в детстве.

Однажды ночью маленький Крэйвен услышал странные звуки за окном. Выглянув в окно, он увидел странного мужчину в федоре и большом плаще, стоявшего через дорогу. Испугавшись, Крэйвен отбежал от окна, но чуть позже решил проверить: ушёл незнакомец или нет. Мужчина всё также стоял напротив его дома и смотрел в окно.

Культовые киноманьяки и их истории

Обгоревшее лицо Фредди подарил специалист по гриму Дэвид Миллер. Однажды он обедал в пиццерии и, глядя на пепперони, вдруг понял, что лицо маньяка должно быть многослойным: мышцы, сверху обгоревшая кожа, которая выглядит как расплавленный сыр.

Большую часть своих убийств Крюгер совершал при помощи перчатки со стальными когтями. Такое орудие придумали, чтобы добавить в образ маньяка звериной сущности и заставить зрителя испытать первобытный страх. Когти в оригинальном фильме были сделаны из ножей для резки помидоров, а один из сотрудников на съёмочной площадке занимался только тем, что постоянно их затачивал.

Крюгер, к слову, не бессмертный: он неуязвим в мире снов, однако его можно вытащить в реальность и убить, как обычного человека. Смерть в его случае, впрочем, не означает полного забвения: Крюгер легко может вернуться в сны других людей, которые помнят его и боятся.

За время существования франшизы «Кошмар на улице Вязов» Фредди Крюгера играли десять актёров, однако человек, с которым этот персонаж ассоциируется у массовой аудитории — только Роберт Инглунд. На эту роль актёр попал чудом: Крэйвен планировал взять Дэвида Уорнера. Передумать его заставило блестящее выступление Инглунда на кастинге.

Чаки («Детская игра»)

Чаки — милый рыжий пупсик в комбинезоне и полосатом свитере, лучший друг ребёнка. А также — сосуд для души серийного убийцы Чарльза Ли Рэя, известного как «Душитель с озера».

Культовые киноманьяки и их истории

С Чарльзом Ли Рэем зрители знакомятся в фильме 1988 года «Детская игра»: во время неудачного ограбления в него стреляют, и, спасая свою жизнь, Рэй отползает в магазин игрушек. Там, при помощи амулета вуду, он переносит свою душу в куклу. Во время колдовства в магазин ударяет молния, которая вызывает пожар. Чарльз Ли Рэй умирает, но душа маньяка продолжает существовать в «Хорошем парне».

Вскоре куклу подбирает уличный торговец и продаёт её матери-одиночке Карен Барклай. Она, в свою очередь, дарит её своему сыну Энди. С этого момента у Чаки развязываются руки: первую жертву — няню своего нового хозяина, — он убивает уже в первый день жизни в теле куклы.

Кстати, несмотря на внешние изменения, свою физическую силу маньяк не потерял: кукла способна на все те же действия, что и взрослый мужчина. И она даже может кровоточить, как человек.

Чаки мечтает выбраться из пластикового тела, но сделать это он может только одним способом — переместив свою душу в человека, который заговорил с ним первым. То есть, в мальчика Энди. Именно к этой цели маньяк и будет стремиться на протяжении первых трёх фильмов франшизы.

В четвёртом фильме — «Невеста Чаки» — выясняется, что у Чарльза при жизни была девушка Тиффани. Она нашла останки куклы-маньяка, сохранившиеся после его смерти в третьем фильме, сшила их и вернула в Чаки жизнь при помощи магии вуду. Но вскоре маньяк убивает возлюбленную и переселяет её душу в куклу. Так маньяков-кукол становится несколько. В последствии у Чаки и Тиффани даже появляется ребёнок с раздвоением личности — Глен/Гленда.

Культовые киноманьяки и их истории

На протяжении всех семи фильмов Чаки играл Брэд Дуриф: именно он подарил маньяку тот самый безумный голос и зловещий смех. Однако актёр мог и не стать Чаки: в момент начала работы над фильмом он был занят на съёмках фильма «Миссисипи в огне» и не мог разорваться между двумя проектами.

Тогда на роль маньяка нашли другого актёра. Создатели фильма остались довольны, а вот тестовая аудитория нет: во время предпоказа в зале никто не боялся и не смеялся. К тому моменту Дуриф уже освободился от «Миссисипи в огне» и согласился помочь исправить ситуацию.

