«Рим, открытый город»: почему фильм стал культовым, как смотрится сейчас, переклички с современным кино

Продолжаю свой марафон по просмотру 100 этапных фильмов мирового кинематографа, на прошлой неделе посмотрела культовый «Рим, открытый город» Роберто Росселини.

Сразу, чтобы вас заинтересовать, покажу переклички «Рима» и современного кино. Конечно, их гораздо больше, чем у тут у меня, но это то, что вспомнилось.

Отсылки к Риму

Шуба как высшее благо фашистов и их приспешников: «Рим» и «Зона интересов»:

Особенно много общего в архитектуре, интерьерах и вообще визуале между «Римом» и моим любимым сериалом «Моя гениальная подруга», где история начинается в 50-е в Неаполе.

А культовая сцена из Рима, когда Пина, беременная невеста Франческо, бежит за грузовиком, в котором его увозят фашисты, процитирована в Подруге буквально полностью.

Рим:

Моя гениальная подруга:

Вообще, считаю, что Паоло Соррентино в «Подруге» заимствует все самое лучшее из неореализма: детальный, реалистичный и проработанный мир, новые аутентичные лица, фокус на жизни простых людей. И добавляет туда то, чего мне в неореализме как раз не хватает: захватывающую историю и психологическую глубину образов.

Итальянский неореализм — это что вообще?

Фильм Роберто Росселини «Рим, открытый город» считается родоначальником итальянского неореализма и даже его манифестом. Интересно, что течение неореализма возникло не как воплощение отстраненной идеи. Его сформировала жизнь, или, лучше сказать, война.

Студия Чинечитта в Риме была разбомблена, денег не было, пленку для фильма Росселини купил на черном рынке, она была плохого качества и ее было впритык, снимать приходилось сразу набело, никакого монтажа. Актерам было нечем заплатить, поэтому на многих ролях непрофессионалы. На декорации и павильоны денег тоже, конечно, не хватило бы, и фильм снимали на улицах Рима и в обычных интерьерах.

Но и идея за этим тоже стояла. Вот как говорит о реализме Роберто Росселини:

Это повышенное любопытство к индивидам... Это наконец желание внести ясность в самих себя и не игнорировать реальность, какой бы она ни была.

Правильно оценить что-либо равносильно познанию его подлинного, универсального смысла. Реализм для меня художественная форма истины.

Живой объект реалистического фильма это мир, а не история, не фабула.

Так и возник стиль итальянского неореализма. Он характеризуется обычно таким:

  • в центре повествования обычные люди из социальных низов со всеми незначительными подробностями их жизней
  • нет четкого главного героя и единого драматического конфликта
  • съемки на натуре или в обычных домах и интерьерах для максимального жизнеподобия
  • минимальный межкадровый монтаж, монтаж внутри кадра за счет движения камеры
  • актеры-непрофессионалы.

Неореализм очень повлиял на весь мировой кинематограф, сместив фокус кино на обыденность жизни, из-за чего повестовательный (а не эпичный) вид сюжета стал основным в кино 40-х — 60-х годов.

История создания фильма

Идея этого фильма возникла у Росселини еще в 44-м году, при оккупации. Он хотел снять документалку про священника-связного партизан, которого убили фашисты. Нашел какую-то графиню, которая дала ему денег на фильм. Потом у него ещё появилась идея снять док про итальянских детей, участвовавших в Сопротивлении, графиня и на это дала денег.

В итоге Росселини объединил эти две идеи и сделал из них художественный фильм.

Интересно, что помогал Росселини со сценарием и режиссурой молодой Фредерико Феллини, ему тогда было 24 года.

Мои впечатления

Из-за отказа неореалистов сужать фильм до истории, и желании показать сразу несколько линий без определенного главного героя, мне было непросто смотреть этот фильм, трудно было удерживать внимание.

При этом в фильме есть много прекрасного! Комическое, которое соседствует с трагедийным. Итальянская экспрессивность. Умение снизить пафос обыденными деталями. Выразительные антигерои: особенно хороша фашисткая наркодиллерша.

Ну и культовые сцены, конечно, которые были процитированы в других фильмах: священник, играющий в футбол с детьми, бегущая за грузовиком женщина, ее тело на дороге с задравшейся юбкой и стрелками на чулках.

И именно этот фильм лучше всего объяснил мне природу фашизма. Что называется — показал на пальцах. Фашизм — это когда людям внушили их исключительность, а они с радостью поверили, потому что подпитываемый извне эгоцентризм так легко расцветает в каждом. И так далеко зашли, что даже при столкновении с реальностью, не могли отказаться от веры в собственную грандиозность. В фильме есть отличный диалог главного антагониста и другого немецкого офицера на эту тему.

А на этой неделе мы с киночатиком смотрим другой культовый фильм: «M» Фрица Ланга. Обсуждаем в тг-канале, присоединяйтесь к марафону, будем кинообразовываться вместе)

99
11
9 комментариев

Чето я как то Римом не проникся, он у меня как то улетучился из головы. Вот Пайза, особенно последний эпизод прям пробрала до печенок.

1
Ответить

Ого! Я у Росселини пока больше ничего не смотрела, но видела упоминание Пайзы, он же в трилогию с Римом как раз входит

Ответить

Рим это пример расхайпленной помойки. Что тысячу лет назад, что и сейчас.

Ответить

Бывали там в 1024-м? Конраду второму хоть свое почтение засвидетельствовали?

1
Ответить