Чикагский Слоник или СПГС-разбор фильма "Жокир 2: Безумие на двоих"

Решил я в общем сделать небольшой СПГС-разбор фильма "Жокир 2". Я постараюсь объяснить, почему с моей точки зрения, кассовый провал этого фильма станет прямым подтверждением заложенной в него идеи. Также постараюсь показать, почему фильм является по сути "Чикаго", снятым в стиле Светланы Басковой. Поехали!

ACHTUNG!!! ACHTUNG!!! ACHTUNG!!!

Дальнейший текст содержит много СПГС и СПОЙЛЕРОВ! Не ходи сюда, если боишься СПОЙЛЕРОВ!!! СПГС, если кто не знает - это синдром поиска глубинного смысла! Мы ищем смысол фильмов!

Джокер: а кто это вообще такой?

Сразу скажу, что мне не нравится фильм "Джокер" 2019 года. Да, снят он хорошо. Музыка, операторская работа, декорации - всё работает на то, чтобы передать депрессивный настрой. Герой вызывает некоторое сопереживание за счёт шикарной игры Феникса. Фильм представляет собой вполне законченную логичную историю, для которой сиквел был необязателен. Однако второй фильм, на мой взгляд, отлично дополняет историю первого фильма и буквально разжёвывает его смысл для тех, кто не понял.

Почему же мне не понравилось?

Ответ прост: фильм не про Джокера. Джокер, конечно, в фильме присутствует. Но он где-то там, на фоне. В самом фильме мы его почти не видим. Название здесь используется только для привлечения публики. Назови фильм иначе - и он просто прошёл бы незамеченным широкой публикой, собрав при этом, возможно, несколько наград.

Поскольку центральный персонаж фильма - это не Джокер, то впредь я буду именовать его "Жокиром". Обычно, так называют школьников, которые фанатеют с Джокера и мне кажется, что это хорошее наименование для данного персонажа. По сути, это лишь заигравшийся косплеер, а не тот злодей, которого мы обычно видим в медиа.

Типичный Жокир
Типичный Жокир

Почему же персонаж - это не Джокер? Да всё просто. Несмотря на клоунскую атрибутику Джокер - это в первую очередь профессиональный преступник. Он отбитый, это да. Но при этом, он является чрезвычайно жестоким и циничным человеком, способным планировать свои действия и добиваться от людей беспрекословного повиновения. Будь он другим, его бы быстро сожрали в криминальном мире.

Джек Николсон, на мой взгляд, отлично воплотил именно Джокера на экране
Джек Николсон, на мой взгляд, отлично воплотил именно Джокера на экране

Ещё раз. Жестокость - это отличительная черта Джокера. Её сочетание с претензией на комичность и делает персонажа таким, каким его любят фанаты. Возьмём, например, The Batman: Animated Series - довольно старенький мультик для детской аудитории. Даже там Джокер показан жестоким и эгоистичным персонажем. Особенно это заметно в его отношениях с Харли Квинн. Она готова на всё ради Джокера, а вот его она сама и её благополучие мало заботят. Более того Джокер легко может побить её будучи просто в плохом настроение.

Джокер может в ББПЕ
Джокер может в ББПЕ

Если почитать другие комиксы и посмотреть фильмы, то везде Джокер получает кайф от убийств. Он не раз пытается устроить Готэму настоящий геноцид. При этом он угарает от происходящего. Он видит в своих действиях некий извращённый юмор. Для него тот пиздец, что он творит - это некая комедия.

Взять тот же известный комикс "Убийственная шутка". Там "шуткой" является заставить комиссара Гордона наблюдать за страданиями его дочери. Вам смешно? Полагаю, что нет. А вот Джокеру - да.

Вот так Джокер видит комедию
Вот так Джокер видит комедию

При всё при этом этот конченый ебанат обладает своим несравненным шармом и иногда действительно годно юморит. Все эти черты делают его самым запоминающимся из врагов Бэтмена. Более того, они помогают раскрыть тот факт, что пусть Тёмный Рыцарь и сам, в общем-то, не самый адекватный человек, но он достаточно адекватен, чтобы защитить общество от совсем конченых ублюдков. Настолько конченых, что, как увы и в реальном мире, органы правопорядка не всегда способны своевременно пресекать их действия.

Жокир: а он кто такой?

А кто же такой Жокир?