Брэд Дуриф лично появлялся на экране в фильме «Детская игра»
Брэд Дуриф лично появлялся на экране в фильме «Детская игра»

«Фирменный» голос — важный, но не главный элемент образа Чаки: увидеть куклу-маньяка не удалось бы и без работы специалиста по спецэффектам Кевина Ягера. Именно он сконструировал робота-аниматроника, который ходил, бегал, говорил и убивал. Без всякой там компьютерной графики!

Для съёмок «Детской игры» были созданы девять кукол Чаки, каждая из которых выполняла разные действия, например, тряслась или бегала
Для съёмок «Детской игры» были созданы девять кукол Чаки, каждая из которых выполняла разные действия, например, тряслась или бегала

Дух Чарльза Ли Рэя вечен, как и, судя по всему, фильмы о Чаки. Седьмая часть — «Культ Чаки» — в 2017 году подвела черту под оригинальным сюжетом, однако, практически сразу после его выхода на экраны, студия MGM объявила о перезапуске проекта.

Ремейк «Детской игры» уже в производстве, сценарий к нему написал один из авторов «Кунг Фьюри 2» Кевин Бёртон Смит, а главную роль в фильме сыграет Одри Плаза. Сам Чаки в новой «Детской игре» будет не куклой, в которую вселился дух маньяка, а взбесившимся роботом. Перезапуск франшизы, как это обычно и бывает, не устраивает оригинальную команду, в том числе Брэда Дурифа, который отказался вернуться к роли Чаки.

Ганнибал Лектер («Молчание ягнят», «Ганнибал»)

Он одинаково хорошо обращается со скальпелем и человеческим разумом, умён и образован, обладает утонченным вкусом, прекрасно разбирается в искусстве и потрясающе готовит. Всё это о Ганнибале Лектере — самом известном вымышленном каннибале в истории.

Впервые он появился в 1981 году в романе Томаса Харриса «Красный дракон», и с тех пор его образ не пропадает с экранов кинотеатров и телевизоров.

Культовые киноманьяки и их истории

Ганнибал Лектер родился в 1936 году в Литве и рано потерял всех своих близких родственников: сначала родителей, а потом и младшую сестру Мишу, с которой у маньяка была особая крепкая связь. Мишу прямо на глазах Лектера убила, а потом съела группа нацистов, а сам Ганнибал оказался в их плену.

Именно это событие стало отправной точкой в превращении Лектера в серийного убийцу: смерть сестры заставила его потерять веру в Бога и в существование правосудия на Земле, а также на какое-то время сделала немым.

Смерть сестры — событие, повлиявшее на превращение Лектера в маньяка
Смерть сестры — событие, повлиявшее на превращение Лектера в маньяка

Сбежав от нацистов, Ганнибал попал в руки к советским солдатам, которые отвезли мальчика в поместье его семьи, которое к этому моменту превратилось в приют. Там над Лектером издевались и дети, и педагоги. На некоторых своих обидчиков он нападал. Печали маньяка заканчиваются в 1952 году, когда он попадает под опеку своего дяди Роберта и его жены — леди Мурасаки.

Первое убийство и акт каннибализма Лектер совершил из благих побуждений: он убил расиста, который оскорбил Мурасаки (после смерти дяди Ганнибал завёл роман с его женой), затем отрезал его щёки и съел их. Наказание за это преступление ему удалось избежать благодаря своему интеллекту и хладнокровию, которые помогли ему пройти тест на детекторе лжи.

Культовые киноманьяки и их истории

В 18 лет Лектер вернулся в Литву и начал искать выживших после войны убийц сестры. Всех их он прикончил и съел. Полиция поймала его, но он опять остался безнаказанным из-за того, что его жертвы были преступниками и нацистами.

Копить жертв маньяк начал после того, как переехал в Балтимор и устроился на работу психиатром. В своей профессии маньяк стал уважаемым специалистом, известным на весь мир, хотя позднее он признавался, что считал психиатрию лженаукой и никогда не уважал эту профессию. Зато найти жертв, работая врачом, было легко: за это время он совершил девять убийств. Под внимание доктора Лектера попадали либо преступники, либо люди, которых он считал низшими представителями человеческого рода. Например, музыканта Бенджамина Распейла маньяк убил из-за того, что он был скучным и мешал развитию Балтиморского оркестра.

