То, что не сжечь: обзор хоррор-сериала «Призраки дома на холме»

Зов, на который невозможно не ответить.

Я никогда не любил тот дом. Его скрипящие половицы, его плесень на брусьях, его извечно затянутые паутиной стены подвала. Мне всегда казалось, что воздух там пропитан тленом, а в тёмных уголках прячутся призраки.

И каждый раз возвращаясь туда, в место, которое мама называет родовым гнездом, я чувствую этих призраков. Вижу вещи, которые когда-то были, но уже исчезли. Ощущаю запахи из детства, на микросекунды передо мной появляются сцены, которые случились когда-то. Когда одной осенью мама сжигала старые вещи на заднем дворе, я слышал, как эти призраки кричат.

То, что не сжечь: обзор хоррор-сериала «Призраки дома на холме»

Взрослея и переезжая, мы, так или иначе, остаёмся в родовом гнезде. Дом, в котором мы провели детство, приходит во снах и иногда видится нам наяву. В конечном итоге, всё идёт из детства, мы сотканы из детских воспоминаний.

Я не уверен, что сериал The Haunting of Hill House («Призраки дома на холме») Майка Флэнегана («Окулус», «Сомния») для Netflix будет близок каждому. Но людям вроде меня, которые вместе с братьями и сёстрами выросли и бросили однажды родовое гнездо — точно будет.

Действие сериала разворачивается в двух временных промежутках: в прошлом, когда главные герои ещё были детьми и жили в проклятом особняке, и в настоящем, где они уже взрослые, проживают свои жизни. Так обычно и происходит, когда взрослеешь: родители отпускают своих детей, а дети разъезжаются по своим углам мира. Но дом... тот самый дом не отпускает героев The Haunting of Hill House и вновь объединяет их вокруг себя.

Семья Крэйнов, слева направо: Теодора, Стивен, Нелл, Люк и Ширли
Семья Крэйнов, слева направо: Теодора, Стивен, Нелл, Люк и Ширли

Если убрать из сериала все события настоящего и оставить только прошлое, то получится классический, хоть и красивый хоррор про проклятый особняк с призраками. Мать, постепенно сходящая с ума, дети, что видят прошлых обитателей дома — тут всё стандартно и, можно даже сказать, банально. Классика жанра, как старый одноимённый роман, лёгший в основу сериала. Однако сериал берёт из него лишь общую концепцию, да и то — условно.

Но благодаря повествованию в настоящем времени, The Haunting of Hill House становится чем-то большим, чем просто историей про проклятый дом. Это — большое исследование влияния детства на человека, аккуратное высказывание о сложных семейных отношениях и взрослении, проходящее сквозь пространство и время. «Призраки дома на холме» — в большей степени о живых, нежели о мёртвых.

То, что не сжечь: обзор хоррор-сериала «Призраки дома на холме»

Старший сын, Стивен, стал успешным писателем ужасов — наибольшую славу ему принесла книга о том самом доме и печальных событиях, что в нём произошли.

Ширли, которая привыкла всё держать под контролем, работает в похоронном бюро: её задача — «править» тела: делать так, чтобы мертвецы на похоронах казались спящими, но живыми.

Теодора — психолог. В работе ей помогает необычный дар: касаясь человека или какого-либо предмета, она может в общих чертах увидеть его историю. Чтобы не чувствовать лишнего, она всегда носит перчатки.

Люк и Нелл — близнецы, они связаны между собой. Что чувствует один — чувствует и другой. Люк — наркоман-героинщик, что запросто может обокрасть родных ради дозы. А Нелл... с ней всё непросто.

Майк Флэнеган пугает стандартно: призраки здесь классические. «Дама с шеей», что приходит к Нелл во время сонного паралича, высокий тощий человек с тростью и в котелке — мертвец, преследующий Люка, призраки с бледной кожей, аккуратные уместные скримеры, гроза, темнота и фонари, привычный для фильмов жанра приём «оно за твоей спиной». Ничего иррационального или непривычного.

Другое дело, что непосредственно хоррор здесь — явление редкое. На первый план выходят именно отношения детей Крэйнов, что в прошлом, что в настоящем. Смертью Нелли дом призывает их и объединяет вновь. И, как выясняется, со временем братья и сёстры, в общем-то, перестали быть друг другу действительно родными.

То, что не сжечь: обзор хоррор-сериала «Призраки дома на холме»

Ширли корит Стивена за его книгу, в которой он описал события, что на самом деле не видел. Теодора боится сближаться с кем-либо, включая собственных родственников. Люк вламывается в квартиру к старшему брату и крадёт у него ценные вещи. У каждого из них своя жизнь, и каждой жизни Флэнеган уделяет достаточно экранного времени, что никогда бы не вышло в тесных рамках полуторачасового фильма.

У каждого из детей есть своя серия, которая раскрывает причины и показывает следствия. Флэнеган никуда не торопится — он медленно сматывает клубок событий и переплетает прошлое и настоящее. События подаются под разными углами и с разных точек зрения, а каждое действие героев имеет необратимые последствия.