Вот этот Жокир, который на гифке

Правильный ответ: никто. Вот реально. Жокир из фильма 2019 - никто, пустое место. Никому не нужный псих с детскими травмами, сидящий на таблетках и хохочущий без причины. Он живёт в мире своих фантазий и не в состоянии причинить кому-либо вред. Может из этого персонажа выйти преступник-психопат? Нет, конечно.

С тем, что персонаж вышел отличный очень трудно спорить. Феникс великолепно воплощает образ жалкого дрыща с отклонениями. Но это не тот персонаж, которого стоит бояться. Скорее его просто стоит пожалеть.

Да, вот такой вот он
Да, вот такой вот он

Итак, что же мы имеем. Вот у нас Артур Флек. Живёт в депрессивном районе депрессивного Готэма в одной квартире с матерью. Работает клоуном. Истерично смеётся, когда нервничает. И, что очень важно, он жаждет признания. Жаждет быть нужным. Он верит, что его цель в жизни - нести людям смех и радость. Он записывает несмешные шутки в блокнот, мечтая однажды рассказать их кому-нибудь. Он представляет, как зал аплодирует ему за то, как хорошо он относится к матери. Он - не злодей. Он хочет делать людям что-то доброе, хочет быть им нужен.

Вот только он живёт в мире кромешного пиздеца. Город погряз в коррупции и бандитизме, власть имущим на это похуй. Программы помощи людям постоянно урезают. На ТВ царит лицемерие и ханжество, эталоном которого является любимое шоу Флека That's life. В этом мире тебе может понадобиться оружие, чтобы отбиваться от бандитов по дороге домой. В этом мире почти всем похуй на почти всех.

Но всем ли людям правда похуй на Жокира? Нет, конечно. Многие стараются ему искренне помочь. Женщина из соцслужб, коллега, пусть и не самым приятным образом относящийся к Артуру, но всё же подогнавший ему револьвер на всякий случай. Однако, Жокиру мало, чтобы людям просто было не похуй на него. Он хочет быть важным для кого-то. Отсюда и его фантазии о романе с соседкой. Отсюда его желание поговорить с "отцом" Томасом Уэйном. Отсюда его попытки в стенд-ап. Увы, эти попытки оканчиваются либо пиздюлями, либо позором, когда Флека высмеяли в его же любимом шоу.

That's life

Всё меняется по воле случая. Жокир случайно убивает троих манагеров из конторы Уэйна, который зачем-то устроили пьяный дебош в метро. С одной стороны Жокир в ужасе от содеянного...

А с другой впервые появляется Джокер. Именно Джокер - не Жокир. Персонаж, который выдаёт одну простую идею: "Общество плохо ко мне относится... Что ж, на хуй общество". И, что важный момент, он не один такой. Множество людей в Готэме страдает от различных экономических проблем и ненавидит существующий порядок вещей. И в этот момент богач Уэйн с экрана заявляет, что причиной убийства дебоширов в метро была зависть к богатству, а те, кто завидуют подобны клоунам. Очевидно, Уэйн хотел лишь поиграть словами, учитывая, что убийцу манагеров описывали как клоуна. Но вот люди такую игру слов не оценили, и в городе начались массовые протесты.

А что Жокир? А его, в итоге, популярность видео с провальным стенд-апом приводит на сцену шоу That's life.

Успешный успех

На пути к шоу он хладнокровно убивает бывшего коллегу за издёвки и свою приёмную как оказалось мать - за ложь и проблемы в детстве. Но эти убийства уже ничего не значат. Самое важное происходит на телепередаче. Там Жокир сознаётся в убийстве и заявляет, что это такая шутка. Именно там, в ответ на попытки ведущего воззвать к его здравому смыслу и объяснить, что в убийстве нет ничего смешного, он лишь насмешливо отмечает: "А кто дал вам (обществу) право решать, что смешно, а что нет?". В итоге Джокер (не Жокир) убивает ведущего в прямом эфире, спровоцировав мятеж в Готэме и став его символом.