Раскрыть психиатра-убийцу удалось агенту ФБР Уиллу Грэму: Лектер был признан невменяемым и направлен в Балтиморскую больницу для душевнобольных преступников. Там маньяк с лёгкостью проходил все тесты и вёл себя как образцовый пациент до тех пор, пока однажды не совершил зверское нападение на медсестру: он вырвал ей глаз, вывихнул челюсть и откусил язык. После этого к Лектеру стали относиться с особой опаской: его транспортировали только привязанным к носилкам, на лицо надевали маску, а также держали в палате с двойным барьером. В 1977 году маньяк был признан виновным и приговорён к пожизненному заключению без права на освобождение.

Ганнибал не получал удовольствия от убийств: во время нападения на медсестру его пульс оставался в стабильном состоянии
Ганнибал не получал удовольствия от убийств: во время нападения на медсестру его пульс оставался в стабильном состоянии

Находясь в тюрьме, Ганнибал помог раскрыть два преступления: сначала с агентом Уиллом Грэмом нашёл серийного убийцу Фрэнсиса Долархайда, а затем помог молодому специалисту ФБР Кларисе Старлинг отыскать маньяка Буффало Билла.

Прозвищем маньяка было «каннибал Ганнибал»
Прозвищем маньяка было «каннибал Ганнибал»

Ганнибала в кино играли несколько актёров, но самые известные и яркие экранные воплощения маньяка получились у Энтони Хопкинса и Мадса Миккельсена.

Первый сделал Ганнибала тем культовым злодеем, каким мы его знаем сегодня. Хопкинс сыграл в трёх фильмах о маньяке: «Ганнибал», ремейк «Красного дракона» и «Молчание ягнят»: в нём он был на экране всего 16 минут, но и их было достаточно, чтобы Хопкинс получил «Оскар» за лучшую мужскую роль. В итоге актёр так сроднился с Ганнибалом, что написал сценарий для четвёртого фильма о маньяке, в котором Клариса должна была убить Лектера. Но продолжение так и не сняли.

Я знал, как играть его на интуитивном уровне. Знал, как он должен выглядеть, как звучать. Думая о Лектере, я представлял комбинацию из трёх голосов: Кэтрин Хепбёрн, Трумен Капоте и HAL 9000 из «Космической одиссеи».

Энтони Хопкинс, актёр

Ганнибал Хопкинса большую часть времени находится за решёткой, поэтому жестокость он проявляет больше при помощи своего интеллекта, нежели физической силы — например, когда заставляет Кларису вспомнить неприятные моменты из детства.

Маньяка в активной стадии показал Мадс Миккельсен в сериале «Ганнибал». Его Лектер ещё более методичный, изысканный и аристократичный, чем у Хопкинса, он балансирует на грани между человеком и зверем, пытается постичь философию человеческой жестокости.

Культовые киноманьяки и их истории

Вжиться в роль Миккельсену помог его интерес к маньякам: ещё до съёмок в сериале он читал биографии серийных убийц, а также мировых диктаторов, например, Сталина, Гитлера и Чингисхана. Ганнибал, по словам актёра, отличается от всех серийных убийц своим подходом к преступлениям: его вдохновляет неповторимая красота жизни, которая раскрывается на смертном одре.

Призрачное лицо («Крик»)

Какой твой любимый фильм ужасов? Вопрос, который любит задавать своим жертвам маньяк-киноман по прозвищу Призрачное лицо. Перед нападением он любит звонить своим жертвам и, используя устройство для изменения голоса, устраивать допрос-викторину на тему хорроров. Не ответил на пару вопросов — готовься умирать.

Культовые киноманьяки и их истории

Своё имя маньяк получил из-за белой вытянутой маски. Этот вдохновлённый картиной Эдварда Мунка аксессуар появился в фильме уже во время начала работы над проектом.

Когда «Крик» (в рабочей версии назывался «Страшное кино») только получил добро, у Уэса Крэйвена не было чёткого представления о том, какой должна быть маска, и он отдал задание придумать образ маньяка студии KNB Effects. Пока они перебирали варианты, нужный нашёлся сам собой: продюсер фильма Мариан Маддалена случайно увидела маску призрака в одном из домов, когда искала локацию для съёмок.

Этот вариант понравился всем, но была одна проблема: авторские права на маску принадлежали компании Fun World. Переговоры с ними длились долго, за это время студия создала не один эскиз с вариантом маски, но в итоге их старания оказались лишними — Крэйвену удалось достичь соглашения с Fun World, и их маска стала культовой.

