Слово пацана: рефлексия над прошлым на злобу дня

Или сериал о конфликте детей, при попустительстве отцов.

Слово пацана: рефлексия над прошлым на злобу дня

Начинать тексты о нашумевшем сериале принято с личного отношения к основной его тематике - пацанству и блатовству. Не буду этой традиции изменять и обозначусь: я с этой темой не связан, и никак она у меня не резонирует. Я родился в маленьком поселке на Урале, рос в относительно благополучные нулевые - банд не застал и вообще, как и многие из моих сверстников, воспитывался в духе "ликвидации правового нигилизма" с его верховенством закона и равенством всех перед ним. Кстати, я думаю что во многом благодаря воспитанию в духе законов моё поколение в конце десятых годов оказалось благоприятной почвой для... А впрочем это не важно.

Так вот, я не рос в мире таких полублатных банд, но тем не менее элементы своеобразного пацанского бусидо у меня, как наверное и у многих из вас, есть. Но это абсолютно не важно: знание основ блатной романтики и личные отношения к пацанским кредо вам при просмотре сериала не пригодятся. Потому что он в общем то про другое.

Про что? Давайте разбираться.

Сериал как сериал

У Слово пацана как и у любого художественного произведения есть свои сильные и слабые стороны.

Мне было приятно видеть молодой актерский состав, который в целом попадает в своих персонажей. Вырастут ли они в больших серьезных актеров - это вопрос отдельный, поживем увидим, но "здесь и сейчас" они отыгрывают отлично.

На мой лё вкус удалась создателям и эпоха. Сложно, конечно, судить о прошлом, в котором ты не жил никогда, но увиденное в сериале соответствует моему представлению о том как оно выглядело.

Понравился мне и визуал сериала, под чем я подразумеваю операторскую работу и общую постановку. Создатели умело орудуют приемами кинематографа и ставят интересные сцены, создающие нужное настроение.

Но проблемы, конечно, есть.

И не уходя далеко от визуала, сообщу я вам что одна из них в этом самом визуале и заключается. Если вы смотрели ранние фильмы Крыжовникова, то наверное поймёте о чем я говорю, если же нет то постараюсь объяснить. В его работах (я, правда, смотрел только Горько, но наверное и в других этот прием используется) длинные дубли в рамках одной сцены режутся на куски, часть кусков изымается, другая часть образует итоговый вариант сцены, становясь режиссерским почерком. Мне этот подход не зашёл, выгляд как если читать книгу страница за страницей по диагонали, выхватывая из всего текста только начала абзацев.

Есть в сериале и сценарные бреши, и непоследовательность, переборы и перегибы, а ближе к концу динамику начинает капитально штормить. Тем не менее в общем смысле как художественное произведение он нормальный, смотреть можно. Но ценность и изюминка Слово пацана в основной теме, которую сериал поднимает. И тема эта предельно важная.

Пацанизм со смыслом

Если вы до сих пор считаете, что Слово пацана про романтизацию бандитизма и пацанства как такового, то спешу сообщить, вы не правы. Роберт Гараев, автор документальной книги которая стала основой сериала, анализу причин появления так называемого "казанского феномена" уделил значительно меньше места чем то заслуживает. Он описал сам феномен, его эволюцию, быт и нравы улиц, а вот о происхождении высказался телеграфно. Верный стилистике книги, Гараев назвал все известные ему теории появления "казанского феномена", начиная от в меру бредовой о заговоре КГБ до имеющей право на жизнь урбанизации города в 60-х. Сериал в свою очередь идёт дальше книги, и развивает причину в виде урбанизации, добавляя самое главное в этот безликий процесс - людей.

Но это глубокая мысль, со звёздочкой. На поверхности же - общее осуждение явления банд и низовой самоорганизации. Насилие поражает насилие, кровь порождает кровь, и никакой романтики в этом нет. Детские забавы с разделением на своих и чужих оборачиваются большими трагедиями, которые не поправить, ни изменить нельзя. Ни о каком прославлении бандитизма в сериале речи нет, если читаете подобное мнение знайте - автор в глаза не видел предмет разговора и вообще не в материале. Сериал не продолжает огромный список бандитских произведений о лихих временах, он предлагает новый вариант рефлексии прошлого. И, честно говоря, такого варианта давно не хватало.

Но интересен и более сложный уровень идеи Слово пацана, о первопричинах явления. И тут он очень остро попадает в том числе в современность.

Знаете, всю отечественную педагогическую мысль можно ёмко и четко определить в крылатой армейской фразе "незанятой солдат опасен". Это выражение появилось не случайно - армия как социальный институт занимается в том числе и молодыми людьми, часто вчерашними школьниками. Выведя эту хлёсткую максиму армейская педагогическая мысль породила и рецепт решения проблемы: "чем бы солдат не занимался, лишь бы з****лся (устал)". И я не знаю более подходящего описания всей педагогической практики в стране.

Я отчётливо помню из своей школьной юности все эти бессмысленные и беспощадные продлёнки, субботники, сборы макулатуры, КВНы, зарницы, дежурства и так далее. За всеми этими активностями стоит одна единственная задача - занять чем-то ребенка, пока родители на работе. Занять во что бы то ни стало, потому что иначе в юную голову прокрадутся пагубные мысли и жди беды.

Лукавить не буду, возможно благодаря этим занятиям я не попал в сферическую плохую компанию и вообще до сих пор жив. Но не могу согласиться с тем что всё чем я занимался в рамках школы было приятно, полезно и вообще осмыслено.

По мысли сериала, причиной "казанского феномена" стал не сам процесс урбанизации, а его последствие. Сотни и тысячи детей, чьи родители сутками пропадали на работах, оказались предоставлены сами себе, и, сбившись в банды, придумали свои правила жизни в этом мире. Это не классический конфликт отцов и детей, это конфликт детей при попустительстве отцов. Но стоите, речь же о Советском Союзе с его сильнейшим проникновением в частную, в том числе школьную, жизнь! Неужели этот монстр проглядел целое поколение? Оказывается что да, проглядел. Потому что состоит он из тех самых отцов. А у них работа, дела.

Это и есть фундамент, база сериала. Пацанские мутки - попсовый фон, понятный широким слоям. Злободневная ли эта мысль? Пожалуй да: с рубежа 80-х и 90-х мало что поменялось, родители всё так же сплавляют своих чад под крыло институций с их безликими и абстрактными ценностями. Есть ли выход из этого? К сожалению, Слово пацана его не указывает. Но плохим произведением его это точно не делает.

1717
22
11
20 комментариев

Мне кажется люди, говорящие о романтизации бандитизма, посмотрели лишь одну серию.

Сериал вообще не про это. После его просмотра хочется помыться. Мерзко, низменно, бесчеловечно и глупо. То, что показали в сериале, вызывает только такие ассоциации.

3
1
Ответить
Автор

Согласен. Он этим выделяется из общей массы фильмов и сериалов на эту тему, где показывается бандитизм с человеческим лицом, типа не мы такие, жизнь такая.

1
Ответить

Никогда не видел такого длинного и витиеватого эвфемизма для обозначения каловых масс

3
Ответить
Автор

Теперь ты видел всё

1
Ответить

Аххахахааххах, Лонг который никто не прочитает

2
Ответить
Автор

Да

1
Ответить

Я прочитал.

1
Ответить