That's life)))

И вот этот посыл важен. Это ключ к успеху фильма. По сути, перед нами история обычного "маленького" человека, оставшегося один на один с проблемами. Психическое расстройство здесь добавлено только с одной целью - ещё больше высветить беспомощность героя перед теми вызовами, с которыми он встречается. И таких людей сейчас немало. В развитых странах - эпидемия одиночества. Безудержная инфляция, вызванная бесконтрольной печатью денег, ведёт к постоянному росту цен. У власти находятся демагоги или безликие манагеры, оказавшиеся неспособными решать проблемы. В это же время финансовые воротилы делают миллиарды из воздуха на фондовых рынках, заявляя остальному населению, что "если нет денег на хлеб, то можно кушать пирожные".

Например, США. Бесконтрольная печать долларов началась при Рейгане. Отсюда рост синего графика - потребительской инфляции
Например, США. Бесконтрольная печать долларов началась при Рейгане. Отсюда рост синего графика - потребительской инфляции

И вот какой-то маленький человечек поднимается против сильных мира сего. Не боится дать отпор озверевшим от безнаказанности представителям элиты. Он открыто презирает созданную ими систему, о чём смело заявляет в подконтрольным им медиа.

Поэтому Жокир - это герой, с которым легко себя ассоциировать. Кто в детстве не мечтал стать героем? И Жокир в фильме по сути воплощает эту мечту. Становится символом восстания против прогнившей системы, сделавшей его несчастным. Он становится нужным сотням людей. Эти люди связывают теперь с ним свои чаянья. Ему же помогает выйти из депрессии, помогает разорвать жуткую серость ежедневного безрадостного бытия. Он улыбается.

Джокер доволен, но бутылка уже поднесена к его жопе

Именно вот этот бунт против обстоятельств, которые делают человека несчастным, и привлекает людей к Жокиру. Даже убитые манагеры - это уже не люди. Это символы системы. Люди в фильме видят не убийство других людей, а разбитые кандалы. Люди в реальности получают удовольствие, видя как кто-то, совершив внутреннюю революцию, смог из забитого тщедушного человечка вырасти в могучую фигуру, бросившую вызов несправедливости.

Таким образом, фильм смог надавить на болевые точки. Смог дать людям персонажа, с которым легко и, что самое главное, приятно себя ассоциировать.

Вот только действительно ли Жокир стал тем персонажем, которого хотят видеть люди? Первый фильм не даёт ответа. А вот вышедшее в 2024 году продолжение даёт, причём устами самого героя. Но обо всё по порядку.

Пошли, глянем чё там в продолжении

Что будет если "Чикаго" и "Зелёный Слоник" потрахаются?

Когда я узнал, что продолжение будет мюзиклом, да ещё и с Харли Квинн, которую будет играть Леди Гага, я подумал, что должно получиться нечто прикольное. Мы имеем персонажа-шиза, который живёт в выдуманном мире. В таком контексте музыкальные номера будут смотреться куда более органично, чем, например в "Ла-Ла-Ленде", где непонятно, являются ли песни частью действия фильма или существуют вне его. Да и Гага с её трэшовым сценическим образом как никто лучше подходит на роль поехавшей подружки главного героя.

Есть даже один весьма неплохой фильм-мюзикл про преступление и наказание. А именно, фильм 2002 года "Чикаго". Запоминающиеся песенки и яркие персонажи. Плюс общая атмосфера авантюрной чёрной комедии. Мне было интересно, будет ли нечто похожее в "Жокире 2" или авторы попытаются сохранить мрачную атмосферу. А как тогда будут работать песни и танцы?

Постер "Чикаго"
Постер "Чикаго"

Оказалось, что фильм повторяет канву "Чикаго". У нас есть суд, к которому приковано внимание прессы и где подсудимый - один из главных герой фильма. У нас есть песни на эту тему. Вот только вопросы, поднятые в фильме напомнили совсем другое кино.

Да, это
Да, это

Да и вообще темы озвученные в "Жокире 2" легко просматриваются в творчестве Басковой. Так что если бы "Чикаго" доверили делать ей, то получился бы именно тот фильм, о котором идёт речь в этой статье.

Начинается фильм, как и "Зелёный Слоник", в тюрьме (точнее не совсем, но об этом позже), где Жокир выносит отхожее ведро под надзором весёлого толстяка-конвоира, который любит музыку.