Характерная черта маньяка — вытирать нож перчаткой
Характерная черта маньяка — вытирать нож перчаткой

Так кто же скрывается за маской призрака? Однозначный ответ на этот вопрос дать невозможно, ведь в каждой части «Крика» роль маньяка выполняют разные люди (чаще — по несколько человек за фильм) с разными мотивами. Их объединяет одна цель — убить Сидни Прескотт. Есть также версия, что маньяк во всех фильмах один, и что он просто остался нерассекреченным, но подтверждений этой версии нет.

У Призрачного лица нет сверхъестественных сил, как у других маньяков, скрывающихся за маской: он самый простой человек, правда, с хорошей физической подготовкой и особым шпионским талантом, позволяющем ему оставаться незамеченным. Призрачное лицо может убить разными способами, но особенно хорошо он управляется с ножом, которым либо закалывает жертву, либо перерезает ей глотку.

В сериале MTV Призрачное лицо носит совсем другую маску
В сериале MTV Призрачное лицо носит совсем другую маску

Непостоянная личность маньяка даёт шанс делать бесконечное количество фильмов, однако пока у оригинального «Крика» всего четыре части. Но дело Призрачного лица не простаивает: в 2015 году на американском MTV вышел сериал «Крик», который рассказывает непосредственно биографию маньяка. Сейчас у сериала есть два завершённых сезона, но в 2018 году MTV объявила о запуске производства третьего.

Патрик Бейтмен («Американский психопат»)

Герой романа Брета Истона Эллиса «Американский психопат» и его одноимённой экранизации Патрик Бейтман — брокер с Уолл-Стрит, типичный яппи, которого не заботит ничего кроме своего внешнего вида и денег. Он живёт на Манхэттене, носит брендовую одежду и имеет отличную коллекцию музыкальных дисков. Под музыку он любит проводить ритуалы красоты, завтракать, а ещё убивать людей.

Культовые киноманьяки и их истории

Патрик Бейтман родился на Лонг-Айленде в состоятельной семье — больше о его детстве ничего не известно. К моменту знакомства зрителя с Бейтманом он работает в компании Pierce&Pierce, хотя «работой» это можно назвать с натяжкой: большую часть времени он проводит в модных ресторанах, барах и клубах, употребляет кокаин и занимается сексом.

Его хобби — убийство. Жертвой маньяка может стать каждый: мужчина или женщина, случайная проститутка или коллега, ребёнок или старушка, — у него нет принципов. Способы, которыми убивает Бейтман, тоже разные: от банального выстрела из пистолета до изощренных пыток. Например, однажды он засунул в вагину женщины крысу, заставив животное проедать себе путь на свободу.

Культовые киноманьяки и их истории

Патрик Бейтман — интересный персонаж: ему абсолютно наплевать на всё, что происходит вокруг, его единственная забота — это он сам. Он антисемит, расист и женоненавистник, при этом ему хочется, чтобы окружающие его любили. Для этого, находясь в обществе, Бейтман изображает человека с традиционными моральными ценностями.

У Патрика Бейтмана есть лишь одно экранное воплощение — Кристриан Бейл: именно его актёрская игра и харизма сделали этого маньяка культовым. Но, что кажется уже традиционным при выборе актёров на роль киноманьяков, он был не первым кандидатом в списке.

Культовые киноманьяки и их истории

Кристиан Бейл, который просто идеально сыграл Патрика Бейтмана, мог и не попасть в проект. Когда Lionsgate только запустили работу над экранизацией «Американского психопата», продюсеры искали на роль безумного маньяка уже популярного актёра. Главным претендентом на место Бейтмана был Леонардо ДиКаприо, которого после «Титаника» хотели заполучить все. Он серьёзно рассматривал возможность сыграть маньяка, но в последний момент сделал выбор в пользу фильма «Остров».

Режиссёр фильма Мэри Хэррон такому исходу событий обрадовалась — она видела в роли Бейтмана только Бейла. Актёр, который всегда крайне серьёзно подходит к съёмкам, не изменил себе и во время работы над «Американским психопатом»: он сел на диету, усердно занимался в спортзале, а ещё отбелил зубы, чтобы добиться улыбки как у Тома Круза. К слову, у своего коллеги Бейл позаимствовал ещё и манеру поведения – неестественные и наигранные эмоции.

