«Дикий робот»: душевная история о материнстве, дружбе, любви, доброте и инаковости, которую слегка недожали

Не «Стальной гигант», но тоже хорошо.

«Дикий робот»: душевная история о материнстве, дружбе, любви, доброте и инаковости, которую слегка недожали

К просмотру этого чудесного во всех смыслах произведения приступил с одной мыслью — я не люблю мультфильмы. За моими плечами большинство классических анимационных лент, начиная от «Бэмби» и заканчивая «Шреком», которые были просмотрены в детстком и подростком возрасте. В более зрелом притронулся к меньшему количеству работ, обитая в основном в мире аниме. И все же «Дикий робот» сумел покорить меня, несмотря на небольшое внутреннее сопротивление.

Завязка такая. Во время бури грузовое судно «Universal Dynamics» теряет шесть контейнеров с универсальными роботами ROZZUM. Единственного уцелевшего случайно активируют выдры. Дальше Роз, так зовут робота, в поисках подходящей для себя задачи запускает цепочку событий, которая в конечном счете приводит к тому, что ей приходится воспитывать гусенка, а также учить его плаванью и полетам, чтобы он смог отправиться в зимнюю миграцию.

Здешнюю историю сложно назвать глубокой или драматичной, как в том же «Стальном гиганте» или «Короле льве», но и «для галочки» — тоже. Она в меру веселая, местами захватывающая, иногда трогательная, порой волшебная, а самое главное — проникновенная. Я совсем не знаком с темой материнства, но создатели сумели достучались до моей полумертвой эмпатии. Так что, даже немного расчувствовался во время просмотра.

Универсальными же арками являются отношения мать-сын между Роз и гусенком. Что ребенок, что подросток, что взрослый — каждый найдет в этом что-то свое. Несмотря на кажущуюся простоту и банальность, создателям удалось рассказать ладно скроенную историю, в которой есть все, чтобы зацепить зрителя. И немного драмы, и немного печальки, и немного гэгов, и немного теплоты, и... это можно продолжать вечно. Потому я даже не был удивлен, когда в комментариях под мультфильмом в одном онлайн-кинотеатре увидел отзывы такого типа: «мне 33, я плакал», «никогда бы не подумал, что будучи здоровым лбом буду реветь» и тому подобное. И я нисколько не утрирую.

«Дикий робот»: душевная история о материнстве, дружбе, любви, доброте и инаковости, которую слегка недожали

Также универсальной аркой я считаю дружбу Роз с лисом Финком. Их взаимоотношения сначала строятся на том, что Финк пользуется добротой и наивностью робота в своих корыстных целях, а позже... Ну и так понятно, к чему все придет. Вообще при просмотре появилась мысль, что Финк и Ник из «Зверополиса» частично похожи, их даже объединяет общая проблема — они одинокие и страдают от нехватки «любви», но все же истории обеих этих персонажей рассказаны совершенно по разному и с несколько другими акцентами. Вообще как-то не везет лисам в плане репрезентаций, попахивает расизмом, что ли (шутка).

Малость не дожали тему инаковости в личной арке гусенка. Создатели коснулись ее, сделали на ней жирный акцент, но не довели конфликт до нужного пика — нет ни катарсиса, ни чувства завершенности. Процесс принятия инаковости гусенка окружающими прошел как-то незаметно, словно эту часть оставили за кадром, чтобы срезать хронометраж. Не было преодоления недоверия. Нам даже адекватно не показали рост самого гусенка в психологическом плане, для которого его инаковость была неприятным грузом. При том не требую чего-то сверхвыдающегося. Там уже есть прекрасное начало для такого, но почему-то не стали развивать тему дальше. Даже немного обидно.

Из этого можно сказать, что создатели хорошо проработали почти все, что связано с Роз, включая ее саму, но малость схалтурили с другими персонажами и второстепенными арками.

«Дикий робот»: душевная история о материнстве, дружбе, любви, доброте и инаковости, которую слегка недожали

Возможно просто придираюсь. С другой стороны те части истории, в которых задействовано «волшебство» — я принял, хоть и внутреннее сопротивление было. В этом плане «Дикий робот» устроил мне та еще эмоциональные качели. Оказалось взрослым тяжелее мириться с тем, как из неплохой фантастики неожиданно лепят детскую сказку. Ребенком бы меня такое не смутило и я легко бы принял правила игры. К чести создателей они не просто так ломают собственный лор об колено, показывая «волшебство», а ради конкретных художественных целей и посылов, поэтому, в принципе, можно понять и простить.

