Рецензия на фильм «Холодная война»

Пока кинотеатры страны штурмуют «Богемская рапсодия» и новые «Фантастические твари», в прокат, очень тихо, вышел один из триумфаторов Каннского кинофестиваля, который вправе побороться за звание главного европейского фильма 2018 года.

Сюжет переносит зрителей в середину прошлого века. Послевоенная Польша. Варшавский дирижёр Виктор и концертмейстер Ирена путешествуют по стране в поисках народных талантов. Так они встречают белокурую Зулу, которая покоряет Виктора своим голосом и миловидным лицом. Между ними быстро завязываются отношения. Неожиданно вспыхнувшая любовь сперва расценивается как скоротечный служебный роман, но судьба будет сводить их на протяжении многих лет, подкидывая новые испытания.

Описание нового фильма режиссера Павла Павликовского может смахивать на слезливую мелодраму. Но не дайте себя обмануть. Автор «Иды» («Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 2015 году) снял душераздирающее кино про чувства, которые могут как исцелить покалеченную душу, так и прожечь внутри зияющие дыры. Недавно к этой теме обратился Пол Томас Андерсон в своей «Призрачной нити», но Павликовский включил своего внутреннего Ханеке и действует куда более безжалостно. Это неудивительно. Своим героям Павел дал имена собственных родителей, что подтверждает финальный титр. После него становится очевидно, что «Холодная война», для постановщика, слишком личное произведение. И за смелость вынести на всеобщее обозрение столь сокровенное высказывание, кино не хочется ругать совсем.

А есть за что. Всю первую половину, фильм кажется чересчур академическим и нарочито сдержанным. Нет взрыва эмоций, недостаточно интересных драматургических решений. От неизбежной скуки спасает изображение. «Холодная война» снята в ч/б, с соотношением сторон 4:3. Проще говоря, кино не широкоформатное. Края кадра обрезаны, что создает правильный четырёхугольник. Фактически это окно, через которое мы наблюдаем за происходящим на экране. И всё, что происходит за ним вызывает огромное эстетическое удовольствие. За это стоит благодарить оператора Лукаша Зала, который снимал «Иду» и «Довлатова». Несмотря на монохром, ему удалось, простите за банальность, вдохнуть в изображение жизнь. Особенно это заметно в музыкально-хореографической части картины.

Рецензия на фильм «Холодная война»

Ближе к кульминации, создаётся ощущение, что в «Холодной войне» нет ни одного лишнего кадра или фальшивой сцены. И на самом деле это так. В скромный хронометраж (88 минут), Павликовский умудрился вместить безупречное, в плане образности, высказывание. Как говорится, ни замедлить, ни ускорить. Да и незачем говорить о том, как актуально в сегодняшней Европе кино о Холодной войне, сопутствующем ей лицемерии, потерянном поколении, эмиграции и необходимости выбирать лагерь.

Но весь этот яростный вихрь из образов не смог бы стать настолько убедительным без актрисы Иоанны Кулинг. Её Зула сосредотачивает происходящее по обе стороны экрана на себе. Наблюдать за ней сплошное удовольствие и это тот случай когда наглядеться вдоволь невозможно. Без Иоанны, «Холодная война» могла получиться совсем другим фильмом. Как «Исчезнувшая», из которой убрали взгляд Розамунд Пайк, или «Унесенные ветром», с вырезанным кокетством Вивьен Ли. Остальные артисты неизбежно тонут в этой, почти первобытной, мощи женского характера, пусть тоже проявляют себя достойно.

Рецензия на фильм «Холодная война»

В итоге, «Холодная война» — пронзительное кино о любви и ненависти, которое вынудит вас на пламенные эмоции. Вероятно, главный кандидат на предстоящий «Оскар», как лучший неамериканский фильм. По крайней мере, конкурентов ему пока не видно.

3030
24 комментария

Название...
Портрет Сталина на картинке...
Думаешь, что очередной политический триллер, а тут мелодрама - закликбейтил так закликбейтил :)

А вообще-то описанию очень даже интересно. Призрачная нить очень понравилась. Если у Холодной войны есть чуточку того же шарма, то с удовольствием посмотрю

9
Ответить

А я бы посмотрел мелодраму со Сталиным

20
Ответить

Там и политические высказывания есть. И даже слегка триллер в финале. Но кино все равно про другое.

1
Ответить

Я пытался пробраться через этот текст, сдерживая зевоту но на фразе "яростный вихрь из образов" просто отключился минут на пять

5
Ответить

Извините, но если рецензия соответствует фильму, то ему действительно место среди придурков на кинофестивале, навсегда. Из рецензии я узнал:
1. Фильм про мужчину и женщину, у к. какие-то многолетние отношения, вроде нестабильные.
2. На женщину приятно смотреть и без нее фильма бы не было (логично, черт побери).
3. Название фильма выбрано на отъебись.

Что я действительно хотел бы знать сейчас, так это что для человечества сделали кинофестивали и люди, к. на них ездят.

3
Ответить

Объясняю просто: кинофестиваль это всегда кинорынок. 70% кино, которое идёт и будет идти в прокате — куплено именно там.

2
Ответить

Тем, кто безапелляционно называют людей придурками только потому, что те в качестве фона истории используют период святогоспасителяподнимателя сталина, сами придурки. Хотя я уверен, вы так не считаете;)

Ответить