Афроамериканцы в Голливуде. От презрения к главенству. Часть 2.

В прошлый раз мы с вами подробно обсудили первую церемонию награждения премии Оскар с участием темнокожей актрисы, узнали тернистый исторический путь к этому и проблемы американского общества. Прочитать первую часть можно вот тут, ну а дальше мы будем продолжать с вами, то о чем не успели поговорить в предыдущий раз, закрепим и расширим. В третьей части, узнаем влияние афроамериканцев в кино и искусстве на мировую культуру и непосредственно на нас с вами.

Первая церемония награждения с участием Афроамериканцев была в 1939 году как мы с вами помним за фильм “Унесенные ветром” , событие хоть и знаковое и несомненно увековеченное на страницах кино-истории, но глобально - практически не на, что не влияющее. Дискриминация которой подверглась оскароносная актриса, продолжалась и даже после ее смерти. Когда ей вынесли диагноз рак груди, она стала слишком больна чтобы работать, отчетливо понимая свои шансы на выздоровление, она написала завещание, одной из просьб в которой было похоронить ее на Голливудском кладбище. В просьбе ей было отказано, тогдашний управляющий Голливудским кладбищем - Жюль Рот, отказал сославшись на, то что хоронить останки чернокожих людей на данном кладбище запрещено. Позже в 1999 году, родственникам Макдэниел было предложено перенести останки их родственницы на Голливудское кладбище, но они отказались.

Афроамериканцы в Голливуде. От презрения к главенству. Часть 2.

Примечательно, что в 2010 году на церемонии Оскар, актриса Моник получившая статуэтку за лучшую роль второго плана, тоже вышла на сцену в голубом платье с гортензиями в волосах, как Макдонэл в 1940 году. В свой речи, актриса поблагодарила Макдонэл за, что она выдержала все унижения и притеснения, чтобы цитата:

“Мне не пришлось”.

Моника Аймс-Джексон более известная под псевдонимом МоНик (Mo'Nique) – американская актриса. МоНик стала шестнадцатой афроамериканкой, удостоившейся номинации на «Оскар» и четвертой афроамериканкой, сумевшей «Оскар» получить.

Только 10 лет спустя в 1949 году, другая чернокожая женщина будет номинирована на премию Оскар за лучшую актрису второго плана в картине “Пинки”(1949) , ей станет актриса и джазовая певица - Этель Уотерс. А следующей победительницей в номинации “лучшая актриса второго плана” будет только через 51 год после Хэтти Макдэниел и ей стала Вупи Голдберг за роль в фильме "Привидение" (1991).

Ethel Waters - Underneath the Harlem Moon (1933).

Этель Уотерс (31 октября 1896 — 1 сентября 1977). Этель - классическая афроамериканка ставшая джазовой певицей, успех которой был возможен как раз благодаря трамплину в виде Гарлема о важности которого мы говорили в предыдущем материале. Лишь благодаря безоговорочному таланту и популяризации джаза в обществе, ей удалось успешно зарабатывать себе на хлеб в родном городе Честер, штата Пенсильвания и в последствии в 1919 году приехать в “Черный город” за лучшей жизнью. Она устраивается в один из ночных клубов под названием «Подвал Эдмонда» и уже в 1921 году она записывает свою первую запись став пятой афроамериканской певицей в истории, сделавшей это.

Сказки Манхэттена 1942г. 

В 1924 году она впервые появилась на Бродвее в постановке «Плантационный клуб». Спустя год она подписала контракт с «Columbia Records» для записи своих песен. Это послужило началом успеха Уотерс и ее появлением впервые в кино в 1929 году, где она сыграла саму себя. Дальше была масса успешных ролей в роли Эстер в «Сказках Манхеттена» (1942), Петуния в «Хижине на небесах» (1943) и ТД. Но в отличии от МакДэниел, Уотерс не удалось получить премию Оскар. Она проиграла приз актрисе Джинни Крейн.

Джинни Крейн.
Джинни Крейн.

Все номинации на Оскар, до этого были только за роль второго плана, но в 1954 году, все поменялось. Актриса Дороти Дэндридж стала первой в истории кинематографа чернокожей актрисой номинированной на премию Оскар за главную роль в картине “Кармен Джонс”.

Dorothy DANDRIDGE "Zoot Suit" (1942).

