Немного про фильм "Опавшие листья" режиссера Аки Каурисмяки ...

Немного про фильм "Опавшие листья" режиссера Аки Каурисмяки ...

В некотором роде, сам не знаю отчего, написать сей текст мне виделось чем-то, что я непременно должен сделать.

Возможно, оттого, что на данный момент аж целое лето не писал почти ничего про кино, а едва ли есть что лучше, чем финский “Ла-ла-Ленд”, хоть и у “Опавших листьев” и их американского брата весьма и весьма мало общего, по крайней мере, джаз тут заменяют финские любовные шлягеры.

Для дальнейшего понимания необходимо пояснить, что это - фильм Аки Каурисмяки, человека, которого от статуса живой легенды отделяет, быть может, только то, что в отличие от своего друга и актера Джима Джармуша культ его почитания пока что довольно скромен, хотя тот за вполне долгую карьеру успел наснимать тридцать фильмов, которые иной зритель может посчитать тем, что французы именуют même chose.

Однако если вы решитесь посмотреть более трех фильмов Каурисмяки, высока вероятность, что вы столь быстро попадете под его очарование, что тот факт, что его сюжеты почти всегда о жителях Хельсинки среднего, если не вовсе бедного класса вам покажется сущим пустяком, пишу я это как человек посмотревший как минимум половину его фильмографии (правда, пока пишущий только о последнем, но почему так расскажу в конце).

Оттого даже кажется, что знаменитый финн сам и живет как герои его картин - вот уже 35 лет он, едва дописав сценарий, выпивает бокал белого вина, целует жену, выкатывает свой огромный черный кадиллак из гаража и вместе с сигаретой, вином и рукописью едет из Лиссабона, в котором он живет уже 35 лет, в Хельсинки, снимать новое кино.

В своих интервью он почти всегда циничен, редко появляется без алкоголя и сожалеет о временах, что давно ушли (в его фильмах почти нету мобильников, а герои до сих пор слушают радио и звонят по дисковым телефонам).

Может оттого кино, которое он снимает почти всегда очень и очень доброе и симпатичное, несмотря на реализм и меланхолию, редко заканчивающееся худо как и “Опавшие Листья”, как вы могли догадаться, история одной любви.

Он - слесарь-алкоголик, чуть стеснительный и ленивый, которого все кличут по фамилии, пьющий словно бы от жажды чего-то большего, но превративший пьянство в такую привычку, что он прячет водку прямо на рабочем месте.

Она - тихая девушка в возрасте между тридцатью и пятидесятью, застрявшая в поиске работы, одинокая тонастолько, что в доме у нее лишь одна тарелка.

Они встретятся в караоке, выглядящем как кусочек иной вселенной, сходят в кино на “Мертвые не умирают (для нее это окажется самым смешным фильмом) и этого им хватит, чтобы полюбить друг друга.

Если вам показалось, что все слишком уж просто, так и есть, но для Каурисмяки именно в этой простоте и кроется главная красота.

Люди безработные, утерявшие флер молодости, но не прекратившие мечтать, пусть даже молча и есть его герои и воспевает их он также страстно, как Сэм Пекинпа воспевал потрепанных мужчин склонных к алкоголизму.

И для этих людей рабочего класса, подзабытых всеми, Каурисмяки и выстраивает свой кукольный космический мирок.

А начал он делать это, впрочем, задолго до Уэса Андерсона, чей почерк чуть схож с финским коллегой, но куда более выхолощен, отчего уже сейчас вызывает у части аудитории чувство если не раздражения, то сытости им, в то время как наш финн вечен и не мешает ему даже выезд во французский Гавр.

В «Опавших листьях» же в этом пространстве «космохельсинки», несмотря на кажущуюся гиперреалистичность, герои до умиления наивны и добры, к примеру вот ключевой диалог из «Листьев…»:

«

Я встретил девушку. Мы почти решили пожениться.

Почему не поженились?

Я потерял ее номер телефона.

Так посмотри в телефонном справочнике.

Я не знаю ее имени.»

Замечательно, не правда ли?

При всем этом, Аки выразительности все больше добивается либо за счет общего сарказма и нелепости происходящего (например, сцена где героиня на второй день на работе видит как шефа пакуют менты, а тот кричит ей указания), либо за счет мастерской визуальной работы с деталями (бутылки водки, количество окурков, даже тончайшие жесты главной героини порой не заметить чертовски трудно даже самому незаинтересованному зрителю) и палитрой цветов, точности которому бы позавидовал сам Хокни.

К слову, частые сообщения по радио о ходе специальной военной операции на Украине выглядят, страшно сказать, чуть комично, но не потому, что герои пытаются делать какие-то комментарии, а потому что эта весточка в бутылочке из внешнего мира выглядит поразительно странной.

Вместе с тем это довольно лаконичное напоминание о том, что кризисы кризисами, а человеку нужен человек.

А в случае Каурисмяки еще и кино, учитывая то, как режиссер лет семь назад грозился уйти из кино, а ныне снял свой, возможно, самый точный по части смешения его привычных ингредиентов, фильм, да еще и приправив его еще большим количеством отсылок, чем раньше (помимо Джармуша тут упомянут и Чаплина и Брессона, кумира Каурисмяки).

«Опавшие листья» далеко не первая (и, надеюсь, не последняя) история любви Каурисмяки, но, пожалуй, самая точная.

В ней буквально ничего лишнего, даже финал, который иные зрители могут назвать нереалистичным, в крохотном финском театре имени Аки Каурисмяки предельно точен и красив.

Раньше финский творец в своих фильмах искал смыслы жизни, рассуждал на темы мигрантов и бандитов, пытался найти секрет жизнелюбия, помещая своих героев в ситуации порой совершенно безнадежные, но не лишая их надежды и оптимизма.

Сейчас же он то ли постарел, то ли повзрослел, это, право, неважно и пришел, кажется, к лучшему выводу - любовь это лучшее в жизни, а пока жива в Аки Каурисмяки любовь к кино - будет снимать и он.

99
11
2 комментария

Спасибо! Вы очень здорово написали про этот фильм

1
Ответить

Режиссёрка? А мужской вариант - режиссёрец?

Ответить