Вот эта музыкальная личность. Подозреваю, что его любимый инструмент - фагот. А ещё он напомнил мне Жирного Ублюдка из "Остина Пауэрса". Так что он будет отныне Жирным Ублюдком
Вот эта музыкальная личность. Подозреваю, что его любимый инструмент - фагот. А ещё он напомнил мне Жирного Ублюдка из "Остина Пауэрса". Так что он будет отныне Жирным Ублюдком

Конвоиры постоянно куда-то таскают Жокира. Он ведь знаменитость. В начале фильма его тащат на встречу с психиатром. Адвокат Жокира пытается доказать, что её подзащитный был невменяемым в момент убийств. Таким образом, она пытается спасти героя от электрического стула, куда его очень хочет усадить прокурор Харви Дент. Неожиданное имя, правда?

Жокир как бы спрашивает Дента - а чё, в смысле?
Жокир как бы спрашивает Дента - а чё, в смысле?

Жокир постоянно курит и не особо разговорчив. Конвоиры постоянно над ним прикалываются или просят рассказать шутку в обмен на сигареты. В общем, всячески используют свою власть, чтобы поунижать Жокира. Но тот не особо расстраивается. Даже когда один из других узников просит его поцеловать (ЛГБТЕЁЖЗИК - это экстремизм, дружно осуждаем) по совету этих самых охранников, то он это спокойно делает. После этого Жокир не становится опущенным, ведь другие заключенные настроены к нему вполне радушно.

Эти мягкие издевательства охранников не очень понятны. По сути Жокир не буйный. Проблем он не создаёт в отличие от некоторых других. Я сомневаюсь, что у охранников в тюрячке полной опасных психов есть время расслабиться, чтобы доёбывать одного просто от скуки.

Так вот. Во время одного из визитов к психиатру Джокер проходит мимо кружка, где занимаются пением. Там он сталкивается взглядом с одной дамой... И это, блять, самая ленивая романтическая линия, какую только можно вообразить.

Встреча двух йокодзун
Встреча двух йокодзун

Дама эта повторяет движение Жокира из первого фильма, которое он адресовал соседке Софи. Очевидно, что она хочет привлечь внимание героя.

Заметив интерес Жокира к кружку пения Жирный Ублюдок решает его туда определить. Впрочем, по ощущения Ублюдку этот кружок куда более интересен, чем Жокиру. Сам же Жокир знакомится с дамой. Её зовут Ли, она знает Жокира и много раз смотрела фильм о нём. Оказывается, они даже жили в одном районе. Более того, у Ли тоже беды с башкой. Она сожгла свою квартиру. Жокир счастлив встретить родственную душу. Он даже поёт песню о том, как он счастлив, что нужен кому-то.

Во время одного из визитов кружка Ли устраивает пожар, и пара пытается сбежать. Ничего не получается, и Жокир улетает в карцер, где предаётся видениям о том, как они с Ли поют весёлые песни для публики. Новая дама сердца навещает Жокира. Я склонен думать, что этот визит не плод фантазии, потому что дама очевидно умеет проникать куда надо. Там она наносит Жокиру грим, говоря, что хочет видеть настоящего его. Это ещё одно подтверждение реальности встречи. Ли из фантазий Жокира не стала бы этого делать. Почему - станет понятно позже.

В итоге же, барышня заманивает известного любителя ловушек Жокира в свою ловушку.

Вот такая ловушка для Жокира
Вот такая ловушка для Жокира

Между тем, адвокат продолжает попытки спасти Жокира от 220 вольт правосудия. Она устраивает ему интервью, где просит быть собой. Её линия защиты основана на том, что Жокир был невменяемым в момент убийств. И Жокир пытается следовать этой линии. Он пытается быть тем, кто способен вызвать сострадание. Однако, потом он срывается и начинает вести себя более жёстко. Увидев статью с говорящим названием "Crazy in Love" о нём и Ли (игра слов, которую мне не хочется объяснять. Клованы "сейчас бы в 2к24" - наслаждайтесь), он исполняет песню о любви к своей даме сердца. Та, услышав его серенаду, оценила и от избытка чувств стащила телевизор прямо с витрины магазина.

Между тем, начинается суд. Прокурор и адвокат допрашивают свидетелей . Жокир же ищет глазами Ли. Ли приходит на заседание, чем несказанно его радует. Снаружи здания толпа требует освободить Жокира. Он всё ещё символ сопротивления произволу для них.