Дороти Дэндридж (9 ноября 1922 - 8 сентября 1965). Американская певица, танцовщица и актриса. Дороти является чуть ли не первой из чернокожих актрис сделавшей успешную карьеру в Голливуде и которой этот самый Голливуд и сгубил. Ещё в 1930 году по наставлению матери, она начала свою карьеру в индустрии развлечений с покорения родного юга и небольших выступлений в местечковых церквушках. Потом она выступала в составе The Wonder Children , позже The Dandridge Sisters, прежде чем обрела известность и выступила в качестве вокалистки в Cotton Club и Apollo Theater. Ещё одной из проблем с которой ей пришлось столкнуться в эпоху расовых напряжений это унизительные роли которые ей предлагали, где от неё требовали вести себя развратно и стереотипично.

Таманго 1959г.

Тем не менее, она появлялась в таких фильмах, как « Остров под солнцем» (1957), «Палубы были красными» (1958), «Таманго» (1959 ) и «Момент опасности» (1960) и ТД.

Момент опасности 1960г.

В 1955 году она впервые в истории чернокожих актрис, появилась на обложке журнала Life, и на Каннском кинофестиваля ей оказывали небывалое внимание.

Дороти Дэндридж в объективе Эдварда Кларка. Фотосессия для журнала Life. 1951 год
Дороти Дэндридж в объективе Эдварда Кларка. Фотосессия для журнала Life. 1951 год

Тогда это имело гигантское медийное влияние и весь бомонд по некоторым заверения к ней относились как к королевской особе, даже не смотря на ее цвет кожи и называли “Черной Мерлин Монро”. Следом за небывалым до этого моментом успеха и славы, последовало падение, банкротство и смерть от антидепрессантов в своей вилле в Голливуде, актрисе было всего 42 года. Ее несомненный вклад в кино бизнес был признан и она получила звезду на аллее славы в Голливуде. Оскар она так и не получила, статуэтку забрала Грейс Келли за роль в фильме “Деревенская девушка”.

Холли Берри. 

А в 1999 году, Актриса Холли Берри получила такие премии как «Золотой глобус» и «статуэтку Эмми» за роль актрисы и новатора в популярном телефильме « Знакомство с Дороти Дэндридж» по биографии одноименной актрисы и певицы.

Холли Берри.

Лишь в 1958 году, первый чернокожий мужчина будет номинирован на премию Оскар. Им станет Сидни Пуатье.

Сидни Пуатье ( 20 февраля 1927 - 6 января 2022) - это багамский и американский актёр, первый темнокожий актёр, получивший «Оскар» за лучшую мужскую роль «Полевые лилии», 1963 год. Впоследствии в этой номинации были отмечены Дензел Вашингтон (2002), Джейми Фокс (2005) и Форест Уитакер (2007). Он первый черный мужчина получивший приз и второй цветной в истории. Вот только Макдэниел с ее стереотипными ролями нахальных горничных к ней так и привязалась, за, что она не раз была подвергнута критике, то Пуатье родившийся на Багамах и в более благоприятное время, олицетворял уже другое время , эпоху перемен. Неоднократно был отвергнут при поступлении в театр Нью Йорка из-за “Островного” акцента, он самостоятельно подтянул дикцию и почти полностью избавился от акцента и на этот раз его заявка на вступление была одобрена. В 1946 году, он принял участие в полностью черной постановке “Лесистра”, а в 1950 году, он уже начал появляться в голливудских фильмах, таких например как “Нет выхода”.

Скандальный поцелуй.

Вручая Пуатье статуэтку «Оскар», актриса Энн Бэнкрофт поздравила его поцелуем в щеку, жест, который вызвал небольшой скандал среди самых консервативных зрителей шоу. Пуатье принял участие в более знаменательном поцелуе три года спустя, когда он и Кэтрин Хоутон разделили первый межрасовый поцелуй на экране в фильме « Угадай, кто придет к обеду?». Актер умер 6 января 2022 года в Лос-Анджелесе. Ему было 94 года.

Если задуматься, то этот поцелуй крайне примечателен. Если в 1967 году он вызвал лишь незначительное бурление в кругах замшелых консерваторов, то лет 30 назад это могло бы привести к суду Линча или активным и кровавым действиям многочисленных расистских кланов. Тенденция на принятие и интеграцию черного населения стала как никогда ясна и очевидна. Во многом это стало возможно благодаря социальными и политическим действиям афроамериканских лидеров таких как: Роза Паркс, Мартин Лютер Кинг-младший и Малкольм Икс. Все это в конечном итоге вылилось в закон о гражданских правах 1964 года. Закон конечно был принят, но это слабо повлияло на предрассудки и стереотипы, в этом и состоит особая заслуга Пуатье - выбор ролей. «Угадай, кто придет на ужин» 1967 года хоть и рассказывается с точки зрения белого американца, но представляет черного как наиболее менее угрожающую версию “Черного парня”, а именно роль опытного, образованного врача который спасает белых американцев.