Мы обсуждали с Кристианом то, насколько Патрик Бейтман похож на марсианина, как странно он смотрит на происходящее вокруг, пытаясь понять, как вести себя правильно. И вот однажды он позвонил мне и сказал, что смотрел интервью Тома Круза на шоу Леттермана. Бейл отметил, что Круз вёл себя очень дружелюбно, но его глаза были пустыми и безэмоциональными.

Мэри Хэррон, режиссёр

В итоге, у Бейла получилось сделать по-настоящему интересного Патрика Бейтмана, которому абсолютно наплевать на всё, что происходит вокруг, чья единственная забота — это он сам.

Джон Крамер («Пила»)

На что готовы пойти люди, чтобы сохранить себе жизнь? Цель проверить это преследует Джон Крамер, также известный как Пила. На счету этого маньяка много трупов, но своими руками он не убил никого. Крамер — маньяк-конструктор: он создаёт ловушки-головоломки, в которые помещает своих жертв. Из каждой такой игры можно выбраться живым, правда для этого нужно чем-то пожертвовать.

Пройдя испытание Крамера, человек должен по-новому взглянуть на жизнь и пересмотреть свои ценности
Пройдя испытание Крамера, человек должен по-новому взглянуть на жизнь и пересмотреть свои ценности

Маньяком Крамер стал в зрелом возрасте: до этого он работал инженером в строительной компании и находился в счастливом браке с медиком Джилл Так. Жена Крамера ждала ребёнка, но после удара дверной ручкой в живот у неё случился выкидыш. Это событие изменило Крамера: он ушёл в себя, стал мрачным и нелюдимым. В добавок к этому у него диагностировали рак, который не поддавался никакому лечению.

Отчаявшись, он решил совершить самоубийство, но оно закончилось неудачно. То чувство, которое он испытал, находясь на грани смерти, и заставило его стать маньяком. Крамер понял, что его задача — показать людям, которые тратят бесценные моменты жизни впустую, убивая себя алкоголем и наркотиками, что они неправы.

Всем своим жертвам маньяк ставит условие: они должны переступить через свои моральные принципы или причинить себе физическую боль, в противном случае их ждёт смерть. У тех, кто не смог преодолеть себя, и умер во время прохождения «игры», Крамер вырезал кусочек кожи в виде элемента пазла. Из-за этого ритуала маньяка прозвали «Конструктором» (Jigsaw).

К своим жертвам маньяк обращался, используя куклу-марионетку Билли. Её Крамер сделал своими руками для не рождённого сына. Билли для фильма тоже был создан из подручных материалов: бумаги, краски и двух шариков для пинг-понга, которые выполняли роль глаз. Делал куклу лично автор «Пилы» Джеймс Ван.

Культовые киноманьяки и их истории

Во всех фильмах франшизы «Пила» Крамера играл Тобин Белл. Сам актёр маньяка таковым не считает, для него Крамер — философ, инженер и архитектор.

Играть такого персонажа на протяжение целых восьми фильмов — редкая удача.

Тобин Белл, актёр

Актёр хочет вернуться к образу Крамера снова и в девятой части, чтобы раскрыть новые подробности из жизни маньяка, а заодно пролить свет на происхождение куклы Билли.

Декстер Морган («Декстер»)

Маньяки XXI века, кажется, очень принципиальные и с сильными моральными ценностями. Крамер преследовал, казалось бы, благую цель — подарить людям любовь к жизни. А главный герой сериала «Декстер» и вовсе убивал только преступников.

Культовые киноманьяки и их истории

Стать маньяком Декстера заставила психологическая травма из детства. Когда ему было два года, он, его старший брат Брайан и мать-наркоманка Лора оказались заперты в грузовом контейнере с тремя мужчинами. Компанию им составили также члены наркокартеля Эстрада, информацию о котором мать Декстера сливала полиции.

Наркоторговцы поочередно убили всех взрослых, разрезая их бензопилой. Всё это происходило на глазах у Декстера и его брата. Закончив кровавую баню, члены картеля ушли, закрыв мальчиков на замок. В итоге Декстер с братом просидели среди трупов два дня, пока их не нашёл детектив полиции Гарри Морган (именно ему Лора сливала информацию о картеле Эстрада). В глазах Брайана он увидел потерянного человека, поэтому оставил его на месте преступления, а маленького Декстера забрал с собой и воспитывал, как родного сына.

