Как я придумал и похоронил свой кино-проект про геймдев

Кто еще не устал от историй успеха? Они же скучные и одинаковые! Вот то ли дело провалы. Их на самом деле в тысячи раз больше. И они куда более поучительные. Но люди не любят такое, потому что отождествляют героев с собой. Им больше нравится верить в сказку.

Начну с того, что на момент начала эпопеи мы с моими друзьями уже не один год занимались арендой съемочной техники и видеопродакшеном. За спиной у нас было много проектов и даже довольно крупных, то есть мы не были совсем новичками. Я чаще всего выступал в качестве оператора, хотя бывали исключения, когда я занимался и продюсированием и даже написанием сценариев. Дела шли неплохо, но в какой-то момент исполнение всех желаний заказчика начало тяготить по известным причинам, и все мы задумались о так называемых своих “творческих проектах”.

На съемках какого-то унылого ролика для какой-то очередной компании... Крайний слева это я.
На съемках какого-то унылого ролика для какой-то очередной компании... Крайний слева это я.

Только начался 2020-й год. Зимние праздники. Я сижу на кухне и думаю, что пора бы уже что-то изобрести. Так… Что же мне нравится? Ага! Я люблю компьютерные игры и документальное кино. Бинго! Идея очень простая и лаконичная – документальный сериал про отечественный геймдев. Во-первых, такого еще не было. Во-вторых, формат док. сериала идеален для платформ – низкие затраты, быстрый результат и много контента. В-третьих, духоподъемная тема “сделано в России” с каждым годом все популярнее. Так я сел за разработку идеи. В поисках материала начал курить Ютуб и читать статьи с Хабра. Довольно быстро нарисовались две концепции – каждой игре или франшизе по своей серии. Второй вариант – в некоторые серии можно запихать целый этап становления индустрии, а некоторые посвятить франшизам.

Ничего не предвещало беды, но случился ковид. Бизнес приуныл, и мы с коллегами посидев в изоляции поняли, что вот оно то самое время, когда можно запускать наши “творческие проекты”. Дури в голове было еще много, поэтому мы решили не мелочиться. И запустили в работу сразу три. Я рассказал про свой концепт, мой товарищ подтянул своего друга сценариста с мистическим сериалом, а на закуску мы стали писать сценарий ситкома о том, как мы открывали свою студию. Вишенкой на торте стал приход одного нашего знакомого из мира отечественного кино с четвертым проектом в высокой степени готовности – веб-сериал про таксиста поневоле. У него уже был сценарий, актеры, и оставалось только снимать. От нас нужно было финансирование пилота и помощь в продвижении. Логика была простая: много проектов – больше вероятность того, что хоть что-то выстрелит. И мы согласились. Это сейчас я знаю, что слона нужно есть по кусочкам. А тогда хотелось целиком…

Что касается “Игроделов”, а именно так я окрестил свое детище, то процесс действительно пошел. Я расписал логлайн каждой серии, мы наняли дизайнера и художницу, которые готовили нам арт-бук. Еще одна девушка (специалист по маркетингу) взяла на себя задачу наладить связь со всеми будущими героями фильма, и почти все они согласились. Другие проекты шли параллельно, на них также тратились какие-то деньги и, что не менее важно, время. Уже не припомню когда точно, но где-то в конце лета или осенью арт-бук был готов, и мы начали стучаться с ним ко всем, кому только можно. В первую очередь пошли по знакомым – Яндекс и Окко, написали в ВК. Параллельно разослали материал во все онлайн-кинотеатры и студии, которые принимали сценарные заявки. Проектом заинтересовался Кинопоиск и Студия Данилы Козловского. Первые даже попросили нас подготовить смету, и мы ее быстро для них сделали. Но дальше была тишина.

Разворот обложки нашей книжечки с презентацией. По-моему, вышло очень красиво. 
Разворот обложки нашей книжечки с презентацией. По-моему, вышло очень красиво. 

Надо отметить, что как раз в это время на Нетфликсе вышел сериал “High Score”. И я принял это как знак, что мы движемся в верном направлении. Сериал был добротный, если абстрагироваться от пресловутой инклюзивности. Наш концепт не был идентичен по структуре, поэтому я не волновался за то, что мы будем не актуальны. В письмах к возможным инвесторам мы даже упоминали это, рассчитывая, что кто-то захочет стать первым, кто сделает такой проект в России. Последним вариантом из всех был Варгейминг. Мир медиа тесен, поэтому знакомые нашлись и там. Для них мы даже поменяли концепцию – было решено снимать про весь тогдашний СНГ, а не только Россию, ведь танки родом из Беларуси. Был найден контакт, и какое-то время активно велся диалог, но затем мне почему-то перестали отвечать, и я оставил попытки.

Так выглядела одна из страничек.
Так выглядела одна из страничек.