Ещё пример в В 1967-м Пуатье снялся в двух примечательных фильмах. В картине «Полуночная жара» он играет интеллигентного следователя из Филадельфии, которого (не зная, что он полицейский) грубо задерживают копы в южном городке по подозрению в убийстве и грабеже. Мотивы задержания понятны: он черный, и у него при себе приличная сумма денег. Когда же южане с удивлением выясняют, что он тоже коп, герою Пуатье по приказу начальства приходится помочь им найти настоящего убийцу. Во многом данных подход к афроамериканцам оказался новаторским.

Айзек Хейс стал третьим афроамериканцем победившем на оскаре и первым получившим награду не за актерское мастерство, а за песню «Theme From Shaft», заглавную песню из фильма “Шафт” 1971 года.

Афроамериканцы в Голливуде. От презрения к главенству. Часть 2.

Родился он 20 августа 1942, умер 10 августа 2008. У Айзека было тяжелое детство: ранняя смерть матери, расставание с отцом. Воспитывали его дед и бабушка. В пять лет Айзек начал петь в церковном хоре – а где же еще мог почувствовать мальчик из небогатой семьи любовь к музыке. Позже он самостоятельно обучился игре на фортепиано, электрооргане, флейте и саксофоне. В 18 лет Айзек получил работу в мемфисской студии «Stax Records», где он проработал много лет, оставаясь никому неизвестным. Оскороносный музыкант сначала исполнил роль бармена, а позже получил свою статуэтку. Хейз устроил настоящий перформанс на премии Оскар. Он исполнил свою песню в темных очках, в золотистом жилете окружённом танцорами в афро и в белых клещах. Он привел на церемонию свою бабушку и поблагодарил ее в своей речи.

Много лет назад ее молитвы держали меня на пути праведности… И это волнительно для меня. А еще, через несколько дней ее восьмидесятый день рождения, и это ее подарок от меня…и это волнительно для меня. А еще, через несколько дней ее восьмидесятый день рождения, и это ее подарок от меня.

В конечном итоге это все переросло в фильмы “Эксплуатационные”, которые мы косвенно касались в предыдущей статье, но о которых мы поговорим подробно в следующий раз.

Итак постепенно созрел запрос на иное представление афроамериканца в культуре, а для этого нужны были режиссеры. Одними из них были Мелвин Ван Пиблз о котором мы говорили частично в нашей предыдущей статье и Гордон Паркс которого мы ещё не касались, но на этот раз обязательно упомянем.

Мелвин Ван Пиблз.
Мелвин Ван Пиблз.

Малвин Пиблз родился в городе Чикаго 21 августа 1932 году, окончил Уэслианский университет, за свою жизнь сменил кучу профессий, от военного до портретиста, но в конечном итоге переехал в Париж, где вступил в кино гильдию и быстро выучил язык. Написал несколько романов один из них он превратил в фильм «La Permission/The Story of the Three Day Pass». Это романтическая история чернокожего американского солдата и француженки. Фильм получил премию «Выбор критиков» на кинофестивале в Сан-Франциско в 1967 году, а Ван Пиблз наконец привлек внимание Голливуда. Это было для него особо важно, потому, до этого у него были попытки пробиться в Голливуд, но ничего кроме работы лифтера ему предложено не было.

Мелвин Ван Пиблз.

В следующем году его наняли для постановки и написания музыки к фильму «Человек-арбуз» - рассказе о белом фанатике, который однажды просыпается чернокожим. На деньги, вырученные от проекта, Ван Пиблз приступил к работе над своим самым известным фильмом «Свит Свитбэк: Песня мерзавца».

Watermelon Man 1970г.

Все фильмы о чернокожих до сих пор рассказывались глазами англосаксонского большинства в их ритме, речи и темпе, - объяснял Ван Пиблз в интервью Newsweek в год выхода фильма на экраны.

Пиблз скончался 22 сентября 2021 года, об этом заявила его семья в письме. В своем заявлении они заявили:

“В своей беспрецедентной карьере, отмеченной неустанным новаторством, безграничным любопытством и духовным сопереживанием, Мелвин Ван Пиблз оставил неизгладимый след в международном культурном ландшафте посредством своих фильмов, романов, пьес и музыки.”

За свою жизнь Пиблз снялся актером в более чем 40 фильмах, снял и написал сценарий почти к 50 фильмам. Сын Пиблза впоследствии стал успешным американским кинорежиссером и актером, наиболее известным по роли в фильме «Нью-Джек-Сити».