Загвоздка в том, что адвокат всеми силами старается отделить Жокира - своего подзащитного - от Джокера - символа мятежа. Она пытается доказать, что Джокер - это совершенно другая личность, продукт детских травм, нанесённых Жокиру, психологический механизм самозащиты. Она умело гнёт свою линию, а Харви Дент умело пытается ей оппонировать. Вот только самого Жокира такая линия уже не устраивает. Ведь для той женщины, которая теперь так важна для него, настоящий он - это не забитый Артур Флек, нет. Не жалкий Жокир. Настоящий он - это бунтарь Джокер, всадивший пулю в башку ведущему. Ли так и говорит, что ждала от него этого.

И здесь герою предстоит выбор. Он либо может положиться на адвоката - и остаться Жокиром, либо открыто заявить, что он - это Джокер и обрести любовь и признание.

Адвокат пытается объяснить Жокиру , что его любовь - обманщица. Она из состоятельной семьи, живёт в другом районе и проникла в психушку, чтобы встретиться с ним. Адвокат намекает на тайные цели Ли, упоминая её образование в сфере психиатрии. Возможно, имеется в виду мотив из "Безумной Любви", где Харли Квинн хотела написать книгу о Джокере и прославиться. Но мотивация киношной Харли всё же другая.

Ли, в свою очередь, признаёт, что лгала Жокиру. При этом она говорит, что выкупила его старую квартиру и что они будут жить там вместе с их ребёнком. Ведь Ли беременна. В обмен она лишь хочет, чтобы он был собой. Похожий ход с манипуляцией беременностью, кстати, есть и в фильме "Чикаго". И это ход работает. Слова Ли перевешивают для Жокира всё остальное. Он решает показать всем, что он - это всё же Джокер. И начинает с того, что выгоняет адвоката и объявляет, что будет защищать себя сам. И в этот момент буквально на несколько минут нам наконец показывают настоящего Джокера (номер "Joker is me"). Психопата, получающего удовольствие от насилия. И настоящая Харли Квинн рядом. Такая же психопатка. Увы, всё это лишь фантазия героя, которая призвана показать, что Жокир принял этот образ.

Действия Жокира вызывают буйную радость у фанатов Джокера. Его соседи по психушке дружно поют песню в его честь. Это перерастает в бунт, жёстко подавленный охраной.

Он принял себя и счастлив. А ты, анонимус?
Он принял себя и счастлив. А ты, анонимус?

И вот, наступает время финальных слушаний. Туда является Харли в соответствующем наряде. Жокир в образе. Судья, однако, напоминает, что суд - это не цирк и требует от Жокира вести себя подобающе. Наступает время последнего боя для Жокира.

Жокир и Харли готовы к бою
Жокир и Харли готовы к бою

В качестве свидетеля Дент вызывает карлика, работавшего клоуном вместе с Жокиром. Карлик этот стал свидетелем убийства Жокиром другого своего коллеги в первом фильме. Он всегда был добр к герою, но тот во время допроса доводит бывшего коллегу до слёз издевательскими вопросами и поведением. Тот плача рассказывает о том ужасе, что он пережил от действий Жокира. Что это именно действия Жокира, а не что-то иное причинили ему страдания. Карлик настолько расстроен, что судья отпускает его. А Жокир... А Жокир продолжает паясничать, высмеивает Жирного Ублюдка, развлекая своих фанатов в зале. И всё же, кажется, начинает сомневаться. Это первый удар по его образу.

Жирный же Ублюдок в гневе. По возвращении Жокира в психушку, он организует бунтарю тёплый приём. Жокир попадает в свою же ловушку.

Настоящая ловушка Джокера
Настоящая ловушка Джокера

После того как Жокиру жарили жопер, что стало вторым ударом, его снова кинули в карцер. Сидящие там после бунта заключённые начинают петь в его поддержку. Озверелый Ублюдок вытаскивает из камеры того самого заключённого, которого целовал Жокир и который с тех пор постоянно с ним тусил. Конвоир убивает несчастного несмотря на протесты коллег. Это третий удар для Жокира.

В итоге на финальном слушании перед оглашением приговора получив право на последнее слово Жокир садится перед присяжными словно стендапер перед аудиторией и произносит фразу, которая переворачивает всё вверх дном. "Джокера не существует". Образ не выдержал ударов и треснул. Фанаты, включая Ли, покидают зал заседаний. В перерыве Жокир поёт ей новую серенаду по телефону, но ей наплевать.