После детской травмы Декстер не мог испытывать нормальных человеческих эмоций
После детской травмы Декстер не мог испытывать нормальных человеческих эмоций

В подростковом возрасте Декстер вёл себя как классический маньяк: разделывал кукол своей сводной сестры Дебры и убивал домашних животных. Узнав о последнем, Гарри провёл с сыном беседу, в которой обсудил с ним его жестокие желания и рассказал, как правильно влиться в общество.

Свои убийства Декстер совершал по «кодексу Гарри» — правилам, которые для него составил приёмный отец
Свои убийства Декстер совершал по «кодексу Гарри» — правилам, которые для него составил приёмный отец

Гарри Морган — важнейший человек в жизни Декстера, именно он разрешил ему совершать убийства людей. Но только при одном условии — жертвы маньяка должны сами быть преступниками. Своего первого человека Декстер убил в 21 год: жертвой стала медсестра, которая усыпляла своих пациентов при помощи большой дозы морфина.

Убийство для Декстера — настоящий ритуал: своих жертв он усыпляет при помощи транквилизатора М-99, затем привязывает их к столу или другой широкой плоской поверхности, покрывает помещение полиэтиленом и приступает к убийству. Сам маньяк перед преступлением надевает мясницкий халат и маску газонокосильщика.

У всех своих жертв Декстер берёт пробу крови для коллекции
У всех своих жертв Декстер берёт пробу крови для коллекции

Жертв Декстеру искать не сложно, ведь он работает специалистом по брызгам крови в отделе полиции Майами. На работе никто не знает о его странном хобби, и вообще все считают его милым и безобидным. Такого эффекта Декстер без труда добивается при помощи имитации эмоций. Реальных, искренних отношений маньяк завести не может.

Сыграл такого непростого персонажа Майкл Си Холл. Авторы увидели в Си Холле Декстера сразу же.

Для меня это был вызов: сыграть человека, который не знает, что такое искренние человеческие эмоции. Декстер сам своего рода актёр. Он подстраивается под любую ситуацию, в которую попадает. Если задуматься, то сыграть такое непросто.

Майкл Си Холл, актёр

Декстер — маньяк и злодей без эмоций, но при этом он не воспринимается как антигерой, и зрителю легко ему сопереживать. Это тот эффект, которого и планировали добиться создатели сериала, однако не во всех случаях он оказался позитивным: после выхода сериала у Декстера появились фанаты-имитаторы, которые повторяли «подвиги» убийцы в реальной жизни.

1111 показов
36K36K открытий
36 комментариев

Так смеялся в Бейбидрайвере, когда они решили на ограбление взять маски Майкла Маерса и там были маски Майка Маерса ))) Остин Пауерса тобишь

Ответить

В статье есть серьезная неточность - на самом деле зритель так до конца и не понимает, является ли Патрик Бейтман маньяком на самом деле.

Как и в оригинальной книге, фильм даёт массу намёков на то, что вся "маньячная" карьера Бейтмана происходит у него в голове. Оставляя финал открытым, зрителю предоставляется самому сделать вывод о жанре фильма - рассказ ли это про маньяка, или просто история одного психического расстройства с приправой из социальной сатиры. В книге это подано еще ярче - мы сомневаемся в преступлениях Бейтмана с самого начала.

Мне кажется, это довольно важное уточнение для обзора о маньяках.

Ответить

"Декстер — маньяк и злодей без эмоций, но при этом он не воспринимается как антигерой, и зрителю легко ему сопереживать."

Простите за занудство, но это тоже неверно. Зритель легко сопереживает антигероям, да и Декстер, как раз, классический антигерой. А вот именно как злодей он зрителем не воспринимается.

Ответить

В какой-то момент в фильме это становится более чем отчётливо понятно. Но при этом возможен и вариант, что что-то он делал и в реальности, а что-то у него происходило только в голове.

Ответить

Справедливое замечание, спасибо! Когда писала, решила не добавлять. Сейчас понимаю, что зря :)

Ответить

Однажды в книге его даже скамейка до дому провожала вроде :)

Ответить

Из-за неаккуратных порезов маньяка и начали называть Пилой.Что простите ? Вы хотели сказать из-за неаккуратных локализаторов ? ЕМНИП в оригинале его "пилой" не называли, в основном jigsaw (головоломка, из-за метки что он вырезал, мол жертве кое-чего не хватает). Saw - это не очень простое название фильма, а частности его можно перевести как "видел", к чему отсылается короткометражка (студенческая работа создателей Пилы, или Пила 0.5), когда маньяк наблюдает за жертвой.

Ответить