Уже ближе к зиме надежды стали таять. Ни один из разрабатываемых нами проектов не двигался. Свой я считал (и до сих пор считаю) самым перспективным и наиболее простым в реализации. По этому поводу мы собрали совещание, на повестке которого был вопрос – что делать с “Игроделами”? Казалось, что варианта было два – снимать пилот, чтобы застолбить за собой место и наглядно продемонстрировать нашу решимость, или запускать краудфандинг. Стоимость пилота мы оценили в два миллиона рублей. Для нас тогда деньги ощутимые, но подъемные. Мне конечно же хотелось, чтобы мы сняли пилот. Снова собрать экспедицию, куда-то ехать с сумками, набитыми оборудованием, знакомиться с новыми людьми, новыми местами, вместе ходить в бар после тяжелых смен, вот эта вся романтика документального кино… Я пытался протолкнуть эту идею, но упорствовать не стал. Я побоялся, что в случае неуспеха мои товарищи будут вспоминать мне этот позорный провал еще долго, а два миллиона это два миллиона. Поэтому решено было податься в краудфандинг. Для этого была нанята крауд-продюсер. В ее обязанности входило накидать нам план крауд-кампании и контроль за его выполнением. За эту задачу снова взялась девушка-маркетолог. Она создала группу в вк, страничку в инсте, стала постить туда новости, чтобы подготовить почву. Мы даже переделали концепцию, чтобы больше заинтриговать потенциального зрителя. Для этого был найден молодой режиссер Ратмир Лутфуллин - большой фанат видеоигр и автор книги "Когда ожил калькулятор". Теперь часть сериала должна была быть постановочной в стиле мокьюментари. Об истории геймдева должен был рассказывать никому не известный геймдизайнер, который сам разрабатывает революционную игру по известной книге.

И тут надо сделать одну ремарку – в одну из встреч крауд-продюсер рассказала нам про ИРИ – государственный фонд, который выделяет деньги на подобного рода проекты. Я ни в какие государственные фонды не верил, да и опыт, показавший, что письма с концепцией никому не интересны, подсказывал, что это дело гиблое. Поэтому мы всерьез не отнеслись к данной затее и даже не стали пробовать. А зря!

Какое-то время мы занимались нашей крауд-кампанией, но на тот момент о ковиде все уже и думать забыли, а работа, которая приносит реальный доход стала занимать все больше и больше времени. На горизонте появились более перспективные, как нам казалось, дела. И, как это ни печально, было решено проект закрыть.

Все это время я не грустил об упущенных возможностях, жизнь менялась, бизнес рос. Мне постепенно все это наскучило, я перестал заниматься продакшеном, стал заядлым дачником и только краем глаза присматривал за делами. Но тут спустя четыре года приходит новость – одни известные в индустрии ребята сняли для ВК Видео многосерийный проект – “Серьезные игры”. Коллеги мои значения этому событию не придали. Промелькнула даже фраза “Важно кто сделал, а не у кого была идея” (а вот это был обидно). И я приуныл. Ну просто потому что кто-то сделал то, что так старался сделать я. А еще потому что мы тоже стучались в ВК. И потому что ребята, снявшие это шоу, имеют хорошие связи в сфере, а значит, им было проще получить этот проект. Так я рассуждал. Я решил посмотреть, что же у них получилось, и после первого эпизода бросил. В двадцатиминутные серии они решили затолкать целые эпохи. Клиповый монтаж такой, что аж в глазах рябит. В общем, шоу для зумеров, внимание которых невозможно удерживать более двух секунд. Ноль информативности, максимум трендов. Не наш метод.

Но и это не конец истории. Как-то раз я случайно попал на сайт ИРИ. И первое, что я увидел - раздел проектов, а в нем… Барабанная дробь!!!! Документальный сериал “История российских компьютерных игр”. А тут меня уже взяла злость. Злость на себя, что не прислушался и не дожал, и обида на своих коллег за то, что не поддержали в должной мере именно мой проект, который оказался в итоге таким востребованным. Было решено посмотреть и этот сериал. Его я тоже бросил. Но уже по другой причине. Сериал получился хорошим. Очень похожим на то, что в самом начале виделось мне. И поэтому после просмотра каждой серии настроение мое скатывалось куда-то под плинтус…

Выводы из истории сделать не сложно. Все как на той пресловутой картинке с тоннелем и киркой. Жми до конца, не отчаивайся, вот это все.

Ну вы поняли...
Ну вы поняли...

Хотя, если честно, то мне хватило бы и съемок пилота. Потому что если бы мы пошли на этот шаг, никто бы не сказал: “Ты не пытался!”. Это уже была бы целая серия. Фактически, отдельное произведение. Процесс для меня даже более важен, чем результат. Возможно, это потому что я люблю кино “Особенности национальной охоты”. И я жалею, что мы не организовали съемки самостоятельно. Но зато я написал вот эту статью. Быть может, кого-то это развлечет, что тоже не так уж и плохо. Спасибо за внимание!

1414
22
11
20 комментариев

Логика была простая: много проектов – больше вероятность того, что хоть что-то выстрелит.Великолепный план, надёжный как швейцарские часы) а вообще понимание и сочувствие, видеть как кто то другой реализовал твою идею, ужасно обидно

4
Ответить

Да что за день такой... Все что-то хоронят

1
Ответить

"Кто еще не устал от историй успеха?" Не, не устал, покажи хоть одну. "Но люди не любят такое" писать такое очень почему то любят
"Им больше нравится верить в сказку." то есть ты всего за три предложение перешел к тезису о том что все у кого успех - пиздаболы? Неоригинально, не против если я дальше читать не буду?

1
Ответить

Не читай)

Ответить

Мой сценарий и частичка пред-продакшна тоже с каждым годом становятся менее актуальными.
Объективно: по-хорошему через пару сторонних проектов т.е. через годика полтора приступить надо.
Он - сценарий игрового полного метра - кстати про технологии, хех.

1
Ответить

@Лев взял и только лайк поставил. Думал,ща будем кино и продакшн обсуждать, скажешь вот контакты в лс как приступишь давай снимем звучит интересно(

Ответить

Прочитала залпом, очень интересно!
И, может быть, будет какой-то другой новый проект, где вы с этим опытом поступите уже по-другому и все сложится классно

Ответить