А после перерыва пуканы расстроенных фанатов взрывают зал суда. Харви Денту канонично сносит полебала. А Жокир, пользуясь разрушениями, выбирается на улицу. На улице его, оглушённого, хватают фанаты и куда-то везут. По дороге он от них убегает и возвращается в свой район. На знаменитой лестнице он встречает Харли и между ними происходит следующий диалог.

Жокир: "Я люблю тебя. Давай убежим. Я свободен. Мы будем вместе"

Ли: "Мы никуда не побежим. Нет никаких "мы". Всё, что у нас было - это фантазия. И ты предал её"

И она уходит.

That's life

Что ж, Жокир возвращается в психушку. Там один психопат рассказывает ему шутку. Жокир усмехается и получает множество ударов ножом. Убийца смеётся и наглядно отвечает всем на вопрос: "Хочешь знать, откуда эти шрамы". Жокир же поёт финальную песню и, истекая кровью, падает на пол. Играет мелодия из заставки шоу That's life.

Занавес

Так причём тут "Чикаго" и "Зелёный Слоник"?

Сейчас поясню. Прежде всего оба фильма поднимают темы, которые очень чётко прослеживаются во втором Жокире. При этом сам Жокир становится как бы первым фильмом, снятым в стилистике второго.

О чём "Чикаго"? По сути он о том, как хитрый адвокат спасает свою подзащитную от виселицы, устроив из суда настоящее шоу. При этом героиня - персонаж не самый приятный. Она эгоистична и не верна мужу. Не лучше и адвокат - пройдоха, который, однако, знает как правильно сделать свою работу. В итоге получается авантюрная, несколько чёрная комедия о манипуляции общественным мнением.

В "Жокире 2" общественное мнение тоже играет не последнюю роль. И адвокат в фильме пытается, как и её коллега в "Чикаго", повернуть это мнение в сторону своего клиента. Другое дело, что "Жокир" кино более реалистичное и от наказания отвертеться нельзя. Его можно лишь смягчить. Но в отличие от эгоистичного персонажа Рене Зельвеггер, персонажу Хоакина Феникса очень важно мнение тех людей, которым, как он думает, он нужен. И эти люди - Ли Квинзель в данном случае - хотят совсем другого шоу. Они хотят видеть Джокера, глумящегося над обществом и не сомневающегося в правильности своих деяний.

То есть Жокиру предлагается выступить против бесчеловечной системы, породившей депрессивный мир, где живут герои. Это как раз та тема, которую можно проследить у Басковой в "Зелёном Слонике" или в, например, "За Маркса". В этих фильмах даже цветокор похож на "Жокира", а главные герои - это те, кого система безжалостно угнетает.

И вот эти два нарратива смешиваются и получается довольно странный результат. С одной стороны у нас есть внутренний мир Жокира, где он танцует и поёт вместе с Ли. Там весело, там музыка и яркие разноцветные огни. И с другой стороны - мрачная реальность. Адвокат и судья в фильме, пожалуй, служат своеобразными якорями, которые не дают Жокиру окончательно уйти в мир фантазии. Каждый из них преследует при этом свою цель. Судья хочет предотвратить превращение такого важного действа как суд в шапито. Адвокат же пытается спасти своего подзащитного в реальности. Но герою тяжело прислушиваться к этим голосам из реального мира, ведь голоса мира иллюзорного гораздо приятнее.

Но почему же мир Готэма в фильме такой мрачный? Пожалуй, ответ находится в ещё одном нарративе "Зелёного Слоника". Потому что властям так удобно, потому что держа массы в зашуганном и депрессивном состоянии они сохраняют контроль. Конвоиры издеваются над Жокиром ровно с той же целью, с какой начальник гауптвахты издевается над остальными персонажами. Они показывают свою власть. Почему Уэйн высмеивает протестующих по телевизору, сравнивая их с клоунами? Потому через унижение других он показывает свою власть над городом.

Власть Готэма как бы говорит народу "Что? Вам не нравится нынешняя ситуация? Хотите возразить? Тогда у нас найдётся Жирный Ублюдок, который вас за это выебет в жопу".

В первом фильме, однако, как, кстати, и в "Слонике" упивающихся властью ублюдков настигает жёсткое и кровавое возмездие. Как Братишка из "Слоника" кончает с властью начальника, так и Жокир убивает ведущего шоу - заметную часть существующей системы, её некоторым образом рупор. Но если в "Слонике" пусть и чудовищной ценой система оказывается уничтоженной, то в "Жокире 2" уже система ломает своего оппонента. Жокир в итоге не способен повторить успех Братишки и в этом кроется причина провала ленты в прокате.

