Преступление и наказание (2024)

Роберт Дауни младший 10 серий говорит тебе ужасные вещи

Хуже плохого позиционирования может быть только его отсутствие. У тебя есть: априорно неплохой актерский состав, огромная медиа поддержка, многогранная эстетика Санкт-Петербурга и, конечно, один из наиболее значимых в мировой литературе первоисточников. Но на выходе ты выдаешь...попурри из отечественных сериалов, в которым Янковский снова играет Янковского.

Такое чувство, что ни создатели, ни непосредственно актеры не понимают, что они тут делают. Изначально идея, казалось бы, простая: помещаем известный сюжет в новые реалии, добавляем нужное количество референсных деталей, чтобы показать преемственность, ну и там накинем какого-то постмодерна. Но так просто обычно это не работает, и не должно работать.

Если ты заставляешь героев говорить реплики соответствующих персонажей из «Преступления и наказания», то хотя бы постарайся это обыграть, сделать уместным и органичным. Вместо этого периодически включается "режим симулякра", как будто актерам выдали челлендж цитировать роман, что на деле звучит для современного человека совершенно неестественно, как ни старайся маскировать. И порой это даже не так режет слух, но стыки словесных обоев все равно часто видны.

А в Санкт-Петербурге только и разговоры, что об убийстве старушек

И проблема "усидеть на двух стульях" прослеживается во всем. Вся мотивация героев и материальная подоплека по сути просто перенесены со страниц книги, однако там они брались не из воздуха, за всем этим стояло множество социальных факторов. Другие люди, другие нравы, другие отношения в целом.

Еще более эклектично выглядит и постановка сего действа. Основной акцент здесь явно сделан на попытку вызвать эмоции у зрителя дешевыми средствами. Яркие психоделические образы, эротика, жестокость, порой излишне экзальтированные персонажи. Динамика современности, но вот беда: она раз за разом спотыкается, будучи вынужденной притормозить перед светофорами в виде ключевых книжных эпизодов.

Квентин Тарантино назвал эту сцену завораживающей 

Если же пытаться анализировать сериал на идейном уровне, то степень неоднозначности только возрастает. С одной стороны, авторы действительно используют идеи из книги, но расстановка акцентов и изменение отдельных деталей в совокупности создают принципиально иные образы.

Ключевая идея сериала — наличие черта, подталкивающего героев к плохим поступкам. И с точки зрения повествования это по-своему логично, ведь так гораздо проще вести внутренний диалог героев, да и саму концепцию борьбы добра со злом можно более буквально показать. Но это в корне противоречит первоисточнику.

Раскольников не перекладывал ответственность ни на кого и ни на что, потому что он в принципе не понимал, за что его наказывают, вплоть до каторги включительно. Поэтому Родион вполне явно винил в первую очередь себя, так как сдался и не потянул свои же идеалы. В сериале же идеи Раскольникова просто постулируются книжными цитатами, но крайне слабо подкрепляются действием.

По сути перед нами обычный маргинальный бездельник, который в противовес книжному персонажу и ест, и пьет, и одевается не так плохо, и награбленным в итоге рационально распоряжается. Тогда как у Достоевского Раскольников не ел даже тогда, когда ему предлагали, как протест, вызов миропорядку, ведь ел и Сократ, а он, как известно смертен.

В этой связи совсем явный акцент делается на схожести Раскольникова со Свидригайловым, который в сериале по сути становится почти равноправным персонажем. В результате рушится и наполненный мистикой и тайнами образ героя, а мотив двойника выпячивается наиболее явным образом: оба убийцы, оба материалистичны, оба любят Дуню, тогда как само появление в жизни героя доппельгангера как по канону предвещает смерть.

Самой же Дуне как будто под стать добавили немного от Настасьи Филипповны, что вместе с ее безыдейным воплощением Любовью Аксеновой превращает жертвенного и нравственно сильного персонажа в строптивную недалекую провинциалку.

Но, в общем-то, проблема совсем не в том, что адаптация во многом расходится с первоисточником, а в том, что ей особо нечего предложить взамен. В итоге книжные моменты теряют в силе, разбавленные множеством кажущихся несвязными идей авторов.

Отвечает Константин Станиславский 

Можно было сделать серьезную осовремененную адаптацию, либо удариться в радикальное пародийное переосмысление в стиле «Даунхауса», либо прибавить кафкианства в стиле «Капитан Волконогов бежал», либо просто сделать что-то максимально постмодерновое, где Раскольников убивает старуху-процентщицу в стиле «Американского психопата» под Короля и шута.

И ведь не сказать, что в сериале нет идей, но они не вяжутся во что-то единое, плохо балансируя между прямолинейностью и амбивалентностью, а порой и просто выглядят излишними — то ли просто отсылка ради отсылки, то ли хулиганистое подмигивание авторов зрителям.

Майор Разумихин на страже порядка

Если в сухом остатке что-то хорошее в сериале? В целом не так плоха картинка: можно поузнавать знакомые места в Санкт-Петербурге, да и отдельные визуальные идеи работают. В звуковой части интуитивно интересным кажется использование музыки Леонида Федорова.

На фоне стабильно нестабильной игры Янковского и ужасающе бессмысленного исполнения Аксеновой порой вполне себе неплохо смотрятся второстепенные актеры, даже несмотря на сомнительные образы самих персонажей.

Просто чиловый парень

Более того, даже отдельные удачные идеи можно при желании найти. Например, эпизод, в котором Соня читает детям, сиротам в будущем по сюжету, рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

Однако в целом это капля в море, и без долгого послесловия: фанат творчества Достоевского с трудом разглядит в сериале достойное, а обычный зритель явно может найти что-то более интересное и однозначное.

3131
88
22
11
47 комментариев

Другие мои статьи про кино и сериалы можно найти здесь: https://dtf.ru/u/455288-dracubik/2183146-putevoditel-po-blogu

Неуместная эротика которую пихают чуть ли не в каждый ру сериал это наверное наша база

24

Ну, тут условный повод, конечно, есть. Но самое забавное, что наиболее откровенные сцены как раз надуманные, не связанные с сюжетом толком. А имея Снигирь и Аксенову в актерском составе, два раза показывают плавающего голышом Лужина=)

3

Как эротика может быть неуместной? 🤔😏

1

Неуместной эротики не бывает (с женщинами разумеется)

1

Две России: скрепная и зумерская

Так стриминги, в этом плане, типа свободу изъяснения отыгрывают, заманивают подписчиков. Мол, на ТВ вам такого не покажут - эксплуатационный контент. А, то что, оно не везде и не всегда уместно, ну... дискуссионный вопрос рейтингов, подписки и интересов аудитории.