Повествование скачет по разным временам даже в рамках одной эпохи, но вы никогда не запутаетесь — Флэнеган всегда ставит акценты на каких-то незначительных на первый взгляд вещах, которые затем «стреляют», как то самое ружьё у Чехова. Если не в этой же серии, то в следующей или даже позже.

Прошлое и настоящее переплетаются, образуя цельную историю, длинною едва ли не в целую жизнь.

The Haunting of Hill House блистательно написан: это уровень Мартина Макдоны или даже выше.

То, что не сжечь: обзор хоррор-сериала «Призраки дома на холме»

Сценарное мастерство Флэнегана подчёркивается и режиссурой. От концовки пятой серии, посвящённой истории Нелл, вы, скорее всего, будете оправляться долго. А шестая серия, в которой достигает апогея накал между членами семьи Крейнов, снята несколькими длинными кадрами без склеек — приём работает на нарратив и в полной мере даёт прочувствовать тяжёлую атмосферу воссоединения.

«Призраки дома на холме» берут всё лучшее из самых разных миров: из театра, из классических хорроров, из драм о сложных семейных отношениях. И даже несмотря на местами медленный темп повествования (единственное, что можно записать в минусы, да и то с натяжкой), в сериале нет ровным счётом ничего лишнего. Всё работает на единую, цельную историю, которая порой пугает до дрожи, порой шокирует, а порой выбивает слезу.

То, что не сжечь: обзор хоррор-сериала «Призраки дома на холме»

Но гораздо важнее то, что The Haunting of Hill House — умный хоррор. Это не «Заклятие», «Паранормальное явление» и иже с ними. Несмотря на классическую историю о проклятом доме в основе, сериал рассказывает сложную, многомерную историю о жизни и смерти, о связях между людьми и кровном родстве, о преданности любимым, о том, как в детстве куётся личность человека, в конце концов. И тем интереснее финал — протяжный, долгий, расставляющий всё по своим местам. Дьявольски красивый и многозначительный финал.

В The Haunting of Hill House множество слоёв, и непосредственно хоррор — лишь один из многих. Сериалу хорошо удаётся пугать, но это не самоцель. Здесь есть нечто много большее. Нечто, что ощущаешь в воздухе, когда возвращаешься в дом, в котором вырос.

То, что не сжечь: обзор хоррор-сериала «Призраки дома на холме»

Призраки здесь — не просто умершие люди, оставшиеся жить в Доме на холме. Призраки — это воспоминания из детства, которые остаются с тобой до самой смерти. Покинувшие нас люди, вещи, мысли, чувства. Всё это — призраки, которые живут не в пресловутом особняке, а в нас, где бы мы ни находились и что бы ни делали. И сжечь их просто так не получится.

Неудивительно, что Майку Флэнегану поручили снимать сиквел «Сияния» — здесь очень много точек соприкосновения. И после The Haunting of Hill House нет и тени сомнения, что Флэнеган справится с задачей блестяще. Как справился с шоу на Netflix — совершенно точно лучшей его работой на сегодняшний день, а заодно и, пожалуй, лучшим хоррором о призраках за последние годы.

77 показов
35K35K открытий
63 комментария

Один из лучших сериалов этого года. Выдающаяся проработка персонажей, отличные диалоги, потрясающие дети-актёры, особенно маленький Люк и его смешные очки. Отдельная игра — искать призраков на задних планах в сценах дома. Их там прям очень много.

Если посмотрели шестую серию, то рекомендую глянуть видео, как её снимали.
https://www.youtube.com/watch?v=n8gJ81M39Ig

Ответить

Та самая 6 серия вскрыла мозг. Такого в фильмах то не увидишь, полное погружение на место героев. Часто вспоминают драки в коридоре, например, в Daredevil, но здесь целый эпизод на 360.

Ответить

С текстом по большому счету согласен. Но все плюсы сериалы, лично для меня, сильно смазала концовка.
Сценаристы задали хороший темп, но финал оказался пшиком. Там надо было или жестить, или делать что-то неожиданное. А получился лайт, словно это подростковая драма про любовь и призраков.

Ответить

Замечательный сериал, а за 6 серию низкий поклон создателям, не понимал, зачем в кадр поместили «женщину с шеей», пока в финале серии это «ружьё» не «выстрелило». 11/10

Ответить

Давайте без спойлеров, друзья. Не все ещё посмотрели/досмотрели.)

Ответить

терпеть не могу эту серию. все в ней было бы нормально, если бы режиссера не дернуло выпендреться и не угодить моде "поместить кучу событий в один длинный кадр" - это якобы делает режиссера круче. он (или она, кто там ставил) взял и всю это серию в один кадр поместил. когда это замечаешь - не получается забить на наблюдение за техническим исполнением этого выпендрёжа (которое, к слову, в нескольких местах хромало), что полностью гасит погружение в картину.
так эта серия всю атмосферу для меня слила.

Ответить

Для тех, кто уже посмотрел сериал, можете проверить себя - сколько призраков нашли вы :3
Я заметил где-то от силы четырех, хотя постоянно вглядывался в бэкграунд, особенно в долгих сценах, снятых одним кадром.

Ответить