Штамм Андромеда, олдскульная фантастика в стиле Космической одиссеи

Штамм Андромеда 1971, режиссер Роберт Уайз.
Штамм Андромеда 1971, режиссер Роберт Уайз.

В отличии от Космической одиссеи, все действие Штамма Андромеда происходит исключительно на земле. Сюжет заметно проще и на сегодняшний день избит. Группа ученных отчаянно бьется за спасение человечества от инопланетного микроба. Но с другой стороны, простота сюжета самым положительным образом сказывается на стремительности действия.

Отсутствие космоса не повод не надевать скафандры<br />
Отсутствие космоса не повод не надевать скафандры

Но простота сюжета не мешает использовать все те прекрасные фирменные фишки фантастики старого замеса. Пустынные коридоры причудливой формы освещенные модными люминесцентными лампами. Неуклюжие скафандры. Неуклюжесть, в общем, распространенная фишка того времени, открывание люков, поворачивание всевозможных вентилей, рычагов, вытаскивание электронных плат из корпусов, перемещение по лестницам и вентиляционным шахтам, зачастую происходит с серьезными трудностями, показывающими нам как нелегок путь освоения новых горизонтов. Чаще всего это связано с отсутствием гравитации в космосе. Но Штамм, где все действие происходит на Земле во всю использует этот прием.

Пустой, красный, круглый<br />
Пустой, красный, круглый

Олдскульная фантастика очарована компьютерами. Если сейчас компьютер утилитарный инструмент, вроде гвоздодера, то полвека назад компьютер был кладезем знаний, почти оракулом и чуть-чуть пророком. Работа с компьютером показывалась как священнодействие, а зелененькие мигающие буковки на экранах пузатеньких мониторов открывали тайные истины, иногда он делал это с помощью матричного принтера. И при том компьютер мог иметь и свои тайные планы и замыслы опасные для человеков. Это впрочем и в нынешние времена осталось по прежнему.

Но конечно без множества огонечков обойтись нельзя.<br />
Но конечно без множества огонечков обойтись нельзя.

Но вот что действительно вызывает уважение на первом плане ученные, весьма правдоподобные без модельной внешности и кубиков пресса. И занимаются они своими ученными делами, а не бегают с автоматом за какой нибудь инопланетной чубакой. И без всяких подозрительных скиллов вроде мега интуиции или предвидения будущего.

Вся команда в сборе. Сосредоточенно читают ленту новостей.<br />
Вся команда в сборе. Сосредоточенно читают ленту новостей.

Если вам близка эстетика Космической одиссеи, то особенно рекомендую. Многим это покажется притянутым за уши, но концовка мне напомнила эпизод с отключением HAL 9000. За сим раскланиваюсь.

P.S. Время от времени Штамм балуется вот такой мультикадровостью.<br />
P.S. Время от времени Штамм балуется вот такой мультикадровостью.
2121
22
11
11
25 комментариев

"Штамм" в сравнении с "Одиссеей" более приземлённый и предметный. У картины Уайза (замечательной, кстати) и масштаб ниже, и содержание на уровне условного "Чужого".

Сравнение действительно притянуто за уши.

2

Но я так примерно и сказал, что сюжет сильно проще. Я больше про эстетику, очень похоже, хотя даже тут масштаб конечно не тот.

3

Кстати я считаю, что Чужой (первый) тоже генетически связан с Космической одиссей и на уровне эстетики и даже ряд сюжетных ходов (Взбунтовавшийся ИИ, космический жокей, как аналог обелиска). Безусловно он по большому разряду другого происхождения, но заметная примесь Одиссеи есть.

2

Это не когда резина растворялась? Или корабль с экспедицией упал(вернулся) и там вирус был. Что-то похожее в детстве смотрел, по телику крутили, ОРТ вроде.

1

Это другое, тоже Андромеда...

смотрел его в разгар карантина. было прямо атмосферно

Я в разгар карантина слушал Кинга Противостояние, реально было атмосферно.)

2