В первом фильме для меня остались вопросы: Брюс малец, а Джокер старик. Почему так? Что реально, а что нет? Что-то не то. Второй фильм раскрывает самую главную шутку финала первого: Джокера и нет, не было, а был Артур — дистрофичный, изничтоженный с самого детства человек, проявлявший последовательно свою Тень, тот самый вирус, который заразил жителей Готэма на экранах и по ту сторону экранов уже реальных людей. Это по-человечески страшно: вспоминая себя в аффективных состояниях, понимаешь одно — ты сделал то, что сделал, а реальность осталась и иногда приходится отвечать. Именно поэтому Артур не сворачивает горы, как хочет Ли, а сидит в Аркхэме, защищается как может в суде и уже в конце казалось бы вот он, Артур, момент откровения наступил и он совершает крайне скучный, не киношный поступок: сдаётся и продолжает сидеть. Перед этим всего одна смерть в камере возвращает «Джокера» в реальный мир: нацепив костюм и раскрасив себя не стать тем, кем ты себя возомнил. Это работает не так. Что и доказывает заражённый Тенью Флека настоящий Джокер. Ведь ему просто не понравилось то, что сделал Артур, и он получает заслуженное. Тут происходит инициация нолановского Джокера. Мы знаем откуда эти шрамы.
Накидал, не вытянул, обиделся, слился, база.