Так почему же лента провалилась и как это подтвердило заложенную в неё идею?

Так почему же Жокир не смог во втором фильме развить тот успех, которого он достиг в первом. Причина как раз в том, что этот персонаж - Жокир, а не Джокер.

Ещё раз: Джокер помимо презрения к обществу является ещё и хладнокровным убийцей. Он не боится замарать руки ради своих идей. Он готов уничтожить весь город, если это покажется ему смешным. Жокир же на такое не способен. Все совершенные им убийства (может, кроме убийства Пенни) происходят во многом спонтанно. Даже ведущего он сначала убивать не собирался. Убийство произошло под влиянием импульса.

Действия Жокира выступили триггером мятежа, но к его причинам они никакого отношения не имеют. Мятеж мог произойти по миллиону других поводов. Жокир просто оказался в нужное время и в нужном месте и таким образом стал символом.

Но зрителям это понравилось. Зрители увидели в Жокире отражение своих проблем. Они увидели реализацию своего желания ультимативно послать несправедливый мир нахуй. Им, возможно, даже понравилось, что герою не пришлось сильно напрягаться, чтобы этого достичь. Как и мятежники в фильме они увидели в нём символ победы над гнилой системой.

Чего они не увидели, так это человека за символом. Человека, который, давайте честно признаем, ни на что серьёзное не способен. Правда, в отличие от многих мечтателей, которые точно знают как сделать жизнь лучше но не желают ради этого поднять попу с дивана, у него хотя бы есть оправдание в виде серьёзных проблем с головой. Но всё же. Они не поняли, что этот "литералли ми" и есть "литералли ю".

Этот персонаж не мог вырасти никуда в реальном мире. Это в мире своих фантазий он был Джокером - крутым психопатом, расправляющимся с врагами, у которого крутой костюм и крутая тёлка рядом. Признайтесь, разве вы никогда о таком не фантазировали?

Вот этот мем прекрасно иллюстрирует историю Жокира
Вот этот мем прекрасно иллюстрирует историю Жокира

В реальности же персонаж так и остался Артуром Флеком - жалким, тщедушным и никому не нужным психом. Единственный персонаж, который проявлял к нему хоть какое-то сочувствие - это его адвокат. Эта женщина искренне пыталась спасти героя от электрического стула. Она старательно тащила его из мира грёз в реальный мир, где Артура Флека - не Джокера - ждала реальная, а не иллюзорная казнь.

Об этом же нам рассказывает и мультик в начале. Тень Жокира может поступать круто, но это лишь иллюзорная тень. И когда сам Жокир пытается поступать "круто", то его ждёт лишь наказание. Тень же просто растворится в воздухе.

Отличие второй части от первой в том, что теперь есть персонажи, которые хотят, чтобы Жокир оказался тем самым иллюзорным Джокером. Они искренне восхищаются им, любят его. Они видят иллюзию, тень, которая воплощает их потаённые желания. Но они не видят живого человека, который её отбрасывает. Да и не хотят видеть. Людям в этом мире нужен символ, нужен пример борьбы. Им плевать на способы ведения этой борьбы.

В убийстве пьяных манагеров они видят не просто убийство. Они видят удар молота, разбивающий их цепи. Однако, это всё же именно убийство, о чём упорно напоминают Харви Дент и отец одного из убитых, когда кидается в драку со смеющимся Жокиром.

Жокир не идиот и понимает, чего хотят люди. Что они ждут, что он станет Джокером. Он и сам этого частично хочет. Но потом он видит цену. Он видит слёзы на лице карлика и слышит, как тот рассказывает о пережитом ужасе. И Флек начинает сомневаться. Та роль, что он хотел на себя возложить, означает, что придётся делать людям больно. Но он этого не хочет. И вот тут зритель, для которого Жокир "литералли ми", должен так же ответить на вопрос: "Готов ли он причинять боль, чтобы изменить несправедливый мир?"

Ведь те, кто и делает мир несправедливым не собираются сдавать свои позиции без боя. Жирный Ублюдок тому пример. Он готов причинять боль Жокиру, чтобы показать, что власть - это он. Опьянённый своей властью он убивает и одного из тех, кто просто хотел поддержать героя. И опять же вопрос: "Вот ты, лично ты, готов, что тебя выебут в жопу, если это нужно для изменения мира? Готов к тому, что твоих друзей замочит вцепившийся во власть мудила?"

