Мартин Скорсезе: «Кино, каким оно было весь прошедший век, больше не существует»
Режиссёр рассказал, почему относится к съёмкам как к «ритуалу» и считает Netflix одними из немногих, кто готов рисковать.
Постановщик «Таксиста» и «Волка с Уолл-Стрит» побывал на Международном кинофестивале в Марракеше, где на встрече с местными режиссёрами порассуждал о будущем индустрии.
По словам Скорсезе, он до сих пор смотрит очень много фильмов. Но по большей части он занимается этим дома и, несмотря на все удобства, скучает по ощущениям, которые дарит поход в кинотеатр.
Кино, каким оно было весь прошедший век, больше не существует. Оно изменилось.
Поэтому фестивали, вроде этого, так важны. Они поддерживают значимость кино как вида искусства.
При этом постановщик подчеркнул, что сейчас у независимых режиссёров куда больше возможностей, чем раньше. В качестве примера он привёл свою собственную картину «Ирландец», которую удалось запустить в производство благодаря Netflix. Фильм планируют выпустить в 2019 году.
Netflix и им подобные всё-таки не боятся рисковать. Например, в случае с «Ирландцем».
Никто не хотел финансировать это кино целых пять-семь лет. А мы всё это время не молодели. И Netflix пошёл на этот риск.
Скорсезе отметил, что ничего не имеет против технических нововведений. Именно благодаря появлению микрофонов, способных записывать шёпот актёров, на свет появились такие фильмы, как «В порту» и «К востоку от рая», которые сильно повлияли на творчество постановщика.
Но со временем меняются не только технологии, но и культура. Поэтому людям не стоит забывать об основных моральных принципах.
Верования нужно время от времени обновлять, пересматривать. Но это не значит, что нужно отказываться от определённых ритуалов. Они ведь очень важны — они создают связь между людьми, объединяют их. Например, молитва.
Я и сам — простой католик, который много раз сомневался в своей вере. Да, может, в церковь я не хожу, но большинство моих фильмов — о ритуалах.
И если мы хотим продолжать человеческий род, то нельзя забывать о самых базовых вопросах — и прививать любовь, понимание и сопереживание по отношению к окружающим.
Ведь теперь у нас есть силы стереть человечество с лица Земли. И я постоянно возвращаюсь к таким вопросам.
Даже сами съёмки фильма постановщик сравнил с ритуалом, во время которого каждый, кто участвует в работе, посвящает себя одной цели.
В самом процессе создания кино есть нечто священное. Например, когда звукооператоры записывают дополнительное аудио, фоновый шум окружающей среды.
Тогда нам нужно постоять пару минут в полной тишине. И на площадке присутствуют все, поэтому каждый невольно начинает медитировать. И этого достаточно.
Мартин Скорсезе и раньше высказывался на тему современного кино, жалуясь на то, что производство фильмов стало бизнесом, имеющим мало отношения к искусству.