«Папа знал, что образы чернокожих имеют значение, если картинка стоит тысячи слов, чего стоит фильм? Мы хотим добиться того успеха, который видим, поэтому нам нужно видеть себя свободными. Истинное освобождение не означает подражание менталитету колонизатора. Оно означает признание силы, красоты и взаимосвязанности всех людей».

Марио сын Паблза
Гордон Роджер Александр Бьюкенен Паркс.
Гордон Роджер Александр Бьюкенен Паркс.

Гордон Паркс родился 10 ноября 1912 года в Канзасе США. Рос бедно, в большой семьёй из 15 человек. Мать, Сара Росс Паркс, постоянно говорила ему, что нет смысла жаловаться на то, что ты черный, если у тебя что-то не получается. Раз белый может это сделать – то и ты сможешь. После смерти матери перебрался в Миннесоту где с помощью энтузиазма и таланта достиг успехов в фотографии и переехал в Чикаго. Потом была выставка его снимков и сотрудничество Гордона Паркса с Министерством народного хозяйства США. В Америке имя Гордона в основном ассоциируется с фотографиями. Он был первым чернокожим фотографом снимающим для журналов Life', 'Vogue' , 'Glamour’ и одного из первых афроамериканцев режиссеров в Голливуде. Его имя стало символом победы над обстоятельствами.

На хлеб себе зарабатывал съемкой модных светских див на показах мод и репортажах, но в свободное время снимал обычных чернокожих рабочих и трудяг.

В 1950 х Паркс работал в качестве консультанта в Голливуде и руководил серией документальных фильмов о жизни в черных гетто по заказу Государственного образовательного телевидения. В 1960 х он занялся литературой, писал мемуары, издал книгу "Древо познания" и несколько стихотворных сборников, иллюстрированных его фотографиями. В 1969-м Паркс стал одним из первым темнокожим режиссером в Голливуде, сняв экранизацию "Древа познания", причем он сам писал и сценарий, и музыку к фильму. Самый его известный фильм – это детективный боевик “Шафт” 1971 года выпуска. В 2000 году вышел ремейк, главную роль в нем сыграл Сэмюэл Л. Джексон.

Гордон Паркс жил в фешенебельном элитном районе Нью-Йорка. Он умер 7 марта 2006 года, в возрасте 93 лет, от рака.

Афроамериканцы никогда до этого не побеждали в номинации "лучший режиссер". Однако в 2014 г. лента "12 лет рабства" чернокожего британского режиссера Стивена Маккуина, выходца из Гренады, выиграла в номинации "лучший фильм". О этом мы поговорим как нибудь потом.

К началу 1980-х годов голливудское отделение NAACP раскритиковало Академию за то, что, по ее мнению, она постоянно испытывала хроническую нехватку чернокожих номинантов. Луис Госсетт-младший получил награду в 1982 году за роль сержанта-инструктора за роль в фильме « Офицер и джентльмен» .

Интересно, что в середине 1980-х годов «Цветы лиловые полей» , фильм Стивена Спилберга, снятый по роману Элис Уокер, удостоенному Пулитцеровской премии 1983 года, был номинирован на 11 премий «Оскар». Фильм стал громоотводом противоречий и вызвал ряд жарких и страстных дебатов в черном сообществе, особенно из-за его не совсем звездного изображения чернокожих мужчин. Фактически, даже консервативные издания, такие как National Review, осудили фильм, заявив, что в фильме не было ни одного чернокожего мужчины, который имел бы какие-либо достойные восхищения или искупительные качества.

В 1990-х годах чернокожие актеры все чаще стали номинантами на статуэтку. Среди этих людей были: Дензел Вашингтон, Анджела Бассетт, Вупи Голдберг, Лоренс Фишберн, Морган Фримен, Дженнифер Хадсон,Тараджи П.Хенсон, Октавия Спенсер и другие и другие актеры и режиссеры, но это уже история скорее для новой статьи, тема слишком объемная. К 21 веку чернокожие номинанты стали постоянными участниками церемоний вручения «Оскара» и из исключения из правил превратились в его полноценных участников. В 2001 году, который многие чернокожие и (и не только чернокожие) назвали «Годом черных «Оскаров».

Всем спасибо за любую активность под постом, ваши лайки и критику. Буду благодарен вам, если подпишитесь на меня тут на DTF и в кинориуме. Всех обнял, до скорых встреч!

5555
55
55
33
11
22 комментария

В 2025 году: актриса поблагодарила Макдонэл за, что она выдержала все унижения и притеснения, чтобы цитата «Мне не пришлось»

6
4
1

Утащила пару фильмов поглядеть, очень интересно

1

Спасибо, очень интересно!

1

И вам спасибо большое!

Через полгодика почитаю третью часть, так понимаю.

1