Джокер готов. Ему на всё похуй, кроме своих целей. Зрители, сделавшие кассу первому фильму, втайне хотели бы быть такими же. Но не смогут, как и истинный герой фильма - Артур Флек. Жокир.

Да, это фильм про жалкого, про не нужного никому Артура Флека. Про героя, которого можно и нужно пожалеть, который не смог превратиться в то, чего от него ждали. Не смог стать тем самым Джокером. Не смог стать фантазией миллионов. Не смог не потому, что не захотел, а потому что это было против всего его существа - безобидного маленького человечка, который хотел лишь немного тепла в своей убогой жизни.

Ли обещает дать ему это тепло, но взамен предлагает путь монстра, который будет противостоять другому монстру. "Чтобы победить Дракона, нужно стать Драконом" было сказано в одном фильме. Но Драконом Жокир мог стать только в фантазиях, а сил для претворения фантазий в жизнь у него не было. Поэтому, даже когда фильм даёт ему второй шанс сделать тот же выбор в лице фанатов-террористов, он сбегает.

Об этом и говорит Ли в диалоге на лестнице. Она жёстко раскрывает посыл обоих фильмов, которые ведь не про Джокера, нет. Они про то, что Артур Флек никому не нужен - всем нужен Джокер. Первый фильм создал иллюзию превращения одного в другого и собрал кассу. А вот второй иллюзию развеял и, поскольку Флек никому не нужен, то и кассы такой фильм не собрал

Благодарности

Хотелось бы выразить благодарность тем людям, без которых этот текст просто бы не увидел свет.

Моему уважаемому брату - лорду-регенту Империума Робауту Жиллиману - за идею написать этот обзор.

Лорду Сайферу за ссылки на пикт-видео обоих частей фильма в варп-нете

1616
55
22
11
18 комментариев

А вот второй иллюзию развеял и, поскольку Флек никому не нужен, то и кассы такой фильм не собрал

Слишком много воды в тексте, твой основной тезис можно было расписать куда в более компактной форме. Без ненужных аналогий и упоминаний каких-то вещей не относящихся к фильму.
Весь посыл текста буквально "это не тот коварный, кровожадный и гениальный джокер, а попуск в костюме Джокера, из-за которого фильм провалился, по тому что косплеер который хочет быть Джокером (образом который закрепился благодаря графическим романам и фильмам у нас в головах) нахуй никому не сдался. И чтобы это понять, пришла Леди Гага и сказала нам об этом."

2
1
Ответить

Моя идея немного не такая. Я имел в виду, что сам фильм снят именно про то, что "косплеер который хочет быть Джокером (образом который закрепился благодаря графическим романам и фильмам у нас в головах) нахуй никому не сдался"

3
Ответить

Однако второй фильм, на мой взгляд, отлично дополняет историю первого фильма и буквально разжёвывает его смысл для тех, кто не понял.А нахуя? Кто об этом просил???

3
Ответить

Продюсеры

Ответить

Прочитать было интересно. Однако это Жокер, это не дилогия, а пенталогия, куда входит "Наполеон" (как вы правильно подметили), "Гладиатор", а также "Знаки". Все началось в тот момент, когда Жокер в деревенском доме надел шапочку из фольги.

Ответить

Не соглашусь. Всё же "Гладиатор" вышел раньше и история персонажа начинается как раз в тот момент, когда герой рассказывает о своём становлении императором Рима лечащему врачу (которого играет Рассел Кроу). Про инопланетян - это уже продолжение. Но вообще мне просто лень было рассказывать ещё и про приквелы (особенно тот тупой фильм про монстров в лесу)

4
Ответить

https://youtu.be/nz1NGJH0I84?si=5rriG72yE05ki4cp
Мой ЖОКЕР обобряет пост! И да ЖОЖЕКИ непротиа кста, карательной сфинктральной терапии, приглашенный ими Казунов з ixbt gayz, на их швабрированное гойдаиноервью, одобренным друганом Азаренка, врать об этом нам всем не будет. Ведь МЫ знаем, что он гойдачюд, ведь так, его студия не рядом с губопом? ;D

Ответить