Удивила демонстрация смерти в кадре. Сами сцены не были какими-то драматичными или циничными. Они поданы максимально обыденно, как бы давая понять — это нормально, что одни животные едят других животных. Или то, что некоторые из них могут просто не выжить. Подобное непривычно видеть в произведениях, направленных на детскую аудиторию.

Концепт кадра
Концепт кадра

Визуально «Дикий робот» если не ошеломляет, то впечатляет тем, какую работу проделали спецы из DreamWorks. Стилизация под ручную рисовку и 2D-живопись восхищает, некоторые кадры вообще выглядят, как анимированные акварельные картины, а водичка и лес — уф-ф-ф-ф, мое почтение. Видно, что ребята вдохновлялись работами таких мастеров своего дела, как Хаяо Миядзаки и Тайрус Вонг. На протяжении всего просмотра глаз радовался, а в определенных сценах яркие цвета добавляли дополнительной эмоциональности.

Также похвалю композитора. Не скажу, что музыкальное сопровождение вышло ярким — я не смог вспомнить ни одного «оста», кроме песенки в титрах. Но оно прекрасно справилось с тем, чтобы в моменте усилить и придать нужную глубину определенным сценам, не перетягивая внимание на себя. Я бы не расчувствовался, если бы на мою эмпатию давили только с помощью визуала (тишина тоже мощной инструмент, просто куда более сложный в освоении, чтобы почувствовать ее уместность), но музыка идеально попала по настроению в тон происходящему. Считаю, что это крайне немаловажный фактор, чтобы все сработало как надо.

«Дикий робот»: душевная история о материнстве, дружбе, любви, доброте и инаковости, которую слегка недожали

Пару раз посещала мысль, что стоило бы подрезать хронометраж (и вернуть арку гусенка с инаковостью!). Иногда произведению не хватает динамики и оно немножко буксует, прежде чем снова разогнаться. Для меня это было не столь критичность и даже не испортило впечатление, потому что мультик хороший и приятный. И я готов ему простить некоторые минусы. И даже те моменты, где приходилось переступать через свою взрослость.

В целом, понимаю все эти вздохи и ахи как со стороны зрителей, так и критиков. Крис Сандерс, режиссер «Дикого робота», «Лило и Стич», а также «Как приручить дракона», вместо со своей командой создал красивый и яркий мультфильм с крепкой, цепляющей историей, которая точно знает, когда вас рассмешить, а когда — поиграть на ваших тонких душевных струнках. Именно эта выверенность подкупает, чувствуется искренность в подаче. Даже «слезовыжимательные» моменты не ощущаются искусственными, они находятся ровно там, где и нужно — на своем месте. И такой подход действительно западает в душу.

Что я могу сказать? «Дикий робот» — это искреннее и душевнее произведение с приятным визуалом и крепко написанной историей. Впечатлительных она способна растрогать до глубины души (и до слез, если верить комментаторам). Что уж говорить — я сам не устоял перед ней и дрогнул. Не все вышло идеально, как хотелось бы, но даже так получилось хорошо. Рекомендую ознакомиться с мультфильмом, но главное помните — иногда нужно перестать быть душным взрослым, чтобы насладиться волшебной сказкой. Не мешайте себе получать удовольствие. «Дикий робот» того стоил.

2525
33
11
23 комментария

Слишком детский мульт, точнее только для детей. Тот же Валли на несколько голов выше

5

Детский мультфильм для детей, на котором почему-то плакали их родители. :)

1

Ну я не вижу проблем, что он для детей, потому что они и для взрослых штуки оставили. Возможно сравнение с классикой не выдерживает, но от этого "Дикий робот" не становится хуже. Ребята старались и были искренними, это радует. При том для взрослых они оставили тему материнства. Чувства Роз по большей части поймут уже взрослые люди.

Вот да, с около-"волшебной" развязкой недокрутили. Мне так понравилось, когда изначально изменения в мышлении робота обосновали "многократным переписыванием собственного кода" - подходящая научно-фантастическая отмазка. А потом вдруг раз и у нас просто волшебная диснеевская кульминация.

5

ИМХО — одно не противоречит другому. То, что Роз может воспринимать, как сердце/душу, может быть просто хитрыми мерами защиты информации от удаления стандартными средствами. Да, это домысливание, но многие "магические" вещи имеют вполне научное объяснение.

Радует, что они не стали слишком многое объяснять, поэтому можно домыслить. Я именно с такой мыслью преодолел внутреннее сопротивление и принял кульминацию. Как бы понятно для чего все было сделано, поэтому еще готов был смириться с таким подходом.

А по мне так на уровне Стального Гиганта того же

Оба вовсе не шедевры, но очень приятные и качественные

3