«О капитан! Мой Капитан!»

Поговорим о кино. «Общество мёртвых поэтов».
Поговорим о кино. «Общество мёртвых поэтов».

Начнем с небольшого вступительного экскурса по фильму. Снял его режиссер Питер Уир, на счету которого, такие картины как: «Шоу Трумана» «Свидетель» «Галлиполи», а вышел фильм в 1989 году и взял Оскар за лучший сценарий. Главную роль могли сыграть Лиам Нисон, Билл Мюррей и ДастинХоффман, но досталась она великолепному Робину Уильямсу. Знаете ли вы, что по первоначальному варианту сценария профессор Китинг умирал от лейкемии, но режиссер решил отказаться от этого и сконцентрировать историю вокруг учеников школы.

Академия Уэлтон
Академия Уэлтон

Итак, разберем академию Уэлтон, которая представляет собой идеализированное заведение, где во главу ставятся традиции, дисциплина и успех. Это место не терпит отклонений от нормы и навязывает жёсткие стандарты поведения и мышления. Любое проявление индивидуальности в этом месте, воспринимается как угроза установленному порядку, что отражает некоторые аспекты общества того времени (конец 50-х годов). То есть мы с вами видим, как академия становится символом общества, подавляющего свободомыслие, требующего от молодёжи следовать заранее определённым жизненным путям. Однако этого недостаточно и режиссер затрагивает проблему строгого воспитания, когда не только институты, но и родители проецируют на детей свои ожидания и амбиции. Заметить это мы можем в случае с Нилом Перри, чей отец воплощает представление о том, что дети принадлежат родителям, и обязаны следовать их предписаниям.

«Когда станешь кем-то, тогда сможешь принимать свои решения. А пока будешь жить по моим правилам.»
Джон Китинг (Робин Уильямс)
Джон Китинг (Робин Уильямс)

Мистер Китинг же становится символом противоположности, предлагая путь к свободе и самоосознанию, который противоречит идеалам академии Уэлтон. Но как он становится этим «символом»? Давайте разбираться. Джон Китинг — это нестандартный педагог, нет. Он бросает вызов традиционной роли учителя. В его классе нет привычных лекций и заучивания, его уроки — это приглашение к диалогу, исследованию и, по сути, перерождению через искусство. Даже не придется вспоминать своих преподавателей, так как мы сразу видим яркий контраст персонажа, среди классических педагогов различных учебных заведений. Это даже грустно, ведь на моей памяти практически нет запоминающихся учителей, которые могли вести с тобой диалог и быть твоим наставником на протяжении пути. Китинг использует идею «лови момент», чтобы вдохновить студентов на действия, которые соответствуют их истинным желаниям, а не тем, что им навязаны. Для него поэзия и искусство — это не просто предмет, а способ «проснуться», увидеть свою жизнь в новом свете. Carpe Diem!

Затрагивая смысл и ценность искусства, Китинг обращает внимание учеников на то, что поэзия и искусство не должны быть зажаты в рамках анализа или строгих интерпретаций. Он подчеркивает, что искусство существует не ради правил, а ради эмоций и внутреннего роста, как нечто живое.

«Мы читаем и сочиняем стихине потому, что это красиво. Мы читаем и сочиняем стихи, потому что мы представители человечества, а человечеством движут чувства.»

Картина показывает, как подростки проходят через кризис идентичности — период формирования собственных взглядов, личности. Подростки легко поддаются влиянию учителя, поскольку жаждут обрести опору в мире, где их голос еще не звучит громко. Знакомо? В этом процессе Китинг играет двойственную роль: с одной стороны, он помогает им обрести себя, а с другой, его философия для некоторых становится слишком ранним испытанием на прочность.

Нил Перри (Роберт Шон Леонард)
Нил Перри (Роберт Шон Леонард)

Тут самое время вернуться к Нилу Перри, ведь он воплощает конфликт между своими мечтами и реальностью, навязанной родителями. У него есть силы выступить в школьной постановке «Сон в летнюю ночь», несмотря на запреты отца. Хотя, правильнее будет сказать – «находит в себе силы», учитывая то влияние, которое на него оказывают. Однако, оказавшись перед лицом жестоких последствий, Нил не может справиться с давлением, что приводит его к трагедии.

«Я твой отец. Я знал и знаю, что правильно для тебя, и я буду продолжать так делать.»

Персонаж Роберта Шона Леонарда был не единственным парнем в академии, он имел друзей и одного интересного соседа.

Тодд Эндерсон (Итан Хоук)
Тодд Эндерсон (Итан Хоук)

Тодд — это тихий, замкнутый подросток, который боится выражать свои мысли и чувства. Не сразу и нелегко, но благодаря Китингу и влиянию друзей, он начинает находить свой голос. Так же есть и другие парни, Нокс, Чарли, Стивен, Ричард, Чет и тд. Заострять на них большое внимание не буду, иначе пост растянется еще сильнее. Главным является то, что все они находятся в одной лодке.

«О капитан! Мой Капитан!»

Каждый из них проходит через подавление воли и в фильме это символизирует не только общественные нормы, но и внутренние ограничения, которые студенты накладывают на себя. Наши Главные герои учатся понимать свои чувства и желания, но сталкиваются с сильным внутренним конфликтом из-за страха не оправдать ожидания окружающих. Отсюда мы видим, что подчинение правилам не всегда гарантирует счастье или успех. Ожидания общества подавляют их внутренний мир, что выражается в психологических проблемах. Примером такого конфликта становится Тодд, который находит внутреннюю силу именно благодаря урокам Китинга и поддержке общества мертвых поэтов. Возвращаемся к Джону Китингу… Он понимает, что не может изменить институт, но способен запустить перемены в своих учениках. Его метод обучения — это возможность для студентов познать собственную индивидуальность и научиться жить по собственным убеждениям. Но фильм также показывает нам, что истинное самоосознание всегда сопряжено с рисками. Поэтому учитель преподает литературу, а не математику или другие, точные науки. Он делает поэзию - метафорой личной свободы, и студенты начинают понимать, что литература не является просто предметом, это способ раскрытия внутреннего мира. А за счет парты, мы видим смену перспективы. Китинг использует её, чтобы показать, как важно смотреть на жизнь с другой стороны. Финальная сцена, где ученики встают на парты, выражает благодарность и признание значимости своего наставника.

«О капитан! Мой Капитан!»
«О капитан! Мой Капитан!»
«О, капитан, мой капитан!»

— фраза, повторенная учениками, демонстрирует их поддержку и приверженность принципам Китинга, несмотря на разрыв с традиционной системой обучения. Сюда же можно приписать театральную постановку Нила - выступление символизирует его освобождение. Он обретает себя на сцене, где может выражать свои эмоции. Однако, его отец видит в этом лишь каприз и не понимает значимости этого шага. Возвращаясь к заключительной сцене — этот поступок символизирует, что уроки Китинга не прошли бесследно: каждый из них научился принимать свои решения, рисковать и ценить свою индивидуальность. Особенно Тодд, именно тут мы видим всю кульминацию его внутреннего роста.

«О капитан! Мой Капитан!»

Хотя педагог вынужден покинуть школу, его философия остается с учениками. Китинг научил их свободе выбора и тому, что они всегда могут смотреть на мир с разных углов. Этот момент иллюстрирует, что настоящее образование заключается не в правилах и нормативах, а в умении мыслить самостоятельно.

Спасибо тебе, Робин.

1212
22
7 комментариев